НОВОСТИ
Бывшего схиигумена Сергия посадили в колонию на три с половиной года
sovsekretnoru

Командир несчастливой «Ханли»

Автор: Юрий ШИМАНОВСКИЙ
01.02.2004

 
Юрий ШИМАНОВСКИЙ
Специально для «Совершенно секретно»

 

Несмотря на свои 24 года, командир подводной лодки «Ханли» лейтенант Диксон имел немалый боевой опыт. Из опасных ситуаций он всегда выходил победителем. За глаза его называли счастливчиком. Рассказывали, между прочим, что в сражении у местечка Шилоу в лейтенанта попала пуля – но отскочила, ударившись о монетку в кармане. Монета, как говорили, – подарок любимой девушки. Она была из чистого золота и служила талисманом ее владельцу.

Звездный час для Диксона настал 17 февраля 1864 года. Ему было поручено атаковать новенький корвет северян «Хаусатоник», который только что стал на якоре в фарватере Чарльстонской бухты. Место стоянки выбрали так, чтобы корабль оказался недосягаем для береговой артиллерии конфедератов, но полностью перекрыл сообщение Чарльстона с внешним миром. Чарльстонская бухта, образованная слиянием двух рек, Купер и Эшли, хоть и огромна по размерам, но мелководна в горловине. Судоходен только строго определенный узкий фарватер. С юга этот фарватер охраняется фортом Самтер, что стоит на крошечном скалистом островке. С севера – фортом Моултри, что на Сэлливановом острове.

В 15.40 прилив достиг наивысшей точки, и уровень воды пошел на убыль. В такие часы в бухте возникает течение, направленное в океан, которое достигает наибольшей силы к 7 вечера. В это время «Ханли» и отчалила от Сэлливанова острова. Течение должно было вынести ее к вражескому кораблю, а около десяти начнется прилив, который поможет вернуться обратно.

Прошел час сорок пять минут после отплытия. «Глядите, кит!» – крикнул кто-то с борта корвета, указывая на темную массу, поднимающуюся из глубины. Ошибку поняли слишком поздно, когда в бурлящей пене обозначился покрытый заклепками корпус и блеснули в лунном свете иллюминаторы.

С корвета открыли беспорядочную стрельбу из ружей, но пули отскакивали от стальной обшивки, как горошины. Пушку использовать не могли, поскольку технические средства не позволяли направить ствол вниз. В последние секунды корабль пытался сняться с якоря, но не успел. Мина на длинном шесте уперлась в борт корвета как раз в том месте, где находился пороховой погреб. Грянул взрыв. «Ханли» дала «полный назад» и исчезла в пучине.

Двадцать минут спустя там, где стоял «Хаусатоник», плавала лишь куча обломков и барахтающихся людей. В 21.30 «Ханли» передала на берег сигнал синего цвета, означавший успех операции. Прошел час, другой, наступило утро. Но на базе «Ханли» так и не появилась. Она стала первой в истории подлодкой, не вернувшейся с боевого задания.

Наиболее правдоподобной версией ее исчезновения казалось предположение, что лодка была повреждена взрывом собственной мины. Но как тогда объяснить поданный на берег сигнал успеха? Другая гипотеза – «Ханли» столкнулась с одним из судов, спешивших на выручку тонущему «Хаусатонику». Третий вариант – лодка всплыла, но двигалась по поверхности с открытым люком и была перевернута волной. Пролить свет на истинные причины пропажи субмарины можно было, только найдя ее и осмотрев на предмет повреждений или открытых люков.

Сверхсекретная субмарина

 

Подводная лодка «Ханли», названная по имени конструктора, была построена в Алабаме и летом 1863 года доставлена в Чарльстон. Субмарина имела стальной клепаный корпус длиной двенадцать метров, шириной метр и высотой метр с четвертью. В носовой и кормовой части находились две башенки диаметром около полуметра с иллюминаторами. В них же были устроены люки. Для погружения и всплытия использовались заполняемые водой балластные цистерны. Их также две – одна в корме и одна в носу. Заполнялись эти цистерны путем открытия забортного клапана, а опорожнялись с помощью ручного насоса. Носовой цистерной управлял командир, кормовой – первый помощник. Заполнение и продувка цистерн должны были проводиться одновременно, иначе лодка опрокинулась бы на нос или на корму. Для экстренного всплытия использовался отсоединяемый груз из литого чугуна. Стоит командиру потянуть за нужный рычаг, как груз сброшен, и лодка, будто поплавок, выскакивает на поверхность. Из навигационных приборов – только компас, практически бесполезный внутри железного корпуса. А вот второй прибор очень важен. Это зажженная свечка, которая свидетельствовала о том, что в лодке достаточно кислорода. Если свечка гаснет – нужно немедленно всплывать. Кроме того, это единственный источник внутреннего освещения. В надводном положении судно вентилировалось специальными воздухозаборниками. Для подводного плавания имелся баллон со сжатым воздухом

Все девять членов экипажа за исключением командира были заняты только тем, что с помощью специальных рукояток вращали гребной винт, сообщая кораблю скорость до трех узлов. Командир стоял в носовой части таким образом, что голова его находилась в передней башенке. Он осуществлял управление рулями, в том числе рулями глубины, находящимися по бортам.

Атака на вражеское судно могла осуществляться двумя способами – торпедой или миной. Торпеда крепилась к лодке с помощью длинного троса. И в то время, когда лодка двигалась под водой, торпеда плыла по поверхности. Стоит пройти под днищем вражеского корабля – и плывущая следом торпеда ударит его в борт. Этот метод имел недостаток. Легко промахнуться, учитывая, что лодка в подводном положении практически «слепа». К тому же торпеду видно издалека, и враг может успеть выполнить маневр и избежать столкновения.

Минная атака в этом отношении лучше. Заряд, управляемый электрическим сигналом, устанавливался на длинном шесте в носовой части. Нужно только подплыть вплотную к вражескому кораблю, коснуться миной его корпуса и нажать кнопку. Здесь тоже, впрочем, есть изъян: лодка должна всплыть в последний момент перед атакой и обнаружить себя прямо под носом у противника.

Месяцы были потрачены для тренировки экипажа. Отрабатывались все мыслимые ситуации, которые могли сложиться в боевой обстановке. Несколько раз командир провел интересный эксперимент, результатом которого гордился. Точно удалось выяснить, как долго экипаж может дышать тем воздухом, запас которого имелся в баллоне. «Ханли» уходила под воду и ложилась на дно. Оказалось, что можно было продержаться, не всплывая, два с половиной часа, пока не гасла сигнальная свечка.

Вопросы вместо ответов

 

Поиски лодки начались в 1974 году и продолжались около двух десятилетий. К тому времени в центре Атлантики уже нашли «Титаник», а «Ханли», исчезнувшую рядом с берегом, никак не могли обнаружить. Лишь в конце девяностых на дне Чарльстонской бухты зафиксировали магнитную аномалию, и подводные работы подтвердили, что речь идет о «Ханли». Лодка лежала на глубине десяти метров, покрытая слоем ила, менее чем в полумиле от места сражения. В 2000 году субмарину подняли и доставили в специальную лабораторию.

Операция по подъему субмарины – отдельная история, тоже интересная, но не об этом сейчас речь. Можно лишь упомянуть, что обошлось это мероприятие в 17 миллионов долларов, из которых три выделило правительство Южной Каролины, два – Пентагон, а остальные двенадцать миллионов собирались по крохам из добровольных пожертвований. Лодку подняли, уложив ее предварительно в мягкую пенопластовую коробочку, доставили в специально построенную для нее лабораторию, где и поместили в бассейн с морской водой, чтобы избежать влияния резкой смены среды. Постепенно воду откачали, следя за состоянием корпуса, и вот, наконец, первые исследователи проникли внутрь. Они рассчитывали на быструю разгадку, но лишь наткнулись на новые вопросы.

«Ханли» не была повреждена ни взрывом, ни столкновением с другим кораблем. Люки были закрыты. Как выяснилось, в последний момент с одной балластной цистерной производились какие-то манипуляции. Почему работали только с одной цистерной, а не с двумя, как подсказывает логика? Было это всплытие или погружение? Кроме того, какие-то действия проводились и с передним люком.

Останки погибших хорошо сохранились, но в лодке оказалось только восемь человек. Куда делся девятый? Неужели спасся? Ответа нет, но даже если кому-то удалось выскочить с тонущего корабля, шансов у него почти не было: ночь, февральская холодная вода, до берега четыре мили.

Расположение останков экипажа тоже удивило специалистов. Людей ожидали найти около люков, ведь при аварии они наверняка пытались бы вырваться наружу. Но все погибли на своих обычных местах. Неужели смерть была столь стремительна, что никто ничего не успел понять? Только один человек, судя по его положению, пытался спастись.

Нашли также фонарь – тот самый, сигналы которого видели на берегу. Эта находка окончательно поставила крест на одной из гипотез. Согласно этой версии, Джордж Диксон был бесконечно предан своему кораблю и ни на секунду не сомневался в успехе. И вдруг после атаки выясняется, что лодка терпит аварию. Подать сигнал беды было бы бесчестьем. И, чтобы подбодрить товарищей на берегу, он просигналил об успехе. Версия довольно слабая. Представим, что тонущая лодка смогла всплыть и даже открыть люк для сигнала. Логично предположить, что после этого начнется спасение людей. Вместо этого сигнальщик спускается обратно и задраивает люк. Мало того, он заботливо уносит с собой и фонарь

Неожиданностью стало обнаружение у одного из членов команды бронзового медальона. Медальон был «северного», то есть вражеского происхождения. Возникает новая версия. На лодке был замаскировавшийся враг! Он тихо шпионил, но после успеха операции осознал, сколь грозным оружием располагает противник, и решился на отчаянный поступок. Утопил лодку ценой своей жизни. Возможно? Да, в истории были подобные случаи, но как можно голыми руками пустить ко дну исправный железный корабль? И почему нет следов борьбы, неизбежной в данной ситуации?

А вот еще одна версия, очень похожая на правду. После успешной атаки «Ханли» отправляется домой. Но какова обстановка? Люди смертельно устали от многочасовой работы и нервного напряжения. Понимая это, командир решает погрузиться на дно. Как это делалось на тренировках: отдохнуть, переждать суматоху и дождаться приливного течения, максимум которого ожидается около полуночи. Оно вынесет лодку прямо к родному берегу без особых усилий со стороны экипажа.

И «Ханли» ложится на дно. Внутри царит темнота, едва оживляемая сигнальной свечкой. Впервые за долгие часы люди бросили рычаги. Они заснули! И никто не заметил, как погасла свеча.

Своя версия

 

Когда я готовил эту статью, у меня родилась собственная версия, и разрозненные детали вдруг сложились воедино.

Во-первых, отсутствие девятого члена экипажа. А откуда известно, что он вообще существовал? Да, команда была из девяти человек, но ведь возможно, кто-то заболел или струсил в последний момент накануне отплытия и сбежал. Команда была отлично обучена, и вряд ли командир взял бы на борт замену из посторонних. Некомпетентный новичок был бы опасен в море.

Предположим, экипаж действительно уснул. Сигнальная свеча погасла. И вдруг кто-то из матросов приходит в себя. (Вспомним, что один человек, похоже, старался спастись.) Он пытается разбудить товарищей, но тщетно: они либо без сознания, либо мертвы. Тогда он бросается к балластной цистерне и пытается откачать из нее воду. (Вспомним: в последний момент что-то делали с балластной цистерной.)

Но он простой матрос и не знает, как справиться с насосом. У него ничего не выходит. Тогда в отчаянии он решается открыть люк. (Что-то делали с люком.) Быть может, удастся выскочить! Остальные все равно уже не проснутся. Но на глубине 10 метров крышка прижата давлением примерно в две тонны. Несчастный так и погиб там, у люка, не зная, что можно было дернуть за рычаг аварийного всплытия и отсоединить чугунный груз под днищем. Но это лишь версии. На «Ханли» работают историки, археологи, криминалисты, генетики, пытаясь пролить свет на загадку ее гибели.

Согласно официальной американской истории, Север в гражданскую войну был технически и экономически развит, а Юг – аграрен и отстал. Но каким образом, скажите мне, именно на Юге была построена подводная лодка, опередившая лет на пятьдесят технологический уровень своего времени? Мало того, «Ханли» была не одна. Южане располагали целым подводным флотом из четырех кораблей. Сто тридцать девять лет назад, когда произошли описанные события, подводные лодки считались на редкость смешным и глупым изобретением. Но сейчас, в начале двадцать первого века, это наиболее грозное оружие, имеющееся у человечества. «Ханли» стала первой в истории подлодкой, успешно осуществившей боевую операцию и доказавшей свою эффективность. После этого субмаринами зантересовались всерьез и начали строить в различных странах мира.

* * *

Истерика случилась с сотрудницей лаборатории во время исследования ила, скопившегося в «Ханли». В жидкой грязи она нащупала небольшой предмет. Это была изогнутая золотая монета с черной отметиной. На обратной стороне монеты значилось:

«Шилоу, 6 апреля, 1862. Спасительница моей жизни. Дж. Д.»

P.S. Захоронение останков «счастливого» лейтенанта Диксона и его команды состоялось осенью прошлого года на чарльстонском кладбище «Магнолия».

Южная Каролина


Авторы:  Юрий ШИМАНОВСКИЙ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку