НОВОСТИ
В Ставропольском крае упал российский Ту-22М3
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93934
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24971
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25442
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28128
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26368
sovsekretnoru
Пекин, родина клонов

Пекин, родина клонов

Пекин, родина клонов
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
25.03.2013

Что делает Россия, поставляя современное оружие в Китай: обеспечивает работой свой ВПК или вооружает потенциального противника?

Российско-китайские отношения в военной области со стороны смотрятся почти идиллически: Пекин заказывает вооружения, Москва услужливо их подносит. Потому спорадические ссоры кажутся непосвященным столь неожиданными. Но за последние месяцы лимит всплывших на поверхность скандалов между партнерами  явно превысил привычную норму: «вдруг» и в очередной раз выяснилось, что прагматичные китайцы, оказывается, закупают российское оружие, чтобы его копировать. Но такое ли уж это открытие?

Есть чем гордиться?

В конце ноября 2012 года китайские военные с помпой сообщили, что их палубный истребитель J-15 собственной разработки наконец совершил посадку и взлет с палубы авианосца. Но эксперты не преминули ехидно заметить, что «оригинальный» J-15 – клон-копия российского палубного истребителя четвертого поколения Су-33. На этом бы все и успокоилось. Но министерство обороны КНР, сильно обидевшись на клеветнические домыслы, устами своего представителя Гэн Яньшэна (Geng Yansheng) вдруг поспешило заявить, что новый китайский палубный истребитель Shenyang J-15, во-первых, совсем не клон российского Су-33 и, во-вторых, вообще превосходит российский самолет по многим характеристикам. У некоторых экспертов это вызвало смех. Прочих же возмутило, что под видом новых разработок своего ВПК китайцы преподносят некогда нагло выкраденные результаты деятельности советских конструкторских бюро.

В январе 2013-го – новая сенсация: со ссылкой на китайские СМИ появилась информация о том, что Пекин якобы уже договорился с Москвой о покупке производственной линии по сборке Ту-22М3. Ту-22М3 – дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла (по кодификации НАТО Backfire – «Встречный огонь»). Сообщалось, что собранные в Китае Ту-22М3 поступят на вооружение военно-морских сил Китая под индексом Н-10, сумма контракта достигает 1,5 млрд долларов. По другой версии, речь шла о поставках на эту же сумму большой партии Ту-22М3 – 36 машин, которые в Китае планируют использовать для нанесения ударов по морским целям. Если бы такой контракт стал реальностью, это кардинально изменило бы баланс сил в пользу Китая на всем Тихоокеанском театре военных действий: Ту-22М3 – это прежде всего носитель крылатых ракет с ядерным снаряжением.

Буквально сразу же последовала на удивление резкая реакция Москвы: официальный представитель «Рособоронэкспорта» Вячеслав Давиденко через ИТАР-ТАСС заявил, что его ведомство «не располагает какой-либо информацией об обсуждении этой тематики двумя сторонами», «никаких переговоров по данному вопросу с Китаем не велось и не ведется». И вообще, «данный комментарий сделан в порядке исключения», поскольку, как сказал Давиденко, «Рособоронэкспорт» строго придерживается практики комментировать сообщения только официальных источников информации, к каковым указанные китайские сайты не относятся». В неофициальном порядке еще было добавлено, что поставки Ту-22М3 за рубеж «в принципе невозможны, поскольку эти самолеты относятся к стратегическому оружию».

Но если это лишь газетная утка, зачем надо было делать ей паблисити, опровергая на столь высоком уровне? Да и говоря о том, что никаких переговоров по данной теме с КНР не было, представители «Рособоронэкспорта» явно лукавят: в СМИ были утечки информации, из которых следует, что по инициативе Китая вопрос о поставках самолетов данного типа обсуждался в 1990–2000 годах. В 2005 году эту тему вновь «неожиданно» подняли в СМИ, зондируя почву, проверяя общественную реакцию. Очевидно, что потребность китайцев в таких ракетоносцах-бомбардировщиках предельно велика: в их «стратегической» авиации сейчас в наличии лишь предельно устаревший Н-6 – клон совсем уж дряхлого советского Ту-16.

Собственно переговоры могли вестись и не через «Рособоронэкспорт», а «стратегическая ценность» Ту-22М3, уже порядком устаревшего, вряд ли смутила бы кремлевских деятелей. Можно предположить, что настороженность российской стороны вызвало обычное желание Пекина ограничиться закупкой малой серии, трех–пяти штук, – даже не для того, чтобы банально их скопировать, а, как полагают эксперты, задешево обрести технологии и знания, позволяющие самим проектировать стратегические бомбардировщики.

[gallery]

Купить, чтобы создать

Еще когда информация о возможных поставках Ту-22М3 только-только появилась, наблюдатели не исключали, что ее запустили лишь затем, чтобы подготовить общественное мнение к возможности продажи Китаю других боевых машин. Например, бомбардировщика Су-34 и (или) многоцелевого истребителя Су-35.
Не так давно представители ОАО «Компания «Сухой» сообщали, что ВВС Китая выражали желание купить еще и фронтовые бомбардировщики Су-34. Насколько известно, этот проект был приторможен потому, похоже, что китайцы выразили готовность взять лишь несколько штук, не особо скрывая желание скопировать Су-34, наладив выпуск своих клонов. В феврале 2013 года появились сообщения, что Китай уже вовсю ведет работы по созданию собственного варианта российского фронтового бомбардировщика Су-34 под индексом J-17. В частности, сообщалось, что завершен этап продувки модели J-17 (Су-34) в аэродинамической трубе и что китайская версия Су-34 резко повысит ударный потенциал ВВС КНР, выведя их на «ведущий мировой уровень»

В конце января 2013 года появилось первое официальное сообщение: на переговорах в Пекине обсуждался вопрос закупки Китаем уже Су-35. В феврале это уже становится реальностью: на состоявшейся тогда выставке вооружений INDEX-2013 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) руководитель российской делегации, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Вячеслав Дзиркалн сообщил, что межправительственное российско-китайское соглашение о поставке в Китай партии истребителей Су-35 уже подписано.

Правда, сколько именно самолетов планируется поставить, в какие сроки и на какую сумму, так и не было сообщено. Однако тогда же прошла полуофициальная утечка информации, что речь идет о подготовке нескольких крупных контрактов – почти на три миллиарда долларов. И что, помимо 24 истребителей, в Китай планируется поставить две субмарины класса «Амур», попутно продав лицензию на постройку там еще двух подводных лодок этого же класса.

Не знаю, как там насчет подлодок, но весьма вероятно, что поставка Китаю столь немалой партии Су-35 может изменить баланс сил на Дальнем Востоке – не в нашу пользу. Не исключено и то, что Су-35 вообще окажется у КНР в конечном счете намного больше, чем в российских ВВС. Не говоря уже о том, что китайцы всенепременно скопируют машину, когда она попадет к ним – какие бы успокаивающие слова на этот счет ни говорили бы российские официальные лица.
Вот и сейчас, рассказывая о запланированной сделке по Су-35, представитель ФСВТС особо подчеркивал, что контракт носит исключительно «поставочный» характер. В переводе на нормальный язык это означает: Китай получит лишь партию машин, уже готовых к эксплуатации, а не пару-тройку образцов для копирования и технологии их производства. Что, как водится, впоследствии позволило бы китайцам наладить выпуск пиратских копий Су-35.

Напомним, еще год назад СМИ сообщали, что Россия чуть ли не уговаривает Китай купить 40–50 таких самолетов, называлась и сумма потенциальной сделки – четыре миллиарда долларов. Много говорилось о том, что Москва добивается от Китая прежде всего гарантий отказа от копирования российских истребителей. Однако Пекин, соглашаясь на покупку, настаивает на том, что больше четырех самолетов ему не нужно. Но четырех самолетов не хватит для укомплектования даже одной-единственной эскадрильи.

Зато, как подтвердит любой авиационный специалист, такого мизерного количества достаточно, чтобы, разобрав машину до винтика, тщательно изучить ее и затем скопировать. Эксперты высказали предположение, что на базе российского Су-27СК китайцы уже спроектировали несколько улучшенный планер, а теперь надеются насытить его оборудованием, скопированным с аппаратуры Су-35. Чтобы затем запустить в серию этот клон уже под видом своей разработки и под своим индексом.

Так Пекин поступал уже не раз. Самый скандальный случай еще свеж в памяти: история с истребителем Су-27. В 1992 году Китай проявил повышенный интерес к этому истребителю, заказал партию. Затем китайцы заключили с Москвой соглашение об «отверточной» лицензионной сборке 200 Су-27 (в модификации СК) из российских комплектующих на заводе в Шэньяне. Лицензия обошлась КНР в 2,5 млрд долларов. Но, освоив технологию выпуска и получив 95 комплектов, в 2003 году Китай вдруг без внятных объяснений неожиданно отказался от остальных 105. Тогда работавшие на заводе российские авиационные специалисты рассказали, что уже после завершения сборки первой партии лицензионных Су-27 им вдруг категорически запретили даже приближаться к самолетам, а затем и вовсе закрыли доступ на авиазавод в Шэньяне. Как оказалось, китайцы, нарушив договорные обязательства, сначала полностью освоили сборку Су-27 из своих деталей, затем без затей перешли к бесконтрольному серийному производству истребителя под маркировкой J-11. Спустя время, осилив выпуск своих двигателей и радаров (их тоже скопировали с российских аналогов), КНР без малейшей попытки согласования с Россией приступила к серийной сборке точной копии Су-27 – под маркировкой J-11B. Мало того что этот клон китайцы именовали собственной разработкой, но они еще и предложили его на экспорт по демпинговой цене. Москва не реагировала вплоть до 2008 года – лишь тогда протест решили заявить официально, напомнив китайцам, что это – нарушение авторского права и межгосударственных договоренностей.

 

Нам много не надо

В Пекине эти протесты хладнокровно проигнорировали и уже осенью 2008 года предложили России продать им очередную партию боевых самолетов – палубных истребителей Су-33. Но партию небольшую, всего лишь пару штук – «для оценки летно-технических характеристик». Проще говоря, «на развод»

Су-33 интересует Китай давно. По крайней мере еще в 2006 году со ссылкой на «Рособоронэкспорт» утверждалось, что заключение контракта в 2,5 млрд долларов на поставку Китаю 48 Су-33 уже идет полным ходом. Но, как водится, «вдруг» оказалось, что Пекин хочет взять «на пробу» всего лишь два таких самолета. Продавать всего лишь пару палубных истребителей для очевидного копирования Москва отказалась. Китайцев это не смутило: они просто взяли и купили у Украины оставшийся там после распада СССР Т-10К – один из первых опытных прототипов Су-33. Для полетов старый Т-10К был уже непригоден, но китайцам это и не требовалось – им нужно было изучить конструкцию складывающегося крыла и систему обеспечения посадки на палубу авианосца. Как сообщал в октябре 2007 года известный канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии Чжан Ихун, главный редактор военного издания Kanwa Defence Review (зарегистрировано в Торонто, Канада, издается на английском, японском и китайском языках), в рамках грандиозного проекта создания авианосного флота Китай купил у Украины недостроенный авианосец «Варяг», самолет Т-10К и – уже в России – четыре комплекта посадочного оборудования. Согласно прогнозу этого эксперта, копируя решения Т-10К и Су-27, Пекин будет проектировать и пытаться построить собственный палубный истребитель. Но если попытка клонирования провалится, китайские военные снова попытаются купить в России пару-тройку Су-33, чтобы, как уже сказано выше, понять, как «это» взлетает с палубы.

И, судя по тому, что китайцы действительно тогда пытались купить два Су-33, дела с конструированием прототипа J-15 у них поначалу не ладились. И хотя ныне J-15 вроде бы уже научился садиться на бывший «Варяг» и взлетать с него, странно слышать утверждения китайских военных о том, что он превосходит Су-33. Кстати, тогда же эксперт Kanwa Defence Review прогнозировал, что Пекин обязательно попытается заполучить в России технологии для создания своего дальнего бомбардировщика. Похоже, эти предсказания сбываются – попытки налицо.

26 января 2013 года китайские СМИ с помпой сообщили, что в воздух поднялся первый прототип собственного тяжелого военно-транспортного самолета Xian Y-20. Когда эта машина пойдет в серию, это откроет перед китайской армией почти неограниченные перспективы, резко повысив ее оперативные и стратегические возможности. Вот только несложно заметить, что пресловутый «игрек» – почти полный клон российского транспортника Ил-76, да и оснащен он российскими же двигателями Д-30КП-2. В свое время Китай анонсировал планы массированных закупок в России Ил-76 для НОАК, но, как всегда, предпочел сделать свою копию.

Кстати, как сказал на той же выставке в Абу-Даби заместитель директора ФСВТС Вячеслав Дзиркалн, не исключено, что Китай станет первым зарубежным покупателем зенитной ракетной системы С-400 «Триумф». Интересно, сколько китайцам потребуется времени, чтобы затем сделать свою копию?

 

История вопроса

Проблема поведения китайцев на рынках вооружений описана еще в постановлении Политбюро ЦК КПСС №195/56 от 8 мая 1980 года «Об указании послам СССР в развивающихся странах по разоблачению проимпериалистического курса Пекина». Там говорилось, что военно-промышленный комплекс КНР для получения валюты активно пропихивает на рынки стран третьего мира свое вооружение, скопированное с советских образцов, но выпускающееся без лицензий. Но больше всего задевало тогда Политбюро, что Пекин заработал «на этой торговле свыше 6 млрд долларов».

Мало что изменилось с тех пор: беззастенчиво клонируя российские вооружения, китайцы точно так же выходят с ними на рынки стран третьего мира, продавая там контрафакт по демпинговым ценам. В частности, еще в 2008 году появились сообщения, что китайцы уже вполне готовы произвести на экспорт до 5 тысяч J-11B – клонов Су-27.

В качестве экспортного товара китайцы уже демонстрировали крылатую ракету С-602 – в ней эксперты легко опознали клон российской стратегической крылатой авиационной ракеты X-55. Предлагается на продажу и двигатель Tai Hang WS-10 – полный аналог АЛ-31Ф для самолетов семейства «Су», реэкспорт и производство которого никто не разрешал. Закупив немалые партии различных вариаций мощного российского зенитно-ракетного комплекса С-300, китайцы наладили его выпуск под наименованием HQ-9 и предлагают на экспорт под маркировкой FD-2000. В частности, известно, что Пекин предлагал поставить его Турции.

За последние 20 лет Китай нелегально скопировал десятки систем российских вооружений. Например, закупив в России 100-мм ПТУР лазерного наведения «Бастион», просто увеличил калибр ракеты на 5 мм и в нарушение контракта запустил эту ПТУР на мировой рынок как свою разработку. Тот же ход китайцы повторили, купив лицензию на российский 152-мм снаряд с лазерной головкой самонаведения «Краснополь», один из лучших в мире снарядов этого класса, – пустили на экспорт в 155-мм версии. Руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок рассказал мне, что спросил директора завода, где делают «Краснополь», зачем они продали эти снаряды Китаю: «И знаете, что мне сказал этот директор? – А мне завод кормить надо…

Китайские инженеры, скопировав основную концепцию российской дизельной субмарины класса «Кило», создали свой вариант, но с немецкими двигателями. Новая китайская 155-мм самоходная гаубица PL-Z05 – клон российской 2С19М1 «Мста-С». Как она очутилась в Китае? В середине 1990-х годов в Нижний Тагил косяком повалили китайские делегации, которые буквально вымогали у заводчан любую документацию, фотографировали и снимали на видео всю технику подряд. Потом исчезли. А спустя время в КНР объявили о создании своей самоходки, откровенно скопированной с российской. Аналогичная история была и с реактивной системой залпового огня «Смерч»: китайцы тоже уверяли, что очень хотят ее купить, но, получив максимум информации, выпустили на экспорт свой клон под индексом A-100. Купив «для ознакомления» один-два самолетных радара российского ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», китайцы через пару лет выпустили на рынок их копии. В производство запущены и нелицензионные копии российских радаров «Фрегат-М2ЕМ», которыми оснащаются российские эсминцы. Стоило начать в Китае лицензионную «отверточную» сборку вертолетов Ми-171, как быстро выяснилось, что Пекин намерен наладить массовый экспорт этой популярной машины в Пакистан и Африку.

«Это очень большая проблема, – говорит Анатолий Цыганок. – Китай покупает нашу технику, копирует ее. Большая часть их самолетов, вертолетов, реактивных систем залпового огня – это все скопировано у нас. А на мировом рынке оружия китайское вооружение теперь конкурирует с российским. Более того, тот же самый танк или тот же самый самолет (который они скопировали) Китай предлагает за более низкую цену, чем россияне».

 

Опись ворованного

Впрочем, Москве не на кого пенять, кроме как на себя. С кем имеют дело, там прекрасно знали: уж китайские успехи в пиратском копировании ни для кого никогда секретом не были. По крайней мере с начала XX века (и по сей день) ничего своего и оригинального в сфере вооружений Китай не создал. Китайскую военную промышленность – фактически с нуля – создавал Советский Союз: авиационную, ракетную, боеприпасов, судостроительную, артиллерийскую, танковую.
Советские инженеры Китаю помогли освоить выпуск первого образца автомата Калашникова (получил обозначение «тип 56»), самозарядных карабинов Симонова (СКС-45) (тоже «тип 56»), различных пулеметов, самолетов, зенитных ракет, бронетехники. После разрыва отношений с Москвой образцы советского оружия для клонирования добывала уже китайская разведка. Пока шла война во Вьетнаме, с этим у Пекина проблем не было: просто потрошились эшелоны с военной техникой, шедшие во Вьетнам через Китай. Какие-то из советских образцов китайцы покупали у арабских стран, которым СССР поставлял оружие для противостояния с Израилем. Так в Пекин приплыли ПТУР «Малютка», клонами которой под маркировкой HJ-73 («Хунцзян-73» – «Красная стрела») затем заполонили весь третий мир, и переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) 9К32М «Стрела-2М» – его Пекин по сей день без затей (и без лицензии) поставляет на экспорт под поэтической маркировкой «Красная вишня» («Хунну-5», NH-5). Заполучив на Ближнем Востоке ПЗРК 9К310 «Игла-1», китайцы выпускают его под индексами QW-1 и QW-2 «Цзянвэй» («Авангард»).

Китайцы буквально заполонили третий мир своими клонами знаменитой реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град», образец которой, по одной из версий, был захвачен во время китайского вторжения 1979 года во Вьетнам. Во время боев на острове Даманском китайцы смогли эвакуировать подбитый ими танк Т-62 – спустя время клон этой машины появился под индексом WZ-122. От захваченной в Афганистане и переправленной через Пакистан в Китай советской 120-мм самоходной гаубицы-миномета «Нона», как утверждают, ведет свое начало китайская артсистема PLL-05 («тип 05»). 

Список китайских клонов нашего оружия поистине огромен: бомбардировщики H-6 (Ту-16), H-5 (Ил-28), истребители J-5 (МиГ-17), J-6 (МиГ-19), J-7 и J-12 (МиГ-21), перехватчик J-8 (МиГ-21), истребитель-бомбардировщик JH-7(Су-24), многоцелевой истребитель J-10 (гибрид МиГ-23 и шведского JAS-37)…

 

***

Но самая большая проблема состоит не в недобросовестной конкуренции на рынках развивающихся стран, а в ином: рано или поздно китайское оружие обязательно начинало стрелять в советских солдат. Или в союзников СССР. Так было во время боев на советско-китайской границе, на острове Даманском и в районе Жаланашколя – там китайские солдаты вели огонь по нашим пограничникам из лицензионных копий советского оружия. В Афганистане львиная доля оружия, имевшегося в распоряжении афганского сопротивления, тоже была с китайской маркировкой. Китайскими же клонами воевали в Африке против тогдашних союзников СССР – в Анголе, Мозамбике, Эфиопии…

Пекин неуклонно наращивает свои вооружения, говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок:

– С Китаем мы вроде бы дружим. Но два основных, наиболее мощных военных округа, Пекинский и Шэньянский, находятся вблизи  от российских территорий. Именно в этих округах и дислоцированы наиболее подготовленные части. Вспомним, что года два назад одна из армий Пекинского военного округа совершила марш в направлении к границе с Россией, кстати, пройдя за пять суток 1200 километров…

Среди российских военных и в экспертном сообществе распространено мнение, что поставки российских вооружений в Китай – это оказание помощи наиболее вероятному потенциальному противнику, какими соблазнительными ни казались бы сегодня суммы экспортных контрактов. Хотя, за редким исключением, не каждый рискует высказать эту мысль вслух. Разве лишь осторожно отмечается, что ни одна страна в мире кроме России – ни США, ни европейцы, ни Израиль, – никогда не поставляли и не планируют поставлять Китаю современную военную технику и технологии. И не только современную: кто-нибудь слышал, чтобы Соединенные Штаты продавали Китаю формально уже давно устаревшие F-14, F-15, F-16 и F-18?!

 

ДОСЬЕ

Су-35 – глубоко модернизированная версия Су-27, многофункциональный истребитель поколения «4++», в котором, как утверждает разработчик, использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Первый опытный самолет собран в 2007 году. Но по сей день в российских Военно-воздушных силах этой боевой машины фактически нет – первые шесть серийных Су-35 Министерство обороны РФ вроде бы получило лишь в самом конце декабря 2012 года. Хотя по плану их уже давно должно было быть в войсках как минимум десять.

* * *

Присоединятесь к сообществам газеты в социальных сетях:  «Совершенно секретно» в Facebook, ВКонтакте, Twitter


Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку