НОВОСТИ
ФСБ отчиталось о задержании россиянина, взорвавшего в Москве автомобиль экс-сотрудника СБУ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93426
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24433
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
24928
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
27595
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
25854
sovsekretnoru
Танго с берегов Ла-Платы

Танго с берегов Ла-Платы

Танго с берегов Ла-Платы
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
Совместно с:
23.02.2019

Этот популярный танец называется аргентинским танго, и считается, что он появился в Аргентине. Однако это не совсем верно, и «родительские права» на него заявляет также и Уругвай. Спор на эту тему имеет очень давние традиции, и уругвайцы до сих пор уверены, что танго возникло вовсе не в Буэнос-Айресе, а в Монтевидео. На самом деле, правых в этом споре нет, а истина, как водится, находится где-то посередине. Обе страны расположены по берегам реки Ла-Платы, и они совершенно по одним и тем же причинам могут считать себя родиной танго. В этом разбирался специальный корреспондент «Совершенно секретно».

Словарь Испанской королевской академии словесности, изданный в 1899 году, определяет танго так: «веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке». Также он дает и второе значение этого слова: «музыка для этого танца». Понятно, что в данном случае словарь говорил об испаноязычной  части Америки, то есть не подразумевал США и Канаду.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВА «ТАНГО»

А еще один источник 1836 года определял слово tango как «сборище черных для танцев под звук барабанов». Другая теория гласит, что слово tango напрямую идет от слова tambor (барабан).

Американский историк Роберт Фаррис Томпсон в своей книге о танго определил целый перечень африканских слов, имеющих отношение к танго: tangadungulu (прогуливаться, красоваться), tangala (ходить тяжело, идти шатаясь), tangala-tangala (идти, как краб), tangalakana (идти зигзагом) и tangama (длинный шаг, прыжок).

Еще одна версия: слово tango происходит от слова tang, что на одном из африканских диалектов обозначает «приближаться» или «трогать». В этом смысле интересно отметить, что латинский глагол tangere переводится как «трогать», «прикасаться». А в старинном испанском языке глагол tangir обозначал «играть на музыкальном инструменте». Очень похоже, что африканские корни были европеизированы.

ТАНЕЦ РАБОЧИХ РАЙОНОВ БУЭНОС-АЙРЕСА

В подавляющем большинстве источников написано, что родиной танго является Аргентина, что «этот народный танец появился в рабочих районах Буэнос-Айреса», что «танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных форм» и т. д.

И в самом деле, история танго началась в конце XIX века в Буэнос-Айресе, большом портовом городе, куда во времена «серебряной лихорадки» (кстати, название страны «Аргентина» является производным от латинского слова argentum, что значит «серебро») стекались иммигранты со всего мира. Якобы эти приезжие авантюристы днем работали, а вечерами собирались в многочисленных барах, кафе и игорных домах. И вот там-то и начали танцевать аргентинское танго.

А вот еще одна интересная версия. Новый танец для двоих прибыл в Аргентину еще в XV веке. Это был танец рабов, но никто тогда не знал, как он называется.

Следует отметить, что в 2009 году, на IV сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО по нематериальному наследию, прошедшей в Абу-Даби, танго было включено в список нематериального культурного наследия человечества. Однако при этом было отмечено, что танго –это музыкальный ритм, родившийся на берегах реки Ла-Плата, но он практиковался на обоих берегах, то есть в Аргентине и Уругвае. Совместная презентация Аргентины и Уругвая тогда четко обозначила: «Танго родилось среди низших классов обоих городов (Буэнос-Айрес и Монтевидео), и оно произошло от слияния элементов афро-уругвайской и афро-аргентинской культуры, а также от подлинных креольских и европейских иммигрантов».

АРГЕНТИНА ИЛИ УРУГВАЙ?

Несмотря на это, уругвайцы все равно считают танго «визитной карточкой» своей страны, а аргентинцы – своей.

Ла-Плата– это огромная река, самая широкая в мире. Но это еще и географическое пространство, охватывающее территорию Уругвая и аргентинские провинции Буэнос Айрес, Санта-Фе и Энтре-Риос. Наконец, это еще и большое культурное пространство, соединившее два народа, имеющие общие корни и культивирующие схожие ценности.

Так что танго родилось в пригородах Буэнос-Айреса и Монтевидео. Однако, как бы это ни было прискорбно для аргентинцев, первое известное танго La Morocha (Неувядающая) создал уругваец Энрике Саборидо, родившийся в 1877 году. И самое знаменитое танго всех времен La Cumparsita также сочинил уругваец Херардо Матос Родригес, родившийсяв 1897 году. С другой стороны, если бы не было Буэнос Айреса, мир, скорее всего, никогда бы не узнал про этот чувственный танец. И все дело в том, что именно в аргентинской столице танго превратилось в предмет культа низших слоев общества, и именно отсюда, из портовых районов, оно выплеснулось в Старый Свет.

В любом случае слово «танго» является сейчас первым, что приходит на ум в ассоциации со словом «Аргентина». По сути, это даже более очевидный классический символ Аргентины, чем футбольные страсти, бесконечные просторы Патагонии, суровый климат Огненной Земли и заснеженные Анды

Аргентинский прозаик и художник Эрнесто Сабато утверждает: «Сегодня танго является таким же символом Аргентины, как коррида – символом Испании». Про Уругвай в этом контексте почему-то не вспоминают.

TANGO RIOPLATENSE –ТАНГО С БЕРЕГОВ ЛА-ПЛАТЫ

С большой долей вероятности можно говорить только о том, что танго (как музыкальный жанр и танец) зародилось в конце ХIХ века. И начало этому уникальному явлению дало слияние африканской, испанской и многих других этнических культур иммигрантов с культурой гаучо (пастухов, которые в основной массе были метисами, то есть происходили от браков между белыми и индейцами).

По мнению уругвайского писателя Винсенте Росси, написавшего книгу Cosasdenegros («Дела черных»), танго появилось в Буэнос-Айресе и Монтевидео, которые в течение многих лет являлись важными перевалочными пунктами работорговли. Он уверен: не только слово, но и танец обязаны своим происхождением афрокреолам, жившим в Буэнос-Айресе и Монтевидео, где он возник на танцевальных вечеринках черных (sociedades de negros).

С созданием первых sociedades de negros в Буэнос-Айресе и Монтевидео словом «танго» стали называть и собственно эти общества, и их танцевальные вечеринки. Но то, что играли на этих вечеринках, имело мало общего с той музыкой, которая распространилась в иммигрантских кругах на берегах Ла-Платы с середины XIX века.

В портах Буэнос-Айреса и Монтевидео различные культуры слились в одну новую, с которой и идентифицировали себя новые поселенцы. При этом стоит отметить, что танго было в основном танцем окраин. А пригород того же Буэнос-Айреса – это понятие не столько географическое, сколько качественное. Это – еще не город, но уже и не деревня. И одной из самых характерных особенностей пригорода была его космополитичность. Таким образом, так называемое «аргентинское танго» в этом смысле – это «дитя мира», потому что в пригородах в годы зарождения танго проживали иммигранты со всех концов Света.

Эти люди осели на берегах Ла-Платы. В поисках заработка они оставили свои дома, семьи и любимых женщин. Они селились на окраинах в многоквартирных домах-общежитиях, а на улицах там царило поистине вавилонское смешение языков. Естественно, мужское население существенно превышало женское. На улицах сочинялись песни о суровой мужской жизни вдали от дома, под которые и стали танцевать танго. А за женской лаской мужчины шли в публичные дома, но при всем изобилии подобных заведений девушек на всех все равно не хватало. Так что в ожидании своей очереди мужчины коротали время, танцуя друг с другом.

Впрочем, это всего лишь одна из версий…

ЭКСПОРТ АРГЕНТИНСКОГО ТАНГО В ЕВРОПУ

Подведем небольшой итог. Аргентинцы, происходившие из хороших семей, считали танец, который танцевали рабы, танцем социальных низов. Они называли этот танец tango negro. И даже получившие свободу африканцы стыдились танцевать танго. Но при этом многие все равно танцевали его тайком. И белые аргентинцы, глядя на то, как танцуют темнокожие, запоминали их движения, ибо это было очень красиво и необычно. Но они не могли себе позволить танцевать, как рабы. И все же постепенно этот танец стал проникать и в их среду.

А потом начались контакты между Аргентиной и Европой. Бурное развитие Аргентины в конце XIX – начале XX веков, а также налаживание торговых связей с Европой привело к тому, что местные богачи стали ездить в Старый Свет, где водили знакомства с людьми из высшего общества. Сыновья этих людей часто оставались в Европе учиться. А богатые европейцы стали приезжать в Аргентину.

Так европейцы открыли для себя чувственное танго, и оно тут же стало всеобщим увлечением. А потом, в первые годы XX века, в Европу отправились оркестры из Буэнос-Айреса и Монтевидео. К этому времени «аргентинское танго» уже было готово завоевывать Старый Свет.

Сначала танго «приютила» Франция, и первый европейский его показ состоялся в Париже. А уже из Парижа танец «переселился» в другие европейские столицы.

Считается, что в Европу, а именно во Францию, танго «экспортировал» Карлос Гардель (кстати, датой его рождения считается 11 декабря 1890 года, и именно этот день теперь отмечается как Международный день танго).

В Европе танец получил свою интерпретацию: если на берегах Ла-Платы танцевали в буквальном смысле «душа к душе», то европейцы исполняли танго на почтительном расстоянии друг от друга.

Надо сказать, что в Европе танго произвело фурор. Оно вызвало своего рода эпидемию повального помешательства, какое-то неистовое безумие, без разбора поражавшее представителей всех возрастов и сословий, подобно отравлению сильнейшим и мгновенно действующим ядом. Однако танго не вполне устраивало европейцев из-за его излишней, на европейский вкус, чувственности и импровизационности

В результате в танго были внесены изменения, и – удивительное дело! Это новое, европеизированное танго оказалось в Буэнос-Айресе, поскольку тогда все, что делалось в Париже, немедленно копировалось в Латинской Америке. И теперь там стало существовать два различных танго – креольское для простых смертных и салонное (европейское) для высших кругов общества.

Что же касается Парижа, то в начале XX века там начался период тангомании. По сути, Париж влюбился в танго с первого взгляда. А тангомания – это была мода на танец и на все, что с ним связано: танго-вечеринки, танго-напитки, одежда и обувь в стиле танго…

Из Парижа танго и разошлось по всему миру – в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию… Происходило это не беспрепятственно. Например, Папа Пий Х высказался категорически против нового танца, запретив порядочным христианам танцевать его. Австрийский император запретил солдатам танцевать танго в военной форме. Британская же королева заявила, что отказывается танцевать «это».

В России в начале ХХ века танго стало очень популярным в Санкт-Петербурге, хотя его исполнение было официально запрещено. В частности, в 1914 году появился указ министра народного просвещения Льва Аристидовича Кассо, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго».

В особом министерском циркуляре говорилось: «Ввиду явно непристойного характера нового танца под названием танго прошу принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях, а равно чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается бесстыдство танго».

И в 20–30-е годы прошлого века танго также было под запретом в Советской России как танец буржуазной культуры. Запрещать – запрещали, но танго становилось все более любимым. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с «Кумпарситой» Родригеса, «Брызгами шампанского», «Утомленным солнцем». Звучали сладостные мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Александра Вертинского… А затем пошло танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов. Это уже было наше родное русское танго.

В целом же в Европе танго стало очень популярным в 30-х годах ХХ века, когда появилась стилизация этого танца (вполне пристойный танец для приличных людей).

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ТАНГО

Несмотря на Великую депрессию, период 1930–1940 годы стал «Золотым веком» танго. Было создано множество ансамблей, в состав которых входили выдающиеся композиторы и исполнители танго, ставшие сегодня настоящими классиками стиля: Анибаль Кармело Тройло, Астор Пьяццолла, Освальдо Педро Пульезе и многие другие.

Можно утверждать, что в эти годы в Буэнос-Айресе имел место расцвет танго, и оно стало поистине национальным танцем. Немалую роль в этом сыграли песни, которые пел Карлос Гардель, упомянутый выше. Он был любимцем всей страны.

ТАНГО В ПОДПОЛЬЕ И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Однако уже в 50-е годы прошлого столетия танго в Аргентине пришлось уйти в подполье из-за установления военной диктатуры, которая не допускала любые собрания более 7 человек, так как считала их политическими митингами. Это привело к закрытию многих мест, где танцевали танго.

Пошли аресты, массовое исчезновение людей, убийства. Началось вторжение иностранной музыки. Клубы закрывались, но при этом наступило время подпольных милонг (танцевальных вечеров, на которых танцевали аргентинское танго и звучала танго-музыка).

В результате в 60–70-е годы прошлого века про танго начали забывать, и аргентинская молодежь увлеклась другими формами общения.

Новой вехой в истории аргентинского танго стал 1983 год. После поражения Аргентины в Фолклендской войне и падения военной хунты в Париже был поставлен спектакль «Аргентинское танго». А в Нью-Йорке было открыто шоу Forever Tango, принесшего танцу новую волну популярности. И танго снова «вышло в свет» – но теперь со сцены.

Сценическое танго сильно отличалось от своего прародителя, от социального (уличного) танго: простые шаги и близкие объятия сменились размашистыми страстными движениями, в танго появились прыжки и поддержки – элементы, которые вызывали восторг у зрителей.

Аргентинское танго вновь начало завоевывать Европу и США. Начали открываться танго-школы, проводиться семинары знаменитых маэстро, организовываться показательные выступления. Позже получило развитие более современное направление этого танца – танго-нуэво (nuevo – новый).

Фото из архива автора 


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку