Хранители Prawdy

Хранители Prawdy
Автор: Андрей ПОЛОВИНСКИЙ
21.06.2020

В Польше, чья современная элита переписала историю XX века под себя и под того американского парня, живут удивительные островки, где хранят историческую правду. А истина такова, что многие командиры из героизированной нынче Армии Крайовой по факту были безжалостными бандитами, убивая мирное население на востоке Польши уже после Второй мировой войны. Мотивом кровавых расправ служил четкий барьер: принадлежность к русской нации или православной вере. Сегодня потомки жертв вынуждены почти украдкой чтить их память, поскольку убийцы возведены в ранг национальных героев, «сражавшихся с советской оккупацией». А то, что они же заживо сжигали женщин и детей, официальной Варшавой стыдливо умалчивается. В ситуации разбирался обозреватель «Совершенно секретно».

Жителям небольшого польского села Потока долгожданная победа над фашизмом 75 лет назад не принесла мирную жизнь. 16 и 22 мая 1945 года прячущиеся в лесах польские военнослужащие из Армии Крайовой ворвались в Потоку и жестоко расправились с местными жителями – русскоязычными крестьянами православного вероисповедания. Главная фабрика Польши по фальсификации истории – Институт нацпамяти – многое бы отдала за то, чтобы из архива ФСБ России исчезли следственные документы, зафиксировавшие подробности расстрела людей польскими вояками под командованием поручика Блажеевича. Как бы ни пытались сегодняшние варшавские историки обелить «эскадрон» Блажеевича, мол, он сражался с коммунистами, факт остается фактом: аковцы (от АК / Armia Krajowa) убивали женщин и детей.

НЕНАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК

Читаем фрагмент донесения: «16 мая 1945 года эскадрон под командованием Зыгмунта Блажеевича расстрелял четырех жителей Потоки – Яна Бекиша и его сына Владимира Бекиша и братьев Яна и Владимира Малашевских, а 22 мая 1945 года сожгли деревню. В одном из домов сгорели трое детей – Николай Герасимчук (10 лет), Нина Герасимчук (8 лет) и Евгения Герасимчук (6 лет). Взрослый мужчина Михаил Герасимчук умер через несколько дней от обширных ожогов».

Как видите, методы польских националистов ничем не отличались от фашистских – сжечь деревню и на глазах у односельчан расстрелять людей, говоривших по-русски (согласно многочисленным свидетельским показаниям, польские бандиты при погонах, согнав толпу в той или иной деревне на Белостокщине, неизменно спрашивали: «Есть, кто говорит по-польски или есть, кто католик?» Если такие находились, то им великодушно разрешалось разойтись по домам. Потоке не повезло, село расположено всего в 30 км от современной белорусской границы и 75 лет назад там проживало преимущественно православное население, которое считало себя русскими – даже не белорусами. А сожгли и убили потоковцев из-за мести: в начале мая 1945 года бандиты во главе с Блажеевичем нагрянули в деревню, чтобы поживиться, но попали в засаду, которую устроили солдаты Войска Польского (по сути, уважаемый читатель, в послевоенной Польше какое-то время тлела гражданская война). В перестрелке был ранен сам пан главарь. Дальнейшая его судьба – предвестница современного польского вассальства Соединенным Штатам. Зыгмунт Блажеевич предпочел не героически погибнуть в борьбе с польской милицией (при таком раскладе в современной Польше его именем назвали бы, наверно, улицы и площади), а попросту сбежал. В октябре 1945 года поручик со своей женой покинули загнанный в угол отряд Армии Крайовой, сначала переправившись в Западную Германию, а затем в США. Он умер в 2017 году в Аризоне, за месяц до кончины Президент Польши Анджей Дуда присвоил ему звание полковника, а еще раньше его воображаемый мундир украсили кресты доблести и возрождения Польши.

РАЗМЫТЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ

В конце мая потомки жителей Потоки провели панихиду по жертвам кровавой расправы 75 лет назад, помолившись за упокой убиенных душ в православной часовне, которая была построена в 2019 году в память о сожженной головорезами Блажеевича церкви. На территории храма год назад был установлен каменный обелиск, на котором выбиты на русском и польском языках слова: «Памяти разрушенного храма, освященного в 1913 году в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия. Жители деревни Потока». Согласитесь, слишком уж дипломатично сказано о преступлениях, совершенных душегубами-поборниками «возрождения Польши».

«А иначе и быть не может в современной Польше, – рассказывает «Совершенно секретно» секретарь Русского культурно-просветительского общества в Белостоке Андрей Романчук. – По польским законам, чтобы поставить подобную памятную доску на т.н. общественной территории, нужно получить очень много разрешений и, прежде всего, от Института национальной памяти. Сегодня это нереально. Некоторое исключение составляет церковная территория, поэтому здесь, в православном приходе, такой памятник появился. Но формулировки на нем максимально размытые. Однако это не значит, что люди не помнят истории. Остались семьи, остались жители, которые и помнят, и знают, кто был в народной милиции, а кто – в лесу».

Андрей Романчук – один из тех, кто хранит историческую правду на востоке Польше. Его предки жили здесь, на Белостокщине (сегодня это Подляское воеводство Польши), которая до Октябрьской революции входила в состав Гродненской губернии Российской империи. А после революции стала заграницей… Но русскую речь и православную веру здесь не забыли до сих пор (например, в одном только Белостоке 16 православных храмов). «Есть ли противодействие со стороны польских националистов? – переспрашивает меня на хорошем русском языке Романчук. – Явного противостояния нет, скорее, эти силы пытаются публично навязать свою трактовку исторических событий, надеясь на пиар польских СМИ, которые замечают их, а не нас. Например, в соседней Хайнувке, где 80% населения имеют русские корни, ежегодно проходит т.н. «марш прóклятых солдат» (в этом специфическом термине бойцов Армии Крайовой, согласитесь, чувствуется все та же польская историческая обида на всех и вся. – Прим. ред.), посвященный преимущественно еще одному «герою» из Армии Крайовой – Ромуальду Райсу по прозвищу Бурый. В карательных операциях Бурого уже после Второй мировой войны погибли 79 человек из православной общины Подляшья, включая женщин и детей. Бурый был пойман в 1948 году и приговорен к расстрелу польскими же властями как военный преступник. А теперь в эту маленькую деревню в феврале каждого года со всей Польши съезжаются националисты, чтобы почтить память Бурого. Бургомистр Хайнувки запрещает это шествие, но суд отменяет решение. А полиция, которая приезжает для поддержания порядка, на деле фактически охраняет националистов от жителей Хайнувки».

Не менее выразительный случай произошел в деревушке Залешаны, также в Подляском воеводстве. Здесь в 1965 году был установлен официальный польский мемориал жертвам Бурого из числа православных белорусов. На монументе выбиты слова о том, что 19 января 1946 года «банда реакционного подполья» убила 14 взрослых человек и шестерых детей. За полвека памятник порядком обветшал, но местный воевода, принадлежащий к правящей русофобской партии «Право и справедливость», отказался выделить деньги на восстановительные работы. Обелиск за свой счет отремонтировали волонтеры мемориального содружества «Курск», получив сразу в польских СМИ ярлык «проводника прокремлевской политики».

«ПОЛЬСКАЯ СВОБОДА» НА БЕЛОРУССКОЙ КРОВИ

Стоит отметить, что в оценках действий боевиков Армии Крайовой у России есть крепкий союзник – Белоруссия. Поскольку бандитов тогдашняя зыбкая польско-советская граница совершенно не останавливала. По словам кандидата исторических наук Юрия Павловца из Минска, для белорусских историков, не замутненных еврогрантами, набеги аковцев на земли Западной Белоруссии с массовыми убийствами трактуются не иначе как попытка захвата территорий.

«В Варшаве видят в Армии Крайовой пример слаженного взаимодействия всего польского общества, ключевой символ самоотверженности и патриотизма, «добрую память» о котором не смогли уничтожить «полвека правления коммунистической партии и ее пропаганда». Именно такое определение Армии Крайовой дается на официальном сайте посольства Польши в Белоруссии. В белорусской же официальной историографии отношение к аковцам совершенно иное, – прокомментировал «Совершенно секретно» историк Павловец. – У нас до сих пор помнят, что принесли на землю те, кто воевал за «польскую свободу». Достаточно вспомнить, что после того, как в 1943 году произошел окончательный разрыв отношений между СССР и правительством Польши в эмиграции, солдаты АК не просто начали вести боевые действия против белорусских партизан, но и попытались захватить территории Западной Белоруссии с тем, чтобы восстановить здесь польскую власть. Эту операцию они назвали – ни много ни мало – «Бурей», и она должна была осуществляться в момент отступления немецких войск. Однако столь наивные планы противостояния Красной Армии изначально были обречены на провал, а потому и действия Армии Крайовой фактически скатились до спорадических вылазок и откровенного бандитизма. По установленным фактам во второй половине 1944 года в западных областях БССР подразделениями АК было совершено 222 террористических акта, 11 диверсий, 65 нападений на госучреждения и предприятия, а более сотни мирных граждан были убиты».

Всего же, по официальным данным Белоруссии, за период 1944– 1947 год теми, кто причислял себя к Армии Крайовой, было совершено 575 террористических актов, 39 диверсий, 252 нападения на государственные учреждения и предприятия Белорусской ССР. От их рук погибло более тысяч мирных граждан, сотни партийных работников и представителей правоохранительных органов. «И поэтому все это никак не может считаться в современной Белоруссии освободительным и патриотическим движением, как это стремятся представить в Польше. Не удивительно, что белорусские власти уже не один раз напоминали Варшаве о том, что натворили польские националисты на белорусских и украинских землях. Однако, все эти заявления, ноты МИДа и прочее, по-прежнему, не имеют отклика со стороны руководства Польши. Для Варшавы, по всей видимости, не важно, что АК боролась за освобождение «кресов всходних» не только от фашистов и Советов, но и тех, кто там проживал и не был согласен снова стать частью новой Речи Посполитой», – подытожил историк.

 Фото_31_11.JPG

АНДРЕЙ РОМАНЧУК ВОЗЛАГАЕТ ЦВЕТЫ К МЕСТУ СОЖЖЕННОЙ БОЕВИКАМИ АРМИИ

КРАЙОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

В ряде случаев «борцы за независимость Польши» скатывались не просто в бандитизм, но и пособничество нацистов. Например, оберштурмбанфюрер СС Штраух в своем рапорте в 1944 году уточнял: «Содружество с белопольскими бандитами продолжается. Отряд в 300 человек в Ракове и Ивенце очень полезен, переговоры с бандой Рагнера (еще один командир из Армии Крайовой Стефан Зайончковский. – Прим. ред.) в одну тысячу человек закончены. Они усмиряют территорию между Неманом и железной дорогой Волковыск-Молодечно, между Мостами и Ивье. Установлена связь с другими польскими бандами».

ДЕВЯТОЕ МАЯ, ДА НЕ ТО

Вернемся к польским гражданам, которые хранят настоящую, а не фейковую правду (по-польски так и есть prawda) об истории своей страны. Люди бьют тревогу: на их глазах произошедшее в 40-х годах прошлого столетия трансформируется в немыслимые конструкции. «Еще несколько лет назад самым главным событием Второй мировой войны для Польши было Варшавское восстание 1944 года, на втором месте – действия польской армии на Западе. Но последние пять лет и это стало не главным, – на условиях анонимности «Совершенно секретно» рассказал один из польских общественников. – Ключевыми стали вот эти «прóклятые солдаты». Дескать, настоящая война у Польши и главное Сопротивление началось только тогда, когда вошли Советы. Тема борьбы с немецкими оккупантами, таким образом, сходит на нет. Ну, были немцы и были. Подрастающему поколению мягко намекают: немцы же, прежде всего, евреев и коммунистов убивали, а поляков, которые соглашались работать на Третий рейх, не трогали. Значит, много бед от немцев наши предки и не испытали. Сейчас у нас приняты новые праздники – День проклятого солдата, День жертв Сибири и, конечно же, 17 сентября (в польской современной политической историографии – День нападения СССР на Польшу в 1939 году. – Прим. ред.). Все эти даты оказались важнее, чем даты реальной Второй мировой войны».

Плюс дошло до совершенно чудовищной подмены. По словам собеседника, 9 мая 2020 года в Подляском воеводстве на православном кладбище была замечена делегация украинской диаспоры, которая также возлагала цветы. «Мы очень удивились такой инициативе, уже подумали, что что-то на Украине меняется в лучшую сторону. Но каков был удар, когда эти украинцы объяснили, что они, таким образом, чтут 100-летие совместного парада польских войск Пилсудского и украинской армии Петлюры в Киеве после заключения военного союза против молодой Советской России. По совпадению, этот парад пришелся как раз на 9 мая 1920 года. Вот как хитро задумано: Девятое мая, как важный праздник, стереть из памяти не удается, так они пытаются его подменить. Все это, конечно же, рассчитано на 10–15 лет, пока не вырастут сегодняшние польские первоклассники, которые будут знать, что 9 мая – это, конечно, День победы, но победы над русскими при «отце польского народа» Юзефе Пилсудском», – считает польский общественник.

 Фото_32_11.JPG

В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬШЕ ПРОСЛАВЛЯЮТ ТЕРРОРИСТОВ ИЗ АРМИИ КРАЙОВОЙ

И еще штрих: возложение цветов на могилы жертв бандитов-аковцев в польских СМИ практически не освещалось. Зато панихиду украинских православных деятелей по лже-Девятому мая показали по белостокскому телевидению.

Как говорилось выше, вышесказанное принадлежит поляку, который просил не называть его фамилию. Анонимность оправдана после уголовного преследования гражданина Польши Матеуша Пискорского со стороны польского же Агентства внутренней безопасности. Политолог Пискорский заплатил дорогую цену за право критиковать правящую верхушку своей страны, генерирующую русофобию – три года в СИЗО и до сих пор продолжающийся суд. Да что там пан политолог, на днях калининградский портал «НьюсБалт» обратился к интернет-пользователям из Польши с просьбой сделать безобидные видеоролики с приглашением к россиянам посетить Польшу, когда закончится коронавирусная пандемия. Несколько поляков отказались, признавшись, что «еще вопросы возникнут». Лично мне в страшном сне не приснится, чтобы ФСБ взяла на карандаш российских авторов обратных роликов с приглашениями поляков в Россию.

Фото из архива автора


Авторы:  Андрей ПОЛОВИНСКИЙ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку