НОВОСТИ
Генштаб отправил в запас призывников, достигших 27-летия до 2024 года
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91231
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21870
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22673
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25292
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23606
sovsekretnoru
БЕЛОРУССКИЕ ГОЛОДРАНИКИ

БЕЛОРУССКИЕ ГОЛОДРАНИКИ

БЕЛОРУССКИЕ ГОЛОДРАНИКИ
Автор: Елена КОРНЮЩЕНКОВА
Совместно с:
17.02.2015
 
ЭКОНОМИКА БРАТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПЕРЕЖИВАЕТ НЕБЫВАЛЫЙ СПАД
 
На фоне военного противостояния между властями Киева и «народным ополчением» на юго-востоке Украины на главную роль миротворца вместе с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом не без оснований претендует Президент Белоруссии Александр Лукашенко. На прошлой неделе внимание всего мирового сообщества было приковано к Минску, где «последний диктатор Европы», как некогда называли Лукашенко на Западе, смог усадить за стол две противоборствующие стороны. Для Белоруссии успех на международной политической арене сейчас как никогда важен. Страна столкнулась с серьезным экономическим спадом, подобного которому не переживала уже очень давно.
 
Для реального сектора экономики наших ближайших соседей российский кризис грянул как гром среди ясного неба. Промышленное производство сократилось: по одним оценкам – на треть, по другим – на половину. «Говорят, что наш завод закроют… Перед Новым годом пришлось взять 10 дней отпуска за свой счет – меня попросили. Завод завален кирпичом, и его никто не покупает, а зарплату мне до сих пор не выплатили», – рассказал «Совершенно секретно» на условиях анонимности один из рабочих Минского завода строительных материалов…
 
Высокую цену за дешевую нефть, беспрецедентный курс доллара и сложности на внешнеполитической арене пришлось заплатить и промышленным гигантам Белоруссии. Нечто похожее белорусы уже переживали во время мирового финансового кризиса. Но даже в сравнении с 2009 годом, когда белорусская промышленность пришла в упадок, или с 2011-м, когда она столкнулась с длительным финансовым кризисом на внутреннем рынке, доля убытков предприятий в масштабах всей экономики была существенно ниже, чем сейчас.
 
К примеру, в 2008-м размер убытков предприятий к объему прибыли в целом по экономике составлял 13 %, в 2011-м – 16,1 %. Зато в январе – ноябре 2014 года убытки белорусских предприятий достигли без малого 13 трлн рублей. Объем чистой прибыли в целом по экономике в январе – ноябре 2014 года составил 50,3 трлн рублей. Таким образом, доля убытков предприятий к общему объему чистой прибыли по экономике составила 25,8 %.
 
Основной минус дают промышленные предприятия. По данным Белстата, в октябре прошлого года «Гомсельмаш» собрал только 4 комбайна против 11 в предшествующем. Гораздо хуже обстоит дело с грузовыми автомобилями (МАЗами). Их производство снизилось более чем на 30 %. На 26 % рухнуло производство автобусов. БелАЗ снизил производственную программу на 46 %. Производство моторов (на Минском моторном заводе) упало на 23 %, металлообрабатывающих станков – на 36,7 %, деревообрабатывающих – на 55,3 %. Телевизоров и стиральных машин, которые начали терять позиции еще раньше, за 10 месяцев 2014-го произведено только 40 % от прошлогоднего объема.
 
Независимый белорусский экономист Сергей Чалый говорит, что все же основная проблема нерентабельности промышленных гигантов в том, что «очень долгое время искусственно поддерживался курс белорусского рубля. И он однозначно был неадекватен по отношению к общему состоянию экономики и внешней конкурентоспособности страны.
 
Плюс, – продолжает анализировать наш собеседник, – получилось так, что осенью позапрошлого года официальной политикой Национального банка страны стала привязка белорусского рубля к доллару, с небольшим ростом в 1–1,5 %». А дальше сработал эффект накладки сильнейшей девальвации российского рубля, и как итог цепной реакции: курс рубля белорусского резко упал (за декабрь 2014 года – январь 2015-го почти на треть). Начались проблемы со сбытом продукции.
 
Мебель, трикотаж, продукты питания, белорусские МАЗы, БелАЗы, тракторы, парфюмерия. Список того, что соседи производят на экспорт, огромен, и экспорт этот ориентирован на Россию. Продолжались разборы полетов относительно поведения белорусской стороны в условиях экономических санкций, введенных Западом в отношении России. – Вспомните скандал с польскими яблоками, с переклеиванием этикеток на продуктах питания или историю норвежского лосося с белорусской «пропиской» и таких же креветок… Страны, которые проголосовали за санкции против России, быстро оценили экономический ущерб своей солидарности, и потому некоторые стали пытаться использовать Белоруссию как «серый коридор», как возможность продолжить поставки своих товаров в Россию. Пусть и нелегально.
 
Вопреки составляющей смысл существования Таможенного союза идее свободного перемещения товаров по единой таможенной территории, Россельхознадзор и Роспотребнадзор были вынуждены выступить с инициативой ограничения поставок или запрета транзита через белорусскую территорию.
 
«И если раньше товары в условиях Таможенного союза перемещались свободно, и, кроме контроля фитосанитарного, никакого другого контроля не было, получилось следующее: мы нарастили импорт в надежде на переработку, а экспорта не получили…» – констатирует Сергей Чалый.
 
Не так давно Министерство финансов Белоруссии опубликовало финансовую отчетность белорусских ОАО, за исключением банков, по итогам трех кварталов 2014 года. Лидирующие позиции в этом экономическом антирейтинге заняли машиностроительные гиганты: знаменитые БелАЗ, МАЗ и МТЗ. Последний входил в число 8 заводов, обеспечивающих 96 % сбыта от общего объема всемирного рынка тракторов, а более 60 % продукции БелАЗа и около 80 % произведенного МАЗом традиционно уходило в Россию. По информации местных средств массовой информации, сейчас флагманы машиностроительной отрасли Белоруссии в основном работают на склады.
 
Убытки производителей машин, транспортных средств и оборудования в январе – ноябре 2014 года по подсчетам экспертов увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013-го более чем в 8 раз! Предприятия на грани экономической комы, и это – итог замедления экономики, считает независимый экономист Сергей Чалый.
 
«Что такое машины, станки и оборудование в первую очередь? Это инвестиционный импорт. Он сокращается самым первым. И сразу на 30 % упали продажи автомобилей МАЗ, БелАЗ, наших тракторов – фактор России и падение внутреннего спроса. Вот и все. Аналогичная ситуация была в 2008 году – в период мирового финансового кризиса. Было минус 20 % падения продаж МАЗов в Россию».
 
По мнению эксперта, это стандартная ситуация в сложившихся экономических условиях. Перекрыт основной канал сбыта, плюс большие потери на курсовых разницах, а выставлять индексированные цены, в долларах, не получается. Потому как цена сразу на порядок выше. Кроме того, – продолжает объяснять Сергей, – весь год Национальный банк Беларуси продолжал вести относительно жесткую денежно-кредитную политику. Чтобы понять ее суть, достаточно просто включить логику. Если у вас курс национальной валюты в стране завышен – нужна девальвация. Спрос на валюту, следуя логике, выше, чем должен быть, а значит, она должна стоить дешевле… Поэтому главным инструментом, которым пользовался Нацбанк, были высокие процентные ставки по рублевым инструментам. Кредиты становились пропорционально очень дорогими для предприятий».
 
Итог: в 2014 году количество убыточных предприятий выросло на половину, объем дебиторской задолженности – ровно на столько же, и почти на половину подскочили долги перед банками. Причем давно не секрет, за счет чего или кого хотят выжить в подобных ситуациях зомби-предприятия – государственные дотации, президентская и народная поддержка. А ведь причины предбанкротных пропастей не всегда объективны, и обусловлены не только кризисом…
 
Как удалось выяснить нам у независимого экономиста Сергея Чалого, чтобы не допустить раскрутки девальвационной спирали, Национальный банк Беларуси и в данный момент проводит жесткую денежную политику. Так, выбрано 100 ведущих промышленных предприятий страны. И на каждом из них сейчас ведет проверку отдельная рабочая группа. В ее состав входят представители правительства страны и кредиторы из банков. Они и решат, кому и где именно поставить запятые в предложении «казнить нельзя помиловать».
 
«Им важно увидеть, какая доля проблем предприятия – конъюнктурного характера, то есть связана с общей экономической ситуацией, а какая нет. Именно рабочая группа решит, будет ли жизнеспособно предприятие без государственной поддержки, сможет ли обеспечить свое самостоятельное выживание. Сложно даже представить, чем это все закончится», – говорит опытный экономист.
 
«Есть предприятия, которые привыкли жить за счет государственной казны. Это призраки. И их лучше закрыть – с экономической точки зрения. Но с точки зрения нашей социально ориентированной экономики – а что же будет дальше с предприятием, с людьми, – этого не делается, и получается, что вся страна оплачивает их жалкое существование, постоянно выдавая дотации и прощая долги», – резюмировал собеседник «Совершенно секретно».
 
УБЫТКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МАШИН И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В 2014 ГОДУ ВЫРОСЛИ В 8 РАЗ
Фото: Егор Еремов. РИА «Новости»
 
ПОМОГИ СЕБЕ САМ?
 
В условиях обострения кризиса предприятия пытаются сохранить рентабельность и делают это не только за счет сокращения штатов. Многие перешли на четырех- и трехдневный режим работы. А к примеру, полоцкое ОАО «Полоцк-Стекловолокно» (Витебская область) приостановило выплату социального пакета. Для белорусского предприятия такого уровня – это нонсенс. В курилке тема экономической ситуации на заводе – самая актуальная за последние годы. Местные источники сообщают, что люди уходят в отпуска без положенной им материальной помощи на оздоровление.
 
Не повезло и тем, кому пришло время уйти на заслуженный отдых. С недавних пор эти люди лишены выходного пособия. А это как-никак около пяти средних белорусских зарплат. Руководство предприятия ссылается на недостаток средств. Говорят, как только наладится сбыт продукции и пойдет прибыль, все ранее введенные бонусы вернутся к работникам завода. Крупнейший в республике нефтеперерабатывающий завод – «Нафтан» – находится в соседнем городе. Там, как только «запахло жареным», сразу решили избавиться от социальных объектов. В их числе несколько детских садов и детский оздоровительный лагерь. В нынешней экономической ситуации для флагмана нефтеперерабатывающей промышленности страны это балласт.
 
ЗАЙЧИКИ ИЛИ ФАНТИКИ?
 
«В Белоруссии цены московские. Зарплаты – чисто белорусские. Те деньги, за которые еще год назад можно было «затарить» холодильник продуктами почти на неделю, сегодня – фантики. Очень обидно», – пожаловалась мне в поезде «Минск – Москва» бывшая сотрудница одного из белорусских государственных предприятий Валерия.
 
Предприятие, где работала девушка, переживает тяжелые времена. Расходы руководство завода стало сокращать за счет своих же работников. Выходные за собственные деньги Валерии изрядно поднадоели, огорчил и отпуск без содержания. Девушка решила уехать на заработки в Москву – сестра устроила в столичный автосервис. Я спросила у попутчицы, не меняет ли она шило ли на мыло, людей ведь и здесь сокращают «пачками». Вакансий все меньше, работодатели, пользуясь ситуацией, больших денег предлагать не торопятся… Девушка ответила, что хуже не будет точно.
 
«Коммуналка в Белоруссии выросла, цены тоже озверели, утром зарплату получил – к вечеру ее нет…» – вздохнула собеседница.
 
А ведь действительно, 19 декабря 2014-го Совет министров Беларуси ввел мораторий на рост цен и повышение тарифов на услуги естественных монополий. Но уже с 1 февраля в Минске резко выросли тарифы на коммунальные услуги: вода подорожала более чем на 21 %, отчисления на капитальный ремонт увеличились сразу на 40 %, а плата за техническое обслуживание – на 34 %. В условиях девальвации рубля и директивного ограничения цен белорусские предприятия должны были сохранить рентабельность производства и каким-то образом уменьшить расходы.
 
Выход был найден – сокращение штатов. По данным, опубликованном в белорусском издании «Завтра твоей страны», две трети белорусских открытых акционерных обществ, включенных в топ-30 крупнейших работодателей, уже в первые девять месяцев прошлого года вынуждены были отреагировать на ухудшение экономической ситуации сокращением сотрудников. В первой десятке, куда вошли практически все крупнейшие ОАО страны, среднесписочная численность штатов уменьшилась у всех предприятий, за исключением БелАЗ-холдинга.
 
Минский автомобильный завод (МАЗ) только за девять месяцев прошлого года из-за падения рынка в России отправил по домам свыше 2,1 тысячи человек (10 %). «Гродно Азот» сократил еще больше работников – почти 2,4 тысячи человек (свыше 20 %). Больше 1 тысячи сотрудников (свыше 15 %) было уволено на предприятии «Могилёвхимволокно». На 17 % сократилось число сотрудников в пинской швейной компании «Полесье» (с 2805 до 2327 человек) и на 28 % – в «Брестоблавтотрансе» (с 2341 до 1678 человек). Хотя официально белорусская модель социального государства безработицу не подразумевает, то есть исключает ее, а значит, на предприятиях не могут сокращать сотрудников…
 
ПАДАЕТ ПРОИЗВОДСТВО – ПАДАЮТ И ЗАРПЛАТЫ
 
Формально размер средней заработной платы в стране с начала 2014-го не изменился. Каким был – около 6 миллионов белорусских рублей, таким и остался. Но если перевести сумму в доллары, то в августе 2014-го это было около 580 условных единиц, а сейчас всего 450. Зарплаты обесценились. При этом власти в буквальном смысле запретили их повышать. Есть лишь одно исключение: зарплата будет повышаться только при опережающем росте производительности труда.
 
И это прописано в официальном документе – постановлении правительства от 26 января 2015 года № 47 «О внесении изменения в постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 года № 744». Бабушки на скамейках, мамочки с колясками на улицах не скрывают в разговорах надежды на предстоящие президентские выборы. Это уже как народная примета. Приближаются выборы – жди повышения пенсий и пособий. Белорусская экономика очень сильно зависит от российской.
 
А здесь пока экономическая пропасть. И те же массовые сокращения. И все-таки в ту же «нерезиновую» Москву продолжают ехать на заработки. Только теперь не гастарбайтеры из Азербайджана и Туркменистана. Едут белорусы. Как-никак, а в сравнении с обесценившимися тамошними зарплатами здешние – как бальзам на душу. К примеру, нашего дворника теперь зовут Юрий, он из Орши. А Самир уехал на родину, в Таджикистан. Российская метла ему больше не по карману. А на родине пообещали почасовую оплату. В долларах.
 

Автор:  Елена КОРНЮЩЕНКОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку