ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

СОЧИНКА

Опубликовано: 24 Июня 2014 08:07
0
11909
"Совершенно секретно", No.8/303
ТАКОГО СОЧИ МЫ БОЛЬШЕ НЕ УВИДИМ…
ТАКОГО СОЧИ МЫ БОЛЬШЕ НЕ УВИДИМ…
Фото: РИА "Новости"
ЧТО БУДЕТ С ОЛИМПИЙСКИМ СОЧИ ЧЕРЕЗ ДВА-ТРИ ГОДА?
 
Зимняя Олимпиада в Сочи оставила городу немыслимое наследство – новые автомобильные и железнодорожные магистрали, отели, целые курортные комплексы. Но самое главное – теперь у Сочи есть спортивная инфраструктура мирового уровня, какой нет больше нигде в России; если все наследие Олимпийских игр будет работать, то у города есть все шансы стать еще одним, наряду с Москвой и Питером, центром страны. Но удастся ли сохранить инфраструктуру, в которую вложены сотни миллиардов рублей?
 
Адлер, который стал центром олимпийского строительства, изменился местами до неузнаваемости. Его железнодорожный вокзал больше похож на терминал международного аэропорта. Если по городу передвигаешься за рулем, не сразу удается разобраться в лабиринтах новых развязок – схема транспортного движения полностью модернизирована. Вместо плотной, напоминающей бараки застройки – новые многоэтажки.
 
Нет больше старого Адлера с его гаражами на берегу моря, превращающимися с годами в коттеджи, нет больше на улицах лихих маршруток, способных объехать любую пробку по огородам окраины. Нет больше здесь и атмосферы «маленькой Армении». Остались только пыль, шум и бешеная динамика города, в котором люди собрались, поскольку вместе легче заработать. После знакомства с новой концепцией и Адлера, и Сочи в целом остается странное ощущение, что кто-то зачем-то построил Московскую кольцевую автодорогу с прилегающими к ней районами на берегу Черного моря.
 
В АФИНАХ И ПЕКИНЕ ОЛИМПИЙСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРИЗРАК
 
Но сегодня Адлер богат. Пусть до неузнаваемости изменился его облик, зато в городе теперь есть самая современная спортивная инфраструктура, которую оставила здесь Олимпиада. В теории это «журавль в руках» – невероятные возможности для процветания. Попробуем разобраться, как обстоит дело на практике.
 
Сочи располагает следующими спортивными объектами: олимпийский стадион «Фишт» вместимостью 40 тысяч человек; ледовый дворец «Большой», рассчитанный на 12 тысяч человек; ледовая арена «Шайба». А еще кёрлинговый центр «Ледяной куб», центр конькобежного спорта «Адлер-арена», горнолыжный центр «Роза Хутор», ледовый дворец спорта «Айсберг» и многое другое. Часть объектов – на побережье, часть – в горах.
 
Еще до проведения Олимпиады руководство страны обеспокоилось будущим спортивных объектов. В мире немало примеров медленного разрушения блестящих олимпийских арен. В Интернете пользователи любят выкладывать фотографии заброшенной бобслейной трассы в боснийской столице Сараево. Но там после Олимпиады была еще и война. Однако «призрачной» становится олимпийская инфраструктура и в Афинах, и в Пекине, и много где еще.
 
Но в этом случае, несмотря на вложенные в Олимпиаду миллиарды, не изменилось и не могло измениться главное: Сочи, в общем, небольшой город со сложным рельефом и очень ограниченными в географическом плане возможностями для развития. Сейчас распластавшийся на 145 километрах вдоль побережья город вмещает меньше полумиллиона человек. Горы от моря не отодвинуть, и во все времена Сочи останется, по сути, узкой полоской между морем и предгорьями Кавказа.  В изменившем свой облик Адлере Олимпиада не повлияла на рост численности населения – здесь как жили примерно 150 тысяч человек, так и живут. Поэтому доставшаяся в наследство от игр инфраструктура заведомо превосходит потребности курорта, будущее у нее есть только при условии востребованности в масштабах всей страны.
 
Формально все уже определено. Курировавший олимпийское строительство вице-премьер Дмитрий Козак, как и другие федеральные и краевые чиновники, определил будущее для каждого конкретного объекта – в основном они сохранят свой профиль. В Адлере, где в Имеретинской долине билось самое сердце Олимпиады, появятся конгресс- и торговый центры, велотрек и цирк. Конькобежный центр в будущем станет большой выставочной площадкой. В международном медиацентре планируется разместить торговый комплекс. Малая ледовая арена для хоккея с шайбой впоследствии также может стать базой для всероссийского образовательного хоккейного центра.
 
ОЛИМПИЙСКИЙ ПАРК.  
СТАДИОН «ШАЙБА»  
Фото: Photoxpress  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Но вернемся пока к идее создания мегамолла на территории медиацентра. Эта идея наглядно иллюстрирует дистанцию между задумками, в данном случае чиновников Краснодарского края, и реальной жизнью. Идею о создании торгового центра впервые озвучил губернатор Кубани Александр Ткачев. При этом он упомянул о том, что после Игр здесь будет жить 100 тысяч человек. Вероятно, он имел в виду сегодняшнее население Адлера. Однако в городе и сейчас более чем достаточно инфраструктуры, удовлетворяющей потребительские запросы горожан. Будет ли окупать себя здесь еще один торговый центр, причем московских масштабов, большой вопрос.
 
 
    БОЛЬШОЙ
    ЛЕДОВЫЙ
    ДВОРЕЦ
    Фото:
    РИА «Новости»,
    Алексей Даничев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИГОРНАЯ ЗОНА МОЖЕТ СТАТЬ «РАССАДНИКОМ ЗЛА»
 
Проще всего решить проблему с загруженностью спортивных объектов, принимая новые международные спортивные состязания. Пока так и будет. Сочи готовится принять «Формулу-1», а в 2018 году здесь пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Но это и все на данный момент. Для того чтобы превратить олимпийскую базу в площадку для спортивных состязаний международного уровня, этого недостаточно. Есть идея превратить Сочи в место, где проходят крупные, статусные, международные саммиты. Но пока мешает политика. Проведение саммита развитых стран G8 планировалось в Сочи, но из-за событий в Крыму «Большая восьмерка» стала «семеркой».
 
Как может сложиться ситуация с использованием спортивных объектов, демонстрирует нынешняя ситуация на рынке недвижимости в Сочи. Перед Олимпиадой были выстроены сотни тысяч квадратных метров новых жилых и офисных площадей, но, за редким исключением, сегодня они пустуют. Сдавать или продавать недвижимость некому.
 
 
 
СТАДИОН    
«ФИШТ»    
Фото:    
РИА «Новости»,    
Михаил Мокрушин    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– Проблема в том, что вся новая недвижимость, как офисная, так и жилая, была построена на кредитные ресурсы, как мне кажется, раздававшиеся несколько лет назад на строительство в олимпийской зоне в неограниченных масштабах. То есть не было никакой оценки рынка, никто не попытался просчитать, какая будет ситуация после Игр, нужна ли будет вообще вся эта недвижимость. Поэтому, на мой взгляд, до 80% этих площадей пустуют, и пока без всяких шансов быть задействованными. И мои слова подтверждаются позицией инвесторов. Обратите внимание, никто не пытается продать все эти площади: можно было бы снизить цены, генерировать предложение, но никто не работает. Надо полагать, что они отбили свои вложения какими-то другими, нерыночными способами, – считает Олеся Майорова, руководитель одного из сочинских агентств недвижимости.
 
Возможно, городу нужен, как это сейчас принято называть, «якорный проект» для развития, который позволит привлечь людей. Как ни странно, пока проговаривается только одна такая идея – о создании игорной зоны в Имеретинской долине. Причем изначально проект был озвучен на уровне правительства, ходили слухи о том, что идею подал сам Дмитрий Медведев. Но потом проект в Москве «забанили». И вот буквально в эти дни идея возродилась, только теперь уже снизу. Общественный совет Сочи обратился к президенту Владимиру Путину с предложением о создании в Имеретинской низменности игорной зоны по аналогии с той, которая планируется в Крыму. Члены совета, созданного для наблюдения за олимпийским строительством, ручаются, с пониманием возможных издержек идеи, что будут пристально наблюдать за тем, чтобы игровая зона не стала «рассадником зла». При этом они уверены, что создание такой зоны обеспечит олимпийской инфраструктуре процветание.
 
– Я отношусь к этой идее отрицательно, потому что все-таки этот вид бизнеса несет за собой шлейф отрицательных явлений. Думаю, что все станет только хуже в плане криминала и коррупции. Не получится же обнести Имеретинку колючей проволокой. Хотя, конечно, таким образом нетрудно будет загрузить простаивающие олимпийские объекты. Если смотреть на вопрос чисто с позиции бизнеса, это выгодно, – говорит Валерий Сычев, заместитель генерального директора компании «РосЮгКурорт», которая является оператором проекта «Открытый Юг» в Сочи. Ее цель в том, чтобы загрузить курорт в межсезонье за счет доступных цен на авиаперелеты и санаторное лечение.
 
 
 
 
    ГОРОД СОЧИ
    в 1976 году.
    Таким мы его
    тоже больше
    не увидим…
    Фото:
    РИА «Новости»,
    Игорь Виноградов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ ОБОЙДЕТСЯ В 60 МИЛЛИАРДОВ В ГОД
 
В теории задача выглядит просто: надо заполнить город людьми, использовать не только рекреационные возможности курорта, но и наполнить его яркими событиями. Еще Сочи должен стать доступным с точки зрения транспортной инфраструктуры. Вице-премьер правительства России Дмитрий Козак накануне заявил о том, что Сочи включен в перечень городов страны, которые иностранцы смогут посещать без визы в течение трех суток. Либерализация пограничного режима дает возможность сочинскому порту принимать круизные лайнеры. Может быть, посещаемость курортов обеспечат и сотрудники правоохранительных органов, лишенные ныне возможности бывать за границей. Но основные проекты в области транспортной инфраструктуры не обещают скорого снижения тарифов. Компания «Базэл Аэро», занимающаяся инфраструктурой аэропортов России, становится в рамках Краснодарского края монополистом, который будет контролировать работу всех аэропортов региона. Маловероятно поэтому, что цены на авиабилеты в Сочи будут дешеветь.
 
– Монополизация аэропортов Краснодарского края исключает перспективу снижения стоимости обслуживания. Кроме того, даже не обсуждается вопрос, как привлечь за счет доступных тарифов новых перевозчиков. Речь в проекте «Базэл Аэро» идет о том, чтобы Сочи стал транзитным центром. Отдельного внимания заслуживает история про хаб в Краснодаре. То есть он будет не у нас, а в краевом центре. Таким образом, точка базирования уйдет туда, и там же будет центр перевозок. Все наши разговоры о транспортной доступности опять уперлись в аэропорт Сочи. С этой стеной в виде «Базэл Аэро» нам долго предстоит бороться, и мы ее не победим. Чтобы когда-нибудь появились дешевые тарифы, нужны новые аэропорты, которые, видимо, будут построены не в Сочи, а под Туапсе, в Агое, или в Абхазии. Да, они будут поменьше, инфраструктура будет попроще. Но при этом и дешевле. Да, это глобально, но под силу краю, если, конечно, вообще важно и дальше развивать курорт, – говорит Валерий Сычев.
 
По мнению главного редактора газеты «Наш дом – Сочи» Левана Броладзе, будущее олимпийских объектов зависит от того, в чьей, федеральной или краевой, юрисдикции окажется тот или иной конкретный спортивный объект.
 
– Инфраструктура, действительно, впечатляет.  Но объекты только спортивные требуют на содержание около 60 миллиардов рублей в год. Количество отелей в горном кластере избыточно. Поэтому, что касается спортивных объектов, тут вся надежда на помощь федерального центра в целом и спортивных федераций в частности, которые будут наполнять эти объекты круглогодичным содержанием как в плане спорта, так и в плане извлечения коммерческой прибыли. Пока на самом деле только идут разговоры о том, что кому распределят. Говорить об этом можно будет через год-два. А те объекты, которые останутся в зоне интересов города или края, на мой взгляд, ждет незавидная участь. Есть объекты экстра-класса, но их содержанием и развитием занимаются люди из старой системы, не имеющие ни знаний, ни квалификации для этой деятельности. Выходцы с кубанских совхозов, попавшие на хлебные места благодаря клановости, а не профессиональным качествам. Они уже сейчас рассматривают Олимпийский парк не как музей Олимпиады, к развитию которого нужен творческий подход, а как этакую площадку для установки мангалов и кубанских куреней с горилкой и салом. Они могут только сдавать в аренду свободные территории. И ключ от решения этой проблемы находится не в Сочи, а в Краснодаре, который в силу того, что федералы отвлечены на Крым, вершит тут свою волю, – считает Броладзе.
 
СТАРОГО СОЧИ УЖЕ НЕТ, К НОВОМУ ЕЩЕ НЕ ПРИВЫКЛИ
 
Инфраструктуру современного города невозможно рассматривать отдельно от концепции развития всей городской территории. В Сочи олимпийская стройка завершила фундаментальную трансформацию лица курорта, которая продолжалась последние двадцать с лишним лет. Сегодняшний Сочи имеет мало общего с тем, что он представлял из себя тридцать или сорок лет назад.  Прежде здесь был курорт, теперь это большой город с пробками, высотками, в котором море, пляжи и санаторские парки не главная, как раньше, а второстепенная деталь портрета. Как в Новороссийске или в каких-нибудь других индустриальных городах на морском побережье. Советские архитекторы, строившие Сочи после войны, придумали единственно верную в этих географических условиях концепцию: между берегом и предгорьями, в окружении гигантских парков с субтропической растительностью они поставили белоснежные санатории. Построили набережную – общественную зону, а в отдалении от берега, там, где было возможно, – жилые микрорайоны. Им вряд ли пришло бы в голову, что бульвары и аллеи когда-нибудь умудрятся закрыть от солнца двадцатиэтажными небоскребами.
 
 
Улица Ленина,   
железная дорога   
и автомобильная   
развязка   
Фото:   
Photoxpress   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– Изменился не только концепт, а главное, дух города, его колорит. Но этот дух планомерно убивается. В первую очередь урбанизация основана не на каких-то стратегических и выверенных концепциях, она происходит по желанию временщиков, которые управляют городом последние десять лет. То есть был мэром пару лет в Армавире, потом тебя перевели в Сочи, потом в Краснодар и далее по кругу. Они приехали сюда «навластвоваться всласть» в весьма зрелом возрасте и понимают, что часики тикают и в каком-нибудь Усть-Лабинске таких денег, как в Сочи за месяц, им там за пять лет не сделать. Поэтому понятие исторического центра, красных линий, сохранности зеленых насаждений никого не волнует. Волнует цена вопроса. Сочи превращается из некогда морского и бальнеологического курорта в декларируемый пока только на словах горнолыжный курорт, но теряет лицо, – продолжает главный редактор газеты «Наш дом – Сочи», Леван Броладзе.
 
– У нас был прекрасный шанс, воспользовавшись Играми как информационным поводом, продвигать город, наполнять его событиями, а значит, и использовать наследство Олимпиады. Но время уходит, еще через полгода про Сочи в мире просто-напросто забудут. Все, что делается на сегодняшний день, осуществляется при минимальной поддержке городских властей. Необходимо в бюджете выделить деньги на продвижение города, и потом на самом деле их выделить. А так на постолимпийское продвижение было выделено полмиллиона рублей. Есть еще одна цифра – пять миллионов, другой строкой бюджета, но если вы спросите, куда ушли эти деньги, вам скажут: на печать каталогов к выставкам, – говорит Валерий Сычев.
 
 
   Вид на
   олимпийский парк
   и Ж/Д вокзал
   в Имеретинской
   долине
   Фото:
   РИА «Новости»,
   Михаил Мокрушин
 
 
 
 
 
 
 
 
Итак, будущее спортивной инфраструктуры, построенной в рамках зимней Олимпиады 2014 года, пока еще не определено. Формально есть предложения и идеи чиновников федерального и краевого уровней о размещении на этих площадках спортивных, образовательных и торговых центров. Полноценными исследованиями, которые определят соответствие перспектив реальным потребностям, никто не занимался. Созданная в Сочи инфраструктура заведомо предназначена не для масштабов полумиллионного города, которому некуда расти. Единственный шанс ее успешной эксплуатации – это превращение города в центр федерального уровня, куда будут ездить не только туристы, но где будут проходить саммиты, где будет активная деловая, экономическая и политическая жизнь. Сегодня всего этого в Сочи нет.
 
За пределами олимпийского фасада город, в котором крайне слабое гражданское общество, провинциальные СМИ и давление краевого центра, который полностью контролирует здесь жизнь. Для того чтобы олимпийские кластеры не забросили, город должен быть доступен, должна быть возможность добраться сюда практически из любой точки страны за очень небольшие деньги. Как мы видим, пока тренды работают в обратную сторону. И самое главное, сегодняшний Сочи – это большая, шумная, динамичная «Москва на Юге». Сегодня Сочи уже не тот город, в котором можно погрузиться в негу курортного блаженства. Насколько такой город интересен туристам, покажет время.

поделиться: