ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

Выборгская кинопанорама

Опубликовано: 15 Ноября 2018 18:53
0
357
"Совершенно секретно", No.9/410, сентябрь 2018
выборгский замок. награждание победителей
выборгский замок. награждание победителей

Михаил Мокрушин

 

   В августе в Выборге вот уже в 26-й раз прошел фестиваль российского кино «Окно в Европу». Отметив в прошлом году свой 25-летний юбилей, кинофорум уверенно движется вперед, составляет отличную программу и ждет на показах зрителей, которые давно полюбили этот киносмотр. На кинобиеналле главный приз завоевал фильм «Папа, сдохни» режиссера Кирилла Соколова. С подробностями – обозреватель «Совершенно секретно». 
 
Да, публика в Выборге уже «насмотренная», приученная к хорошему кино, интересным дискуссиям и мероприятиям в рамках фестиваля. Выборгский фестиваль, по традиции приветствуя все новое (недаром его девиз: «Российское кино – прогноз на завтра»), бережно относится и к нашей классике. Собственно говоря, киносмотр уверенно балансирует между прошлым и будущим. Отдавая дань лучшим кинематографическим образцам, открывает новые имена, зажигает звезды, выявляет тенденции развития киноотрасли. 
 
 МАСТЕРА 
 
Этот год стал трагичным для нашей культуры, из жизни ушли выдающиеся мастера – Кира Муратова, Станислав Говорухин, Олег Табаков. Их памяти были посвящены специальные показы. Киру Муратову и Олега Табакова вспомнили показом фильма «Три истории». А Станислава Говорухина – показом картины Муратовой «Среди серых камней», где он снимался. Станислав Сергеевич в последние годы вообще был своеоб­разным символом фестиваля. Приезжал практически каждый год, либо с новым фильмом, либо с выставкой своих картин, либо просто как почетный гость. В памяти навсегда останутся эпизоды, почти кинематографические, как режиссер, элегантный, с неизменной трубкой, сидит на веранде гостиницы «Дружба», и, если подсесть к нему, можно услышать множество интересных историй. Все это тоже вписано в летопись выборгского кинофестиваля. 
Известные кинематографисты с удовольствием приезжают в Выборг, встречаются со зрителями, вместе с ними вспоминают свои прежние работы и представляют новые. В этом году режиссер Андрей Хржановский показал рабочие материалы картины «Нос, или Заговор «не таких». «Однаж­ды я написал письмо с признанием в любви к Дмитрию Шостаковичу и попросил у него разрешение на экранизацию оперы «Нос, или Заговор «не таких», – рассказал режиссер. – Через три дня я получил открытку с очень деликатным ответом: «Уважаемый Андрей Юрьевич, буду рад, если вы используете мою музыку». Андрей Хржа­новский выразил надежду, что через год-полтора картина будет готова и ее смогут увидеть зрители. А еще на фестивале был отмечен 50-летний юбилей анимационного фильма Хржа­новского «Стеклянная гармоника». По словам режиссера, основой для картины послужила «газетная заметка про музыканта, который путешествовал с волшебным инструментом, и это действовало на людей преображающее». Так получился мультфильм о том, как власть и алчность растлевают людей, и о духовном возрождении, которое приносит Искусство. Тема вечная и актуальная. 
Символика нынешнего фестиваля была вдохновлена творчеством сценариста, поэта, режиссера Геннадия Шпаликова. В основу фестивального постера положен кадр из фильма Геор­гия Данелии «Я шагаю по Москве», созданного по сценарию Шпаликова. А все фестивальные сеансы предварял специальный трейлер с эпизодами из картины. Как отметил президент фестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев: «Он открыл новую эпоху в нашем кинематографе, и посылами, любовью, симпатиями Шпаликова мы живы до сих пор, из этого источника будут черпать и новые поколения кинематографистов». Что ж, они и черпают. Только у кого-то это получается по-настоящему талантливо, свежо, а кто-то пытается донашивать «дедушкины сапоги», надеясь, что зрители не заметят «прохудившейся подошвы». 
 
 «ГДЕ ТА МОЛОДАЯ ШПАНА, ЧТО СОТРЕТ НАС С ЛИЦА  ЗЕМЛИ?» 
 
По традиции выборгского кинофестиваля за несколько часов до объявления итогов тут проводится открытое заседание жюри, где кинематографисты могут публично высказать свое мнение об увиденных картинах, поговорить о том, что их беспокоит. В прошлом году члены жюри сетовали на то, что дебютам не хватает дерзости. Как сказал тогда режиссер Михаил Брашинский: «Мне кажется, дебют позволяет режиссеру то, чего уже никогда больше не будет, это шанс по-хорошему нахамить. Большая часть молодых режиссеров стремится к правильности, а на самом деле никакой правильности в нашем деле нет. Чем неправильней, может быть, тем лучше». Что ж, в 2018 году наметилась тенденция к улучшению этой ситуации, и некоторые дебютанты как раз порадовали своими дерзкими и даже хулиганскими высказываниями. Как, например, режиссер Кирилл Соколов, снявший черную комедию с провокационным названием «Папа, сдохни». Тут есть, конечно, отсылки и к Тарантино, и к другим образцам жанра, но режиссер не просто бездумно переносит все эти «штучки» и «приемчики» на родную почву, но привносит сюда свое отношение, мировоззрение и свежий взгляд. Отрадно, что жюри под председательством режиссера Сергея Снежкина оценило «молодую шпану», отдав картине главный приз конкурса игрового кино «Осенние премьеры». 
Еще один эксперимент представил режиссер Борис Гуц. Его веселая картина «Фагот», повествующая о том, как один парень искал способ расстаться со своей девушкой, полностью снята на смартфон. Молодой режиссер даже провел на фестивале свой мастер-класс на тему «Как снять кино на смартфон». Впрочем, это совсем не руководство к действию. Подобные «игрушки» хороши, но все же не в массовом порядке, иначе размывается само понятие «искусство кино». Да и сам Борис Гуц говорит, что «мобильное кино» должно быть мотивированно. «Мы сняли «Фагот» на смартфон, потому что в нашем случае это было художественным решением», – пояснил он.
Режиссер Антон Бильжо представил в конкурсе фильм «Амбивалент­ность». Любопытная история о том, что все мы, в сущности, балансируем на грани нормальности и сумасшествия, и грань эта чрезвычайно тонка.
Печалит, когда начинающие режиссеры впадают в архаику, честно пытаются копировать высокие образцы из прошлого, но выглядят при этом как малыши, играющие во взрослых. Вроде бы повторяют все верно, но так старательно и неумело, что смотрится это смешно. И, казалось бы, придраться не к чему, но никуда не деться от ощущения замшелости и чувства скуки. 
Режиссер Елизавета Королёва отправила героиню своего фильма «Почти среда» Веронику в однодневную прогулку по городу. В аннотации к картине было красиво и заманчиво сказано, что «Вероника, идя за солн­цем, пытается запечатлеть положение вещей, понять встреченных ею людей, поймать неуловимое мгновение, когда вторник становится средой». На деле же получилась довольно пресная картина, состоящая из череды невыразительных эпизодов. 
Режиссер Виктор Алфёров замахнулся на масштабную, трагическую, сложную и интересную личность драматурга Александра Вампилова, сделав его героем своей картины «Облепиховое лето». Это, по сути дела, первый игровой фильм об авторе «Утиной охоты» и других выдающихся пьес. Но, увы, посыл и предназначение картины остались неясными. Сделана она так плоско и прямолинейно, так по-нехорошему старомодно, что поклонникам драматурга будет неинтересно, а тем, кто с его судьбой и творчеством не знаком, скучно. Стоит оговориться, что байопики – вообще вещь архисложная, и количество удачных образцов в этом жанре не так уж и велико. Но это слабое оправдание для режиссера-дебютанта, снявшего столь невнятное кино. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что выборгским зрителям фильм как раз пришелся по душе. Картина «Облепиховое лето» получила третье место по итогам зрительского голосования «Выборгский счет», а автору этих строк довелось лично услышать восторженное мнение одной зрительницы. 
А вот Оксана Карас, обратившись к прошлому в своем фильме «У ангела ангина», смогла тем не менее сделать современный, трогательный и сентиментальный, но не слащаво-приторный фильм о первой любви на фоне трагических 40-х годов XX века. За основу была взята повесть Вадима Шефнера «Сестра печали». 
Первыми все картины из программы фестиваля «Окно в Европу – 2018» смогли увидеть и оценить выборгские зрители. Ну а теперь каждый из этих фильмов ждет своя прокатная судьба. Хотелось бы, чтобы она была успешной, ибо многие из работ, представленных в этом году, достойны широкого зрительского внимания. 
 

поделиться: