ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

История / Месяц

Опубликовано: 1 Января 2011 09:00
0
1761
"Совершенно секретно", No.1/260

 
   

11 декабря 1890

родился король танго – Карлос Гардель. Впрочем, в жизни этого изумительного артиста столько загадок, что даже дата рождения не известна с полной достоверностью. По официальным данным, это 1890 год, по другим, неофициальным, 1887-й. Не только артистки, но и артисты любят сбавлять себе годы.
Неизвестен доподлинно не только год, но и место рождения Гарделя и его национальность: то ли уругваец испанского происхождения, то ли француз, двухлетним ребенком он был привезен матерью в Аргентину, в Буэнос-Айрес, город, который, собственно, он первым и прославил. Потому что слава одного из прекраснейших городов мира, Буэнос-Айреса, началась с танго, которое здесь родилось в конце позапрошлого века, в портовом квартале Бока.
Но тогда, в начале, танго, считавшееся немыслимо вульгарным танцем, танцевали только проститутки и моряки в портовых кабаках.
Сегодня трудно себе это представить, но на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до Первой мировой войны, танго оставалось танцем социальных низов, и когда в газете какой-то европейской страны в 1913 году появилось сообщение, что в аргентинском посольстве на приеме танцевали танго, оскорбленные дипломаты немедленно дали опровержение. Но вместе с тем этот запретный плод был столь восхитителен, что на самом-то деле танго уже тогда тайком разучивали и танцевали в светских салонах, в том числе в России.
Закономерно, что танго родилось в городе, заселенном эмигрантами, вчерашними европейцами. Оно родилось из эмигрантской тоски и неприкаянности, из ощущения жизни как непрекращающегося поединка, из духа самоутверждения, которым было пронизано существование переселенцев, из здешней свободы нравов, обусловленной опять же тем, что люди на новом месте начинали жизнь сначала, не зная друг о друге ровным счетом ничего и не будучи связаны никакими социальными и сословными предрассудками.
И именно Гардель превратил танго из феномена народной культуры в перл искусства. Хотя сам он в ранние годы вовсе не был утонченным артистом. Плоть от плоти местных притонов, несколько молодых лет он провел в тюрьме для самых опасных уголовников, на Огненной Земле, за какое-то преступление, совершенное на почве ревности. Впоследствии, когда он уже стал знаменит, тюремщик, поклонник Гарделя, уничтожил его уголовное дело, так что и эти подробности его молодости навсегда остались тайной.
Гардель вывел танго за пределы Боки, лишив портовый квартал монополии на сокровище и оставив ему лишь шарм бедности и бесшабашности. Вместе с Гарделем танго перекочевало из портовых притонов по соседству, в квартал Сан-Тельмо, который в 1920-е годы превратился в аргентинский Монмартр. Сюда приходил слушать Гарделя и смотреть знаменитых тангерос – исполнителей танца – Гарсиа Лорка с его любимой актрисой, Маргаритой Ксиргу, и многие другие европейские интеллектуалы и артисты. И сегодня здесь, в Сан-Тельмо, в любом кабачке вы услышите и увидите такое танго, таких тангерос, каких нет и не может быть нигде больше, хотя сегодня танго танцуют и поют во всем мире, проводят престижные конкурсы и т.д. Но тот, кто хочет понять, что такое танго, этот самый чувственный и одновременно самый философский танец-песня, когда-либо придуманный человечеством, должен, конечно, побывать в Буэнос-Айресе.
Ну, а так, как пел танго Гардель, не пел больше и не споет никогда никто. Даже несовершенные, сделанные в 20-30-е годы записи таких его шедевров, как Mi Buenos Aires querido, Por una cabeza, Volver, доносят его фантастическое обаяние и любовную энергию.
Погиб Гардель еще молодым, в авиакатастрофе над Колумбией в 1935 году.


 
   

16 декабря 705

в возрасте 80 лет умерла У Хоу, наложница китайского императора Тайцзуна, которая фактически правила Китаем на протяжении сорока лет. Это была первая и единственная женщина, единолично правившая Поднебесной.
Ей было тринадцать, когда она попала в гарем всемогущего императора Тайцзуна в качестве младшей наложницы. После смерти Тайцзуна в 649 году, по обычаю, она была отправлена монахиней в буддийскую обитель, чтобы кончить свои дни с обритой головой. Однако и в монастыре У не прерывала связи с сыном и наследником Тайцзуна, императором Гаоцзуном, начавшейся еще при жизни Тайцзуна. В конце концов Гаоцзун увез У из монастыря в свой гарем, где она быстро избавилась от всех соперниц, включая супругу императора. Став в 655 году императрицей, У принесла Гаоцзуну четырех сыновей и дочь.
Высшая аристократия была оскорблена возвышением простолюдинки, тем более что интимные отношения сначала с отцом, а потом с сыном приравнивались к инцесту. Но все недоброжелатели У были удалены от двора, а соперниц по ее приказанию четвертовали и утопили в вине.
В течение последних 23 лет жизни Гаоцзуна страной фактически правила императрица У. Она самолично отбирала военачальников, благодаря ей колоссально возросло влияние в стране буддизма.
После смерти супруга в 683 году императрица передала престол старшему сыну Чжунцзуну, однако, обратив внимание на его беспомощность и покорность своей молодой супруге, уже через месяц сослала их и возвела на престол другого сына, Жуйцзуна, который на протяжении шести лет оставался послушной марионеткой в ее руках. А потом, в 690 году она свергла сына и провозгласила себя императрицей (точнее, императором) — событие, не имевшее прецедентов в истории Поднебесной. Буддисты немедленно написали сочинение, доказывающее, что У — дочь Будды и должна наследовать империю у династии Тан. В благодарность за поддержку, императрица издала указ, повелевавший во всех городах страны строить буддийские храмы.
После долгих колебаний она вернула из ссылки Чжунцзуна и указала на него как на будущего императора. В последние годы жизни здравый смысл ей изменил под напором старческого сластолюбия. Она приблизила к себе двух братьев сомнительной репутации, которые стали ее любовниками. В результате в феврале 705 года группа заговорщиков из числа высших сановников устроила переворот, императрицу отправили на покой в загородное поместье, где она вскоре и умерла.


 
   

18 декабря 1865

вступила в силу 13-я поправка к Конституции США, отменяющая рабство.
Победа Севера над рабовладельческим Югом в Гражданской войне 1861-1965 гг. положила конец ввозу рабов на территорию страны. В ходе войны президент Линкольн принял закон об отмене рабства, а затем, 1 января 1863 года, выпустил Декларацию независимости, в которой призывал союзную армию освобождать всех рабов. Однако Декларация оставалась лишь благим пожеланием вплоть до окончания войны.
И только 18 декабря 1865 года была принята 13-я поправка к Конституции США, отменившая рабство на всей территории государства и нанесшая окончательный удар по работорговле в стране. Это положение ратифицировали три четверти штатов США, заявив, что ни рабство, никакая другая принудительная форма работы в Соединенных Штатах впредь не допускается. Сам Линкольн торжества своей идеи уже не увидел: 14 апреля 1865 года на него было совершено покушение, и на следующий день он умер.
Защитники нашей, российской самобытности, объясняя, почему у нас до сих пор нет гражданского общества и прочей демократии, любят ссылаться на то обстоятельство, что рабство в России было отменено недавно, всего лишь в 1861 году, и в стране не успели сформироваться представления о ценности человеческой жизни и личных свобод, о приоритете индивидуальных прав над правами государства, и так далее. Как видим, в Соединенных Штатах рабство было отменено на четыре года позже, чем в России, а с гражданским обществом, уважением к правам человека, равенством всех перед законом, политической конкуренцией, независимостью бизнеса от политики и т.д., и т.п. все в порядке. Как говаривал старшина Васков в «Зорях тихих», у Лизы Бричкиной тоже конституция, однако есть на что приятно посмотреть…


 
   

28 декабря 1895

родился кинематограф. В Париже, на бульваре Капуцинов, в Гран-кафе состоялся первый публичный киносеанс. Его устроили фабриканты и изобретатели, братья Луи и Огюст Люмьер, получившие ранее патент на изобретенный ими съемочно-проекционный аппарат «Синематограф». В то время как младший брат, Луи, занимался в основном технической стороной кинематографа, старший, Огюст, исполнял роль организатора и менеджера.
Сеанс состоял из нескольких сценок, снятых Люмьерами в основном на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка». Был среди них и постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик». Со временем появилась легенда, что во время демонстрации «Прибытия поезда» люди в зале вскочили с мест, опасаясь быть задавленными надвигающимся паровозом. Даже если это и легенда, она правдивее любой правды. Потому что отражает великую магию кино.


Леонид Велехов

 


поделиться: