НОВОСТИ
В Ставропольском крае упал российский Ту-22М3
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93896
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24931
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25402
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28086
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26327
sovsekretnoru
ГЛЯНЦЕВАЯ ПОЛИТИКА

ГЛЯНЦЕВАЯ ПОЛИТИКА

ГЛЯНЦЕВАЯ ПОЛИТИКА
Автор: Игорь ДМИТРИЕВ
Совместно с:
30.09.2014
 
ПОД ЛОЗУНГОМ БОРЬБЫ ЗА ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИСХОДИТ ПЕРЕДЕЛ РЫНКА СМИ
 
Государственная дума практически единогласно приняла законопроект, запрещающий иностранцам быть учредителями российских СМИ и владеть в них более чем 20 % акций. По нынешнему закону ограничения на иностранное владение касаются только теле- и радиоканалов. Иностранцы и лица с двойным гражданством не имеют права учреждать их и владеть более чем 50 % акций. Госдума санкционировала снижение этой доли до 20 %. 
 
А самое главное – распространила запрет на все СМИ, включая печатные и сетевые. Иностранцы больше не смогут владеть отечественными СМИ и через цепочку российских компаний – в расчет будет браться конечная доля. Новый закон обещает немалые потрясения российскому медиа-бизнесу. Ведь издательствам с участием иностранного капитала принадлежит около 60 % печатных изданий в стране.
 
Патриотический пафос депутатов при рассмотрении законопроекта достиг пика. Все без исключения фракции проголосовали за его принятие. Депутаты неустанно напоминали себе и друг другу, что речь идет об «информационной безопасности России». По словам бывшего министра информации и печати Саратовской области, депутата Романа Чуйченко, «идет информационная война против нашего государства, и закон является адекватной защитной мерой». Ряд депутатов даже упрекали авторов законопроекта в том, что он слишком либерален, и нужно просто полностью запретить иностранцам участие в российских СМИ, без всяких там барьеров.
 
Первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин отметил: «Примеры подобного рода ограничений существуют во многих ведущих странах мира, и предложенное моими коллегами процентное ограничение совпадает с законодательной практикой других государств». По словам лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, «в США или Испании законы ограничивают долю иностранного капитала 25 %, а во Франции, Индонезии, Канаде, Австралии эта норма, как и в нашем законопроекте, – 20 %».
 
Начнем с этих цифр, поскольку уже здесь есть, мягко говоря, нестыковочка. Да, во многих странах мира есть ограничения для иностранного участия в СМИ… но только для телеканалов и радиостанций. В США и Испании для них установлен барьер в 25 %, во Франции, Канаде, Японии – 20 %. В Австралии или, например, в Израиле вообще нет ограничений для иностранного владения СМИ ни в электронной, ни в печатной сфере. Хотя последняя страна, на протяжении десятилетий ведущая постоянные войны с соседями, должна быть особенно заинтересована в информационной безопасности.
 
Известно, например, что средства на издание левоцентристской газеты «Гаарец» поступают из-за океана и от ряда леворадикальных западноевропейских организаций. А «9-й телеканал» принадлежит российскому телепродюсеру Александру Левину. Но гражданство жертвователей денежных средств никого не интересует, значение имеют лишь чистота этих денег и соблюдение антимонопольного законодательства. Как изящно и саркастично выразился секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов, «я не думаю, что зарубежный капитал является реальной проблемой для нашей страны и прессы, такой проблемы у нас пока нет, к счастью или к несчастью».
 
ПОД КАТОК БУДУЩИХ РЕПРЕССИЙ ПОПАДАЕТ ПОЧТИ ВЕСЬ ГЛЯНЕЦ
 
Усомниться в том, что речь идет исключительно об информационной безопасности, заставляет и список тех СМИ, которые подпадут под каток будущего закона. Львиную их долю составляют не общественно-политические издания, а глянец. Судите сами. Владельцы журналов Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire, Harper’s Bazaar, Grazia – финская Sanoma Independent Media и американская Hearst. Той же Sanoma полностью принадлежат журналы Men’s Health, Women’s Health, National Geographic.
 
Германская компания AS Osteuropa, дочерняя структура холдинга Axel Springer, издает в России журналы OK!, Forbes, Geo. Издательский дом Burda – дочернее предприятие другого немецкого медиаконцерна Burda Eastern Europe – выпускает журналы «Лиза», Playboy, Oops!, «Отдохни», «Добрые советы», «Даша», «Автомир». Еще один германский холдинг – Bauer Media Group – издает журналы «Всё для женщин», «Тайны звезд», «Народный совет».
 
Американскому издательскому дому Conde Nast принадлежат журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler. Еще одна американская компания – Hearst Corp. – владеет 50 % акций в издательском доме Hearst Shkulev Media (журналы Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, «Антенна – Телесемь», StarHit). Зарегистрированная на Кипре компания PM Web Limited владеет журналом «Афиша»…
 
Ключевыми позициями иностранный бизнес обладает и в нише развлекательных телеканалов. Крупнейшая российская медийная компания «СТС Медиа» (телеканалы СТС, «Домашний», «Перец») является дочерней организацией шведского медиахолдинга Modern Times Group. Этот же холдинг владеет и компанией Viasat, под чьей эгидой находится сеть телеканалов «ТВ1000». Компания «Профмедиа ТВ» (телеканалы «Пятница», «ТВ-3» и «2х2») почти наполовину принадлежит кипрской Independent Network Television Limited…
 
Политику российской власти эти журналы и телеканалы вроде бы не обличают. Ассоциация распространителей печатной продукции даже обратилась в Госдуму с предложением распространить запрет только на общественно-политические издания, отменив его для владельцев развлекательных СМИ. Дескать, последние не участвуют в информационной войне против России, а значит, не угрожают интересам государства. Но соавтор законопроекта, первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин с жаром заявил: «Глянец более опасен, чем уже существующие общественно-политические СМИ. Под его прикрытием многие через некоторое время начинают скупать СМИ по всей территории РФ и аккуратно пропихивать статьи, работающие на Запад, на пятую колонну».
 
ЗАКОН ПОМОГАЕТ СБИТЬ ЦЕНУ НА ГАЗЕТУ «ВЕДОМОСТИ»
 
Немногие из западных медиахолдингов сочетают развлекательную и общественно-политическую направленность. Правда, финская Sanoma делит с американскими компаниями Dow Jones и FT Group равные доли в газете «Ведомости». Кстати, по странному совпадению, совсем недавно она уведомила коллег о поиске покупателей на принадлежащие ей газеты Moscow Times и «Ведомости». Разумеется, принятие закона сильно сбивает их цену, ведь собственник теперь вынужден срочно продавать свои активы. По словам депутата Левина, «так удачно для покупателей совпало».
 
Однако президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский не считает это просто совпадением: «Возможная цель законопроекта – готовящаяся крупная сделка на медиарынке.
 
Такой смысл в общем-то есть только с одним изданием – газетой «Ведомости». Других политических медиа, которые бы контролировали западники, практически не осталось. Остальное – это развлекательные коммерческие медиа, исчезновения которых ради «Ведомостей» не жалко. В результате произойдет дальнейшее скукоживание рынка. Не все компании смогут выжить, в том числе с учетом ухода рекламодателей на фоне санкций. Закроется куча изданий, потому что русских инвесторов, готовых вкладывать в медиа, не так много и все они наперечет».
 
Список общественно-политических СМИ с иностранным капиталом, конечно, не ограничивается «Ведомостями». Так, зарегистрированная на Кипре компания PM Web Limited владеет интернет-изданиями Lenta.ru, Gazeta.ru, платформой ЖЖ. Другая кипрская компания Kommersant Holding (Cyprus) Limited является учредителем издательского дома «Коммерсантъ», куда входят одноименная газета и журналы «Власть», «Деньги», «Огонек». Еще одна кипрская компания Pragla Limited имеет 50 % акций в издательском холдинге РБК и ЗАО «РБК-ТВ Москва».
 
Однако это всё – фактически офшоры, связанные, по косвенной информации, с российскими же предпринимателями – Александром Мамутом, Алишером Усмановым, Михаилом Прохоровым… В таком случае запрет иностранного владения СМИ будет означать стремление взять этих или других российских бизнесменов на еще более короткий поводок, лишив их столь лакомой игрушки, как офшор. Впрочем, главными пострадавшими будут не они, а российские зрители и читатели…
 

Автор:  Игорь ДМИТРИЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку