НОВОСТИ
ФСБ отчиталось о задержании россиянина, взорвавшего в Москве автомобиль экс-сотрудника СБУ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93487
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24492
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
24991
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
27660
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
25915
sovsekretnoru
Русская душа, китайский ум и чекистское сердце

Русская душа, китайский ум и чекистское сердце

Автор: Алексей ЧЕЛНОКОВ
Совместно с:
01.02.2012

 
Владимир Путин – первый руководитель России, посетивший Святую гору Афон  
   
   
Владимир Путин посетил монастырь Шаолинь спустя несколько месяцев после поездки на Афон
 
   
 
 
Крестьянин Ло Юаньпин из глухой китайской деревушки – двойник Владимира Путина
 
   
   
   
Спарринг-партнёр Володи Путина по дзюдо Василий Шестаков (снимок 60-х годов)  
   
   
   

Какое будущее предвещает России дневник спарринг-партнёра по дзюдо Владимира Путина?

Знакомый офицер одной из спецслужб показал дневник спарринг-партнёра по дзюдо Владимира Путина. Сначала я, конечно, очень обрадовался, но, бегло просмотрев на мониторе содержимое файла, здорово расстроился:
– Кому нужна эта китайская философия?
– Это не просто философия. Похоже, наш будущий президент уже думает по-китайски, – зло проворчал вечно хмурый служака.
– А если вы такие смелые, что готовы опубликовать этот дневник, почему фамилию спарринг-партнёра не называете?
– Тот, кому адресовано это послание, знает, о ком речь, а остальным по барабану, чей это дневник…
Принесённый сотрудником спецслужбы документ был озаглавлен как «Высказывания Владимира Владимировича Путина». Офицер уверял, что его автор, мастер спорта по дзюдо, согласился опубликовать свой дневник на условиях анонимности. Своё решение он мотивировал тем, что хотел показать, какой «Владимир Владимирович мудрый человек», каков масштаб его личности. Спарринг-партнёр счёл своим долгом открыть российским гражданам, что под руководством Путина Россия сможет наконец выйти из многолетнего тупика и совершить огромный скачок в развитии, опередив даже Китай. О мотиве руководства спецслужбы, передавшего запись неформальных бесед Путина, можно только догадываться.
…Глаз зацепился за мудрёную фразу: «На востоке достигли равновесия, отказавшись от прямых столкновений. Равновесие-Хэ совершается Путём Поднебесной. Надо избегать крайностей. Тогда человек становится триединым с Небом и Землёй».
 В христианстве триединство, как известно, относится исключительно к Троице. Но другая запись – о «китайских церемониях», сделанная несколько дней спустя, немного поясняла первую. «С колыбели китайцу прививается дисциплина и доводится до автоматизма подчинение традициям и правилам. В этом и заключается главная сила «китайских церемоний», которым чётко следует каждый китаец, независимо от своего статуса, который может меняться на протяжении жизни. Крестьянин в Китае не раз становился императором. Он также мог стать буддистским монахом, даосом, дзен-буддистом, а позже мусульманином или христианином. Но в главном китаец – всегда, с рождения до смерти, вольно или невольно, сознательно или бессознательно – не меняется, а остаётся носителем конфуцианских норм».
 Выходит, по логике автора дневника, буддизм, ислам и христианство на втором месте после «церемоний» и в этом заключается сила Китая? Откуда в российском руководителе явное преклонение перед китайским образом жизни? Я почувствовал, что здесь кроется ответ на сакраментальное: Who is mister Putin?

Дзюдо – «искусство жизни»
Путин – мастер спорта по дзюдо. О том, что президент России любит дзюдо, страна узнала ещё до его первой инаугурации. Он признавался, что среди дзюдоистов чувствует себя не как среди близких друзей, а как среди близких родственников. Я решил начать расследование с восточных единоборств. Может быть, его увлечение китайской мудростью пришло вместе с этой борьбой?
В книжном магазине достал с дальней полки спортивное издание под названием «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным». Авторы – сам Владимир Путин, его друг детства, мастер спорта по дзюдо Василий Шестаков и преподаватель института физкультуры Алексей Левицкий. Шестаков – крупный спортивный функционер и политик: национальный директор Всемирной федерации боевых искусств «Кобудо» (WKF) по России, президент региональной Федерации боевых искусств «Будо», вице-президент спортивного клуба по дзюдо «Дзюдо. Явара-Нева» в Санкт-Петербурге, был депутатом Госдумы прошлого созыва, заместителем руководителя думской фракции «Справедливая Россия».
Василий Шестаков и Владимир Путин примерно в одно время начали заниматься в Питере дзюдо. Спорт не раз сводил их на татами. Этих людей связывает не только ностальгическое прошлое – сейчас они дружат семьями. Жёны, Татьяна Шестакова и Людмила Путина, например, учредили в Калининграде региональный фонд «Центр развития русского языка». Кстати, правление фонда возглавила Дюльбэр Рогачёва, жена бывшего посла России в Китае Игоря Рогачёва.
Книга «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» была снабжена видеоприложением на DVD-диске. Открывается оно вступительным словом самого Путина. Восточные мотивы музыкального сопровождения, на Путине – одежда необычного, неевропейского покроя, чем-то напоминающего «костюм Сунь Ятсена», который сами китайцы с начала ХХ века называли «суньятсеновка». Из-за плеча Путина виден погружённый в медитацию полутораметровый бронзовый старец, сидящий, скрестив ноги, – то ли божок, то ли мудрец. Это каноническая поза Будды – символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы высшего разума над мирскими чувствами.
Путин говорит: «Более века назад японский просветитель и педагог Дзигоро Кано объединил традиции многих школ рукопашного боя и создал новый вид борьбы без оружия – дзюдо. В самом названии этой борьбы – «мягкий путь» – заложена его основополагающая философия, а именно способность получить наилучший результат малыми, но эффективными усилиями. Практика схватки допускает и компромиссы, и уступки, но только в том случае, если это путь к победе. Эффект достигается не только физическими упражнениями, но и интенсивной моральной подготовкой».
Среди предков Дзигоро Кано были монахи-синтоисты, учителя буддизма и последователи Конфуция. Главная формула дзюдо: «Максимальный результат и всеобщее благополучие». Цель борьбы дзюдо – добиться максимального результата с применением минимума усилий.
Создатель дзюдо говорил: «Максимальный результат – фундамент, на котором стоит всё здание дзюдо. Более того, этот принцип можно использовать для развития умственных способностей и формирования характера. Можно добиться, что этот принцип будет влиять на манеры человека, на то, как он одевается, живёт, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни».
Эта теория Кано была выведена на основе заповеди «великого Конфуция»: «Расширяй сферу деятельности, включай сюда других людей и иные роды деятельности…»
Дзигоро Кано предлагал распространить принципы своей теории  в экономике, политике и в области общественных отношений. Он установил клятву для дзюдоистов, один из пунктов которой гласит: «Я никогда не выдам секретов школы непосвящённым…» Авторы книги сокрушаются, что сегодня в России «теоретические разработки, философские размышления Дзигоро Кано не востребованы… Технику дзюдо Кано рассматривал как средство самосовершенствования на пути достижения этического идеала».
Так что для Владимира Путина дзюдо – гораздо больше, чем борьба. Это и философия, и этика – почти мировоззрение.
Авторы книги «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» отмечают любопытный факт: «Будучи последователем самурайских традиций, доктор Кано в своих теоретических разработках отталкивался от идей дзенского патриарха XVII века Такуана, изложенных в двух секретных трактатах, переданных основателями школы Кито-рю. Такуан утверждал, что победа может быть достигнута в сочетании твёрдости духа и концентрации воли с естественной свободой движения. Внутренняя «пустота», рассеянное сознание, не сконцентрированное ни на чём, непоколебимое спокойствие, предельное самообладание – качества, обеспечивающие адепту боевого искусства успех. Как видим, эмоциям места не остаётся».
Таким образом, если я правильно понял авторов, адепт с «рассеянным сознанием» и невозмутимостью кувалды – это и есть идеальный человек?..

Средство от шпаны и менингита
Володя Путин рос болезненным мальчиком в семье уроженцев тверских деревенек. Два его старших брата – Олег и Виктор умерли в раннем детстве. Сам Владимир перенёс в восьмом классе менингит – тяжёлое заболевание мозга, которое часто приводит к необратимым последствиям. Почти полгода Володя Путин провёл в больнице, дважды ему делали пункцию спинного мозга. Не исключено, что будущий президент выжил – в отличие от своих братьев – только благодаря годам интенсивных занятий дзюдо.
Детские годы Путина прошли в полукриминальной среде уличной шпаны. Говоря современным языком, среди гопников, перед которыми тогда, да и в нынешние годы открывалась одна дорога – в тюрьму.
– У Путина была гопницкая школа. Восьмилетка. Мои родители, будучи интеллигентными людьми, считали, что в восьмилетке учатся одни гопники. Со временем она стала десятилеткой, но всё равно вся лимита училась там, – авторитетно высказался как-то Шнур – лидер скандально известной группы «Ленинград» Сергей Шнуров, отвечая на вопрос одного газетчика: правда ли, что он учился в одной школе с Владимиром Путиным?
Трудные подростки нюхали клей, чтобы достичь наркотического опьянения, неделями прогуливали уроки, совершали правонарушения и мечтали о жизни профессионального преступника. Виктор Борисенко, школьный друг Путина, с которым они вместе сидели за одной партой в младших классах, утверждал, что в детстве будущий президент вовсе не был образцово-показательным ребёнком. На переменах бегал по коридорам. Дерзил учителям, хулиганил, дрался. Долгое время будущего главу государства даже не принимали в пионеры. Родители вкалывали день и ночь, а мальчик был предоставлен самому себе.
Главной путинской школой были улица, двор, дворовая шпана. Ребята помладше были на побегушках у более сильных ребят. Дворовый пацан добивался лидерства только силой, на что низкорослый и щуплый мальчишка не мог рассчитывать.
Володя Путин смог вырваться из цепких рук уличной компании только тогда, когда поступил в секцию борьбы. Это произошло в шестом классе, и уже скоро его приняли в пионеры и даже избрали председателем совета пионерского отряда. Формирование путинской личности, таким образом, было постепенно переложено на плечи школьных учителей и тренеров по дзюдо. В советское время существовало строгое правило: отстающим запрещалось участвовать в соревнованиях выше определённого уровня. Так из двоечников Володя довольно быстро стал хорошистом. По сути, это и стало его первой ступенькой в карьере президента страны. Восточное единоборство дзюдо спасло его от тюрьмы и, возможно, от преждевременной смерти.
Конечно, в конце 1960-х – начале 1970-х годов мало кто понимал, какое счастье ходить в одну секцию с худеньким парнишкой Вовой Путиным. По отзывам первого путинского тренера по дзюдо Анатолия Рахлина, поначалу Путин на татами не блистал, но благодаря своему упорству со временем стал добиваться успехов. Сначала спортивных, потом карьерных.

Премия имени Конфуция
…В предвыборный 2011 год произошли три события, которые, на мой взгляд, можно назвать символическими как для Владимира Путина, так и для России в целом. Получалось так, что сама судьба поворачивала его лицом к Востоку, отчего и вся страна начала едва заметный дрейф от Запада.
Во-первых, группа китайских академиков объявила российского премьера победителем Премии мира имени Конфуция. В список номинантов премии, оглашённый 17 сентября в Пекине, попали канцлер Германии Ангела Меркель, президент ЮАР Джейкоб Зума, создатель гибридного риса Юань Лунпин и панчен-лама Гьялцэн Норбу, который, по мнению китайцев,  второй по старшинству лама в тибетском буддизме, обладающий даром распознать реинкарнацию Далай-ламы.
Китайская награда, по замыслу её учредителей, по престижу является восточным аналогом Нобелевской премии мира. Официально вручение премии имени Конфуция состоялось 9 декабря, за сутки до церемонии в Осло.
Интересно, что в том же 2011 году оргкомитет известной немецкой политической премии «Квадрига» отменил своё решение о присуждении награды премьер-министру России Владимиру Путину. Присуждение премии Путину подверглось жёсткой критике. Так, уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Маркус Ленинг выразил недоумение по поводу выбора жюри и обвинил Путина в разрушении демократии, ограничении прав и свобод и росте коррупции в России.
Во-вторых, «Известия» опубликовали нашумевшую статью Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». «Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трёх наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве», – писал Путин.
Идея Евразийского союза, основанная в большей степени на азиатских ценностях, которую уже много лет продвигает президент Казахстана Назарбаев, очевидно, была поддержана Путиным как политическая альтернатива Европейскому союзу.
 – Пришло время реализации проекта «Евразийский союз». Для этого созданы все условия, у нас есть необходимые инструменты, а главное, есть исторические аргументы для интеграции на пространстве Евразии, – заявил тогда глава Госдумы Борис Грызлов.
На Западе этот проект испуганно сочли попыткой возрождения СССР. Лишь Пьер Руслен из французской газеты Le Figaro не поддался стереотипным представлениям о российской власти, заявив, что Путин не хочет восстанавливать советскую империю, но считает важным создать альтернативу китайскому влиянию в Азии. Китай в 2010 году стал главным торговым партнёром для России, тогда как Россия для Китая – всего лишь десятый партнёр по значимости.
Ну и, в-третьих, китайские СМИ сообщили, что в одной из глухих деревень Центрального Китая обнаружен двойник российского премьера. Это сенсационное событие произошло за несколько дней до известия о присуждении Путину Премии имени Конфуция. Двойником оказался простой крестьянин из деревни Лунцзюй центральнокитайской провинции Аньхой.
Поразительное сходство 48-летнего Ло Юаньпина с 59-летним Владимиром Путиным обнаружил корреспондент одной из местных газет, оказавшийся в деревне. Фотография, сделанная журналистом, была напечатана в издании, а затем попала на новостной портал провинции Аньхой. В деревне были чрезвычайно рады появлению знаменитости. Ло Юаньпин получил в прозвище иероглиф, который переводится как «брат Путин», против которого «звезда» не возражает».
– Я хочу изменить свою жизнь, найти жену, создать семью, – поделился своими планами осчастливленный крестьянин. «Брат Путин» подумывает о том, чтобы сменить профессию, например организовать собственное шоу – выступать на корпоративах и прочих мероприятиях.
Да, в 2011 году слава Путина поистине приняла вселенские масштабы, докатившись до глухой китайской деревушки. Но, по-моему, настоящий китайский двойник Путина – это дневник его спарринг-партнёра, который на протяжении ряда лет записывал мудрые изречения «учителя».

Дневник спарринг-партнёра Владимира Путина
Для удобства читателей я сгруппировал дневниковые записи по темам – военное искусство, политика и прочее. Каждая запись в дневнике отмечена определённым днём, но без указания года. По контексту, содержащемуся в некоторых записях, можно уверенно сказать, что этот дневник был заведён не позднее 2005 года.

Военное искусство
24 января
В Китае на первый план в политике выводятся разные обходные маневры, а в области языка – переносный смысл. Такая особая культура компромисса. Китайцы противопоставляют обходной маневр лобовому удару в сражении регулярных армий. Так рекомендуют древние китайские трактаты по военному искусству.
15 ноября
В Европе воевали фалангами. Шеренги воинов в панцирях шагали в ногу под звуки флейты, сходились друг с другом. Отступать в таком порядке воинам было некуда. Такой лобовой бой мог вести лишь к страшной кровавой сече, так как задачей массы людей должен быть натиск. А разного рода побочные операции – уклонение от сражения, преследование неприятеля вплоть до истощения его сил – считались недостойными.
8 сентября
Когда две армии вступают в бой, это всегда чревато разрушительными последствиями. Искусство же войны в том и состоит, чтобы лишить противника оборонительных средств, подорвать обороноспособность изнутри ещё до того, как стороны вступят в схватку. В момент «лобовой» встречи враг должен рухнуть сам собою.
22 сентября
Вот что говорит один древнейший авторитет военной науки: «Одержать сто побед в ста сражениях – это ещё далеко не всё. Победить армию врага, ни разу не вступив в бой, – вот верх совершенства». Лучший военачальник тот, достоинств которого никому не приходит в голову хвалить, потому он побеждает «уже поверженного врага». Военное искусство учит побеждать без боя.
3 марта
Искусство стратега состоит в том, чтобы наносить удар по замыслам врага, а не физический удар по его войску. Лучший стратег – тот, кто всегда занимает позицию «выше по течению» событий. Кто расстраивает план игры соперника, едва он задумал очередной маневр. А наихудший ход военных действий тот, когда армии скованы и стоят лицом к лицу, как то бывает, например, при осаде. Тут теряется всякая инициатива, вся гибкость вязнет.
29 июня
Китайские стратеги рекомендуют не уничтожать противника, потому что так вы лишаете себя ресурсов другой стороны. Хороший стратег довольствуется тем, что сковывает врага, поражая его «мозг». Достаточно отнять у противника способность реагировать, парализовать его движения. Вот почему, учат нас китайские мудрецы, тот, кто умеет ловко использовать своё войско, «берёт верх над врагом без боя и отбирает его земли без нападения». Принцип экономии: избежать опустошительной затяжной войны.
20 июля
Неприятеля можно заставить двигаться длинным и запутанным путём, завлекая ложными приманками и обессиливая. А можно самим найти сложный путь, застать противника врасплох, не дать ему проникнуть в свои замыслы. Говорится, что столкновение происходит напрямую, победа же достигается сбоку.
7 апреля
Европейцы считали, что спор может справедливо решить лишь ближний бой. Они отказались от безграничных возможностей бокового подхода и полагались на жестокую стычку, несущую победу или смерть. С одной стороны – натиск массы, с другой – стратегия «обходного маневра». Физический напор противопоставлен искусству обмана. Эта модель войны не погибла вместе с греками. Последними заложниками этого древнего наследия стали американцы, которые во Вьетнаме столкнулись с невозможностью навязать противнику сражение такого типа.
20 октября
«Обходной путь» позволяет манипулировать противником по нашему усмотрению, оставаясь самим «непроницаемыми». Умея превращать один подход в другой, мы всякий раз будем иметь «на один обход больше» и всегда сможем быть на шаг впереди. Кроме того, мы сохраним способность нанести удар, обладая неистощимым потенциалом. А Запад ориентирован на прямое, лобовое столкновение войск, построенных в боевой порядок.
29 октября
У Лао-цзы всё военное искусство сведено к косвенному подходу: «Прямизной утверждается порядок, войска же используются с помощью обходных маневров». Даже Мао Цзэдун ссылался на него в своих военных трудах, которые проливают свет на его политическую позицию. Чтобы победить врага, следует сперва дезориентировать его, «поднять шум на востоке, чтобы атаковать на западе».

О политике
28 мая
Губернатор Ше сказал в присутствии Конфуция: «У нас есть люди порядочные: если отец украл барана, сын его выдаёт». На что Конфуций ответил: «У нас иное понятие о порядочности: отец покрывает сына, сын покрывает отца. Вот что такое порядочность». И в политике мы встречаем тот же тип поведения.
18 марта
Когда ушла в прошлое практика жалования земель, пришли денежные оклады. В эпоху смуты правители ищут любых рецептов, способных обеспечить власть и процветание. В этих условиях рождается новый социальный тип – тип придворного советника, которого правители берут на службу, чтобы он их учил.
30 ноября
Считалось, что к персоне государя следует приставить четверых специальных чиновников, каждый из которых должен подавать императору советы определённого рода: «левый подручный», «правый помощник», «передний докладчик», «задняя опора». Модель безупречна, система непроницаема: поступки императора ограждены со всех сторон, квадрат совершенен, обрамление идеально.
18 февраля
Создание империи ведёт к объединению всех территорий и сосредоточению власти в одних руках. Положение образованного человека заметно ухудшается, так как он обречён стать лишь винтиком государственной машины и подпасть под цензуру, иногда крайне суровую. Но один современный китайский мыслитель показал, что вскоре писатели и учёные Китая привыкают и ощущение репрессий у них постепенно притупляется. Чтобы не раздражать новый режим, они и не думают жаловаться. Кроме того, они даже начинают бороться с тем, что мешает режиму хорошо функционировать.
22 марта
Есть один политический приём, который китайская традиция пыталась официально внедрить, чтобы гарантировать устойчивость власти правителя. Одновременно это был способ вернуть образованному человеку его статус советника. Говорят, что этот принцип был воплощён в стенных «газетах», знаменитых дацзыбао, которые нынешние китайские мыслители признают за особую китайскую форму «демократии» в стране, никогда не знавшей ни голосования, ни избирательного права.
14 февраля
В главном китайском трактате о литературе «Вэньсинь дяолун» шутам посвящена целая глава. Шутовские высказывания могут содержать серьёзный политический смысл. Самое интересное в компромиссе между интеллигенцией и властью то, что учёный в конце концов стал считать насилие над своим словом нормой. И даже возвёл его в ценность. В китайской истории почти никто не решался восстать против господствующей идеологии. Но компромисс между учёным и властью ведёт к тому, что любая фраза, даже самая невинная, всегда будет вызывать подозрение.
22 апреля
В конце 19-го века несколько поколений китайцев научились выражаться прямо. Этому учил занесённый с запада жанр политического лозунга. Лу Синь просил китайских правителей стать «честными и прямыми, как Ленин». Но Ленин был русским и говорил, что думал. «Правдивости в нём было больше, – говорил китайский писатель, – нежели в нас, китайцах».

Искусство словесных схваток
7 декабря
Китайская манера выражаться состоит в том, чтобы заставить речь двигаться «обходным путём». Постоянно вилять, уходить от предмета, ходить вокруг него кругами – так, чтобы всё время держать избранный предмет на расстоянии намёка.
15 июля
К словесному спору можно приложить понятия военного дела. Воинские правила стали поговорками. «Убить коня, дабы достать всадника» широко используется в Китае в политической сфере. Поговорки советуют подбираться к начальнику, направляя критику на его подчинённых. В обороне действует обратная формула: «Бросить коней и обоз, чтобы защитить генерала». Известное выражение, к которому часто прибегал Мао, размышляя о партизанской войне, – «Поднять шум на востоке, чтобы атаковать на западе».
10 февраля
Косвенность, рекомендуемая военной наукой, соответствует такой же косвенности в словах. «Тыкать пальцем в курицу, чтобы позлить собаку». «Показываю на одного, но мечу в другого». Между косвенным подходом в словесном и военном спорах существует не просто параллель. У них один и тот же уклад, одни логические обоснования.
22 августа
Официальный язык – заштампованный, ничего не «говорит». Зато он богат косвенными значениями, и тем, кто умеет читать между строк, этот язык скрытых примет абсолютно понятен. Изо дня в день вдалбливаемая пропагандистская нуднятина, за которой то и дело прорисовываются некие скрытые ориентиры.
12 ноября
Мысли выражаются «исподволь», «в обход», чтобы можно было мягко ввести новую политическую линию, которая и без того уже более или менее внедрилась, но слишком явно идёт вразрез с прежней линией…

О миропонимании
4 июля
Конфуций не задаётся вопросом о сущности вещей, как это делают европейцы. Реальность для китайцев представляет собой процесс, который надо регулировать. Конфуцианские определения – тавтология, которая идеально подходит для регуляции общественных отношений. Циский владыка спросил Конфуция о политике. Тот ответил так: «Государю – быть государем, сановнику – сановником, отцу – отцом, сыну – сыном». Под покровом тавтологии Конфуций проводит критику.
15 июня
Конфуций не ищет какую-то идею, его цель – подробное уяснение действительности с помощью разных указаний. Он ищет равновесия между человеком и изменчивыми вещами. Регулирует реальность с помощью тех же указаний. Вот почему обходной путь в то же время есть и прямой выход к цели. Очень интересно, что в Китае не сложился «другой» план, то есть то, что у нас называют «духовностью».
18 мая
За обесцениванием слов следует узурпация власти. Главная причина падения нравов, на которое сетует Конфуций, беспорядок в самом языке. Когда слова перестают отвечать своему нормативному смыслу, тогда невозможно построить нужную тавтологию.

Проверка на подлинность
Поразительно, насколько тонко собеседник дзюдоиста владел нюансами китайского миропонимания, абсолютно несхожего с европейским. Но ещё более поразительным показалось то, что Путин как бы примеривает эти китайские выкройки к матушке России. Или мне мерещилось?..
Недавний случай помог убедиться, что 59-летний премьер не оставляет интенсивных занятий дзюдо до сих пор. Средства массовой информации сообщили 25 августа 2011 года, что Владимир Путин растянул плечо во время тренировки по дзюдо. Это произошло накануне официальной поездки в Смоленск. «Владимир Владимирович занимался дзюдо, выполнял кувырки на татами и немного потянул плечо, – подтвердил информацию пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. – Потом ещё слегка усугубил это в спортзале. Сейчас он испытывает лёгкий дискомфорт».
Премьер Путин пришёл в Смоленскую областную клиническую больницу. Ровно в 16:30 он в сопровождении толпы охранников, чиновников и журналистов поднялся на второй этаж. Раздевшегося по пояс Путина осмотрели заместитель главного врача по лечебной части Георгий Хомченков и заслуженный травматолог России Виктор Петроченко.
Для меня было важно узнать о том, что Путин регулярно занимается дзюдо. Тренировки по борьбе, как известно, предполагают наличие спарринг-партнёра. Дневник неизвестного борца дзюдо, записавшего размышления вслух первого лица государства, представляется, таким образом, подлинным документом.

«Святые несвятые»
Этот дневник заставлял задуматься о мировоззрении Путина. Кто он всё-таки – православный или тайный дзэн-буддист? Или – как агностик – не признаёт никаких высших авторитетов, предпочитая действовать прагматично, без «предрассудков». Я не говорю: либерал или социал-демократ, «правый» или «левый». Политическая упаковка легко срывается, из конъюнктурных соображений плюс становится минусом. Мировоззрение же (или отсутствие такового) являет суть человека. Мировоззрение по большому счёту – это ответ на вопрос: зачем ты явился в этот мир? – на который каждый отвечает сам для себя (или не отвечает).
В Кремле говорят, что Путин относит религию к «очень личному делу», к той сфере, которую «не нужно выставлять напоказ». Все видели Путина в церкви, крестящегося, со свечкой в руках. Ходил даже слух о том, что есть у него некий нестарый духовник – архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря, расположенного в двух шагах от Лубянки. Слухов этих отец Тихон никогда не опровергал, но в своём бестселлере «Несвятые святые», выпущенном в 2011-м, ни одним словом не упомянул Путина. Однако это внешнее, так сказать, убранство и, быть может, хорошо выделанное; «судить» же всё-таки приходится «по делам его».
…Учительница Вера Гуревич, написавшая книгу «Владимир Путин. Родители. Друзья. Учителя», много говорила о доброте, благородстве и уме своего известного ученика. Но она почему-то так и не сказала о политических и религиозных взглядах Владимира Путина, хотя много раз встречалась и подолгу беседовала с ним, когда он был и студентом университета, и офицером КГБ, и чиновником мэрии, и президентом страны.
Мы лишь узнаём, что в комнате семьи Путиных «не было ни одной иконки», хотя мать была верующей, носила крестик, посещала церковь. Втайне от мужа она отнесла младенца сына в Спасо-Преображенский собор на улице Рылеева, чтобы совершить таинство крещения.
Ещё один раз религия появляется в жизни Путина, когда Гуревич пригласили в загородной особняк президента. Была Масленица, «подавали блины», «были закуска и жареная щука», «напитки разные», «был батюшка, который передал Владимиру Владимировичу в ларце камень от гроба Господня».
Далее учительница вспоминала: «Как только ларец оказался в руках Володи, он засобирался и уехал с ним в Москву. Свой отъезд объяснил тем, что хочет сразу же передать священный дар в храм Кремля. Отсутствовал он недолго».
…Если уметь сопоставлять совершенно разные события, из газет иногда можно почерпнуть удивительные вещи. Например, можно сравнить поездки Владимира Путина на Афон и в Шаолинь, совершённые с разницей всего в несколько месяцев. Оба «паломничества» произошли в ходе деловых поездок в Грецию и Китай, главной целью которых были поставки нефти из России.
В сентябре 2005-го Путин взошёл на Святую Гору Афон. Побывал в Карье, административном центре монашеской республики. Прошёлся по улицам городка, осмотрел несколько храмов. В храме Успения Пресвятой Богородицы подошёл к чудотворной иконе, несколько минут постоял перед ней, перекрестился, приложился к образу и поставил свечу. Так Владимир Путин стал первым главой Российского государства, посетившим Афон.
А в марте 2006-го газеты сообщили, что президент России первым из действующих мировых лидеров побывал в китайском монастыре Шаолинь. Помощник главы государства Сергей Приходько «поделился секретом»: идея побывать в Шаолине принадлежала самому Путину. Журналисты расписывали достоинства этого древнего буддийского монастыря «у подножия священной горы». Это колыбель восточных единоборств, основанная индийским монахом Бодхидхармой. Традиции монастыря сохранены и по сей день. Монахи и послушники в Шаолине встают в 4 утра и ежедневно проводят шестичасовые тренировки и ещё шесть часов в день посвящают изучению доктрин дзэн-буддизма. Путин был лично знаком с настоятелем монастыря Ши Юнсинем, который в 1999 году приезжал в Россию.
…Не правда ли, визиты Владимира Путина в Грецию и Китай, с заездом на Святой Афон и в буддийский монастырь Шаолинь, похожи друг на друга как две капли воды. Неясно только, какое из этих двух мест является для президента России предпочтительным…
Учёный-религиовед Роман Лункин заметил: «Путин – верующий, обращённый в православие из спецслужб ради интересов страны». А петербургский игумен Григорий (Лурье) заметил в интервью «Огоньку», что, в общем и целом, типы религиозности Медведева и Путина мало различаются: «Оба приняли православие, но не поняли его».
– Я могу даже на голове стоять, – горделиво заявил сам Дмитрий Медведев в марте 2008 года в интервью эзотерическому журналу «Тайны звёзд».
Осваивать йогу Дмитрий Анатольевич начал в 2008-м. За год научился делать стойку на голове (Сиршасану), которую называют также «королевой асан». Йоги считают, что перевёрнутые позы, в том числе Сиршасана, «обращают время вспять», способствуют омоложению организма. По сведениям «Комсомолки», Медведев занимался йогой пять-шесть раз в неделю.
Оказывается, учителем йоги у Медведева был немецкий йог Алока Нама Ба Хал, его звание – «Ангел магнетической службы», извещает «Энциклопедия Йоги» (all-yoga.ru). Известен тем, что передаёт «священные световые знаки на языке Элохим». Этот «Ангел магнетической службы» и сейчас продолжает учить питерцев йоге.
– Какой молодец! – хвалила будущего президента руководитель старейшего йога-центра в Санкт-Петербурге Татьяна Бородаенко. То, что Дмитрий Медведев – йог, она поняла сразу: «У него расправлены плечи. Как мы называем – раскрытая грудная клетка… В его лице мало напряжения. Он улыбчив, спокоен».
В это время он – Председатель Правительства РФ, его кандидатура уже выдвинута на выборы в президенты России. Второе лицо в государстве, он не понимал, что йога в индуизме – это, образно говоря, намаз в исламе? Цель йоги – достижение нирваны, и каждое упражнение имеет определённый сакральный смысл. В Православной церкви считают йогу опасной системой и не рекомендуют делать эти упражнения даже с оздоровительными целями.

Клуб изменённого сознания
В ноябре 2011 года профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев в очередной раз публично заявил, что чиновники Министерства образования РФ саботируют введение в школах курса по основам религий. Был случай, утверждал известный миссионер, когда родителям, желающим учить ребёнка православию, предложили перевести его в другую школу: дескать, религию изучают там, а у нас только светскую этику:


Автор:  Алексей ЧЕЛНОКОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку