НОВОСТИ
Два фигуранта дела о теракте в «Крокусе» обжаловали свой арест
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91134
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21755
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22571
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25182
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23505
sovsekretnoru

ЧИСЛО ЗВЕРЯ

ЧИСЛО ЗВЕРЯ
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
20.09.2014
ПОПУЛЯЦИИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ В РОССИИ СОКРАЩАЮТСЯ КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ ТЕМПАМИ
 
21 августа на заседании правительства министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской рассказал о ситуации с охотой в России. Судя по приведенным министром цифрам, популяции отельных видов диких животных в нашей стране сокращаются угрожающими темпами: от 40 до 97%. Между тем в охотхозяйствах страны занято более 80 тысяч человек, которые обихаживают угодья площадью около 1,5 млрд гектаров. Положение дел, по идее, должна исправить утвержденная недавно «Стратегия развития охотничьего хозяйства РФ» на период до 2030 года. Государство в ближайшие годы намерено вдвое увеличить численность охотничьих животных при сохранении устойчивости экосистем и повысить удовлетворенность населения доступностью охоты и услугами в этой сфере. Каким образом будет определяться степень «удовлетворенности населения», пока неясно. Задача же «удвоения популяции» возлагается на самих животных и владельцев охотничьих хозяйств.
 
В России официально зарегистрировано 2,14 млн охотников, которые ежегодно приобретают до 160 тыс. единиц охотничьего оружия и около 100 млн патронов к ним. В среднем ежегодно выдается 2,7 млн разрешений на добычу охотничьих ресурсов, из них 280 тыс. на добычу копытных животных. Охотничьей деятельностью заняты 4,5 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей в 6050 охотничьих угодьях. При этом общая сумма вложений в эту сферу сегодня составляет не более 600 млн рублей ежегодно (при необходимых инвестициях, по оценкам экспертов, около 18 млрд рублей).
 
Как сообщил на заседании правительства министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, за последние десять лет произошло десятикратное сокращение числа государственных инспекторов, егерей в этой сфере, так что в результате ежегодный ущерб от незаконной охоты, по минимальным оценкам, составляет более 19 млрд рублей. Нет и эффективного механизма компенсации ущерба объектам животного мира и среде их обитания. «За прошедшие десять лет произошло сокращение сайгака, антилопы и других животных на Кавказе, юге Сибири и на Дальнем Востоке  на 97 %. Это катастрофическое состояние популяции. В других случаях сокращение составило от 40 до 90 %», – отметил министр. Причиной этого являются, «в первую очередь, варварское уничтожение животных (нехватка эффективных механизмов противодействия браконьерству в условиях емкого черного рынка), во вторую – урбанизация природы и увеличение масштабов лесопользования, недропользования, реализация крупных инфраструктурных проектов».
 
Фото: Егор Еремов. РИА «НОВОСТИ»
 
ЗА ГОД ОСУЖДЕНО ТОЛЬКО ДВА БРАКОНЬЕРА
 
Объем международного рынка редких видов животных и их дериватов (производных) оценивается в сумму более 17 млрд евро. И при этом за тот год, что действует статья 258.1 УК, за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу редких диких животных обвинительный приговор вынесен только двум браконьерам. Одного суд приговорил к семи месяцам исправительных работ и отчислению 5 % заработка в доход государства. Мужчина был пойман при попытке продажи шкуры леопарда, добытой в национальном парке «Земля леопарда». Этот парк весь напичкан фотоловушками, но браконьер не попал ни в одну из них и был взят уже потом с поличным. Второй был осужден на 2,5 года тюремного заключения в исправительной колонии строгого режима за убийство амурского тигра.
 
Пока браконьерам от усиления ответственности ни жарко ни холодно. Этому «способствует» тот факт, что сегодня на одного инспектора приходится 600 тыс. гектаров (при норме 5 тыс. га). На весь Ямало-Ненецкий округ, к примеру, имеется всего два инспектора, на Эвенкию – один. Численность инспекторов снизилась в двадцать раз с 1990 года. У нас фактически разрушена система охраны животных. Чтобы восстановить ее, требуется дополнительно 1,3 млрд рублей в виде субвенций регионам.
 
Проблемы только умножились после того, как в 2008 году федеральные полномочия отдали на уровень регионов, где финансируют охотхозяйства и контроль за природой по остаточному принципу. Требуются и изменения законодательства, Градостроительного, Земельного кодексов для обеспечения совершенствования системы территориального планирования. Сегодняшние незаконные вырубки леса, строительство в местах обитания животных, несоблюдение норм поведения в лесу, замусоривание территорий и прочее отрицательно влияют на всю экосистему, происходит ее деградация. Животный же мир – ресурс динамический, поэтому сейчас мы наблюдаем «репродуктивный провал». Общество ждет, что природа не будет скудеть. Но без помощи общества этого не получится.
 
МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ ВОЮЕТ С ИНВЕСТОРАМИ
 
Охотничьи угодья делятся на три большие группы – это заповедные территории, где охотятся только по специальным разрешениям; закрепленные территории, предоставленные в пользование на длительное время на определенных условиях (охотхозяйства государственные, общественных организаций и частные) и общедоступные угодья (по закону таких должно быть не менее 20 %). Охотхозяйства выдают разрешительные путевки по стоимости, которую сами рассчитывают, исходя из своих затрат на содержание хозяйства, подкорм и разведение животных, зарплату сотрудникам, технику, охрану и прочее.
 
Каждый охотник покупает разрешение, в которое входит сбор за пользование угодьями и государственную пошлину. Путевка может стоить 30 тыс. рублей и выше, сбор за лося, например, 1500 рублей плюс пошлина 400 рублей. За некоторые виды (лисы, зайцы, гусь, рябчик) взимается только пошлина. Рядовой охотник в общедоступных угодьях может поохотиться спокойно, нет причин для волнений, что семейный бюджет рухнет. Но… не во всех областях есть общедоступные хозяйства. Их нет в Московской, Ярославской, Калужской областях. Зато в Якутии, Коми, Архангельской – таких до 90 %.
 
Охотхозяйствам государством выдаются лимиты и квоты на добычу в обмен на предоставленные сведения о численности популяции, условиях охоты и прочем. Сегодняшние охотхозяйства в основном выживают за счет продажи путевок, количество которых зависит как раз от утвержденного лимита и квот. В «хорошие» охотхозяйства, где владельцы смогли добиться привлечения спонсорских средств, ездить приятно. Там проложены дороги, обустроена инфраструктура, есть условия для стоянки и аренды транспорта, налажена охрана, ведется прикорм животных и тому подобное. Но такие хозяйства не всегда нравятся местному населению. «Первые четыре года у нас травили рыбу в прудах и животных, подбрасывали карбид, химикаты на поля, ломали кормушки…
 
И это несмотря на то, что наше хозяйство местным путевки не продавало, они могли охотиться только по государственным разрешениям. Народ не верил, что могут быть охотхозяйства, приносящие пользу, им казалось, что мы только будем приглашать столичных шишек развлекаться на природе», – рассказывает один из частников в Архангельской области. Сегодня его хозяйство уже принято местными, часть из них работает там, люди оценили заботу человека об их родных местах. Охотхозяйство, куда вкладывает деньги Никита Михалков, в Вологодской области в первый год своей работы изъяло у местных жителей 120 незаконных ружей.
 
ДОХОДЫ БЕЛОРУССИИ ОТ ОХОТЫ ОЦЕНИВАЮТ В 30 МЛРД РУБЛЕЙ
 
Значительные вложения не каждый может себе позволить. «Рентабельность охотхозяйства нельзя оценивать по одной системе. Ее надо изучать в каждом частном случае. В разных хозяйствах прибыльность разная и зависит от множества факторов: удаленность от крупных городов, специфика местности и ландшафта, от людей, которые управляют. Государственные охотхозяйства часто являются дотационными. Но ситуацию можно изменить», – отмечает президент Межрегиональной ассоциации охотников с ловчими птицами Дмитрий Родионов.
 
В качестве примера рационального использования советского наследия можно привести белорусские охотхозяйства. Они здесь в значительной степени были переориентированы на иностранных гостей из Европы и США. Большая часть охотхозяйств являются частно-государственными, поэтому их работа, с одной стороны, жестко регламентирована, а с другой – направлена на извлечение прибыли. Во всех хозяйствах есть благоустроенные дома для приема гостей, современные кухни для приготовления дичи, свое лодочное хозяйство, рыбоварни, грибозаготовочные мини-комбинаты. Определены средние расценки за каждую подстреленную птицу, добытого зверя, не превышающие европейские.
 
В качестве сувениров гость-охотник может увезти с собой уже обработанные рога или шкуру. В определенные сезоны можно отстреливать разные виды животных или птиц, в итоге получается круглогодичное предприятие. Белорусские чиновники вложили немало средств в 1990-х годах и в сами хозяйства, чтобы удержать их в рабочем состоянии, и в рекламу, и в привлечение именно европейцев. Пришлось изучить правила охоты в европейских странах и сделать чуть-чуть, но лучше, доступнее, свободнее.
 
Те, кто не соблюдал правила использования территорий охотхозяйств, лишались лицензии. Теперь это целая инфраструктура – хороший сервис, обилие дичи. Кроме того, в Белоруссии четко прописаны нормы охоты на пушного зверя и методы регулирования размера его популяции. Есть даже специализированные магазины, где можно купить продукцию от охотников. Белоруссия, наряду с Францией, Венгрией, Финляндией и Германией, считается страной с высокой культурой охоты. Доходы Белоруссии, где 16 млн га угодий, 257 охотхозяйств, 101 охотничий комплекс, оцениваются в 30 млрд белорусских рублей, а Венгрии, имеющей охотничьи угодья 4 млн га, в 80 млн евро в год.
 
Фото: Валерий Матыцин. ИТАР-ТАСС
 
МНЕНИЕ
 
Антон Берсенев, директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии России:
 
В сегодняшней своей деятельности мы руководствуемся «Стратегией развития охотничьего хозяйства РФ». Основным результатом ее реализации должно стать увеличение численности важнейших видов охотничьих животных, при этом должен быть сохранен баланс, направленный на устойчивое рациональное и неистощительное использование всех видов охотничьих животных в природных экосистемах. Второй важный документ – это закон «О животном мире» 1995 года. А вот существующий закон «Об охоте» требует серьезного совершенствования, о чем знают все без исключения специалисты охотничьего хозяйства и большинство простых охотников. Современные условия работы охотхозяйств и их работников сильно изменились. Ныне охота – отрасль компактная и самоокупаемая. Охотничье хозяйство – элемент сохранения стратегических запасов продуктов питания (в виде свободно живущих и самостоятельно воспроизводящихся животных), основа присутствия населения в труднодоступных районах такой огромной страны. Охота – сфера деятельности, поддерживающая национальные традиции (как, например, коневодство), охота – это спорт (стендовая стрельба), охота – это удовольствие, охота требует настоящих мужских навыков и опыта.
 
Мнение об охотниках было сильно испорчено фильмом из серии «Особенности национальной охоты», где охота показана исключительно как распитие спиртных напитков на природе. Это не так. Традиции русской охоты (сцены из которой тоже были использованы в фильме) непростые, учитывалось все, к охоте долго готовились, никогда просто так пострелять никто не выезжал. Упрощенное в обществе получается мнение о нашей работе.
 
ИСТОРИЯ ОХОТЫ В РОССИИ
 
Издревле наша страна славилась обилием зверей и птиц. Русская пушнина была известна во всем мире. Первый закон об охоте, был издан в 1892 году. Он предусматривал права землевладельцев и торговцев мехами. После революции царские и частные леса отошли к советской республике, в 1918 году В. И. Ленин и Я. М. Свердлов подписали «Основной закон о лесах», предоставивший всем советским гражданам право охоты. В 1920-м был принят декрет «Об охоте», в котором были намечены пути развития охотничьего хозяйства.
 
Звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы, считаются общенародным достоянием, государственной собственностью. Закон требовал строгого соблюдения сроков охоты, а также возложил на местные органы советской власти, общества охотников и всех советских граждан охрану и воспроизводство диких зверей и птиц.
 
В 1930-х годах был создан Госохотнадзор, его инспекторы имели кобурное оружие, контролировали вместе с егерями все леса и всех охотников. В 1931 году Совет труда и обороны определил необходимые меры материальной поддержки охотников. В советские годы охота считалась не только промыслом, но и видом отдыха для населения, занятием, которое укрепляет здоровье, силу духа, выносливость, выдержку и другое плюс приносит доход в валюте от продажи охотничьей продукции на Запад.
 
Не будучи членом охотничьего общества, нельзя было иметь оружие. В 1961 году ввели охотбилеты, получить которые можно было только по рекомендации проверенных охотников и сдав экзамен. Однако количество охотников в те годы составляло 3 млн. Среди них было много женщин, например, активной охотницей была жена писателя Шолохова. Во всех союзных республиках были созданы управления охотничьего хозяйства и заповедников, которые объединяла Главохота при Совете министров РСФСР (с 1970 по 2008 год при Министерстве сельского хозяйства). Охота была не только частью национальной культуры, но и частью государственной, в том числе международной политики. И еще и продуктовым подспорьем – в магазинах продавалось мясо лосей, кабанов, рябчиков, перепелок, фазанов и прочих.
 
На всей территории СССР запрещались:
 
1. Применение общеопасных способов охоты: установка медвежьих капканов, применение отравы и отравляющих веществ, настораживание на тропах зверей ружей и луков, пускание палов;
 
2. Все истребительные способы охоты: стрельба и отлов дичи ночью со светом из-под фар автомашин, стрельба с автомашин, аэросаней и самолетов (кроме охоты на волков), загон копытных диких зверей на лед, на наст, срезанный камыш; стрельба на водных переправах (через реки, озера и прочие водоемы); загон диких птиц при линьке, гололедице, применение сетей, петель и ям на копытных животных, а также нахождение в охотничьих угодьях с собаками в запрещенное для охоты время;
 
3. Собирание яиц, уничтожение гнезд диких птиц, раскапывание нор и другие виды разорения нор диких зверей.
 
Виновные в этих нарушениях лица привлекались к уголовной ответственности по ст. 166 Уголовного кодекса РСФСР.

Автор:  Анна АСТАХОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку