ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

ЯРКИЙ, НЕЗАБЫВАЕМЫЙ, РАЗНОСТОРОННИЙ…

Опубликовано: 20 Сентября 2014 07:40
0
7346
"Совершенно секретно", No.20/315
СТАНДАРТЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ДОНАТАСА БАНИОНИСА
 
4 сентября в Вильнюсе скончался актер Донатас Банионис. В 17 лет он впервые вышел на театральную сцену, и театр был с ним на протяжении всей жизни. В 35 лет дебютировал в кино и за годы служения десятой музе создал огромное количество запоминающихся экранных образов. В 24 года женился и прожил с одной-единственной любимой женщиной 60 лет. В апреле этого года элегантному, интеллигентному, талантливому актеру Донатасу Банионису исполнилось 90 лет. Судьба отмерила ему долгие годы, щедрый подарок, и, наверное, несмотря ни на что, его жизнь можно назвать счастливой. 
 
Детство в Каунасе, увлечение театральными представлениями с ранних лет, постоянная игра в самодеятельных постановках на Рождество и Пасху. Возможно, любовь к искусству у маленького Донатаса от родителей – они тоже принимали участие в самодеятельности, да и познакомились-то на репетиции хора. Правда, время было тогда лихое, тяжелое, не до песен особо. Отец за свои политические убеждения не раз сидел в тюрьме, потом эмигрировал в Бразилию. Мама осталась одна с двумя детьми. Но кормилец не бросил семью насовсем, вернулся, стало полегче. 
 
Увлечение сына театром родители в принципе одобряли, но разумно посоветовали для начала овладеть какой-нибудь более реальной профессией. Так Донатас оказался в ремесленном училище, стал осваивать мастерство керамиста. Но мечта об актерстве была сильной, настоящей, а таким мечтам суждено исполняться.
 
ДИПЛОМ АКТЕРА ДОНАТАС ПОЛУЧИЛ В 60 ЛЕТ
 
В 1939 году из Франции вернулся режиссер Юозас Мильтинис и создал знаменитый ныне театр в Паневежисе. В мае 1941 года театр был на гастролях в Каунасе, тогда-то будущий актер и попал на прослушивание к своему будущему режиссеру. И был приглашен в труппу театра практически моментально. Актерское мастерство осваивал практически на ходу, Мильтинис давал уроки актерам по своей системе, которую привез из Парижа. Эти уроки, да и самое главное – настоящий талант – и вылепили из Баниониса серьезного, интересного актера. А уж официальную актерскую «корочку» он получил гораздо позже, когда в 1984 году окончил Государственную литовскую консерваторию. 
 
Было ему тогда, надо заметить, уже 60 лет, и сыграл он к тому времени уже множество ролей и в кино, и в театре. Но учеба в столь солидном возрасте была ему не в тягость, как признавался актер, он всегда любил учиться, называл это даже одним из своих хобби. Между прочим, неоценимое качество для актера – учиться, познавать, впитывать, чтобы потом в нужный момент извлечь то самое знание и добавить в свою очередную роль яркую краску, нужный штрих. Подобная тяга к новым знаниям побудила Баниониса, к примеру, за несколько дней выучить немецкий язык. Было это тогда, когда он в Германии снимался в роли Бетховена.
 
С театром в Паневежисе была связана вся жизнь. Ролей переиграно множество, и классических, и современных, от Павки Корчагина в «Как закалялась сталь» до Иоганна Себастьяна Баха в спектакле «Встреча». А после ухода Юозаса Мильтиниса в 1980 году Донатас Банионис возглавил театр. Хотя вот уж это была совсем не его роль. «Не принадлежу к этой профессии, – признавался он позднее. – Несчастье, когда актер стремится стать режиссером, не имея призвания. Точно так же хороший дирижер бывает плохим музыкантом, и наоборот. Режиссером надо родиться, а я только ставил пьесы…» Тем не менее восемь лет театр благополучно просуществовал при руководстве актера Баниониса. Приходилось решать не только творческие, но и бытовые, хозяйственные вопросы. И с этой задачей он в принципе справился.
 
АКТЕР НЕ ИСПЫТЫВАЛ НОСТАЛЬГИИ ПО СССР
 
Но театр, как бы он ни был хорош, зрелище для избранных. Есть, конечно, счастливцы в разных городах, которым довелось увидеть актера Баниониса на сцене, когда коллектив гастролировал по стране. Но основную актерскую славу приносит все же самое массовое из искусств, то есть кинематограф. И он благосклонно принял Донатаса Баниониса, позволил ему развернуться во всей своей актерской мощи, подарил незабываемые встречи с выдающимися режиссерами и коллегами-актерами. Легендой и звездой советского кино называют сейчас Баниониса, и в этих пафосных словах нет ни капли преувеличения. 
 
«Столько ролей сыграно, и в каждой переживаешь то, что однажды с тобой происходило, – и хорошее, и плохое», – сказал как-то актер.
 
Он снимался у Витаутаса Жалакявичюса, Саввы Кулиша, Григория Козинцева, Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова, Михаила Швейцера, Михаила Калатозова. Как говорил о нем Жалакявичюс: «Баниониса называли «интеллектуальным» актером… Банионис – глубоко чувствующий, лепящий образ «во внутрь». Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания… Перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность – внутри. Его лицо – внутри. Оно соткано из эмоций». Кинообразы Баниониса яркие, незабываемые, разносторонние. Вспоминаются и Вайткус из «Никто не хотел умирать», и Ладейников из «Мертвого сезона», и Крис Кельвин из «Соляриса», и мистер Мак-Кинли из «Бегства мистера Мак-Кинли», и Митрич из «Змеелова». Ему были подвластны и серьезные психологические роли, и более легкие, комедийные, такие как, например, пастор в «Берегись автомобиля» или же председатель Клуба самоубийц в «Приключениях принца Флоризеля». 
 
Все эти фильмы – наследие советского кинематографа, который, как теперь уже, наверное, абсолютно точно по прошествии времени можно сказать, был хорош, и даже велик. После распада Союза многие связи были утрачены, но, к счастью, прибалтийские актеры не ушли из российского кино, кинематографическое сотрудничество продолжилось. Не так часто и интенсивно, как раньше, но ведь и проблем у киноотрасли стало намного больше. Ностальгии по советским временам у Донатаса Баниониса, по его словам, не было, но была печаль по тем волшебным мгновениям живого творчества, которые возникали, когда он снимался на разных студиях бывшего СССР.
 
В 2002 году автору этих строк довелось побывать на съемочной площадке сериала «Ниро Вульф и Арчи Гудвин». Снимал его режиссер Евгений Татарский, тот самый, который в 1979 году пригласил Баниониса на роль жулика-председателя в «Принце Флоризеле». На сей раз актеру была доверена роль знаменитого сыщика из романов Рекса Стаута – Ниро Вульфа. Выбор блестящий, попадание стопроцентное. Кто бы еще мог так «вкусно» создать образ этого немного флегматичного лентяя-сыщика, который, практически не выходя из оранжереи, где разводит любимые цветочки, мог распутывать самые изощренные преступления!
 
Съемки проходили в Санкт-Петербурге, в Доме ученых. Присутствие на площадке Донатаса Баниониса придавало процессу какой-то уют, тепло и спокойствие. Вот он в перерыве между дублями сидит в кресле и отвечает на вопросы журналистов. Конечно, разговор идет в основном о фильме. В шутку называет режиссера Татарского тираном, но мы-то понимаем, что сказано это с уважением и любовью, работается им вместе хорошо. Попутно узнаем какие-то закулисные байки. Например, такую: актер Банионис, в отличие от сыщика Вульфа, терпеть не может пиво (герой Стаута, как известно, выпивал не менее пяти бутылок в день). Но чего не сделаешь ради искусства… Банионис в образе полностью, дело дошло даже до того, что как-то раз на площадке пива не оказалось, так актер отказался сниматься, пока хмельной напиток не принесут.
 
ИЗ-ЗА ПРЕДАННОСТИ ЖЕНЕ ДОНАТАС ВЫГЛЯДЕЛ В АКТЕРСКОЙ СРЕДЕ БЕЛОЙ ВОРОНОЙ
 
Чего за Донатасом Банионисом не водилось никогда, так это шлейфа слухов о его похождениях, романах, женитьбах и разводах. Не подавал он повода «раздувалам жарких сплетен», так уж сложилась его судьба. В 1943 году встретил женщину своей жизни: красавица по имени Она пришла заниматься в актерскую студию при театре, где служил Донатас. В 1948 году они поженились и были вместе до ее ухода из жизни в 2008 году. Она подарила ему двоих сыновей – Эгидиюса и Раймундаса. Супругам пришлось пережить страшную родительскую трагедию, старший сын Эгидиюс умер от рака. Он был историком, специалистом по XV–XVI векам, посмертно награжден государственной премией в области науки. Младший, Раймундас, пошел по стопам отца, окончил ВГИК, снимает кино, ставит спектакли. Были у них и совместные работы – например, спектакль «На Золотом озере», сын – режиссер-постановщик, отец – исполнитель главной роли.
 
Постоянство в семейной жизни, преданная любовь вызывают удивление и уважение. Хотя, казалось бы, это должно было быть нормой. Банионис как-то вспоминал: «Это было во время съемок фильма «Красная палатка» в 1968 году, где снимались и очень известные зарубежные актеры. Мы жили на ледоколе, часто устраивали застолья. Хотя советской группе этого международного проекта это было категорически запрещено: чтобы оградить нас от «тлетворного влияния Запада».
 
Как-то зашел разговор и о женах. У одного супруга уже пятая, у другого – седьмая… Очередь подходит ко мне, я теряюсь: а что мне говорить? белой вороной выглядеть? «Знаете, у меня всего одна жена», – говорю. «Да и у меня одна!» – восклицает кто-то из нашей компании. «Я единственный раз женат!» – уточняю. «Как, ты всю жизнь живешь с одной женщиной?!» Мои собеседники переглянулись: мол, бывает же! Или он импотент?». Ему повезло – Она оказалась самой настоящей актерской женой, готовой терпеть, нет, не измены, но постоянные отлучки мужа, спектакли, гастроли, киноэкспедиции. А ведь жена актера, как известно, это отдельная профессия.
 
Вот эта удивительная верность всему – театру, кино, своей женщине – и создают цельный образ красивого человека. Можно прожить долгую, но абсолютно невнятную и бездарную жизнь. А можно так, как Донатас Банионис, долго и талантливо.
 

поделиться: