НОВОСТИ
Полиция хочет разузнать все банковские тайны
sovsekretnoru

Как делят поднебесье

Автор: Елена СВЕТЛОВА
01.10.2000

 
Владислав ВЛАДИМИРОВ
Фото Анатолия БЕЛЯСОВА

Когда конкурента нельзя победить в открытую, в ход идут любые средства – в том числе привлечение соответствующих органов и открытая травля с помощью все тех же органов. Похожая ситуация сложилась вокруг авиакомпании «Ист Лайн». Грузоперевозчик, почти семь лет работавший на рынке без нареканий и проблем, в одночасье объявлен чуть ли не главным контрабандистом, агентом международного терроризма и наркомафии.

Но, как считает руководство компании, все это произошло с подачи Фонда примирения и согласия. Эта организация решила убрать всех конкурентов с рынка международных авиаперевозок. И, несмотря на свое название, Фонд не желает ни с кем мириться и соглашаться, совершенно беззастенчиво используя довольно жесткие методы борьбы за доходный рынок.

Очередной жертвой разработки спецслужб недавно стал один из крупнейших авиаперевозчиков – компания «Ист Лайн». По сообщению руководства компании, сначала ее обвинили в контрабанде, затем – в пособничестве террористам. Последняя стадия напора органов – серия обысков в офисах компании. 19 сентября в подразделения «Ист Лайна» нагрянул отряд представителей спецслужб в количестве более ста двадцати человек. Бойцы группы «Альфа» прибыли в масках и с автоматами. И что самое интересное – были вооружены даже гранатометом. А уходя, увезли с собой почти все документы и даже компьютеры – вплоть до мониторов.

Кроме того, полностью приостановлены вылеты всех самолетов авиакомпании «Ист Лайн». Однако, несмотря на решительные действия службы безопасности, во всей этой истории больше вопросов, чем ответов. Даже беглое ознакомление с историей вопроса создает впечатление, что все обвинения против «Ист Лайна» выдуманы буквально на ходу и потому выглядят весьма неправдоподобно. Очевидно лишь одно – «Ист Лайн» дискредитирована как фирма, деятельность ее на рынке авиаперевозок чрезвычайно затруднена.

СПРАВКА. Авиакомпания «Ист Лайн» является одним из крупнейших грузоперевозчиков России. Ее парк насчитывает около пятидесяти самолетов. Основные маршруты перевозок – Китай, Индия и Турция.

Проблемы у «Ист Лайна» начались еще весной. 22 мая грузовой самолет компании, который следовал рейсом Шеньян (Китай) – Москва, совершил вынужденную посадку в Когалыме. Причина – перегрузка самолета. Однако в аэропорту его уже поджидали. Как выяснилось, не только авиационные службы, но и ФСБ. На борту был проведен обыск, в результате которого обнаружился лишний груз.

По факту проверки Байкало-Амурская прокуратура возбудила уголовное дело за контрабанду более десяти тонн китайских товаров. Правда, как удалось узнать в ГТК, незадекларированный груз на самом деле принадлежит китайскому гражданину и пока идет разбирательство с грузоотправителем. Руководители «Ист Лайна» считают, что сама авиакомпания ответственности не несет – она выступает как перевозчик и не имеет никакого отношения к требованиям таможни по оплате тарифов. Кроме того, контролирующий орган – ГТК – факта контрабанды не установил. Так что санкции к «Ист Лайну» применены безосновательно, думают в «Ист Лайне».

Большинство источников, с которыми удалось пообщаться автору, сходятся в одном. Они считают, что след истории «Ист Лайна» ведет к Гюльназ Сотниковой, президенту Российского благотворительного фонда примирения и согласия.

СПРАВКА. Гюльназ Сотникова фигурирует в ряде уголовных дел, связанных с нарушением таможенных правил. Главным образом в них речь идет о ввозе контрабанды. Один из самых громких скандалов связан с незаконным ввозом в страну фальшивых программных продуктов Microsoft. Имя Сотниковой фигурировало и в разбирательствах по поставкам в Россию китайских игрушек, которые из-за несертифицированных красителей были признаны опасными для здоровья детей. По некоторым данным, сотрудники ее фирм и сама г-жа Сотникова неоднократно задерживались на таможне по подозрению в нарушении правил вывоза валюты.

Именно Гюльназ Сотникова весной этого года выступила со смелой идеей – создать единого агента по воздушным перевозкам. Этим единым агентом должен был стать ее Фонд примирения и согласия. И самое главное – он стал бы финансовым центром этих перевозок. Это ни много ни мало – 1 млрд. долларов в год, во столько оценивается рынок грузовых авиаперевозок между Россией и Китаем. Как видно, игра стоит свеч.

Но сама идея подобного упорядочения рынка неприемлема для страны с рыночной экономикой: это означает, что появился бы один хозяин – монополист, который распоряжался бы всеми деньгами, а рынок грузовых воздушных перевозок как таковой просто перестал бы существовать.

Г-жа Сотникова на приеме в Кремле

Тем не менее рассказывают, что в разговорах с авиаперевозчиками Сотникова указывала на решенность вопроса наверху, констатируя факт передачи монополии на доходное место Фонду примирения и согласия – некоммерческой организации при РПЦ. Хотя непонятно, какое отношение Фонд имеет к рынку авиаперевозок. Разве что сильную коммерческую заинтересованность в проекте стоимостью 1 млрд. долларов.

Естественно, всем действующим авиаперевозчикам идея Сотниковой показалась не просто абсурдной, но опасной. В принципе на этом рынке уже установлены правила игры, он фактически поделен между участниками, и для них любое вмешательство означает серьезные проблемы, связанные с переделом рынка, пересмотром направлений, объемов перевозок и партнерских отношений. Идеи Гюльназ поняли как предложение перевести весь бизнес под единое руководство возглавляемого ею фонда.

Совершенно понятно, что ее предложения не нашли поддержки в рядах участников рынка. Тогда г-жа Сотникова решила добиться желаемого иными средствами. И дело приобрело неожиданный поворот. Выглядело это так, как будто Сотникова решила использовать «силовой метод» в коммерческой борьбе с самым сильным конкурентом и оппонентом и натравила спецслужбы.

В сущности, «Ист Лайну» просто не повезло – именно он является основным перевозчиком на направлении, особо привлекательном для г-жи Сотниковой. На его долю приходится 30 процентов перевозок из Китая и свыше 50 процентов – из Индии и Турции.

Скорее всего, история с «Ист Лайном» стала первым шагом по взятию под контроль рынка авиационных грузоперевозок. Наверняка после апробации аферы на российско-китайском направлении эксперимент стали бы прививать и на всех остальных воздушных коридорах. И тогда крупных авиаперевозчиков постигла бы та же участь, что и «Ист Лайн». Со всеми вытекающими последствиями и соответствующими действиями типа визитов людей в масках и с автоматами в офисы компаний. Так что нынешние обвинения в контрабанде к компании «Ист Лайн» выглядят совсем не случайными, если принимать во внимание их мотивы.

По своему масштабу акция против «Ист Лайна» оставила позади даже нашумевшие обыски в группе «Мост», хотя СМИ и не уделяли ей такого повышенного внимания.

Сейчас деятельность «Ист Лайна» полностью парализована. Самолеты компании вообще не летают, убытки растут день ото дня. К слову сказать, только один отмененный рейс обходится авиаперевозчику не менее чем в 10–13 тысяч долларов. Последний же визит спецслужб в офисы «Ист Лайна» уничтожил всю инфраструктуру ведения бизнеса: изъяты базы данных и разрушена компьютерная сеть. По оценкам экспертов, получается, что к сегодняшнему дню убытки «Ист Лайна» достигли уже 4 млн. долларов. И кто за все это заплатит, непонятно. А тем временем создается впечатление, что следствие пытается притянуть уже любые факты. Так, вдруг вспомнили, что зимой в аэропорту Шереметьево-1 были обнаружены самодельные взрывные устройства. По факту их обнаружения заведено уголовное дело. Какое отношение к этому инциденту имеет «Ист Лайн» – непонятно. Видимо, следователи руководствуются тем, что единственный грузоперевозчик, который не работает с Шереметьево, – это «Ист Лайн». А значит, именно в его интересах парализовать работу конкурирующего аэропорта. Если основываться на подобных соображениях, выходит, что сотрудничество с террористами можно инкриминировать всем авиакомпаниям, которые не работают с Шереметьево, а, скажем, предпочитают Внуково.

То, что делом занимается ФСБ, наводит на мысль о «поступившем сигнале» со стороны «сознательных граждан», как в старые советские времена. Получается, для укрупнения мощи собственного бизнеса достаточно направить кляузу в ФСБ. Подкинуть мысль о том или ином злоупотреблении конкурента очень легко – для этого можно даже ограничиться написанием анонимок, сообщающих о преступлениях, которые обязательны к рассмотрению соответствующими органами. И дело пойдет. Самое главное – запустить государственную машину. Остановить ее будет гораздо сложнее. В истории с «Ист Лайном» главная задача – спровоцировать общественный скандал вокруг компании. Рынок на подобные события реагирует очень чутко. Испортить репутацию можно одним ударом, а для восстановления ее потребуется гораздо большее время. Причиняемые бизнесу убытки вообще никто не берет в расчет. Как говорится, спасение утопающего – его личная проблема. К сожалению, показательные порки крупного бизнеса в последнее время стали нормальным явлением. Разумеется, если это вообще можно назвать нормальным.

В любом цивилизованном обществе подобные инциденты, если нет убедительных оснований, могут закончиться печально для тех, с чьей подачи проводятся такие акции. К тому же применение неблаговидных способов конкурентной борьбы может привести к непредсказуемым последствиям. Так, нередко случается, что акция против конкурента порождает в итоге эффект домино. И в конечном счете события разворачиваются настолько стремительно и достигают таких масштабов, что инициатора самого накрывает им же спровоцированная волна. Как говорится, не рой яму другому...

Надеемся, что в случае с «Ист Лайном» этого не произойдет и компетентные органы, чьи действия сейчас на руку конкурентам, не замедлят сделать правильный, обоснованный вывод.


Авторы:  Елена СВЕТЛОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку