НОВОСТИ
Адвокатам террористов угрожают расправой, а в Совфеде заявляют о невозможности приговора к смертной казни
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91112
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21729
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22544
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25157
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23481
sovsekretnoru
Джеймс Бонд и вторая жизнь СМЕРШа

Джеймс Бонд и вторая жизнь СМЕРШа

Джеймс Бонд и вторая жизнь СМЕРШа
Автор: Алексей БОГОМОЛОВ
Совместно с:
24.12.2013

Почему писатель Ян Флеминг заставил агента 007 бороться против организации, которой давно нет

Объявлено, что через два года, осенью 2015-го, в прокат выйдет новый, 24-й фильм об агенте 007. Не все знают, что фильмы о Бонде не являются в строгом смысле экранизациями романов британского писателя Яна Флеминга, который и придумал су-перагента. Флеминг продал права на экранизацию и успел увидеть только два первых фильма классической «бондианы», уйдя в мир иной за месяц до премьеры третьего. Однако известно, что восторга экранизации у него не вызвали.

В отличие от фильмов, книги о Бонде содержат много интересных деталей, с помощью которых автор воссоздает жизнь в СССР. Некоторые из них вполне реальны (все-таки до Второй мировой Флеминг поработал в Москве, а в военные годы продолжал служить в британской разведке), другие совершенно фантастичны и имеют мало сходства с советской действительностью. Одна из таких художественных фантазий Флеминга связана с организацией под названием СМЕРШ, 70-летие которой отмечалось в этом году.

Почему советский агент пожалел Бонда

СМЕРШ появляется уже в первой книге британского пенсионера-разведчика, вышедшей в 1953 году и носившей название «Casino Royale». Вкратце напомню читателям фабулу этого романа. Главный отрицательный герой – некто Ле Шифр, подпольный держатель финансовых средств, выделяемых советской разведкой на поддержку французских профсоюзов, разбазарил 50 миллионов франков. Если быть точным, то в начале 1946 года он вложил эту сумму в сеть публичных домов, а французские власти возьми да и запрети эти заведения. Так что единственный способ, которым можно вернуть деньги, виделся растратчику в том, чтобы выиграть эту сумму в карты, вложив в турнир все остатки денег. Ну а задача лучшего картежника британской разведки Джеймса Бонда – не дать злодею этого сделать.

Действие романа развивается в 1951 году, и аббревиатура СМЕРШ впервые встречается, когда Джеймс Бонд читает справку об этой организации.

Оказывается, и агент 007, и секретная служба Ее Величества были весьма слабо осведомлены о системе советской разведки и контрразведки. Справка именует СМЕРШ страшной террористической организацией и приписывает ей самые резонансные операции, начиная с убийства Троцкого в августе 1940 года. По изложенному в романе мнению МИ-6, тогда она состояла из нескольких сотен высокого уровня агентов, которые были своего рода «службой внутренней безопасности» в советской разведке, подчинялись лично Берии, а сам СМЕРШ входил в структуру МВД.

К реальной истории флеминговский СМЕРШ не имеет никакого отношения. По безграмотности автора? Вряд ли. Скорее, организация с вполне художественно-литературным названием «Смерть шпионам» вдохновила Флеминга на фантастические сюжеты, которые он и не думал сверять с исторической правдой.

Приказ Сталина о создании Главного управления военной контрразведки Народного комиссариата обороны СМЕРШ вышел в апреле 1943 года, так что «смертьшпионовцы» никак не могли организовать убийство Троцкого в 1940 году. А расформировали эту структуру в мае 1946-го, так что сохраниться до 1951 года, когда с ней воевал доблестный Бонд, она тоже не могла. Да и возглавлял СМЕРШ не Берия, а совсем другие люди. СМЕРШ состоял из трех организаций – армейской контрразведки, которой командовал Абакумов, военно-морской – под руководством комиссара госбезопасности, а позднее генерал-майора береговой службы Гладкова и отдела СМЕРШ в НКВД под командованием комиссара госбезопасности Юхимовича.

Джеймс Бонд искренне считал, что в организации было пять отделов, тогда как в действительности их было втрое больше. Работали там, судя по справке, исключительно высококвалифицированные, беспощадные и безжалостные профессионалы, и их боялись не только англичане, но и разведчики других стран.
Но вернемся к «Casino Royale». В конце книги в одной из сцен (воспроизведенной в деталях и в одноименном фильме 2006 года) выигравшего, но захваченного в плен Джеймс Бонда пытает злодей Ле Шифр. И вот он уже берет со стола консервный нож… Неожиданно пытка прерывается приходом некоего незнакомого гражданина с пистолетом, который говорит: «Пожелайте ему что-нибудь на прощание, Бонд», а затем произносит: СМЕРШ. И убивает садиста. А затем подходит к Джеймсу Бонду и говорит: «Тебе повезло. У меня нет приказа тебя убивать. Но ты можешь подтвердить своим, что СМЕРШ оставляет в живых только случайно или по ошибке». А затем агент «метит» Бонда, вырезав на тыльной стороне его ладони букву «Ш» – первую букву слова «шпион». Понятное дело, это очень не понравилось суперагенту, и в конце книги он мысленно дает себе клятву бороться против СМЕРШа:

«Для него есть подходящая цель, и она совсем рядом. Он займется СМЕРШ и будет охотиться на него, пока не затравит этого зверя. Без СМЕРШ – этого орудия мести и смерти – МВД будет самой обычной организацией, обычной разведкой, той, которая не хуже и не лучше, чем любая разведка других стран

СМЕРШ – это кнут. Будьте послушными, делайте, что прикажут, или умрете. Само собой разумеется, что вас будут преследовать до самой смерти. В этом была вся суть русской машины. Ее двигателем был страх, при котором человеку безопаснее идти вперед, чем отступить. Иди на врага, и его пуля, может быть, пролетит мимо. Отступи, сделай шаг в сторону, и пуля не пощадит. Теперь его цель – рука с кнутом и пистолетом. Разведка пусть остается мальчикам с белыми воротничками. Пусть они посылают и ловят агентов. Он же займется теми, чьего удара в спину боятся люди. Страхом, который делает их агентами».
К этому моменту – то есть 1951 году – СМЕРШ ушел в историю, но только не для Яна Флеминга. СМЕРШ продолжал его вдохновлять.

На фото: Ян Флеминг (en.wikipedia.org/wiki/Ian_Fleming )

Афроамериканская агентура СМЕРШа

Флеминг и во второй книге сталкивает Джеймса Бонда с всесильной организацией «террора и насилия». Действие романа «Live and let die» происходит по большей части в США, и там главный отрицательный персонаж – специалист по вуду и будущий босс мафии. Mr. Big – так звали этого афроамериканца. По мнению Бонда, он «очень походил на агента СМЕРШа. Чувствовалось, что он прошел железную подготовку и стал настоящим орудием смерти и страха». Агент СМЕРШа наводил страх на агента 007: «Уже не в первый раз Бонд почувствовал, что у него по спине ползут мурашки при мысли о блестяще налаженной и работающей как часы советской разведмашине, основанной на страхе перед смертью и пытками. Сердцем ее был СМЕРШ… СМЕРШ… легкое дуновение смерти…»

Но где же получил такую серьезную подготовку колоритный негритянский парень в полтора центнера весом, не знающий ни одного слова по-русски? Флеминг «отправил» его учиться в спецшколу в Ленинград. Можете вы себе представить в СССР конца сороковых годов чернокожего гиганта, разгуливающего по Северной столице? Насколько я знаю, гражданами с таким цветом кожи у нас были лишь несколько американцев, оставшиеся на постоянное место жительства в СССР. До войны они строили Горьковский автозавод для производства машин по фордовской лицензии…

Иных подробностей о взаимоотношениях босса мафии из США и советских спецслужб в романе нет, но падение супостата в море после взрыва бомбы, заложенной на его яхте Бондом, и поедание его акулами стали первой победой 007 над художественно переосмысленным СМЕРШем.

Следующие две книги – «Moonraker» и «Diamonds are forever» – содержат только абстрактные рассуждения о «советских друзьях», которые в одном случае пытаются помочь негодяям взорвать Лондон ядерной боеголовкой, а в другом – каким-то боком причастны к контрабанде бриллиантов. Казалось бы, все, со
СМЕРШем покончено, но нет. Наступил 1957 год, и он вернулся в «бондиану».

Из России со странностями

Из четвертой книги о Бонде, «From Russia, with love», мы с вами можем узнать удивительные подробности о функционировании советских спецслужб в послесталинский период. По мнению Бонда, в СССР в 1955 году было несколько разведывательных структур: Главное разведывательное управление Генштаба, Разведывательное управление МИДа, разведывательный отдел МГБ и, конечно же, СМЕРШ. Пятой организацией был Комитет госбезопасности во главе с Иваном Серовым…

С точки зрения истории это, конечно, полная ахинея. МГБ упразднили в день смерти Сталина – 5 марта 1953 года, развед-управления МИДа не существовало вообще, было только так называемое Информационное бюро. КГБ и ГРУ были, а вот СМЕРШ уже давно был ликвидирован! Тем не менее Флеминг называет его «официальной террористической организацией Советского Союза» и пишет: «В 1955 году сорок тысяч мужчин и женщин были сотрудниками этой организации. СМЕРШ – это сокращенная фраза «Смерть шпионам». Название это употребляется лишь внутри самой организации высокопоставленными советскими чиновниками. Ни один здравомыслящий советский гражданин не позволит себе произнести это слово вслух». Любопытно, что в изложении автора за 4 года численность сотрудников СМЕРШа выросла от «нескольких сотен агентов» до сорока тысяч сотрудников.

Примерно так же свободно Флеминг обращается с другими советскими реалиями. Характеристики, которые он дает советским зданиям, выглядят очень забавно. Вот, например, как выглядит вилла в Крыму, на которой готовится к своим гнусным делам противник Бонда Донован Грант, он же товарищ Красногранитский, работающий штатным палачом СМЕРШа:

«Сама вилла была современной и невыразительной – приземистое удлиненное строение без украшений, она ничем не радовала глаз архитектора. Четыре окна в металлических рамках и застекленная дверь выходили в сад. Перед дверью – небольшой квадрат, выложенный светло-зелеными глазурованными плитками, сливающимися с аккуратным газоном. Та сторона виллы, которая выходила на пыльную дорогу, выглядела куда более строгой, чем та, что была обращена в сад: окна, закрытые железными решетками и настороженно глядящие на дорогу, массивная дубовая дверь. На верхнем этаже виллы находились две одинаковые небольшие спальни, на нижнем – гостиная и кухня, рядом с которой был туалет. Ванной в особняке не было»

Вообще-то Флеминг довольно часто упоминает об «отсутствии ванн», наделяя правом пользоваться ими только руководителей спецслужб. Он размещает в Москве женское общежитие МГБ, в котором ванны были только у высших чинов. По мысли Флеминга, там жили все разведчицы: от сержантов до полковников. Главная героиня книги сержант Татьяна Романова имела маленькую комнату на втором этаже (на первом был закрытый магазин-распределитель) с одной лампочкой и туалетом в коридоре. «Комната была одной из сотен подобных в огромном современном здании на Садово-Черногрязской улице, где размещалось женское общежитие сотрудниц МГБ. В этом красивом современном здании, построенном в 1939 году заключенными, было две тысячи комнат». Можете себе представить 8-этажное здание с двумя тысячами комнат?     

А еще в книге есть упоминание о главной резиденции советской разведки: «Штаб-квартира СМЕРШа находится в огромном мрачном доме на улице Сретенка. Прохожие опускают глаза и спешат быстрее пройти мимо двух часовых с автоматами, стоящих у широких ступенек возле большой железной двери».
В самом здании, точнее, в кабинете «начальника СМЕРШа», были покрашенные зеленой краской стены, на которых размещались портреты Сталина, Ленина, Булганина и Серова. Любопытно, что портрет Хрущева, в то время Первого секретаря ЦК КПСС, почему-то отсутствует. 

Упоминаются занятные детали интерьера: «Слева у стены под портретом Булганина – большой телевизор в красивом корпусе из полированного дуба. В нем – скрытый магнитофон, который включается с письменного стола, микрофоны спрятаны вдоль всего стола для совещаний. Провода скрыты в ножках».

Генерал Грубозабойщиков, «начальник СМЕРШа», ходит в синих галифе «с двумя тонкими полосочками по бокам». Набор наград у него весьма странный: два ордена Ленина, ордена Суворова, Александра Невского, Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «20 лет безупречной службы», Звезда Героя Советского Союза, а также две зарубежные награды – британская и американская. А где, спрашивается, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и положенные по статусу «ХХ лет РККА» и «ХХХ лет Советской Армии и Флота»? Генерал зачитывает The zapiska on Bond. Это – «черная папка с белой полосой из правого верхнего угла до нижнего левого, крупные буквы «СС» в левом верхнем углу, под ними надпись SOVERSHENNOE SECRETNO и посередине, тоже белыми буквами, James Bond – Angliski Spion».

И еще один любопытный сюжет есть в этой книге: начальником отдела планирования в СМЕРШе является некий шахматист Кронштейн, который играет в финале первенства Москвы в присутствии пяти тысяч зрителей в «шахматном зале на Пушкинской улице».

Oh, those Russians!

Советские граждане, если судить по книгам Яна Флеминга, в основном люди, которые отличаются некоторыми странностями.  Даже красавица Татьяна Романова, сержант госбезопасности, получающая 1200 рублей в месяц, страдает клептоманией:

«Девушка налила горячий суп в тарелку, на которой были нарисованы волки, мчащиеся за санями, покрошила туда хлеб и начала медленно есть, любуясь красивой блестящей ложкой. Эту ложку она незаметно сунула в сумочку, когда несколько недель назад ужинала с веселой компанией в ресторане «Москва».
Начальник второго отдела Роза Клебб вообще состоит из одних пороков. Она не только садистка и неряха, но и испытывает лесбийские наклонности. Когда Татьяна Романова входит к ней в комнату, ее сразу напрягает запах в помещении: «Воздух такой же, как в метро в жаркий летний день – дешевые духи, которыми пытаются смыть запах пота и немытых тел. Русские щедро пользуются духами и одеколоном. Независимо от того, мылись они или нет, но главным образом тогда, когда не мылись. И здоровые, любящие чистоту девушки предпочитают возвращаться домой с работы пешком, чтобы избежать духоты и этого запаха».
Роза Клебб поит Таню французским шампанским и кормит швейцарскими конфетами, а потом между делом приказывает ей соблазнить Джеймса Бонда, невзирая на моральные принципы: «Вы встретите этого мужчину и соблазните его. У вас не должно быть никаких угрызений совести. Ваше тело принадлежит государству. С самого рождения государство кормило и воспитывало вас. Теперь ваше тело должно работать на государство». Потом полковник Клебб удаляется и, вернувшись в розовой ночной рубашке, усаживается на диван с тремя грязными подушками, а затем предлагает своей подчиненной погасить люстру и «познакомиться поближе». Та в ужасе убегает…

Личное знакомство Бонда и соблазнительницы происходит в турецком отеле, причем «сержант Романова» пробралась к нему в номер и улеглась практически голой в постель. 007 задает ей резонный вопрос: «А где ваша одежда? Вы так и спускались в лифте с одной ленточкой на шее?» «О нет! – отвечает Татьяна. – Это было бы некультурно. Она под кроватью». А затем делает  Бонду комплимент, говоря, что он похож на американского киноактера. Увидев гримасу отвращения, она быстро меняет тему и говорит, что он уже похож на ее любимого героя из книги Лермонтова… 

Какая непростительная ошибка со стороны сотрудницы МГБ! Бонд мог быть похож только на английского актера Шона Коннери, в крайнем случае на Роджера Мура или Джона Лазенби, сыгравшего Бонда в фильме «On Her Majesty's Secret Service». Но она, сержант Романова, не могла этого знать.

Писатель Флеминг знать о советских реалиях мог. И наверное, даже знал. Просто реальность показалась ему куда менее выразительной, чем то, что нарисовало его воображение.
 


Автор:  Алексей БОГОМОЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку