НОВОСТИ
Арестованную в Белоруссии россиянку Сапегу могут посадить на 6 лет
sovsekretnoru

Китайская болезнь красных глаз

Автор: Лариса КИСЛИНСКАЯ
01.08.1999

 
Сергей ЕРМАКОВ,
специально для «Совершенно секретно»

Летом политическая и всякая иная активность населения падает почти до нулевой отметки. Правительства и парламенты отправляются на каникулы, граждане разлетаются на курорты и в путешествия. Так живет цивилизованный мир. Мы хоть и тешим себя мыслью о принадлежности к нему, но и здесь отличаемся «лица не общим выраженьем». Летний покой нам только снится. Если официальный старт кампании по выборам в Госдуму только что дан, то сражения меньших масштабов – губернаторские, мэрские, курултайские – идут постоянно. И с природными ритмами не согласуются никак.
«РЕВЕЛА БУРЯ, ГРОМ ГРЕМЕЛ...»

Одно из таких сражений развернулось сейчас в Сибири, на берегах Иртыша. Пятого сентября жителям Омской области предстоит избрать губернатора и мэра. Круг претендентов уже определился. Губернаторского счастья решили попытать четверо, в их числе нынешний хозяин области Леонид Полежаев. На кресло мэра Омска, кроме нынешнего главы города Валерия Рощупкина, претендуют еще семь товарищей. Причем губернатор Полежаев считает Рощупкина своим соперником, со всеми вытекающими последствиями, хотя тот о своих видах на губернаторство нигде не говорил (возможно, сделает это в последний момент). Для губернаторской команды эта деталь несущественна. Мощь государственной машины, подконтрольной г-ну Полежаеву, направлена на то, чтобы не допустить Рощупкина даже до кресла мэра.

На электоральном поле мэр и губернатор сошлись, как два былинных богатыря. Как хан Кучум и атаман Ермак. Кто есть кто, покажет победа. «Ревела буря, гром гремел, во мраке молнии блистали...»

ДЕТИ НА АСФАЛЬТЕ

Каждая избирательная кампания – шаг вперед в освоении политических технологий. Даже в стандартной ситуации есть место для выдумки, этакой местной изюминки.

Сегодня в Омске мелками на асфальте рисуют не девочки детсадовского возраста, а подростки-акселераты по пятнадцати годов. Приходят хлопцы на место, вооружаются мелками и старательно выводят: «Мы любим наш город!» Затем передвигаются на чистое пространство и продолжают графические штудии: «В новый век – с новым мэром!», «Наркотикам – нет, новому мэру – да!». Где-нибудь рядом всегда присутствует молодой человек с папкой под мышкой. Он стимулирует детское творчество – комплект надписей стоит 50 целковых.

Борьба с наркотиками – конек Полежаева. С трибуны Совета Федерации он предложил провести всероссийский референдум о введении смертной казни за распространение отравы. Повода для иронии тут нет, наркотики – беда, опасность которой мы осознаем далеко не полностью. Но «подвязывать» к наркотикам мэра вовсе не обязательно, даже самым лютым врагам Рощупкина не придет в голову назвать его наркобароном.

Любую избирательную кампанию можно сравнить с кампанией военной. Значит, а ля гер ком а ля гер, на войне как на войне. Методы, оружие – любые. Ставки, трофеи так значительны, что для сантиментов места не остается. Да и ведение боевых действий – забава не из дешевых. В среднем по России, по мнению специалистов, стоимость любой избирательной кампании можно подсчитать по простой схеме. Один голос стоит примерно доллар. Иногда цену за кампанию задирают до четырех долларов за избирателя, но это в случае заведомо непроходной кандидатуры. В Омской области два миллиона сто тысяч жителей, избирателей – полтора миллиона. Шестизначная сумма в долларах платится не за участие, а за победу. Она должна быть добыта любой ценой, победителей не судят. Но не все помнят вторую часть этой римской пословицы – а побежденных казнят. Короче, горе побежденным!

ЗАПАХ ДЕНЕГ

Деньги пахнут всегда, только запах разный. Местные наблюдатели отмечают, что предвыборная кампания Полежаева пахнет нефтью и водкой. Насчет нефти понятно – в области ведет свою деятельность «Сибнефть», одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний, в которой солидными пакетами акций владеют известные господа Березовский и Абрамович. Хребет «Сибнефти» – Омский нефтеперерабатывающий завод. Любая нестабильность не на пользу бизнесу, а у нас смена руководства – почти всегда смена курса, революция с отрубанием голов, переделом собственности и прочими атрибутами, поэтому олигархи – за старую власть

Источник водочного аромата – фирма «Оша» – гораздо меньше известен публике. В Омской области она практически монополист в сфере производства спирта. Она же продает более половины местной водки. Возглавляет «Ошу» Александр Веретено. В марте этого года журнал «Профиль» оценил его состояние в 30 миллионов долларов. Без посторонней помощи, в том числе законодательной, такой капитал нажить сложно. И действительно, два проекта фирмы – «Расширение спиртового производства», «Покупка и реконструкция здания для производства безалкогольных и слабоалкогольных напитков» – получили от области отличную бюджетную поддержку. Затраты на проекты составили 33,5 миллиона рублей, а освобождение от уплаты налогов в областной бюджет на 67,7 миллиона рублей, причем только за первый год. Еще столько же – за два последующих. Интересно, что цех слабоалкогольных напитков был запущен в феврале 1998 года, а договор о поддержке областью лимонадного производства подписали через месяц. То есть помощи не требовалось, «подогрели» действующее процветающее предприятие.

Одновременно в области полным ходом идет передел собственности. Омские СМИ сообщают об этом регулярно. Владельцами солидного пакета акций крупнейшего сельхозпредприятия России АО «Омский бекон» стали оффшорная фирма Trussardi Investments ltd., зарегистрированная на Багамах, и, по некоторым данным, шесть физических лиц. Сменило собственника и крупнейшее предприятие региона АО «Омскшина». Местная пресса назвала новых хозяев: Torl and ltd., Tucana Marchants S.A., Frost Jimpex inc.

Дым сражения еще не развеялся, а в обозе уже идет драка за самую вкусную добычу. Победа все спишет.

К ШТЫКУ ПРИРАВНЯЛИ ПЕРО

В избирательной кампании прессу хорошо иметь в союзниках. В боевых условиях звонкое перо стоит десятка штыков. Но союзничество предполагает партнерские, равные отношения, а это риск, который нужно свести до минимума. Потому прессе отводится роль бойцовой собаки, которую держат в строгом ошейнике и на коротком поводке. Самое эффективное средство воздействия – бюджетная копейка. Она задействована максимально. Стоимость годовой подписки на «Омскую правду» – главный рупор губернатора – 16 рублей! В розницу газета продается по 50 копеек. Тираж «Правды» за короткий срок скакнул с 30 до 150 тысяч, хотя прихода в редакцию Аграновских, Стуруа или Песковых не зафиксировано. Затраты взял на себя областной бюджет.

Перед выборами создана новая телекомпания «12-й канал» с площадью вещания на всю Омскую область. Нынешним летом родилось информагентство «Сибирь». Деньги вбуханы немалые, но сколько конкретно, пока тайна. Зато впервые за несколько лет администрация области сумела перенести отчет перед законодательным собранием за исполнение бюджета 1998 года на сентябрь, то есть на после выборов.

В строю подконтрольных губернатору СМИ навытяжку стоят «Иртыш», телеканал плюс областное радио, а также телевизионные «12-й канал» и «ТелеОмск «Акмэ». На их фоне городское телевидение – «СТВ-3» и «Антенна-7» – смотрится слабовато: вещать на область они технически не могут.

Прессе, пытающейся сохранить хотя бы видимость независимости, жить крайне трудно. Журналист Михаил Акинченко в телеканале «СТВ-3» поведал гражданам историю покупки автомобиля «Волга» замом прокурора области В.Гринем. Партией авто с Омским заводом технического углерода расплатился один из партнеров. Но все семнадцать автомобилей куда-то исчезли, на складской учет на заводе не поставлены и по бухгалтерским документам не оприходованы. Зато зампрокурора сумел машину приобрести, да еще за цену на 14 миллионов рублей дешевле заводской. В кассе завода ни одной прокурорской копейки не обнаружено. Пресса лагеря противника тут же потребовала: руки прочь от прокурора! Нормальный предвыборный скандал областного масштаба.

Прокурор области публично пригрозил журналисту Акинченко четырьмя годами тюрьмы, хотя тот цитировал официальные документы. Было возбуждено дело. Была даже предпринята попытка демонтировать передатчик телекомпании «СТВ-3». Омичи во главе с мэром Рощупкиным вышли на улицы и передатчик отстояли. Пока. На следующий день сотрудникам другого мэрского канала, «Антенна-7», выступившего в защиту коллег, предложили очистить занимаемые помещения. «Антенна-7» располагалась в здании, которое контролирует областной комитет по управлению госимуществом.

Любая избирательная кампания, свидетелем которой становишься, вызывает как минимум желание вымыть руки, причем мылом с триклозаном. Но если санитарно-гигиенический момент вынести за скобки, остается поучительный опыт. Омские выборы – великолепная иллюстрация нынешних властных нравов, способов и методов избирательной борьбы. В тамошних баталиях присутствует полный набор: возбуждение «липовых» уголовных дел, которое парализует деятельность соперника, натравливание на соперника проверок, инспекций, ревизий, публичная тщательная перетряска грязного белья.

ЧЕРНАЯ КОШКА

Без краткой истории отношений нынешних соперников наша история будет неполной, схематичной. Когда-то Рощупкин и Полежаев дружили, но какая-то кошка между ними пробежала. Сторонники Рощупкина считают, что случилось это тогда, когда омский голова стал президентом Союза российских городов. Это дало прямой выход на федеральное правительство, высокие связи, знакомства, отличное паблисити. У губернатора начала развиваться китайская болезнь красных глаз, по-русски – зависть. Но серьезнее другое – губернатор заподозрил мэра в губернаторских амбициях. Такое не прощается.

Тут еще «Сибнефть» перенесла офис (юридический адрес) компании из губернской столицы в маленькую деревню. Туда же ушли из горбюджета и налоги. За счет налогов «Сибнефти» за последние несколько лет Омск, можно сказать, расцвел. Теперь расцветать предстоит деревне Любино. А причиной смены «места прописки» нефтяной компании стало введение мэром налога на уборку территории, равного двум процентам от оборота компании. Дело хорошее, для горожан нужное, но нефтяники посчитали – не по силам. Городской бюджет в 1999 году недополучит 488 миллионов рублей. Вот цена ссоры с олигархами.

* * *

Времена искренних, насколько возможно, честных выборов в России миновали давно, в начале девяностых. В цене другие, более веские аргументы: деньги, собственность, влияние. Так что удивляться не стоит. Скоро грядут выборы главы Свердловской области. В борьбе за высокое и теплое кресло сойдутся нынешний губернатор Эдуард Россель и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Скучать не придется.

Однако ситуация вовсе не такая печальная, как может показаться. Дело в том, что социологи, изучавшие как наши, так и зарубежные избирательные кампании, посчитали, что какие бы деньги ни были задействованы, какие бы средства давления ни применялись, соискателю выборного места больше 10–15 процентов голосов добавить они не могут. Решают все-таки симпатии и антипатии электората. То есть нас с вами.


Авторы:  Лариса КИСЛИНСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку