Если вы столкнулись с несправедливостью или хотите сообщить важну информацию или сняли видео, которое требует общего внимания :

Кемпер, трейлер, караван

Кемпер, трейлер, караван 14.10.2016

Кемпер, трейлер, караван

Каждый третий житель Германии в прошлом году отправился в отпуск в «доме на колёсах». Караванинг – семейный туризм без привязки к гостиницам – постепенно приходит в Россию

У этого способа отдыха – в собственном или арендованном доме на колёсах – хорошее настоящее в Европе и блестящее будущее в России. Все что вы хотели спросить про караванинг – в материале известных автомобильных экспертов Игоря Моржаретто и Антона Чуйкина, которые, как известно, прежде чем говорить, всегда всё проверяют на себе.

Откуда он взялся, дом на колёсах? У этого чуда много имен: кемпер, трейлер, caravan, recreational vehicle, motorhome, wohnmobile, grimmwagen, patatone… Но, по сути, все эти транспортные средства – одно и то же: современный автомобиль или прицеп и дом в одной конструкции.

Прародителями дома на колёсах были фургончики, в которых путешествовали в средние века бродячие артисты. Или вынужденные переселенцы. Первую же полноценную прицеп-квартиру, согласно энциклопедии, изготовили в Германии в 1935 году в компании «Вестфалия». Кстати, всё та же компания догадалась в начале 1960-х переоборудовать популярный «Фольксваген-Транспортер» в кемпер. Сиденья раскладывались в трёхспальную кровать длиной почти 190 см, а из удобств, кроме ящичков и шкафчиков, был только умывальник на боковой двери. Это уже потом появились многочисленные дома на шасси известных автопроизводителей, от «Мерседеса» до «Ситроена»; кстати, наша «Газель» здесь не исключение.

 

Какие бывают кемперы?

Сколько домов, столько и классов, скажет вам специалист, и будет прав. Для упрощения давайте сначала разделим все дома на колёсах на две группы: прицепы и автомобили. И те и другие могут быть лёгкие и тяжёлые, длинные и короткие, тёплые и не очень, с туалетами и без и так далее. Поэтому обозначим крайние точки и самые популярные группы.

Простейший домик – это жилой модуль, поставленный в обычный одноосный прицеп, все равно что вы погрузите в него сарайчик. Тесно, но комфортно и относительно доступно.

Самая популярная группа – одно- и двухосные прицепы на трёх-четырёх человек, оснащённые всем необходимым. На тот же состав рассчитаны самые распространённые модули на автомобильном шасси типа «Форд-Транзит», «Фиат-Дукато» и им подобных грузовичков; благодаря небольшой массе для управления достаточно категории В. Мест может быть и больше, до семи-восьми: в ущерб комфорту, разумеется. Самый известный производитель – «Хюмер» (Hymer). Зайдите на сайт, полюбопытствуйте.

Наконец, высший класс – дома-полуприцепы и дома-автобусы, с возможностью взять на борт что-то мобильное, не подумайте, что телефон. Речь о велосипедах, мотоциклах, даже автомобилях. А что, путешествовать – так со всеми удобствами!

Сегодня в России оборудованы и работают около 150 кемпингов, и из них всего около 20 отвечают международному уровню комфорта

Фото: Александра Мудрац/тасс

Как устроены и чем оборудованы?

Если говорить именно о прицепе (поскольку дом-автомобиль – это всё же автомобиль), то важно помнить о двух технических нюансах. Первый – тормоза. Они, как правило, срабатывают, когда прицеп накатывает, упирается в тормозящий автомобиль. В дышле есть телескопический элемент, который передаёт механический импульс тормозным механизмам. Это называется – инерционный тормоз. Есть ещё электро-гидравлические тормоза, со сложной системой управления от тягача, но это такая американская экзотика для тяжёлых трейлеров.

Второе – электрика. Речь не о люстрах и электроплитках. Светотехника прицепа должна дублировать сигнальные лампы тягача. Пользователю достаточно знать, что бывают 13-штырьковые европейские и 7-штырьковые американские разъёмы и что для них есть соответствующие переходники. Именно они позволят вам не моргать при повороте налево правыми фонарями заднего хода или стоп-сигналами, а точно повторять сигналы автомобиля. Следите за электрикой!

Благо, что сложной электросети на борту прицепа нет. На стоянке его можно подключить к внешнему питанию или использовать аккумулятор. Мощные потребители, типа холодильника и плиты, запитываются от бортового газового баллона. Система простая и надёжная.

 

Какие бывают кемпинги?

Поскольку в США и в Европе семейный туризм без привязки к гостиницам – караванинг – очень популярен, то, естественно, развита и сеть специальных мест отдыха – кемпингов. Стоянки для автопутешественников оборудованы вблизи всех крупных, популярных среди туристов городов, на всех морских и даже горнолыжных курортах, в местах проведения спортивных мероприятий. Например, огромный кемпинг вырастает вблизи французского города Ле-Ман в дни, когда там проходит знаменитая 24-часовая гонка.

Вы только пересекаете границу Белоруссии и Польши, как сразу видите указатель на ближайший лагерь для автотуристов. А недалеко от Варшавы есть целый мини-город, рассчитанный больше, чем на 1000 автомест. В одной Германии насчитывается порядка 4 тысяч кемпингов!

Как и гостиницы, они делятся на категории, могут иметь и «звезды». Кемпинг категории A предоставит площадку для установки кемпера на охраняемой территории, подключит электричество, водопровод и канализацию. В комплексе будут тёплые туалеты и душевые, прачечная, кафе, магазины, отдельные места для отдыха, барбекю и т. д. А также, опционно, вид на море, озеро или горы. Категория E предполагает наличие только площадки для стоянки кемпера, даже электричества, скорее всего, не будет…

Цена за это удовольствие невысока – в среднем 10-15 евро за ночь (за «звёздный» кемпинг рядом с популярным туристическим местом могут попросить и все 20 евро!). Но это – за всю семью путешественников! Сравните с тем, сколько бы пришлось заплатить за ночь в отеле…

Поэтому караванинг и пользуется популярностью в США и Европе. Например, каждый третий (!) житель Германии в прошлом году отправился в отпуск на «мобильной даче». А всего, по данным Европейской федерации кемпингов и караван-стоянок, каждый год услугами отрасли пользуются 22% всех отдыхающих. Круто! Количество автодомов в Европе давно перевалило за миллион, а оборот отрасли превышает 5 млрд евро в год.

Фото: Владимир Астапкович/тасс

Можно ли таскать прицеп-автодом с обычной категорией В?

Права категории В подойдут только в том случае, если максимальная масса прицепа не превышает 750 кг. Можно ими и ограничиться, если масса прицепа больше 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешённая максимальная масса прицепа и автомобиля – не более 3,5 т. То есть с обычными правами можно возить за собой разве что отечественный прицеп с раскладным домиком типа «Скиф». Такой вариант устроит разве что неприхотливых студентов.

Для буксировки более тяжёлого прицепа понадобится документ с открытой категорией Е к В – он разрешает управлять легковым автомобилем с прицепом свыше 750 кг (или когда общая масса прицепа с автомобилем больше 3,5 т). Вообще же надо иметь в виду, что, если вам понадобились права «с прицепом» (BE, CE, DE), необходим опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев. И возраст – не младше 21 года.

Кстати, в старых правах была просто отдельная категория Е, которая позволяла крепить прицеп к любому автомобилю (если открыта соответствующая категория). Теперь появились отдельные подкатегории. Но обладателю буковки Е в старых правах при замене на новые обязаны открыть все новые подкатегории – BE, CE, DE, C1E и D1E.

Курс обучения на категорию ВЕ в автошколе недлинный – 32 часа (примерно 1,5-2 месяца при вечерней форме обучения). 6 часов отводятся на теорию, 22 часа – на практику, 4 часа – на экзамены в автошколе (в реальности меньше). Причём ПДД по-новому изучать и сдавать в школе не надо! А вот в ГИБДД придётся сдать три экзамена: на знание ПДД (компьютер) и по вождению – на площадке и в городе.

Обучение в автошколе в Москве стоит 15-20 тыс. руб., в регионах дешевле, конечно.

В случае если у вас автодом на базе микроавтобуса, как правило, достаточно прав с категорией В (но полный вес машины не должен превышать 3,5 т, а количество сидячих мест – 8, иначе нужны С или D).

 

Вы правила знаете?

Есть целый ряд специальных правил, которые касаются автомобиля с прицепом. Например, пункт 20.2 ПДД категорически запрещает пассажирам находиться в нём во время движения! То есть они должны тихо (или не очень сидеть в салоне автомобиля, естественно – пристёгнутыми. Дети (если надо) – на детских креслах. Вот так! И только если вы выбрали автомобиль-дачу, можно перевозить пассажиров в салоне. Но они тоже должны сидеть в креслах (а не лежать на диванах!) и быть пристёгнуты.

Есть и ограничения по скорости движения в авто с прицепом. В России это не более 90 км/ч на магистралях (для легковых автомобилей без прицепа – 110 км/ч) и не более 70 км/ч на других дорогах. В странах Европы, как правило, действуют подобные же ограничения.

 

Как ездить?

Раньше в автошколах при обучении на категорию Е учили только сдавать назад: по прямой и с поворотом на 90 градусов. По большому счёту, это самое сложное, что надо изучить при езде с прицепом, но все же не единственное. Помните всегда, что за вами «хвост»! Настойчиво рекомендуем приобрести дополнительные зеркала, вынесенные далеко по сторонам машины-тягача на специальных кронштейнах. Они помогут соблюдать правило №1: смотрите на прицеп как можно чаще! И оставляйте ему достаточный коридор при повороте.

Правило №2: не торопиться. Отнимите от вашей обычной скорости 20-30 км/ч – это и будет ваша крейсерская с прицепом. Ну, и ПДД соблюдайте, конечно.

Правило №3: обратный руль. Касается оно езды назад. Во-первых, помните, что чем меньше прицеп, тем сложнее им управлять из-за руля автомобиля, иногда проще выйти и заправить его в гараж руками. Во-вторых, забудьте про поворот всем телом назад: следите за прицепом по зеркалам (если он слишком узкий, снабдите его метками или купите специальные кронштейны, см. выше). В-третьих, будьте терпеливы: сдавая задом, не торопитесь корректировать траекторию при малейшем шевелении прицепа, это не всегда требуется. Ну, и главное: если вам надо, чтобы прицеп повернул налево, поворачивайте руль направо. И наоборот.

Чтобы понять это правило, его недостаточно прочитать: потренируйтесь, сшибите пару столбиков, поцарапайте борта прицепа и убедитесь в справедливости обратного руля! Итак, повторим: обзор и коридор; неторопливость и спокойствие; руль направо – едем налево.

 

Где взять и почём?

Поскольку общемировая практика такова, что дом на колёсах вы берете в аренду, а владеет им специализированная фирма, приведём цены на прокат караванов в России. А перед этим, чтобы вы не расстраивались насчёт проката, а не владения, вспомним такой аргумент: отправляясь в отпуск, вы ведь снимаете, то есть арендуете номер в отеле, а не покупаете себе виллу? Вот и прицеп-дом или автомобиль-дом, как предмет не ежедневной и даже не ежемесячной необходимости, обычно арендуют. Предложения легко найти в Интернете.

Цена зависит от вместимости, оборудования, размера, но для ориентира достаточно знать, что классический караван, то есть дом на шасси «Форд-Транзит» максимальной вместимостью 7–8 человек обойдётся в 10 тысяч рублей в сутки. Пробег будет ограничен, но учитывая, что такой дом можно взять и в Краснодаре, то есть в непосредственной близости от мест отдыха, большой километраж вам и не нужен. Перегон дома к нужному месту, найм водителя и т. д. возможны, но оговариваются отдельно.

Дом-прицеп на 3–4 человек – 3,5 тысячи рублей (Москва). Изучение предложений аренды приведёт вас к выводу, что упрощённой формулой расчёта стоимости будет число спальных мест, умноженное на 1000–1200 рублей в сутки. И если вам покажется, что это чересчур дорого, приценитесь к номерам на 2–4 человек с удобствами в Сочи.

Да, важно: предусмотрите в бюджете статью расходов на страховку, ибо названная сумма не всегда включает даже ОСАГО, не говоря уже о КАСКО.

 

Сколько кемпингов в России?

Ситуация с караванингом в России, прямо скажем, не сказочная. Хороших дорог у нас мало, большинство кемпингов –просто огороженные открытые площадки (хорошо, если есть вода и туалет), да и вопрос безопасности в пути остаётся открытым. Не добавляет оптимизма и введённый в начале этого года утилизационный сбор на импортные прицепы (плюс 150 000–1 500 000 рублей к цене, не считая таможенной пошлины!). Так что на покупку нового или подержанного автодома «там», рассчитывать, думаю, не стоит.

Сегодня в России работают примерно 100–150 кемпингов, из них два десятка современных: в Суздале, Подмосковье, Ленинградской области, Краснодарском крае (Черноморское побережье), Астрахань… Числятся по одному кемпингу в Калужской и Рязанской областях. Стоимость стоянки – 500–1000 руб., в сутки, многие предлагают уже современные условия для проживания (кафе, душевые и т. д.)

Причём количество предложений в России заметно растёт год от года. Действительно, для внутреннего туризма караванинг просто находка. Кстати, не пора ли планировать следующий отпуск?



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку