Из морских глубин на прилавки «Океана»

Из морских глубин  на прилавки «Океана»
Автор: Таисия БЕЛОУСОВА
04.11.2012

Времена дефицита давно канули в лету. Прилавки ломятся от изобилия – были бы деньги. Но при этом найти сегодня качественный продукт – не такая уж простая задача. Особенно рыбу. Она «уплыла» из многих небольших продуктовых магазинов в сетевые гиганты, а там, где её ещё можно «поймать»,
она далеко не всегда отвечает взыскательным требованиям: перемороженная, кривая, изломанная, непривлекательного цвета и запаха, покрытая толстым слоем льда. Почему это происходит и где найти хорошую рыбу, сегодня рассказывает Станислав Стандрик, исполняющий обязанности генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы»

– Станислав Евгеньевич, куда подевалась хорошая отечественная морская рыба? Когда-то мы ездили за ней в фирменный магазин «Океан», а теперь специализированных рыбных магазинов практически нет…

– Хочу начать с того, что рыба – это один из важнейших продуктов питания в рационе человека, а её регулярное потребление черезвычайно важно для здоровья. Действительно, этот брэнд – «Океан» помнят до сих пор. Он появился в советское время благодаря инициативе и усилиям руководителя Министерства рыбного хозяйства СССР А.И. Ишкова. Там по доступным ценам продавалась рыба, которая добывалась советскими рыбаками. Сеть стала очень популярной. Помню, я тоже любил заходить в этот магазин, даже как на экскурсию – посмотреть на живую рыбу. Но уже более 20 лет мы живём в другой стране. И сеть магазинов «Океан», к сожалению, развалилась вместе с СССР. Сегодня 98 процентов российской рыбной промышленности – это частный бизнес. Рыболовецкие суда, рыбные совхозы, базы, предприятия по переработке рыбы, магазины и т.д. – все они акционировались, приватизировались и перешли в частные руки. Последняя государственная крупная компания – Архангельский траловый флот – и та в настоящее время готовится к приватизации. Сейчас в России более 40 частных фирм, работающих под брендом «Океан», которые поставляют рыбу к нашему столу, но это не сеть, а разрозненные компании, и им очень нелегко выживать на рынке поодиночке, ведя этот непростой рыбный бизнес.

– А чем он сложен?

– Да всем! Начиная с вылова рыбы и заканчивая её продажей. Труд рыбака – один из самых тяжёлых, а конечный результат зависим от огромного числа факторов. Но и потом, когда улов заполняет трюм рыболовецкого судна, попадает на береговой холодильник, а затем – в торговлю или на перерабатывающие предприятия, сложностей не меньше. Ведь рыба – продукт скоропортящийся, имеющий ограниченный срок хранения. А значит неизбежны серьёзные затраты на то, чтобы сохранить её свежей – нужны специальные холодильные мощности для глубокой заморозки и последующего хранения рыбы, специализированные ж/д вагоны-холодильники для транспортировки к потребителю и т.д. Хранение рыбы – дело более сложное, чем, скажем, хранение вина или даже молочной продукции, которая расфасована в стерильную упаковку. Плюс ещё одна проблема, которая осложняет ведение рыбного бизнеса: в СССР были плановые задания по вылову рыбы, были рыболовецкие совхозы и колхозы, государство часть рыбы реализовывало за границу, часть отправляло на отечественные оптовые склады и в торговую сеть «Океан». Промышленное рыболовство при социализме было ориентировано на огромные объёмы – в год добывали по 12 миллионов тонн рыбы, и вся система была выстроена под централизованные поставки. Кроме того, необходимо отметить, что в СССР цена рыбы в магазине определялась планово и зачастую просто дотировалась государством. Сегодня ни плановых заданий, ни таких объёмов быть не может. Российский флот добывает 4,5 миллиона тонн рыбы в год. Сегодня рыбаков уже сложно заставить выполнять социальную функцию и добывать больше, или ловить недорогие виды рыб, как невозможно и принудить их добывать «товарную рыбу», востребованную розничными сетями. Зачастую используемые технологии промысла являются устаревшими, что влияет на товарный вид выловленной рыбы, а значит, для того, чтобы успешно реализовать её в рознице, требуется дальнейшая переработка – производство филе и т.п. На этом специализируется ряд оптовых перерабатывающих компаний – они покупают рыбу и доводят её до товарного вида.

– Выходит, рыбный рынок сегодня непредсказуем и стихиен?

– Не совсем так, в последние пять лет здесь стал налаживаться порядок – благодаря действиям Правительства РФ, лично Андрея Анатольевича Крайнего, руководителя Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), наконец были определены правила работы в отрасли: у рыбаков появились долгосрочные квоты на вылов рыбы, и это очень способствует развитию отрасли; регулирование ресурсов ведётся очень разумно и рационально со стороны контролирующих органов. Надо сказать, что Росрыболовство находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Мы, в частности, следим за соблюдением законности в области промышленного и любительского рыболовства, боремся с незаконным ловом, браконьерством, следим за своевременной выдачей разрешений на промысел, но у нас нет функции доведения рыбной продукции до потребителя. Так что то, что сейчас мы взялись за решение этой проблемы – это наша инициатива, добрая воля, а не обязанность. Мы видим, как с момента вылова до продажи рыба дорожает в разы, мы видим, как она теряет своё качество в силу разных обстоятельств – и хотели бы изменить эту ситуацию к лучшему.

– Уже есть план действий?

– Есть не просто план, мы уже действуем. Мы хотим воссоздать единый брэнд типа «Океан» – федеральную сеть специализированных рыбных магазинов и накормить всю Россию отличной, свежей, разнообразной рыбой. Такая задача для обычного бизнеса не интересна – слишком велики затраты, а прибыль не мгновенная и увы не астрономическая.

Мы уже обсудили возможности создания пилотного проекта такой сети в большом городе, таком как, например, Москва, хотя бы из нескольких десятков магазинов. И главное – мы заручились поддержкой государства, муниципальных органов для реализации этой идеи, потому что без этого такой проект «не поднять». Мы встречались с мэром Москвы Сергеем Семёновичем Собяниным и договорились о выделении нам 12 помещений из городского фонда объектов недвижимости, которые станут магазинами новой сети. Мы берёмся организовать в них ремонт и совместно с Правительством Москвы и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) разработать допустимую льготную ставку аренды – такую, при которой коммерческие организации, которые взяли бы в эксплуатацию подобную сеть, сделала бы их бизнес выгодным, цивилизованным и социально-ориентированным. Банки готовы финансировать ремонт и реновацию в магазинах сети. А мы поможем сделать поставки рыбы и морепродуктов в них стабильными.

Мы уже посмотрели эти помещения, и сейчас ждём процедуры согласования и передачи их нам. К сожалению, пока город не смог нам выделить ни одного помещения в центре столицы, а нам так хотелось сделать там современный, красивый рыбный магазин, куда можно было бы приходить не только за покупками, но и просто полюбоваться на живую рыбу в больших аквариумах. Но мы надеемся, что это дело времени.

Мы провели встречи с руководителями торговых фирм – и больших сетей, и небольших магазинов, выясняли, насколько привлекательна была бы для них подобная форма сотрудничества. И те и другие подтвердили нам, что она вызывает у них большой интерес.

Недавно у нас была встреча в Правительстве Московской области, которое также выразило поддержку нашего проекта создания сети специализированных рыбных магазинов. Мы говорили о возможности выделения хотя бы одного -двух помещений в городах-стотысячниках – это бы положило начало действию нашего проекта, дало бы новый толчок развитию малого и среднего бизнеса в области и открыло бы ворота для поставок качественной отечественной рыбы и морепродуктов для жителей Подмосковья.

На этой встрече мы были вместе с представителями одной из крупнейших европейских торговых компаний, с которой начали активное сотрудничество. В своей стране она имеет 23 оптовых комплекса, обеспечивающих соотечественников широким ассортиментом продуктов питания, в том числе и рыбы. Её опыт, безусловно, представляет для нас большой интерес. И организация подобных комплексов в Подмосковье, по мнению правительства Московской области, была бы вещью очень важной и полезной.

– А кто, какие частные фирмы смогут войти в вашу сеть?

– Будем проводить конкурсы, чтобы отобрать самых достойных. Мы дадим им отличную возможность развиваться под единым брэндом. Уже есть серьёзный интерес со стороны рыболовецких компаний присоединиться к такой сети. И это понятно: крупным фирмам, добывающим сотни тысяч тонн рыбы, практически невозможно иметь дело с маленькими магазинчиками. Их интересуют большие оптовые поставки рыбы в регионы. Вот именно эту функцию – создание товаропроводящей цепочки, оптовой логистики, которая бы эффективно доставляла улов к нашему столу, что в равной степени нужно и продавцам и покупателям – мы и считаем своей задачей при реализации этого проекта. Мы поможем наладить взаимовыгодные контакты и укрепить связи тех, кто добывает и перерабатывает рыбу и тех, кто её продаёт. Поможем создать инфраструктурные условия, при которых рыба будет переходить из крупного опта в розницу цивилизованными способами. Мы планируем, что в нашу сеть войдут как минимум 25-40 магазинов, потому что меньшее число будет экономически нецелесообразным. Надеемся, что уже в этом или начале следующего года мы приступим к реализации пилотного проекта.

– Как будет называться ваша сеть?

– К сожалению, брэнд «Океан» использовать монопольно уже не удастся – это название монопольно используется многими частными компаниями, но мы подберём хорошее имя для нашей специализированной сети и сделаем всё, чтобы оно стало гарантией разнообразия и высокого качества рыбной продукции, которая будет там продаваться.

И хочу сказать в заключение: кушайте отечественную рыбу – это природный дар, та гастрономическая роскошь за очень разумную цену, которую многие государства мира уже не могут себе позволить из-за истощения их местных ресурсов. 

Елена Цыганкова


Авторы:  Таисия БЕЛОУСОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку