НОВОСТИ
Полиция хочет разузнать все банковские тайны
sovsekretnoru

Киномафия уходит в подполье

Автор: Лариса КИСЛИНСКАЯ
01.11.1998

 
Беседовал Андрей КОЛОБАЕВ
Фото из архива Василия ЛИВАНОВА

Кадр из фильма «Дон Кихот возвращается»

Наша публикация «Василий Ливанов против синемафии. Кто и как ворует в нашем кино» (№ 4/98) вызвала бурю в среде кинематографистов. Народные артисты, руководство «Союзмультфильма» и «Центрнаучфильма» предоставили редакции любопытные материалы. Они обязательно найдут отражение в нашем расследовании по «делу киномафии».

А пока, как обещали, мы продолжаем разговор с народным артистом РФ Василием ЛИВАНОВЫМ.

Из «досье» Василия Ливанова. Мечтал быть конюхом. Снялся в пятидесяти художественных фильмах («Неотправленное письмо», «Коллеги», «Слепой музыкант», «Звезда пленительного счастья», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»...). Как режиссер и сценарист отснял потрясающие мультфильмы, в частности знаменитый сериал о «бременских музыкантах», озвучил около трехсот мультролей (Крокодил Гена, Удав из «38 попугаев», Карлсон и т.д.). Создал театр «Детектив», впоследствии разгромленный при попустительстве министра Ерина ротой ОМОНа. Последняя творческая работа – «Дон Кихот возвращается» (режиссер, сценарист, исполнитель заглавной роли) – стала лауреатом двух кинофестивалей.

Один вопрос про ЭТО

– Василий Борисович, какие вопросы вы не любите и обязательно проигнорируете?

– Терпеть не могу, когда просят: «Расскажите что-нибудь смешное про кино!» Бр-р-р! Смешного-то навалом, но это надо видеть, чтобы прочувствовать. Это как два физика-ядерщика разговаривают. Сыплют формулами и оба хохочут до упаду. А ведь смешно только им... Я не люблю вопросов о моей личной жизни. «В кого были влюблены?» «Кто кого бросил?» Я никогда на них не отвечаю по одной простой причине: каждый человек имеет право на личную жизнь.

– Тогда: в кого вы были влюблены?

– Ну, только по большому секрету. Первая моя любовь юношеская, в 17 лет. Она вышла замуж за другого, родила двоих детей. А через семь лет вышла замуж за меня... Это была моя сумасшедшая попытка вернуть роман вчерашнего дня, но, оказалось, наступил на грабли. А вот со второй женой, Леной, мы вместе уже 26 лет. Недавно стал второй раз дедушкой – опять, так сказать, впал в дедство... Мама моих внуков – моя дочь от первого брака.

– И все-таки все актеры жуткие ловеласы...

– Да потому что зритель путает личность актера с личностью его героя. А между тем актеры, как правило, однолюбы высшей пробы. Это черепахи, свой дом-панцирь они постоянно таскают с собой. Я – черепаха. Я себя без семьи не мыслю. Не ставлю на столике в гостинице фотографию жены и детей – это должно быть в сердце, – но они часть меня. Причем – лучшая моя часть...

«Голос – мой хлеб»

– Существует народная версия: у вас такой неподражаемый голос, потому что «одно время Ливанов пил по-черному».

– Интересно, почему тогда у председателя Госкино до сих пор нет такого голоса?! У меня был нормальный баритон, так сказать, общего звучания. На съемках картины «Неотправленное письмо» Михаил Константинович Калатозов (кстати, мой «крестный» в кино) «для большей документальности изображения» предложил нам озвучить зимние сцены прямо в тайге. В сорокаградусный мороз! Сильнейший ветер, микрофон бум-бум-бум, и хотя мы орали от души, из этого в итоге ничего не вышло. А голос я сорвал. Потом он восстановился и стал такой вот скрипучий. Сначала я очень расстроился, а потом понял: этот голос – мой хлеб. Ведь на улице меня никто не узнает, а стоит произнести одну фразу и – все... Однажды мы ехали из Питера с Володей Высоцким от нашего общего друга, курили в тамбуре и очень бурно дискутировали по поводу детской литературы. Володя задумал детскую книгу в стихах, а у меня уже был «сказочный» писательский опыт плюс работа в мультипликации... Вдруг блондиночка проводница высунулась. Володя ей раздраженно: «Ну чего тебе?» А она и говорит: «В жизни двух таких голосов не слыхала!»

– Самый любимый фильм с вашим участием?

– Фильм, который навесил на меня самый большой ярлык, это «Шерлок Холмс». Конечно, я его люблю. Что интересно: сами англичане нас с Виталием Соломиным признали лучшей парой континента всех времен. А до этого была картина, тоже потрясающе популярная, – «Коллеги» по повести Аксенова о трех врачах. Лановой, Анофриев и я. Этот фильм собрал столько же зрителей, сколько «Чапаев». Он вышел в самом начале «оттепели». 1962 год. А сегодня лучшей своей работой я считаю Дон Кихота, профессионально ставлю ее выше Холмса.

«Дон Кихот» не возвращается!

– Кстати, о «Дон Кихоте». Чем закончилась криминальная история «Ливанов против «Арк-фильма» и Госкино»?

C женой Еленой в день венчания

– Идет следствие. Уголовное дело № 220468 передано в прокуратуру Москвы и находится на контроле в Генеральной прокуратуре. Я получил документ, что уголовные дела возбуждены по трем статьям, скоро к ним добавится четвертая. В обход закона они пытались реализовать картину, которая студии «Арк-фильм» уже не принадлежит. Мне известно, что у следствия имеется аудиозапись, где руководство киностудии «Арк-фильм» – худрук Вадим Абдрашитов, директор Сергей Баев и бухгалтер Шуваева – обсуждают, как оформить данную ими сотруднику Управления культуры и таможне взятку, беседуют о своей двойной бухгалтерии и «черной кассе»... К «Дон Кихоту» это отношения не имеет, а к «Арк-фильму» – прямое.

– Председатель Госкино Армен Медведев проходит по делу?

– Пока он в роли Белоснежки. Зато проходят его первый зам Голутва, заведующий производством Чинарова и замначальника управления проката Васючков. А самим Медведевым сейчас очень активно занимается Союз кинематографистов. Мы написали Михалкову письмо о том, что только по халатности Медведева и «Арк-фильма» негатив «Дон Кихота» до сих пор в Болгарии и судьба его неизвестна. Вот сейчас союз и выясняет: халатность это или что-то еще. И как вернуть негатив.

Пари с кнутом

– Говорят, ваше правило: обходиться без дублеров.

– Был даже случай, когда пришлось подрабатывать каскадером за другого. Снимался фильм «Браслет второй», где я играл наездника. И нужно было сделать сложнейший трюк: свалиться в денник к молодому жеребцу, который в пене метался как сумасшедший, прокатиться у него под брюхом и выскочить в дверь. Причем упасть нужно было со стены высотой метра три с половиной. Циркач-каскадер сказал: «Да ни за какие деньги!» Говорю директору: снимайте меня. Но заплатите втройне. Триста рублей – по тем временам большое богатство! Ударили по рукам. Мне пришлось делать три (!) дубля. А тот платить ни в какую. Тогда я схватил кнут и за ним... Жаль, не догнал...

– Так вы драчун?

– Вовсе нет. Махать кулаками и пить водку можно либо по молодости, либо по глупости. В жизни можно по-другому проявить себя не менее жестко и основательно.

– А в детстве вас часто били?

– И я, и меня... Однажды меня просто зверски избили за то, что я отказался обворовать... собственный дом. В каждом дворе была шпана, пятнадцать-шестнадцать лет, которая хороводила. Меня заставляли украсть у отца папиросы. Я отказался. Тогда они приказали четырем моим же товарищам избить меня. Это было страшное, садистское насилие надо мной и над ними. Помню, один по прозвищу Кавалерия, когда бил, плакал. Но иначе отлупили бы их. Мне сильно изуродовали лицо, выбили зуб и сбросили в люк нашей котельной... Зато потом навсегда оставили в покое...

КотоВасия с Пеликаном

– Это правда, что вы с Геннадием Гладковым познакомились чуть ли не в роддоме?

– Может, и правда, но там я его не запомнил. А дружим мы уже 55 лет, со второго класса. Вообще школа у нас была очень необычная – 170-я, мужская. В ней учились Эдуард Радзинский, Андрюша Миронов... Многие.

– У вас была кличка?

– Васька-Кот. В основном Кот, потому что Васька. А у Гладкова было прозвище Пеликан. Он был блондин с большим носом, когда ходил, чуть сутулился и жутко напоминал пеликана. Сокращенно – Пиня. Для меня он так и остался Пиней на всю жизнь.

В классе меня очень любили, потому что я был нормальным хулиганом. Придумывал разные трюки. Например, отвечая у доски, «вырастал» в валенках на полголовы. Медленно-медленно, при этом бойко отвечая на вопросы учителей. Те смотрели полубезумными глазами, а класс просто умирал от смеха. Гладкову нельзя было хулиганить, он был старостой. Зато когда от класса нужно было кого-то выставить на кулачный поединок – выставляли Гладкова.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Примерно с пятого класса у нас вдруг проявился интерес к девочкам...
Слепой «коннокрад»

– Ваш самый безумный поступок по отношению к женщине...

– Свою первую жену я украл. Я работал на первом московском конном заводе табунщиком. А когда параллельно снимался в «Слепом музыканте», она жила с мужем в пяти километрах от завода в дачном поселке. Мы семь лет не виделись, но я все эти годы ее не забывал. Выпросил на конезаводе шикарную старинную пролетку. Запрягли пару, один мой друг на козлах и двое – верхом. Я ей позвонил, попросил, чтобы вышла к калитке. Она вышла. «Хочешь прокатиться?» – «Только недалеко». И мы тронули... с бешеной скоростью! Короче, я привез ее на завод, и это была наша первая ночь...

– А как реагировал муж?

– Это было неинтересно артисту...

Хемингуэй – Большой Змей

– Мой друг, гениальнейший сценарист и поэт Геннадий Шпаликов, сказал: «Все мы ушиблены Хемингуэем!» И это чистейшая правда! Тогда все запоем читали его рассказы, где герои только и делают, что пьют и дерутся. Мы не отчетливо понимали, плохо это или хорошо, но это влияние «накрыло» целое поколение. Много и долго пить в творческой среде стало модой. Помню, в Питере, большая компания – художники... поэт Иосиф Бродский всю ночь читает свои потрясающие стихи... красивые женщины... старинный рояль... очень много выпивки, почти нет закуски... Тогда я мог час проспать на коврике под роялем, встать и пойти на съемку. Как огурец!.. Я очень любил дагестанский коньяк. Этикетка – козел с такими тараканьими усами... Не поверите! Вдвоем с другом за вечер мы могли выпить бутылок шесть... А потом пришлось дать по тормозам. Кто не смог, закончил жизнь трагически.

Законы Ливанова

– Я никогда не говорю ни одного плохого слова о женщинах, с которыми был близок. Никогда не предаю своих друзей. Никогда ни о чем не жалею. Никогда не хотел бы свою жизнь прожить заново. Я очень люблю свою родину, свою страну, Россию, и стараюсь привить это своим детям.

– Вы азартный человек? Бега, карты, рулетка...

– Карты – категорически нет! Мой дед, Николай Ливанов, нам с отцом завещал: в карты никогда не играть. А бега для меня – это прежде всего красивые лошади и умелые наездники. Игр на деньги я вообще избегаю...

– Куда же девать такую страсть и темперамент?!

– В искусство! Без страсти нет профессии!..

Война киномиров

– Поговорим о перспективе. Ваше мнение: с приходом Михалкова что-то изменилось в киномире?

– Сразу ничего не может измениться! Это же не фокус-покус... Михалков пришел со своей командой, очень профессиональной, они подготовили серьезную программу необходимых изменений, причем реальную. Четвертый съезд Союза кинематографистов России программу принял подавляющим большинством. Так что сейчас идет работа по расчистке «авгиевых конюшен»... Я знаю, что секретариат союза предложил Медведеву отчитаться за два Международных московских фестиваля, а тот предоставлять документы категорически отказался.

Между тем какая-то жизнь в Госкино кипит. Недавно собиралась коллегия ведущих режиссеров «Мосфильма» во главе с Михалковым и обсуждали ЧП. Оказывается, на деньги Госкино некий режиссер Бланк снял «Три сестры» Чехова, где сестры... лесбиянки, а барон Тузенбах – гомик. Что может быть безнравственнее! Да на это еще тратят полтора миллиона долларов! Украинцы снимают в Турции пять серий «Роксоланы» за 600 тысяч долларов, это в павильонах за полтора миллиона!

Отец и сын Ливановы в фильме «Слепой музыкант»

– Значит, война продолжается?

– Она продолжается в новом качестве: кто не пойман на месте – ушел в партизаны. Исподтишка пытаются что-то подложить под колеса. Появилось множество статей, очень враждебных, направленных против нового председателя союза. Почувствовали, что Михалков не будет мириться с тем, что творится в кино...

Монстр по имени Госкино

– Вы считаете, что Госкино давно пора на свалку истории?

– В 1963 году в оргкомитет Союза кинематографистов, который тогда возглавлял Пырьев, в один день нас приняли троих – Тарковского, Шпаликова и меня. Режиссера, сценариста и актера. Мы считались молодыми, но уже проявившими себя. Как вы думаете, что бы ответил на ваш вопрос Тарковский, которого Госкино выперло за границу, не давая здесь работать? Что ответил бы Шпаликов, который покончил с собой от отчаяния, потому что не мог ни один свой сценарий провести через Госкино? Я снимался в фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люсса» по Юлиану Семенову. У меня был небольшой монолог на одну страницу. Госкино прислало одиннадцать замечаний по этому монологу. Я четыре раза переозвучивал. А знаменитая история с легендарной лентой Володи Мотыля «Белое солнце пустыни»! Только «последняя порция» замечаний по фильму – 140! Думаешь, Бондарчук не получал замечаний?! Олег Басилашвили недавно в интервью сказал, что благодаря деятельности Госкино погибли два человека – в том числе ускорил кончину Семена Арановича, талантливейшего режиссера, которого лишили средств..

Вообще вся история Госкино – это история борьбы честных творческих людей с идеологическим чиновничьем засильем. И нынешний председатель Армен Медведев – один из первых цензоров. Он же был сначала главным редактором Госкино. Причем он как заколдованный. Уже третье правительство сменилось за эти семь лет. Сменилось четыре министра культуры... А он продолжает сидеть. Поразительно!

В годы СССР прибыль от кинопроката занимала третье место после прибыли от продажи водки и табака. И Госкино могло и обязано было остановить развал, создать программу, дабы не утратить проката. Ведь бедственное положение кино сегодня связано только с одним – абсолютной утратой проката. Но в Госкино никто этого не сделал.

Любовь к своим недостаткам

– Вы когда-нибудь всерьез боялись людей, неприятностей?..

– Ужасно боялся. Чкалова. Когда Валерий Палыч погиб, мне было три года... Он жил в нашем доме, и мой отец очень дружил с ним. Он казался мне страшным, потому что был такой огромный, мощный, видимо, меня, ребенка, пугала энергетика его личности. Помню, стою во дворе и боюсь войти в дом, потому что у подъезда стоит Чкалов. В черной шинели. Потом я узнал, что на самом деле он был очень добрый, ласковый и бурно нежный...

А неприятностей чего бояться! Подумаешь, долго звание не утверждали, потому что беспартийный... Говорят, мол, ты там в списке представленных на заслуженного. Но тебе обязательно нужно зайти в партком Союза кинематографистов, который этот список утверждает, на собеседование. Я, естественно, не явился, и меня не утвердили... Ливановы никогда не состояли в партии, но и не ходили в диссидентах.

– Почему ни то ни се?

– На огромном банкете, посвященном первым сталинским лауреатам, проговорив час с моим отцом о МХАТе, Сталин при всех громко спросил: «Борис Николаевич, а почему вы не в партии?» И тот без паузы ответил: «Иосиф Виссарионович, потому что я очень люблю свои недостатки!» Сталин расхохотался...

«Русская школа раздевания»

– Сейчас я готовлюсь к написанию книги воспоминаний о людях, с которыми меня свела жизнь. Там будут точно воспоминания о встречах с Пастернаком, Сергеем Владимировичем Образцовым, из моих друзей там будет Семенов, надеюсь, Шпаликов и другие. Кроме того, сейчас мы решили тряхнуть стариной и снимаем третью серию «Бременских музыкантов». Не на «Союзмультфильме», который развалился, это делает объединение «Кино-мост». Авторы все те же: сценарий наш с Юрием Энтиным, с его стихами и музыкой Гладкова.

– Казалось бы, тема исчерпана – глухой хэппи энд!

– Нет. История имела продолжение. За эти годы у Принцессы и Трубадура родился сын – юный Трубадур. А разбойники стали бизнесменами теневыми. Кот, Пес, Осел и Петух тоже живы, только посолиднели. Это пока все, что по большому секрету могу рассказать...

– Приглашают сниматься?

– Приглашать-то приглашают, все эти роли я категорически отвергаю. Криминально-глупые картины – идиотско-американское кино на русский лад. Драматургия вся построена на кровищи, насилии, сексе, высосана из пальца и к реальной жизни никакого отношения не имеет. Из тебя хотят сделать какого-то зомби. Позориться только...

– А раньше часто приходилось отказываться?

– По другим причинам. Например, мне когда предлагали сыграть мужа, которого бросила жена из-за того, что он, главный инженер обувной фабрики, отказался выпускать модную обувь. Или. Сыграл я однажды Дзержинского в «Синей тетради» Кулиджанова. Посыпались предложения со всех сторон – играть Дзержинского! Причем от ЦК было даже заверение, что тут же дадут звание народного. Сыграл в «Звезде пленительного счастья» Николая Второго – тоже самое... Ну не могу же я всю жизнь быть или самодержцем, или «Железным Феликсом»!

– А снялись бы в крутой эротической сцене с красивой женщиной?

– Никогда. Потому что в искусстве можно сделать любую эротику путем отражения, а не путем демонстрации натуралистической физиологии. Если это любовь, то найдите средства искусства показать это таинство так, чтобы волновало. А нам это таинство преподносят через половой акт, голую задницу! И то не всегда со знанием дела...

– Как вы относитесь к современной плеяде киноактеров?

– Актер проверяется классикой. Это старая истина. Недавно на юбилее Тамары Семиной мы обсуждали это. Да, у нас есть «русская школа представления». Признанная во всем мире. Есть разработанная Станиславским и Немировичем-Данченко «русская школа переживания». Тоже признанная во всем мире. А сейчас у нас есть еще «школа переодевания»! Это когда артист, совершенно не создавая никакого образа, кочует из фильма в фильм, меняя наряды. То он в кепке, то в военной форме или чалме и так далее. А все тот же – те же интонации, та же мера чувств. Обслуживает сюжет! Тамара добавила, что есть у нас еще теперь и «школа раздевания»...

– Ваше мнение: русский кинематограф – это сказка с хорошим концом?

– Вся наша жизнь должна быть сказкой с хорошим концом. Помните про двух лягушек, попавших в крынку со сметаной. Одна опустила лапки и пошла ко дну, а другая билась, сбила сметану в масло и выкарабкалась. Так я за ту лягушку, которая бьется...

Продолжение расследования по «делу киномафии» в материале:
№02 1999 Скандал в Госкино


Авторы:  Лариса КИСЛИНСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку