НОВОСТИ
Москва засекретила, в какие регионы будет вывозить свой мусор
sovsekretnoru

Колокол звонит по флоту США

Колокол звонит по флоту США
Автор: Виктория ФОМЕНКО
10.08.2020

Несчастливым оказалось лето 2020 года для американского флота. На вертолетоносце, точнее – универсальном десантном корабле «Боном Ричард» (USS Bonhomme Richard), ремонтировавшемся в порту Сан-Диего, вспыхнул пожар. С огнем не удавалось справиться четверо суток; в результате корабль получил тяжелейшие повреждения и теперь, очень возможно, пойдет под списание. Инцидент на борту вертолетоносца вновь обратил внимание мировых СМИ на состояние американского флота, который переживает сейчас далеко не лучшие времена.

Bonhomme Richard относится к классу универсальных вертолетонесущих десантных кораблей типа Wasp («Оса»). Это шестой из восьми кораблей данной серии. Полное водоизмещение его превышает 40 тыс.тонн, а стандартное – 28 тыс. тонн. Корабль может доставлять на необорудованное побережье противника до 1800 морских пехотинцев, обеспечивая им поддержку с воздуха ударными вертолетами и самолетами.

НА СЛУЖБЕ ЗВЕЗДНОПОЛОСАТОЙ ИМПЕРИИ

В российском формате аналогом «Ричарда» стал бы «Мистраль», выполни Франция в 2015 году свои обязательства. На «Ричарде» в стандартном варианте базировались 12 конвертопланов MV-22B Osprey, 6 штурмовиков вертикального взлета и посадки Harrier II, четыре тяжелых транспортных вертолета СН-53Е Super Stallion и три-четыре вспомогательных вертолета общего назначения UH-1Y Venom. Однако при необходимости состав авиагруппы всех Wasp может меняться, гибко подстраиваясь под требования текущего момента. Если перед командованием стоит задача выброски массированного десанта – крыло конвертопланов может быть увеличено до 22 штук, если же корабль уже высадил десант и морпехам нужна интенсивная поддержка с воздуха, вертолеты и конвертопланы могут уступить место на палубе двадцати штурмовикам.

Именно так Bonhomme Richard действовал в 2003 году, во время вторжения Соединенных Штатов в Ирак. Сначала корабль высадил на берег около 1 тыс. морпехов, а затем занял позицию в Персидском заливе, и вместе с систершипом USS Bataan стал плавающим аэродромом для пилотов 211-й и 311-й эскадрилий морской штурмовой авиации. За время кампании с его палубы было совершено свыше 547 боевых вылетов, в ходе которых на головы иракцев сбросили 79 тонн боеприпасов.

Следующие восемь лет вертолетоносец базировался в Юго-Восточной Азии, а в 2012 году перешел в японский порт Сасебо. При этом корабль не просто сменил район патрулирования, а стал флагманом седьмой ударной группы ВМС США. Именно в его рубке принимались бы ключевые тактические решения в случае конфликта Японии с Россией или Китаем, а Южной Кореи с КНДР.

Два года назад командование решило вернуть корабль на его родную базу в Сан-Диего и поставить на глубокую модернизацию для замены устаревших «Харриеров» на истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35B. В ходе этих работ с «Ричардом» и случилось несчастье.

ОГОНЬ ПОД ПАЛУБОЙ

Возгорание началось в воскресенье, 12 июля, в 8:50 утра в грузовом отсеке палубы Deep V, где хранилось имущество морпехов. Огонь быстро распространился по помещению и перекинулся в доковую камеру, а оттуда – в ангар авиакрыла. После этого остановить пожар силами экипажа стало уже невозможно.

Боеприпасов на момент ЧП на «Ричарде» не было, но в цистернах оставались 3700 т топлива. Доберись огонь до хранилищ – и речь шла бы уже не об ущербе кораблю или порту, а о региональной экологической катастрофе. К счастью для Калифорнии, топливные цистерны вертолетоносца расположены ниже ватерлинии, и доступ к ним пламени оказался перекрыт водой, которой пожарные заливали горящие помещения.

Свою роль в развитии событий сыграло и то, что на момент возгорания на корабле вместо 1100 членов экипажа находились всего 160 моряков и гражданских специалистов, занимавшихся ремонтными работами. Это, с одной стороны, не дало справиться с возгоранием, когда пожар еще не набрал силу, а с другой – позволило избежать жертв. За четверо суток борьбы с огнем на корабле пострадали 63 человека: 40 моряков и 23 гражданских специалиста.

Через сутки пожара вертолетоносец начал разваливаться. Прогорели и дали осадку мостик и мачта островной надстройки, выполненные из алюминиевых сплавов, возникли провалы в полетной палубе. Через зияющие дыры пилотам пожарных вертолетов стали видны раскаленные внутренности корабля, откуда валил черный дым, сформировавший над городом подобие грозового облака. По оценке специалистов, температура во внутренних помещениях поднялась до тысячи градусов.

К этому времени военные и гражданские пожарные уже покинули корабль. Борьба с огнем велась силами шести пожарных катеров и трех вертолетов. 29 часов спустя, приняв сотни тонн воды из брандспойтов, «Ричард» дал сильный крен. Глава пожарной службы Сан-Диего Колин Стоуэлл заявил CNN, что высока вероятность выгорания корабля до самой ватерлинии. Тогда же очевидцы сообщили о трещинах в бортах: они, вероятно, образовались из-за неравномерного нагрева 200-метрового корпуса.

Вернуться на борт «Ричарда» пожарные смогли лишь в среду, 15 июля, а потушить последние очаги – в ночь с 16-го на 17-е.

Официальных заявлений о состоянии вертолетоносца пока нет, однако крайне маловероятно, что после такого пожара его отправят даже на капитальный ремонт. Скорее всего, корабль теперь пойдет на металлолом. Если это произойдет – гибель «Ричарда» станет крупнейшей потерей американских ВМФ после окончания Второй мировой.

К ВОПРОСУ О ЗЛОРАДСТВЕ

На фоне этой бесславной и весьма нелепой гибели одного из крупнейших кораблей американского флота (объективно – самого мощного и развитого в мире) невольно вспоминается поток сарказма и издевок, обрушившийся на российских моряков в декабре 2019 года, когда от пожара пострадал наш тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

«Адмирал» печальной карьеры», «невезучий крейсер, который давно пора разрезать», – отзывались о пострадавшем корабле одни СМИ. «Хватит уже его мучить», – призывали другие. Всезнающие «источники» оперативно сообщили, что ремонт крейсера будет стоить столько же, сколько и постройка нового (позднее выяснилось, что эта информация не соответствует действительности), а некоторые эксперты заговорили про «висящий над «Кузнецовым» злой рок».

Между тем, российский авианосец, хотя и получил серьезные повреждения аппаратуры и электропроводки, отнюдь не прогорел до дыр. Пожар произошел перед началом большого ремонта, а не после двух лет упорного труда, и не привел к необратимым последствиям, каковые, судя по всему, имеют место на американском универсальном десантном корабле.

Если же смотреть шире, то пожары на военных кораблях во время ремонтов являются отнюдь не исключением, а правилом. Объясняется это целым букетом объективных причин. Во-первых, на время модернизации большая часть экипажа отправляется на берег, на борту остается лишь немногочисленная рабочая группа (в случае «Ричарда» – 10% от штатной численности экипажа). Во-вторых, корабль частично разбирается: демонтируется старое оборудование, готовится к подключению новое. При этом отключаются важнейшие системы, в том числе пожаротушения и пожарной сигнализации, нарушается связь между отсеками. Одновременно во внутренних помещениях появляется огромное количество горючих материалов и жидкостей, коридоры загромождаются снятыми конструкциями. Гражданские рабочие режут металлические переборки сваркой и «болгарками», повсюду летят искры. Иными словами, творится бардак, просто немыслимый во времена боевого дежурства, а корабль настолько нефункционален, как если бы подвергся вражеской бомбардировке. К тому же, ремонт часто идет с отставанием от сроков, выделенных для контроля за работой моряков оказывается недостаточно, а их компетенция не соответствует сложности возложенных задач.

Как рассказал командующий экспедиционной ударной группой, контрадмирал Филип Собек, пожар на «Ричарде» возник из-за возгорания бумаги, тряпок и других аналогичных материалов, которые не убрали с палубы. Шестью месяцами ранее «Адмирал Кузнецов» загорелся, когда рабочие прорезали стенку кабель-канала: раскаленная окалина провалилась по металлической трубе в трюм, попав на кучу ветоши и опилок, которыми ранее убирали разлившийся мазут. Последовавшая вспышка подожгла изоляцию кабелей. В обоих случаях разгильдяйство и бардак создали предпосылки для превращения небольшого инцидента в ЧП с тяжелыми последствиями.

ЖЕРТВЫ МИРНОГО ВРЕМЕНИ

Примеров такого рода – увы, множество. 23 мая 2012 года в доках Портсмута погибла атомная ударная субмарина «Майами» (USS Miami SSN 755). Пожар на борту устроил страдавший депрессией 24-летний рабочий. Ему поручили очистить торпедный отсек с помощью пескоструйной установки, но он решил устроить «небольшое задымление», чтобы обеспечить себе внеплановый выходной. Следующие 12 часов сотня людей отчаянно боролась со стремительно распространявшемся пламенем, которое в итоге полностью уничтожило оборудование торпедного отсека и командного поста, а пожарные затопили нижнюю палубу. От радиоактивного выброса город спасла система автоматической защиты реактора, но долговременный нагрев изменил структуру металла внутренних трубопроводов. Повреждения были признаны столь серьезными, что флот решил отказаться от восстановления субмарины.

В ноябре 2018 года электрическое замыкание вызвало пожар на борту эсминца «Оскар Остин» (USS Oscar Austin (DDG-79), проходившем модернизацию на судоремонтном заводе в Норфолке. Пламя не успело широко распространиться, но тушение водой привело к серьезному повреждению системы управления огнем Aegis. Итог – корабль останется на верфи минимум до I квартала 2022 года.

В ночь с 14 на 15 ноября 2019 года пожар произошел на борту универсального десантного корабля «Иводзима» (USS Iwojima, LHD 7). Вертолетоносец находился в порту военно-морской базы «Мейпорт» и, как и его систершип Bonhomme Richard, заканчивал ремонт. По мнению экспертов, от гибели корабль спасли только решительные действия капитана Даррелла Кэнеди, командовавшего ранее атомным авианосцем «Нимиц». Кэнеди не только бросил на борьбу с огнем все имевшиеся силы, но и сразу после получения доклада о задымлении обратился за помощью к находившемуся поблизости ракетному эсминцу и береговым службам. Совместными усилиями моряки и пожарные погасили огонь в отсеке, не допустив его распространения по кораблю. Несмотря на столь своевременные меры и благоприятное стечение обстоятельств, тушение пожара заняло пять часов, пострадали 11 человек, а корабль получил повреждения.

«Наряду с другими инцидентами, которых можно было избежать – пожарами на море, посадками на мель, столкновениями и так далее, – эти аварии уничтожили или вывели из строя целый боевой флот США», – констатировал по этому поводу американский обозреватель Forbes Крейг Хупер.

АВИАНОСЦЫ КОНЧИЛИСЬ

То, что флот США переживает далеко не лучшие времена, уже ни для кого не секрет. В сентябре 2019 года официальный представитель командования Военно-морских сил США, капитан Скотт Миллер сообщил, что у флота не осталось ни одной авианосной группы для патрулирования Атлантики и защиты Восточного побережья – самой густонаселенной части США.

Проблема возникла из-за поломки авианосца «Гарри Трумэн». Способные его заменить «Джон Стеннис» и «Джордж Вашингтон» к тому моменту уже ушли на плановый ремонт, «Джордж Буш» второй год не мог завершить десятимесячное техобслуживание, а самый современный и мощный из американских авианосцев – «Джеральд Форд», принятый в состав флота в 2017 году, никак не мог войти в строй из-за множества «детских болезней». Единственный исправный на тот момент атомный авианосец в Атлантике «Дуайт Эйзенхауэр» только-только вернулся с полуторагодичного ремонта и проходил этап тренировок и боевого слаживания с кораблями сопровождения. В результате стечения этих обстоятельств в обороне США на полгода возникла дыра, заткнуть которую можно было, лишь отозвав авианосцы из Персидского залива или Тихого океана.

В определенном плане американский флот оказался заложником политических амбиций и непоследовательности Вашингтона. В 90-е годы прошлого века и нулевые XXI века Штаты вкладывали огромные средства в чрезвычайно дорогие и, как оказалось, малоэффективные проекты, а после экономического кризиса 2008– 2009 годов руководство страны, напротив, решило сокращать военные расходы. В результате оказалось, что авианосный флот укомплектован очень старыми кораблями. Например, авианосец «Энтерпрайз», на смену которому готовился «Джеральд Форд», на момент списания отслужил 51 год.

Огромной проблемой американских ВМФ последних лет стал дефицит верфей и нехватка производственных мощностей для ремонта крупнотоннажных кораблей. Из-за этого срывы контрактных сроков, спешка и технические накладки стали обычным делом.

Примечательно, что для адмиралов растущий ком проблем не стал неожиданностью. Еще в 2015 году на слушаниях в Конгрессе контр-адмирал Том Мур заявлял, что имеющиеся в строю корабли эксплуатируются на пределе возможностей и все равно не справляются с выполнением возложенных на них задач. Он пояснял, что военно-морская доктрина США требует наличия 11 атомных авианосцев, чтобы было возможно обеспечить их ротацию в стратегически важных районах. Но преждевременное списание «Энтерпрайза» и проблемы с «Фордом» привели к системному сбою в работе флота.

СГОРЕВШИЙ СИМВОЛ

«70 лет американские президенты в моменты кризиса спрашивали: «Где сейчас наши авианосцы?» Следующий президент, задав этот вопрос, может услышать в ответ молчание», – констатировал в 2015 году в Конгрессе помощник главы Пентагона Шон Стэкли.

Долгое время казалось, что с обслуживанием десантных кораблей, ракетных эсминцев и крейсеров ситуация не столь плачевна. Однако, как показал нынешний пожар на Bonhomme Richard, проблемы старших собратьев добрались и до вертолетоносцев.

К слову, в современном российском флоте, пожалуй, нет ни одного корабля, который можно сравнить с «Ричардом» по символическому значению. Дело в том, что это уже третий корабль с таким именем в американском флоте. Предыдущим был авианосец времен Второй мировой, а первым – парусное судно французской постройки. Изначально его построили для Французской Ост-Индской компании, затем, в связи с ее упразднением, передали французскому флоту, а после начала восстания американских колоний – подарили им в качестве негуманитарной помощи.

Название свое фрегат получил в честь «Альманаха бедного Ричарда». Так назывался ежегодник, издаваемый Бенджамином Франклином – соавтором Декларации независимости и американской Конституции, одним из отцов-основателей США, а в начале восстания – послом американских колоний во Франции.

23 сентября 1779 года Bonhomme Richard вступил в сражение с британским кораблем Serapis. Первый же бой оказался для новоиспеченного американца последним: в ходе четырехчасовой перестрелки он получил тяжелейшие повреждения. Но, прежде чем фрегат затонул, американцы успели произвести абордаж и захватили британский корабль. И хоть Bonhomme Richard пошел ко дну, считается, что упорство и отвага его экипажа произвели столь большое впечатление на французский двор, что Париж решил всерьез поддержать восставших в борьбе за независимость.

Станет ли гибель столь именитого вертолетоносца досадным недоразумением, или же колокол звонит по всему американскому флоту – покажет время. Притом, возможно, уже ближайшее.

Фото из архива автора

 

Кстати

Между тем в России на Судостроительном заводе «Залив» в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля (УДК) – «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» – каждый водоизмещением почти 29 тыс. т и 220 м длиной. Они будут иметь сильную ближнюю ПВО и будут способны нести более 20 ударных и транспортно-десантных вертолетов, 75 танков, 6 десантных катеров и до 1000 морпехов. Одновременно в Северодвинске были заложены два атомных подводных крейсера с крылатыми ракетами (АПРК) проекта 885М «Ясень-М». Эти субмарины имеют водоизмещение более 13 тыс. т, несут по 40–50 крылатых ракет «Калибр», противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Оникс» и гиперзвуковые «Цирконы». А также другое вооружение и более 30 торпед и ракетоторпед. Их назвали «Владивосток» и «Воронеж».

В Санкт-Петербурге были заложены два фрегата проекта 22350-1 «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».


Авторы:  Виктория ФОМЕНКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку