ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

Октябрь – месяц «чёрного вторника» и «чёрной субботы»

Опубликовано: 1 Октября 2011 08:00
0
5867
"Совершенно секретно", No.10/269

События октября

1 октября 1930 – по приказу Сталина в Кремле был взорван Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1365 году. Согласно преданию, именно из Чудова монастыря бежал монах-расстрига Григорий Отрепьев, которого считают Лжедмитрием I. В 1812 году в Чудовом монастыре располагался штаб Наполеона.
2 октября 1552 – войска царя Ивана Грозного штурмом взяли Казань. Казанское ханство прекратило своё существование и всё Среднее Поволжье было присоединено к России. В память о покорении Казани в 1555 – 1561 гг. в Москве был возведён Покровский собор – храм Василия Блаженного.
3 октября 1988 – приказом министра внутренних дел СССР созданы отряды милиции особого назначения – ОМОН.
4 октября 2001 – Российский самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, был сбит над Чёрным морем украинской зенитной ракетой комплекса С-200.
5 октября 1993 – президент России Борис Ельцин своим указом запретил деятельность оппозиционных партий.
6 октября 1986 – возле Бермудских островов затонула советская атомная подводная лодка К-219 с ядерными ракетами на борту.
7 октября 1966 – из-за ухудшения советско-китайских отношений из СССР высланы все обучавшиеся в стране китайские студенты.
8 октября 1998 – началось расследование знаменитого «дела Mabetex». Ряд должностных лиц Управления делами президента России был заподозрен в злоупотреблениях при заключении контрактов на реконструкцию Московского Кремля.
9 октября 1760 – в ходе Семилетней войны Берлин взят русскими войсками.
10 октября 1957 – СССР впервые провёл испытания морского ядерного оружия – торпеды с ядерной боевой частью.
11 октября 1994 – «Чёрный вторник»: обвальное падение курса рубля по отношению к доллару. Согласно выводам специальной комиссии, причиной обвала стала «раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти». После «чёрного вторника» были отправлены в отставку председатель Центробанка Виктор Геращенко и и. о. министра финансов Сергей Дубинин.
12 октября 1960 – на 15-й ассамблее ООН в Нью-Йорке Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв стал стучать ботинком по трибуне, а затем пообещал показать Западу «кузькину мать».
13 октября 1973 – самолёт «Аэрофлота» Ту-104 разбился возле Домодедово из-за отказа электропитания и потери управления. Погибли все 119 человек, находившихся на его борту.
14 октября 1962 – американский самолёт-разведчик обнаружил на Кубе тайно завезённые туда советские баллистические ракеты. Начался т.н. Карибский кризис.
15 октября 1970 — вооружённые обрезом Пранас и Альгирдас Бразинскасы (отец и сын) захватили самолёт «Аэрофлота» Ан-24 с 46 пассажирами на борту, совершавший рейс Сухуми — Батуми. Убив 19-летнюю стюардессу Надежду Курченко и ранив двух членов экипажа, угонщики принудили пилотов посадить самолёт в аэропорту турецкого города Трабзон.
16 октября 1941 – день страшной паники в Москве из-за слухов, что Сталин уже покинул столицу, и в город вот-вот войдут немецкие войска. (подробнее на стр. 20)
17 октября 1958 – возле города Канаш (Чувашия) разбился советский самолёт Ту-104, совершавший рейс Пекин – Омск – Москва. На борту лайнера находилась делегация китайских и северокорейских комсомольских активистов. Погибли все находившиеся на борту 73 человека, пассажиры и экипаж. В том же 1958 году разбились ещё два самолёта Ту-104.
18 октября 1867 – Аляска официально переходит от России к США.
19 октября 1964 – при заходе на посадку в аэропорт Белграда разбился советский самолёт Ил-18 с военной делегацией на борту. Погибло 23 человека, в том числе маршал Советского Союза Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба ВС СССР – первый заместитель министра обороны СССР.
20 октября 1982 – во время матча на кубок УЕФА «Спартак» (Москва) – «Харлем» на Большой спортивной арене в Лужниках произошла массовая давка. По официальным данным погибло 67 человек, иностранные СМИ писали о 340 погибших. Виновниками назначили руководителей Большой спортивной арены, хотя очевидцы событий уверены, что причиной трагедии стали действия московской милиции, закрывшей все, кроме одного, выходы с трибун на улицу.
21 октября 1987 – состоялся пленум ЦК КПСС, на котором кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Борис Ельцин подверг резкой критике медленные темпы перестройки и обрушился на ряд членов Политбюро. Но после ответной критики он вдруг выступил снова, покаялся и признал свои ошибки.
22 октября 1962 – в Москве арестован полковник военной разведки Олег Пеньковский, обвинённый в сотрудничестве с разведками США и Великобритании.
23 октября 2002 – проникший в Москву отряд чеченских террористов захватил в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры на Дубровке. Всего в заложники попало 916 человек. 
24 октября 1960 – во время подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на космодроме Байконур произошёл несанкционированный пуск двигателя второй ступени. Жертвами вспыхнувшего ракетного топлива стали от 78 (по официальным данным) до 126 человек. В числе погибших был главком РВСН Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин.
25 октября 1922 – во Владивосток вошли части Народно-революционной армии Дальневосточной республики под командованием Иеронима Уборевича. Считается, что в этот день в Советской России завершилась гражданская война.
26 октября 1932 – на встрече с писателями Сталин назвал их «инженерами человеческих душ».
27 октября 1962 – «Чёрная суббота», самый критический день Карибского кризиса: советские зенитчики ракетным залпом сбили над Кубой американский разведывательный самолёт U-2. Американский пилот майор Рудольф Андерс погиб. Президент Кеннеди был готов отдать приказ о нанесении удара по советским ракетным позициям на Кубе.
28 октября 1991 – президент России Борис Ельцин объявил о принятии программы экономических реформ и взял на себя обязанности главы правительства.
29 октября 1888 – произошло крушение поезда императора Александра III у станции Борки. Причиной крушения стал взрыв бомбы с часовым механизмом, заложенной в вагон-столовую помощником повара. При крушении погиб 21 человек. По воспоминаниям очевидцев, сам император Александр III держал на плечах крышу вагона, пока его семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.
30 октября (17 октября по ст.ст.) 1905 – обнародован царский Манифест
«Об усовершенствовании государственного порядка», вошедший в историю как Октябрьский манифест. Впервые в истории страны провозглашались гражданские права и свободы.
31 октября 1961 – тело Иосифа Сталина убрано из Мавзолея.



 
   

«Империя зла» президента Кучмы

Десять лет назад украинский зенитно-ракетный комплекс С-200 сбил пассажирский самолёт авиакомпании «Сибирь»

4 октября 2001 года Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс Тель-Авив — Новосибирск. На его борту находилось 12 членов экипажа и 66 пассажиров. В 13 часов 39 минут (время московское) экипаж воздушного судна сообщил диспетчеру Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД) «Стрела» о пролёте пункта обязательных донесений. Полёт проходил на высоте 11 100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145. В 13 часов 45 минут магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся, как говорится в материалах расследования, «эмоциональным криком». В следующие 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов нажатия членами экипажа кнопки бортовой УKB-рации с последующими шумами, криками членов экипажа: «... куда попала(о) ...». Тогда же метка самолёта исчезла с экранов радаров. А в 13 часов 46 минут на связь с диспетчером вышел экипаж Ан-24 армянской авиакомпании, сообщивший, что только что наблюдал взрыв в воздухе и, предположительно, падение самолёта. Ту-154 пропал в нейтральных водах Чёрного моря примерно в 180 км от Новороссийска. Вскоре в том квадрате были обнаружены обломки самолёта и плавающие на поверхности моря тела погибших людей. Погибли все 78 человек.
Поскольку явно имел место взрыв, первой версией было – теракт. Однако спустя пару дней экспертам стало ясно: самолёт был поражён боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В. Сама же ракета была выпущена с позиций войск ПВО Украины в Крыму — на полигоне в районе мыса Опук как раз проходили учения зенитчиков. И было похоже, что оператор украинского комплекса ошибочно идентифицировал пассажирский лайнер как учебную цель. Анализ обломков самолёта и пробоин показал, что зенитная ракета взорвалась в 15 метрах над Ту-154, не оставив ему ни малейшего шанса уцелеть...
Украинские власти, с ходу категорически отвергнув возможность своей причастности к трагедии, сразу же погрузились в пучину наглой лжи. Они твёрдо стояли на том, что никаких учений в Крыму тогда вообще не было. Затем стали говорить, что стрельбы проводились, но ракетами без боеголовок. Только вот таких стрельб зенитно-ракетными комплексами — без боеголовок — вообще не бывает ни в одной стране. Больше всех гневался тогдашний президент Украины Леонид Кучма, восклицавший: «Азимут стрельбы совсем не совпадал с местонахождением Ту-154. Технически это невозможно, хотя теоретически возможно все», потому как... «конструкция и производство ракеты — российские».
На первых порах Кучме охотно подыграл и президент России Владимир Путин, заявивший 4 октября 2001 года в интервью, что, «во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно». Да и вообще, «в любом случае нет оснований не доверять украинской стороне».
Но оснований, как выяснилось вскоре, было более чем достаточно. А тут ещё пану Кучме подгадили... американцы. Оказалось, что сразу несколько американских разведывательных спутников вели наблюдение за районом учений. И они зафиксировали, как в 13.41 с полигона в районе мыса Опук был произведён пуск ракеты, а в 13.45.17 ракета поразила самолёт — аккурат в той точке, где взорвался Ту-154. Впоследствии огласке была предана изъятая сотрудниками военной контрразведки магнитофонная запись переговоров между боевым расчётом, командным пунктом бригады и руководителем ракетных стрельб — заместителем главкома войск ПВО по боевой подготовке генерал-лейтенантом Дьяковым. Когда мишень «Рейс» вошла в зону стрельб, оператор наведения вдруг доложил: радар захватил не одну, а сразу три цели. Уже позже установлено: цель № 1 — собственно «Рейс», цель №2 — российский Ту-154, а цель №3 — тот самый армянский самолёт Ан-24, который и зафиксировал гибель российского лайнера. В ответ на доклад оператора генерал-лейтенант Дьяков, вместо того чтобы принять меры по классификации целей, отдает приказ: «Пошли их в сраку! Огонь!» Спустя 29 секунд после пуска командир дивизиона Венгер доложил: наведение сорвано. Шанс избежать трагедию ещё был, прикажи генерал немедленно выключить радиолокационную станцию: головка самонаведения «двухсотки», перестав получать отраженный от Ту-154 сигнал, выдала бы на рули ракеты команду «максимально вверх», ракета «свечой» ушла бы в верхние слои атмосферы. Однако оператор наведения продолжал «подсвечивать» Ту-154, и ракета, промазавшая мимо штатной мишени, продолжала преследовать цель до последнего.
Безопасность стрельб не обеспечивали размеры полигона. Украинские «полководцы» не могли не знать, что при боевых стрельбах ЗРК С-200 должна быть обеспечена зона безопасности, превышающая максимальную дальность полёта ракеты в 2 — 2,5 раза. Но тогда надо было освободить от всех летательных аппаратов воздушное пространство практически над всей акваторией Чёрного моря, что явно нереально! В былые времена, когда Украина была в составе СССР, ни одному советскому маршалу или генералу и в голову не могла прийти бредовая идея использования полигонов в Крыму для проведения учений сил ПВО с реальными пусками зенитных ракет.
Своей вины Украина официально так и не признала и никаких извинений не принесла. Спустя неделю после уничтожения Ту-154 Леонид Кучма цинично заявил: «Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего…» Впрочем, министра обороны Украины, генерала Александра Кузьмука, спустя 20 дней после трагедии в отставку всё же отправили. Кроме самого министра по итогам служебного расследования «пострадало» ещё несколько человек: из армии уволили главкома ПВО генерал-полковник В. Ткачева, его заместителя по боевой подготовке генерал-лейтенанта В. Дьякова, начальника радиотехнических войск ПВО генерал-майора Ю. Короткова, полковников А. Лунёва и Н. Жилкова, подполковников М. Алпатова и В. Шевченко. Был отстранен от должности генерал-лейтенант В. Калинюк – командующий 49-м корпусом. А майора Ю. Венгера перевели на более низкую должность. Однако под суд никто из военных так и не был отдан. Впрочем, так ведь никакого суда над виновниками трагедии и не было.
Спустя два года министры юстиции Украины и Израиля достигли соглашения о денежных компенсациях семьям погибших. Парадоксально: хотя официально Киев так и не признал своей ответственность за гибель российского самолёта, но обязался выплатить семьям погибших израильтян по 200 тысяч долларов! А вот авиакомпания «Сибирь» возмещения материального ущерба от Украины так и не добилась. В январе 2011 года некие эксперты умудрились доказать в Хозяйственном суде Киева (который, похоже, столь же «независим», как наше «басманное» правосудие), что Ту-154 никак не мог быть сбит зенитной ракетой. И в сентябре 2011 года этот суд отклонил иск российской авиакомпании к украинскому Министерству обороны.
Впрочем, случаи, когда военные из-за своей халатности и разгильдяйства сбивают гражданские самолёты, не такая уж и редкость — особенно в нашей стране. Так, 18 января 1959 года возле Сталинграда был сбит пассажирский Ил-14, совершавший рейс из Внуково в Баку. Погибли все 25 человек, находившиеся на его борту. Выяснилось, что при заходе на посадку самолёт попал под пулемётный огонь с земли — на полигоне близ аэропорта шли учебные стрельбы. Однако дело замяли, списав катастрофу на технические неполадки, и никто из военных наказания за гибель людей не понёс. Другой инцидент имел место 17 декабря 1961 года: аэрофлотовский Ил-18, совершавший рейс Москва — Адлер, вдруг рухнул с 8-километровой высоты в Ростовской области. Погибли 59 человек. Официальная версия катастрофы традиционная: отказ техники. Только на самом деле самолёт был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-75 в районе полигона Капустин Яр. Дело, как водится, вновь замяли.
30 июня 1962 года в Крас-
ноярском крае зенитной ракетой был сбит Ту-104А «Аэрофлота», выполнявший рейс Иркутск — Омск. Все 84 человека, находившиеся на борту самолёта, погибли. Выяснилось, что в тот день в 15 км от места трагедии, в районе поселка Маганский, шли учения ПВО с пуском боевых ракет по мишеням...
Ещё один Ту-104, совершавший 2 сентября 1962 года рейс Хабаровск — Петропавловск-на-Камчатке, рухнул через 10 минут после взлёта близ военного полигона Литовко. По неофициальным данным, самолёт был поражён ракетой.
4 апреля 1963 года возле Чистополя разбился Ил-18В: 67 погибших. Причиной трагедии опять стала выпущенная военными ракета. 6 января 1968 года в 92 км западнее Олёкминска (Якутия) на высоте 4,5 км ракета сил ПВО поразила Ан-24 «Аэрофлота», выполнявший рейс Якутск — Олёкминск — Ленск — Братск — Красноярск — Новосибирск. Погибли 45 человек. Официальный же вердикт гласил: самолёт внезапно разрушился в воздухе по неизвестной причине.
22 января 1973 года, за 15 минут до посадки в аэропорту Перми, разбился Ан-24 «Аэрофлота». Жертвами стали 44 человека (четверо пассажиров выжили при падении, но затем погибли от сорокаградусного мороза). Факты свидетельствовали, что самолёт был сбит ракетой «земля — воздух»: на обломках фюзеляжа обнаружены частицы ракетной взрывчатки и краски, которой покрывают корпус ракеты.
15 мая 1976 года Ан-24 «Аэрофлота», вылетевший из Киева в Москву, разбился близ Чернигова. Погибло 52 человека. Расследование установило, что причиной катастрофы стали действия пилота истребителя МиГ, выполнявшего пилотаж в зоне полётов гражданской авиации: пассажирский самолёт попал в спутный след истребителя и сорвался в штопор. 



 
   

Как Сталина выселили из Мавзолея

Забальзамированное тело Сталина поместили в Мавзолей Ленина 9 марта 1953 года. Оба «партайгеноссе» мирно соседствовали друг с другом восемь с половиной лет, а вопрос об «отселении» мумии «отца народов» из последнего пристанища «вождя мирового пролетариата» не поднимался даже после разоблачительного ХХ съезда КПСС. Впрочем, и саму официальную антисталинскую кампанию постепенно спустили на тормозах, так что за анекдоты про Сталина где-нибудь в 1959-м можно было угодить в лагеря точно так же, как и в 1937-м. Но к 1961 году ситуация изменилась: Никита Хрущёв стал терять политическую поддержку партаппарата, а его популярность в стране сильно упала из-за резкого ухудшения жизни людей. В этой ситуации Хрущёв вновь решил сделать ставку на развертывание очередной антисталинской пропагандистской кампании. Это позволило ему дуплетом выстрелить сразу по нескольким «зайцам»: внимание общества отвлекалось от насущных проблем, но главное, под предлогом борьбы со сталинизмом можно было завершить зачистку высших эшелонов партаппарата от своих конкурентов-оппонентов, подлинных и мнимых. Апогеем этой кампании и стал вынос тела Сталина из Мавзолея.
При этом прямой ответственности за решение о выносе сталинской мумии сам Никита Сергеевич постарался избежать, прикрывшись «единодушным» мнением делегатов XXII съезда КПСС. Более того, и на самом съезде дело обставили так, будто бы инициатива выноса исходила снизу – от первичных парторганизаций и «трудовых коллективов». Сам же вынос тела Сталина решили провести тайно и ночью: Хрущёв всерьёз опасался, что это действо может вызвать народные волнения.

Вещий сон Доры Лазуркиной
«Вчера на утреннем заседании съезд принял Постановление «О Мавзолее Владимира Ильича Ленина».

«Правда», вторник, 31 октября 1961 года.


«Речь товарища И.В. СПИРИДОНОВА (ленинградская областная партийная организация)
[…] Жизнь и имя великого Ленина могут с полным основанием быть названы Справедливостью с большой буквы. (Бурные, продолжительные аплодисменты). Нельзя мириться с тем, чтобы рядом с Владимиром Ильичем Лениным, на поклон к которому идут и идут трудящиеся не только нашей страны, но и все честные люди всего земного шара, чтобы рядом с ним находился человек, запятнавший свое имя большой несправедливостью. (Возгласы из зала: «Правильно!» Аплодисменты)
От имени ленинградских партийных организаций и трудящихся Ленинграда я вношу на рассмотрение XXII съезда предложение — переместить прах Сталина из Мавзолея Владимира Ильича Ленина в другое место и сделать это в кратчайший срок. (Возгласы из зала: «Правильно!» Бурные, продолжительные аплодисменты)»

«Речь товарища П. Н. ДЕМИЧЕВА (московская городская партийная организация)
[…] После ХХ съезда и особенно сейчас в Москве, как и в Ленинграде, на партийных активах, собраниях трудящихся выдвигается требование — вынести из Мавзолея саркофаг с гробом И. В. Сталина. Оставлять его там дальше было бы кощунством. (Возгласы из зала: «Правильно!» Бурные аплодисменты)»

«Речь товарища Д.А. ЛАЗУРКИНОЙ (член КПСС с 1902 года*, ленинградская партийная организация)
[…]
И я считаю, что нашему прекрасному Владимиру Ильичу, самому человечному человеку, нельзя быть рядом с тем, кто хотя и имел заслуги в прошлом, до 1934 года, но рядом с Лениным быть не может.
Н. С. Хрущев. Правильно! (Бурные, продолжительные аплодисменты)
Д. А. Лазуркина. […] И было бы не понятно, почему после того, что было сказано, что было вскрыто, рядом с Ильичем остается Сталин.
Я всегда в сердце ношу Ильича, всегда, товарищи, в самые трудные минуты, только поэтому и выжила, что у меня в сердце был Ильич, и я с ним советовалась – как быть. (Аплодисменты) Вчера я советовалась с Ильичем, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принёс партии. (Бурные, продолжительные аплодисменты)»

«Правда», вторник, 31 октября 1961 года.


«Партия выражает мысли и волю всего народа
Работа XXII съезда КПСС, его исторические решения находятся в центре внимания страны. Глубоко взволновали весь советский народ оглашённые на съезде факты произвола и беззакония, которые имели место в период культа личности Сталина. Со всех концов страны поступают сообщения о том, что трудящиеся Советского Союза с удовлетворением встретили постановление XXII съезда КПСС «О Мавзолее Владимира Ильича Ленина». Об этом говорилось на многолюдном митинге, который состоялся на прядильной фабрике комбината «Трёхгорная мануфактура».
–Каждый, кто попадает в Москву, –сказал сменный мастер тов. Невретдинов, — обязательно стремится прийти на Красную площадь. Здесь, в Мавзолее, люди чтят память великого вождя, основателя партии большевиков, создателя Советского государства. В глубоком молчании проходят они перед телом самого человечного человека на земле. Сегодня мы, труженики столицы, заявляем: «Да, не может находиться рядом с Лениным тот, кто отступил от ленинских традиций. Не место Сталину рядом с великим человеком. Не место!»
[...]
На трибуне прядильщица Любовь Егорова.
– Мы, простые советские люди, – взволнованно говорит она, – верили Сталину. А он, оказывается, творил беззаконие, уничтожал преданных партии людей. Правильно будет убрать тело Сталина из святыни, куда люди всей земли входят и будут входить века, обнажая голову».

«Правда», вторник, 31 октября 1961 года.


«Единодушная поддержка
Киев, 30. [Корр. «Правды»]. Трудящиеся столицы Украины внимательно знакомятся с материалами XXII съезда КПСС.
На заводах и фабриках, в учреждениях и учебных заведениях города проходят в эти дни массовые собрания и митинги, на которых киевляне гневно осуждают враждебные действия фракционной группы Молотова, Кагановича, Маленкова и других. Вместе с тем трудящиеся города-героя единодушно одобряют и всецело поддерживают постановление съезда о перенесении праха Сталина из Мавзолея в другое место».
«Правда», вторник, 31 октября 1961 года.

«Информационное сообщение О XXII СЪЕЗДЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
30 октября в Москве в Кремлёвском Дворце съездов продолжил работу очередной XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза.
На утреннем заседании с заявлениями от имени делегаций выступили товарищи: И. В. Спиридонов – ленинградская областная парторганизация, П. Н. Демичев – московская городская парторганизация, Г. Д. Джавахишвили – Компартия Грузии, Д. А. Лазуркина – член КПСС с 1902 года, ленинградская парторганизация, Н. В. Подгорный – Компартия Украины. Выражая мнение партийных организаций и широких масс трудящихся, выступавшие говорили о несовместимости дальнейшего сохранения в Мавзолее Владимира Ильича Ленина саркофага с гробом И. В. Сталина, поскольку Сталиным были допущены нарушение ленинских заветов, злоупотребление властью, массовые репрессии против честных советских людей.
Съезд единодушно принимает решение О Мавзолее Владими-
ра Ильича Ленина.
Затем съезд переходит к обсуждению доклада Об изменениях в Уставе КПСС. […]».
«Правда», вторник,
31 октября 1961 года.

«Постановление XXII съезда КПСС О Мавзолее Владимира Ильича ЛЕНИНА
XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза постановляет:
1. Мавзолей на Красной площади у Кремлёвской стены, созданный для увековечения памяти Владимира Ильича ЛЕНИНА — бессмертного основателя Коммунистической партии и Советского государства, вождя и учителя трудящихся всего мира, именовать впредь: Мавзолей Владимира Ильича ЛЕНИНА.
2. Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в Мавзолее саркофага с гробом И. В. Сталина, так как серьёзные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В. И. Ленина».

«Правда», вторник, 31 октября 1961 года.


«Во исполнение постановления XXII съезда КПСС гроб с телом И. В. Сталина перенесен из Мавзолея Владимира Ильича Ленина к Кремлевской стене».

«Правда», среда, 1 ноября 1961 года, 6-я страница, раздел «Хроника».

 
* – так тогда было принято писать


поделиться: