НОВОСТИ
Адвокатам террористов угрожают расправой, а в Совфеде заявляют о невозможности приговора к смертной казни
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91125
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21745
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22559
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25171
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23496
sovsekretnoru

ПРАВИССИМО!

ПРАВИССИМО!
Автор: Арам ТЕР-ГАЗАРЯН
Совместно с:
01.10.2015
 
ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ НОВЫЕ ПРАВИЛА ПОЛУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ БЕССМЫСЛЕННЫ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЕДИНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
 
В конце прошлой недели вступили в силу новые программы переподготовки водителей. Теперь автошколы имеют право переобучать с одних категорий на другие. Например, водители мопедов вместе с мотоциклистами смогут по укороченной программе получать права категории «В». Правда, заниматься переобучением водителей могут теперь только школы, получившие специальное заключение ГИБДД о соответствии площадки нормам обучения. А с ноября в силу вступят и новые правила получения водительских прав. 
 
Данные положения введены в действие постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»).
 
В отличие от ранее действовавших правил новыми положениями исключается возможность самостоятельной подготовки к экзаменам на получение водительского удостоверения. Более строгие нормы введены не только в отношении граждан, желающих получить водительские права, но и в отношении лиц, принимающих у них экзамены. Так, экзамены могут проводиться госавтоинспекторами, которые достигли возраста 25 лет и имеют высшее образование, право на управление ТС тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены, а также стаж управления ТС не менее пяти лет.
 
Изменились и условия для обучения в автошколах – лучше стали площадки, введены новые стандарты сдачи экзаменов, ситуация улучшилась, признают и сами будущие водители, и Госавтоинспекция. Но сама образовательная программа почти не изменилась – на новых расширенных, переоборудованных площадках, как и раньше, учат делать ограниченный набор стандартных упражнений.
 
Конечно, работа автошкол стала прозрачнее для налоговиков из-за ужесточения контроля над некоммерческими образовательными организациями, каковыми являются автошколы. Общественная палата также рассматривает каждую жалобу клиентов на процесс обучения в автошколе. Но итоговый результат уровня подготовки, как говорят представители самих автошкол, улучшился не столько за счет принятых государством мер (увеличения количества часов по теории и практике), сколько за счет сокращения числа желающих получить права.
 
«Много непрофессионалов ушло с рынка. Раньше было как – соберутся трое или четверо, откроют автошколу, договорятся с владельцами площадки, купят несколько старых машин – и вперед. А сами при этом часто ни учить, ни даже ездить толком не умели. Вместе с уходом таких школ сократилось и число плохо подготовленных водителей, – говорит старший инструктор одной из подмосковных школ Игорь Савельев. – Правда, смысл чистить рынок при помощи столь жестких требований к зарекомендовавшим себя школам непонятен. Зачем, убирая непрофессионалов, надо требовать с профессионалов дополнительных вложений в бизнес. Причем если в небольших городах автошколам пришлось отделаться легким испугом, то в мегаполисах счет идет на миллионы рублей». 
 
Число обучающихся за год в связи с увеличением стоимости обучения и общим снижением доходов уменьшилось на 13 %. На рынке остались только те школы, которые нашли деньги на улучшение учебно-материальной базы (в среднем по стране – от 100 до 300 тыс. рублей) и на аренду и оборудование учебной площадки (от 500 тыс. до 1,5 млн рублей). В прошлом году в стране работало 11 476 автошкол. По данным на 1 августа 2015 года, их число сократилось до 5375, то есть на 46,84 %. За год ГИБДД рассмотрела всего 6799 заявлений от образовательных организаций, отказано в выдаче заключений 2554.
 
Статистика одинаковая для всей страны – примерно половина автошкол после введения новых правил обучения закрылись. Так, в Москве в 2014 году их работало 350, а сейчас только 179 организаций. В регионах в среднем из 155 остались на рынке 119 организаций.
 
Изменилась и стоимость обучения. Самыми дорогими курсы оказались в Москве и Санкт-Петербурге – 20–50 тыс. рублей и 25–30 тыс. соответственно. Но вместе с ростом цены на рынке появились и сильно демпингующие компании, предлагающие пройти обучение по цене в несколько раз ниже среднерыночной, но «не докатывая» положенные по программе часы обучения.
 
Пришлось вводить специальные каталоги «недобросовестных автошкол». Московская Гильдия автошкол уже рекомендовала автошколам публично на своих сайтах информировать клиентов о наличии недобросовестных конкурентов, предупреждать их о том, что цена за обучение в Москве ниже 40 тыс. рублей может являться индикатором автошколы-«полуфабриката».
 
УДАРИМ КАЧЕСТВОМ ПО ДТП
 
С января по август этого года в России получили водительские удостоверения 468 627 человек. Это на 13 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
 
Правительство РФ к 2020 году планирует снизить смертность на дорогах почти на треть. Чиновники считают, что для этого нужно лучше готовить водителей и бороться с недобросовестными автошколами. По статистике ГИБДД, из более 1,7 млн россиян, получивших права в 2014 году, 29,6 тыс. уже попали в ДТП, в которых только в прошлом году погибло 3300 человек, что на 4,2 % меньше, чем в 2013 году. Получили травмы разной степени тяжести 41,3 тыс. – на 6,8 % меньше показателя позапрошлого года.
 
В целом же на долю новичков пришлось 17 % от общего числа аварий. А за первые семь месяцев текущего года было зарегистрировано 9907 ДТП с участием начинающих водителей, в которых погибли 1047 и пострадали 13 756 человек. Эти цифры ниже на 17, 22 и 17 % относительно данных за прошлый год.
 
«Каков процент аварийности у тех, кто купил права, неизвестно, ведь никто не считает, сколько людей купили эти права. Зато автошколы заставили расширить площадки. Смысла это делать не было никакого – где человек учится трогаться, переключать скорости? На площадке? Нет – в городе. Любой, кто учился в автошколе, знает, что на площадке можно научиться маневрам быстро, а настоящие проблемы начинаются в городе. И получилось так, что бизнес автошкол был просто убит, а ситуация не изменилась. Мы полгода сидели без денег из-за всех этих расширений и подготовки учебного материала», – комментирует происходящее старший инструктор одной из подмосковных автошкол Игорь Савельев.
 
Савельев убежден, что количество часов учебы в городе нужно определять индивидуально – в зависимости от обучаемости клиента. Он уверен, что новые требования были введены для галочки и мнением самих обучающих центров никто не интересовался.
 
«Я уверен, что если бы ответственность за подготовку полностью переложили бы на автошколы, то количество аварий на дорогах резко сократилось бы. Потому что, когда я обучаю человека, я вижу его психологические особенности и понимаю, как его научить, что сказать, где подсказать. Но чиновники решили, как им удобно. А люди как гибли, так и продолжают гибнуть», – говорит Савельев.
 
Тем не менее с тем, что число автошкол давно надо было сокращать, не спорит ни один участник рынка. И данные опроса экзаменаторов в ГИБДД подтверждают эту необходимость. Так, опрошенные инспекторы из 17 регионов России в 70,5 % случаев отметили, что будущие участники дорожного движения иногда пытаются выехать на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления. К тому же 47 % опрошенных заявили, что начинающие водители периодически даже пытаются проехать на запрещающий сигнал светофора.
 
И, что самое любопытное, эти нарушения начинающие водители совершают сознательно или из-за непонимания обстановки на дороге. Кроме того, исследования показали, что более 70 % новичков пользуются мобильным телефоном за рулем. Только к концу второго года большинство выпускников автошкол, как и до введения новых требований, более или менее осваиваются на дорогах. Сами водители отмечают, что если бы знали, что происходит на российских дорогах, то не пожалели бы денег как минимум на еще 20 дополнительных занятий у инструкторов автошкол.
 
Проблемой озаботились не только в Госавтоинспекции, но и в общественных организациях. Так, экспертный центр «Движение без опасности» совместно с компанией Ford провели анализ аварий с неопытными водителями, определили самые частые нарушения и разработали уникальную программу практических тренингов. «Целью программы является недопущение повторения молодыми водителями своих ошибок в будущем. Программа успешно проводится в России второй год подряд», – говорит генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
 
В Москве разработали резолюцию по повышению безопасности дорожного движения. Над документом работали представители правоохранительных органов, ряда профильных образовательных организаций и составители экзаменационных билетов по ПДД. В ближайшее время предложения экспертов рассмотрят в МВД России и Минобрнауки РФ.
 
Возможно, в дальнейшем они станут основой для совершенствования существующих нормативов. Резолюция в основном касается изменения регламента выдачи водительских удостоверений. В частности, авторы документа предложили разделить процесс на два этапа. Они предлагают выдавать выпускникам автошкол временные права, а через два года менять их на постоянные при условии, что водитель ни разу не попадал в ДТП.
 
А ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ
 
Аренда закрытой площадки размером 0,24 га стала основной проблемой для автошкол. Более 40 % автошкол, по оценкам экспертов, ушли с рынка из-за отсутствия возможности оформления таких площадок. Правда, некоторые компании вышли из сложного положения и получили заключения ГИБДД, имея по документам площадки за пределами населенных пунктов. В Москве почти половина автообразовательных организаций имеют свои закрытые площадки, которые расположены дальше 30 км от мест обучения теории.
 
По сути, обучение вождению на этих площадках – частное, после получения заключения ГИБДД автошколами расторгаются договоры на аренду. Клиентов привозят на площадки по очереди. Так, в столице известен случай, когда более 40 автошкол используют для практического обучения вождению три площадки. В Санкт-Петербурге и Архангельске 20 автошколами используется одна площадка, такая же ситуация сложилась в Архангельске. А в Петрозаводске уже водителей на категории «C» и «D» 10 автошкол готовят на одной площадке.
 
Понятно, что хромает качество учебы. И получается, что меры, принятые властями, только усугубили ситуацию. Чтобы попытаться ее изменить, «Гильдия автошкол» совместно со специалистами Русского автомотоклуба запустила бесплатную федеральную «горячую линию» поддержки начинающих водителей. И только за первый месяц работы на «горячую линию» обратились более 4 тыс. начинающих автомобилистов.
 
Будущие водители жалуются на отсутствие единой программы. Эксперты и представители автошкол-долгожителей согласны с этими требованиями и считают, что необходимо создать профессиональные стандарты преподавателя и мастера обучения вождению с аттестацией. А программа обучения должна быть расширена.
 

Автор:  Арам ТЕР-ГАЗАРЯН
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку