ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

ТУРСТРАХ

Опубликовано: 21 Ноября 2014 04:41
0
11214
"Совершенно секретно", No.28/323
МНОГИЕ СТРАХОВЩИКИ, ОБЖЕГШИСЬ НА СТРАХОВАНИИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ТУРОПЕРАТОРОВ, ТЕПЕРЬ ЗАНЯЛИ ВЫЖИДАТЕЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ
МНОГИЕ СТРАХОВЩИКИ, ОБЖЕГШИСЬ НА СТРАХОВАНИИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ТУРОПЕРАТОРОВ, ТЕПЕРЬ ЗАНЯЛИ ВЫЖИДАТЕЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ
Фото: Photoxpress
 
СТРАХОВЩИКИ ПОКИДАЮТ ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК. ОТРАСЛЬ НА ГРАНИ КРАХА
 
Российский туристический рынок может рухнуть в ближайшем будущем. Система финансовых гарантий, призванная защитить туристов, фактически развалилась. Страховщики отказываются пролонгировать договоры страхования с туроператорами на следующий год. Новый закон о турбизнесе застрял на этапе первых консультаций. «Совершенно секретно» решила разобраться, кто виноват и что делать.
 
Президиум Всероссийского союза страховщиков (ВСС) провел заочное голосование по вопросу отказа от страхования ответственности туроператоров. Об этом «Совершенно секретно» сообщила пресс-секретарь ВСС Вера Склярова. На момент подготовки материала в печать итоги голосования еще не были известны. Однако накануне ВСС распространил заявление, в котором фактически обвинил туроператоров в мошенничестве.
 
СПЛОШНЫЕ УБЫТКИ
 
«По итогам произошедших летом массовых уходов с рынка туристических компаний сумма финансового обеспечения по договорам ответственности туроператоров, прекративших исполнение обязательств, составляет 1 млрд 890,2 млн рублей, а уже заявленные убытки, по нашей информации, за июль – сентябрь, превысили 4 млрд 342,7 млн рублей», – заявил президент ВСС Игорь Юргенс. По его словам, в период окончания договоров страхования у многих туроператоров страховщики с крайней осторожностью решаются страховать их ответственность.
 
Законодательство не поменяли, регулирование туротрасли не наладили, госконтроль за ними практически отсутствует, перечислил президент ВСС. Судя по обсуждению проекта новой редакции закона «Об основах туристской деятельности в РФ», существенного улучшения на этом сегменте рынка в ближайшем будущем не произойдет, считает он.
 
«Во многих случаях туроператоры работают по принципу финансовой пирамиды, – утверждает Юргенс. – ВСС внес конкретные предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего страхование ответственности туроператоров. Однако в готовящемся сейчас в правительстве законопроекте они не нашли отражения».
 
2014 ГОД — РЕКОРДНЫЙ ПО ЧИСЛУ РАЗОРИВШИХСЯ ТУРОПЕРАТОРОВ
Фото: Алексей Даничев. РИА «Новости»
 
По его словам, дело в том, что часть туроператоров страхует свою ответственность на сумму, во много раз меньшую, чем их обязательства перед туристами, и страховщики вынуждены в соответствии с действующим законодательством производить выплаты пропорционально, то есть во столько же раз ниже реальных убытков. За последние два месяца прекратили исполнение обязательств около трех десятков туроператоров, напоминает глава ВСС, и, по экспертным оценкам, не менее четверти участников рынка находятся в «опасной зоне».
 
«Непрозрачность туристического рынка побуждает все большее число страховых компаний отказываться от страхования ответственности туроператоров. Сейчас можно твердо сказать, что мы имеем дело с системным кризисом в отрасли: десятки компаний ушли, и это только начало, поскольку все те процессы, которые происходят в экономике, говорят о грядущем масштабном сокращении туристического потока», – заявил Юргенс.
 
Для изменения ситуации на рынке требуется гарантировать эффективный контроль за финансовой стабильностью туроператоров, повысить требования к уставному капиталу и активам компаний, подчеркивается в заявлении.
 
«Со своей стороны, страховое сообщество готово и далее работать над совершенствованием механизмов, обеспечивающих надежность страхования в данной сфере. Однако страхование должно рассматриваться лишь как инструмент дополнительной финансовой защиты имущественных интересов российских туристов при наступлении случайных, внезапных и непреднамеренных событий. На сегодняшний день ситуация остается весьма тревожной, но если власть и участники туристического рынка оперативно и ответственно возьмутся за решение перечисленных вопросов, нарастание кризиса удастся остановить», – подытожил Юргенс.
 
С середины лета приостановили работу уже более десятка российских туркомпаний, в их числе «Нева», «Экспо-тур», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Солвекс-турне», «Южный крест», «Верса». Российский союз туриндустрии сообщал, что с июля по сентябрь из-за приостановки деятельности туроператоров пострадали около 130 тыс. россиян. В большинстве случаев страховых выплат на всех пострадавших от банкротства турфирм туристов не хватило.
 
Все просто: в условиях ухудшающейся конъюнктуры (а это началось еще с 2009 года), в туротрасли началась отчаянная конкуренция. В первую очередь – ценовая: на демпинг жаловались практически все туроператоры, и мало кто из них не демпинговал при этом сам. Однако работать себе в убыток может позволить себе только компания с хорошим запасом прочности – и то недолго. Поэтому постепенно демпинг сменился сомнительными схемами работы, а то и откровенным надувательством.
 
Так, недавние скандалы с застрявшими за рубежом туристами выявили то, о чем давно шептались в кулуарах туротрасли: некоторые туроператоры работали с авиакомпаниями и отелями на условиях кредита, расплачиваясь за услуги из предоплаты от новых туристов. То есть создавалась классическая финансовая пирамида. Пока турпоток рос, все было прекрасно. Когда он начал сокращаться, кредиторская задолженность стала расти, и, наконец, авиаперевозчики и отельеры, наплевав на «особые отношения», начали предъявлять счета к оплате и отказываться от выполнения услуг.
 
В результате скандалов туристический поток спал: все больше туристов решали самостоятельно запланировать свой отдых, чтобы не зависеть от добросовестности туроператора. А это еще более усугубило положение отрасли. Идущая сейчас девальвация рубля и спад в экономике, сопровождаемые паническими слухами о грядущем кризисе, похоже, окончательно погребли под собой перспективы турбизнеса.
 
Страхование ответственности туроператоров есть и в других странах, но там их страхуют от реальных рисков, отмечает Склярова: например, отель сгорел. «И только у нас, получается, страхуются и мошеннические действия туроператоров», – возмущается пресс-секретарь ВСС.
 
Проблема усугубляется тем, что ни российские, ни международные фирмы не берутся перестраховывать туристические компании, отмечает начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин. «Международный перестраховочный рынок не принимает в перестрахование подобного рода риски ответственности, так как они относятся к кредитному страхованию, а российские страховщики перестали участвовать в таких рисках пару лет назад», – поясняет он. В результате, вся финансовая ответственность ложится на одну компанию.
 
«Если текущий процесс продолжится, то банкротство части страховщиков будет неизбежно», – уверен замдиректора департамента личного страхования СК «Согласие» Михаил Челпанов.
 
САМИ ХОРОШИ
 
Впрочем, по мнению турбизнеса, жалобы страховщиков на убыточность фингарантий явно преувеличены. Согласно данным Ростуризма, озвученным в 2007 году, только за первый год действия фингарантий за право попасть в Единый реестр страховщики собрали с туроператоров в общей сложности сумму 250 млн рублей, а выплатили не более 1 %, напоминают они. При этом изначально размер фингарантий составлял всего 5 млн, а количество туроператоров приближалось к 4,5 тыс.
 
С течением времени власти постоянно увеличивали размер фингарантий, правда, стоимость их покупки постепенно снижалась: начав с 1 % от размера гарантии, страховщики к 2014 году снизили свою цену почти до 0,2 %. Тем не менее стоимость фингарантий в абсолютном выражении все эти годы почти не менялась. В итоге за восемь лет страховщики собрали с туристического рынка «налогов» в виде страховых премий как минимум на сумму 2 млрд рублей, а скорее всего – существенно больше, подсчитали в «Турпроме». При этом до последнего времени существенных выплат фактически не было.
 
К тому же для страховщиков страхование турбизнеса никогда не было существенной статьей дохода, отмечают эксперты.
 
«Стоимость фингарантий на сумму 30 млн рублей для среднего туроператора приблизительно соответствует стоимости КАСКО всего на одну приличную иномарку», – подсчитывает глава юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
 
В то же время у большинства страховщиков есть большой интерес к рынку медицинского страхования выезжающих за границу туристов, который приносит действительно значимый доход. А учитывая, что основные турпотоки «генерят» туроператоры, сотрудничество с ними для страховых компаний достаточно важно, считает он.
 
ЗАКОННЫЕ ПРЕПИРАТЕЛЬСТВА
 
Не исключено, что резкие заявления страховщиков вызваны ходом обсуждения законопроекта о туристической деятельности в правительстве. Поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», содержащие новые требования к участникам туристического рынка, депутаты обещают рассмотреть в январе, однако до сих пор совершенно непонятно, какими будут его основные положения.
 
«Питаемся слухами», – жалуется вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.
 
«Идет борьба различных группировок, представляющих различные интересы. Даже внутри самой отрасли нет единства и понимания того, какие пункты должны быть включены, а какие нет. В итоге получается какой-то сюр. Есть четыре редакции законопроекта», – прокомментировал ситуацию один из экспертов, знакомых с ходом процесса.
 
Сам вектор законодательной мысли понятен: защитить туристов, увеличить минимальную сумму обеспечения (с 30 до 50 млн рублей), закрыть лазейку, позволявшую страховать лишь малую часть реального оборота за счет введения ставки 3 % от «общей годовой цены турпродукта». Но механизм выполнения этой нормы, с учетом нежелания страховщиков и банков брать на себя такие риски, по-прежнему отсутствует.
 
Нет ясности и с регулированием деятельности туристических агентов – промежуточного звена между туроператорами, формирующими пакеты туров, и туристами, которым эти туры продаются. Туроператоры в лице АТОР настаивали на том, что агенты тоже должны нести свою долю ответственности и изначально, еще в сентябре на обсуждение общественности был предложен законопроект, предусматривающий обязательные фингарантии агентов в той или иной форме. Как вариант – на 500 тысяч рублей. Но это вызвало бурное возмущение турагентов, которые назвали ее перекладыванием ответственности и избыточной нагрузкой на бизнес. В результате, в проекте закона, описанного в раздаточных материалах на заседании думского экспертного совета в октябре, этой нормы уже не было. Зато вновь появился пункт «турагент работает от имени и по поручению туроператора». Тут уж возмутились туроператоры, указывая, что и они сами, и их страховщики не могут брать на себя риски сторонних юрлиц.
 
Тогда была реанимирована идея обязать агентов вступать в СРО и тем самым переложить фильтрационную работу на общественные структуры. В одном из вариантов законопроекта есть предложение принимать в СРО только тех, кто соответствует стандартам, брать с них ежегодно по 50 тыс. рублей. При этом не факт, что будет альтернатива: вариант со множеством СРО власть считает непроходным, говорят знакомые с ходом обсуждения законопроекта источники.
 
Страховщиками предлагалась трехуровневая система защиты выезжающих за рубеж россиян. Защитой первого уровня должен был по замыслу ВСС служить гарантийный фонд солидарной ответственности действующих туроператоров, объединенных в саморегулируемую структуру. Следующий уровень защиты должен быть представлен банковской гарантией, коммерческим страхованием, другими формами обеспечения или их комбинацией. Третьим уровнем защиты предлагалось участие государства в системе защиты интересов выезжающих за рубеж россиян. Но в конце октября Минкульт предложил собственный вариант законопроекта, в который ничего из предложений страховщиков не вошло. Между тем ВСС ясно дал понять, что без учета в поправках их позиции отношение страховщиков к страхованию ответственности туроператоров только ухудшится.
 
НЕПРИЯТНЫЙ ВЫБОР
 
По словам Канторовича, угроза ВСС перестать страховать ответственность туроператоров уже не играет никакой роли.
 
«По факту они уже перестали страховать: договора на 2015 год не пролонгируются», – заявил он «Совершенно секретно».
 
У туроператоров есть еще один вариант: в соответствии с законом, они могут получить финансовую гарантию от банка. Однако банки требуют стопроцентное обеспечение в виде депозита. Формирование эскроу-счетов (где средства размещаются на определенных условиях использования) также требует отвлечения ликвидных ресурсов туркомпании. Кроме того, стоимость выданной гарантии банка, к примеру, в этом случае может составлять до 7 % в год от ее суммы из-за высоких рисков. «При оформлении банковской гарантии на 30 млн рублей мы должны уплатить равнозначную сумму. Это не представляется реальным», – говорит Геннадий Котов, исполнительный директор компании «Астравел».
 
На сегодняшний день, по его словам, ситуация весьма тревожная. «В середине декабря мы должны предоставить в Ростуризм документ о фингарантиях, однако пока поиски страховой компании не увенчались успехом. Наш нынешний страховщик, «Объединенная страховая компания», отказался продлевать с нами контакт, связывая это с кризисом в отрасли. С нашей компанией, которая ориентирована на внутренний туризм, договор был продлен», – рассказал эксперт. На сайте Ростуризма уже размещены приказы о продлении страховых договоров с туроператорами, работающими на рынке выездного туризма, однако страховщики говорят, что собираются продолжать сотрудничество только с теми туроператорами, с которыми работают давно. «В среднем из 50 компаний продлевают договоры лишь две», – уверяет Котов.
 
По мнению гендиректора «Адвант-Страхования» Марины Родионовой, многие страховщики, обжегшись на страховании недобросовестных туроператоров, теперь заняли выжидательную позицию до внесения изменений в закон о туристской деятельности. «В нынешних условиях стало очень трудно оценить риски и определить адекватную страховую премию, – поясняет она. – Это уже привело к тому, что страховая премия для туроператора выросла примерно втрое. Если в начале года при страховании ответственности на 30 млн рублей премия составляла 80 тыс. рублей, то сейчас сумма начинается от 250 тыс. рублей».
 
Но в конечном итоге количество страховщиков, которые готовы предоставлять финансовые гарантии, сократится, признает эксперт. «Полагаю, что страховать турбизнес будут только крупные компании, – говорит она. – Возможно, они организуют перестраховочный пул, чтобы перераспределить риски, которые отдельная страховая компания берет на себя».
 
ВСЕ БОЛЬШЕ ТУРИСТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЛАНИРУЮТ СВОЙ ОТДЫХ
Фото: Артем Геодакян. ТАСС
 
В ПОИСКАХ ВЫХОДА
 
Есть и другие способы защиты туристов, напоминает Родионова. «Уже сейчас отдельные страховщики предлагают индивидуальным туристам страховать не только медицинские расходы и риск невыезда, но и банкротство или приостановку деятельности туроператора, – говорит она. – При этом страховщик может точнее определить объем риска, так как страхует отдельный тур». Однако стоимость индивидуального страхования в несколько раз выше, чем тариф страхования ответственности туроператора: 5–12 % стоимости тура против максимум 2 % от предполагаемого годового оборота туроператора. «Зато меньше рисков для туриста и страховщика», – возражает Родионова. Однако, по мнению Канторовича, массового индивидуального страхования не будет. «Персональные риски рассчитывать еще труднее, никто из страховщиков не будет этим заниматься», – уверен он.
 
Директор по туризму туроператора «Де Визу» Алексей Лебедь предлагает вообще изменить систему страхования. По его подсчетам, чтобы застраховать туриста от любых рисков, включая банкротство туроператора, достаточно страховки 50 тыс. евро на человека. Всего для туристического рынка будет достаточно страховой суммы в 50 млн евро, которую автор идеи предлагает распределить следующим образом.
 
10 млн евро передать «Турпомощи», организованной при Ростуризме для срочной помощи попавшим в беду туристам. Этого хватит на покупку 200 самолетов по 200 кресел в среднем по цене 50 тыс. евро за борт, что обеспечит вывоз 40 тыс. туристов в год, подсчитал Лебедь.
 
40 млн евро Лебедь предлагает внести в специально созданное Агентство по страхованию туристов (АСТ), действующее по аналогии с банковским Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Этой суммы, по его подсчетам, хватит на полный возврат средств еще 40 тыс. туристов, которые не смогли улететь в пределах 50 тыс. рублей.
 
Таким образом удастся решить проблемы примерно 0,8 % общего турпотока, подсчитал эксперт, что меньше, чем число уже пострадавших туристов. Поэтому размер общего финансового обеспечения можно будет пересмотреть в сторону снижения, по мере накопления «Турпомощью» и АСТ необходимых резервов.
 
Собрать необходимые 50 млн евро Лебедь предлагает за счет обязательных страховых полисов, которые туристы будут приобретать при покупке тура. По его подсчетам, стоить такой полис должен всего 5–10 евро, что вполне по силам любому путешественнику.
 
«При такой схеме нет необходимости дополнительно обязывать агентства получать какие-либо финансовые гарантии, так как средства клиента немедленно поступают к туроператору, и в тот же день оформляется страховой полис. Агентствам также не придется мучительно думать, как возвращать деньги туристам, ведь не секрет, что при существующей схеме за грехи туроператора приходится зачастую платить именно добросовестному агенту, – пишет Лебедь в аналитической записке о проекте. – В нашей схеме сразу после оплаты тура агентом туроператору оформляется страховой полис, полностью защищающий как интересы туриста, так и добросовестного агента. Агентства-мошенники в данной схеме также появляться не будут, прежде всего по экономическим причинам: оборотные средства клиентов практически не будут находиться на счету агентов, значит, и схем для мошенничества практически не остается. Открывать офис и нанимать специалистов, чтобы обмануть пару клиентов, уж слишком выйдет накладно». К тому же можно создать электронный ресурс, на котором турист сможет проверить действительность своего полиса.
 
Полисы предлагается приобретать туроператорам впрок, партиями не менее тысячи полисов. За счет этого, подсчитывает Лебедь, АСТ с момента начала осуществления программы сразу получит средства от имеющихся 1630 туроператоров в размере не менее 8,15 млн евро. Это примерно столько же, сколько было собрано с туроператоров на 2014 год, а ведь крупные туроператоры, имеющие большие обороты, будут приобретать не тысячу полисов в год – даже средний туроператор отправляет за рубеж по 120 тыс. туристов ежегодно.
 
Такая система легко регулируется, отмечает Лебедь. Например, если банкротства туроператоров учащаются и денег начинает не хватать, то есть риски увеличиваются, АСТ может временно повысить стоимость страхового полиса, например до 10 евро, что сразу обеспечит необходимый приток средств – и опять же от крупных туроператоров, в первую очередь, собственно от того сегмента, где риски более высокие. А при нормализации дел в отрасли у АСТ заведомо должны оставаться значительные свободные средства, которые нужно направлять в доходные финансовые инструменты и, прежде всего, использовать получаемый доход на развитие въездного и внутреннего туризма в России, на открытие и содержание туристических представительств России за рубежом.
 
ЗИМА БЛИЗКО
 
Свою аналитическую записку Лебедь разослал всем участникам туристического рынка, однако пока реакции нет. Между тем ноябрь – традиционное время покупки новогодних туров, а у российских граждан до сих пор нет уверенности, что их стоит приобретать.
 
Канторович уверяет, что опасности нет: заключенные на 2014 год соглашения о страховой ответственности туроператоров включают и приближающиеся новогодние каникулы. Проблемы могут возникнуть разве что с майскими праздниками, но до этого момента турбизнес надеется, что поправки в закон о туризме будут приняты и рынок заработает по новым правилам. Однако наличие страховой суммы, как уже показали события этого года, не гарантирует, что отдых турис-
тов не будет испорчен банкротством туроператора.
 
Недавний спор «Аэрофлота» с TEZ Tour по поводу задолженности, который чуть не привел к отключению этого крупного туроператора от системы бронирования авиаперевозчика, спокойствия не прибавил. А тут еще девальвация рубля: с одной стороны, туроператоры вынуждены поднимать цены, причем с упреждением, с другой – туристы боятся, что в случае ЧП выплаты страховщика не покроют их затраты в валюте.
 
Колебания граждан еще более усугубляют положение турбизнеса. Похоже, наступающую зиму переживут не все участники рынка.
 
КСТАТИ
 
Не стоит думать, что проблемы есть только в российском турбизнесе: мировой кризис поставил на грань выживания эту отрасль даже в такой развитой в туристическом плане стране, как Германия. По словам турагента Элизабет Шух, имеющей 20-летний стаж работы в туризме, немецкий турбизнес страдает от тех же проблем, что и российский: низкая прибыльность турагентского бизнеса (9–10 % – правда, российские агенты получают 5 % максимум), банкротства туроператоров.
 
«Конечно, мы не чувствуем себя настолько незащищенными, как российский турбизнес, и у нас нет опасений, что страховая компания «кинет». Но каждый сезон туристы где-то «застревают», и их вывозят другие компании, – говорит г-жа Шух. – Все происходит по тому же сценарию, как и в России: я как турагент продаю тур, получаю комиссию 9 % и за эти деньги переживаю за туриста, брошенного в чужой стране. Все время сижу на телефоне, безрезультатно пытаюсь вызвонить туроператора и узнать дальнейшую судьбу моих туристов. По возвращении пострадавших клиентов страховая компания, конечно, выплатит им всю необходимую сумму. Именно эта схема у нас работает хорошо, но все остальные методы аналогичны вашим».
 
По ее словам, так же, как и в России, туристы привыкли к дешевизне из-за демпинга туроператоров и недобросовестной конкуренции.
 

поделиться: