ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

События / Люди

Опубликовано: 1 Сентября 2010 08:00
0
1725
"Совершенно секретно", No.9/256

   

Воланд русской сцены

10 августа исполнилось 70 лет Вениамину Смехову – замечательному актеру и знаковой фигуре русской богемы последней четверти двадцатого века.Притом что всенародно знаменит он стал благодаря телефильму «Три мушкетера», в котором сыграл Атоса, Смехов – это прежде всего Таганка. Один из лучших актеров лучшего отечественного театра 1960-х–1980-х годов, он пришел на Таганку даже раньше самого Любимова, в 1962 году. Тогда, впрочем, и Театра на Таганке не было, был Московский театр драмы и комедии, в котором играли хорошие актеры, но публика ходила туда крайне неохотно из-за того, что располагался он на окраине Москвы (по меркам того времени), в совершенно не театральном районе, название которого ассоциировалось прежде всего с тюрьмой. Это благодаря Любимову и его студентам, выпускникам Щукинского училища, которых он привел в театр в 1964 году, название «Таганка» за несколько лет чудесным образом превратилось в одну из первых ассоциаций, возникающих у советского человека при произнесении слова «театр». Поэт? Пушкин! Фрукт? Яблоко! Театр? Конечно, Таганка!
Смехов был одним из тех немногих актеров прежнего театра, драмы и комедии, кто легко и естественно влился в новую, молодую любимовскую труппу. Он был старше любимовских студийцев, был уже немного бит жизнью: из Щукинского училиша, которое он в итоге окончил, его по ходу учебы отчисляли, а до непрестижной драмы и комедии он успел поработать на еще менее престижной периферии, в Куйбышеве.
К тому же он был нетипичным актером – из профессорской московской семьи, сам интеллигент до мозга костей, книгочей и умница. В актерской профессии такие, «слишком умные», часто не преуспевают, а вот тут все получилось. Ироничный резонер по жизненному и сценическому амплуа, Смехов оказался очень уместной краской в экспрессивной любимовской палитре. «Добрый человек из Сезуана», «Час пик», один из пяти Маяковских в «Послушайте», Клавдий в «Гамлете» – эти роли выдвинули его в первый ряд таганковских звезд.
Но настоящий звездный час был впереди и пробил в апреле 1977 года, когда 37-летний Смехов сыграл Воланда в самом скандальном, самом знаменитом и, может быть, самом лучшем спектакле эпохи – любимовской постановке «Мастера и Маргариты». Это был удивительный пример слияния актера с образом. И каким образом! Ироничность и резонерство переплавились в инфернальную философичность; Смехов как актер совершил фантастический рывок, и отныне навсегда связался у тех, кто видел его в этой роли, с образом Воланда. А булгаковский, литературный Воланд для многих стал ассоциироваться прежде всего со Смеховым, его обликом, голосом и интонациями. Сцена магического возрождения из пепла рукописи Мастера под прокофьевскую музыку из «Ромео и Джульетты» была сыграна Смеховым так, что осталась одним из самых ярких театральных впечатлений для многих, кто ее видел. «Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят. Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман…» – и через тридцать с лишним лет звучит в ушах смеховский голос…
И еще: Воланд, как кажется, «перепахал» самого Смехова. Каботин и богемщик, оставаясь верным богеме, он одновременно поднялся над ней и присущими ей, наряду с очарованием, недостатками: мелочностью, суетливостью, малодушным себялюбием и компромиссностью. Когда в театральной жизни эпохи настал момент истины – Юрий Любимов был фактически выдворен из страны, выпестованный им театр у него отняли и передали в приказном порядке другому, пришлому руководителю, – Смехов вместе с двумя другими коллегами, не только замечательными актерами, но еще и принципиальными, смелыми людьми, Леонидом Филатовым и Виталием Шаповаловым, бросил вызов начальственному самодурству и ушел из театра, громко хлопнув дверью. Все остальные, самые любимые любимовские питомцы, стали послушно работать под новым руководством.
Потом было всякое. Вскоре после возвращения Любимова их пути разошлись, Театр на Таганке, каким мы его знали и любили, фактически прекратил свое существование – вместе со страной и системой, которую он постоянно атаковал и ниспровергал. То есть театр остался, на одной Таганской площади их стало даже два, и Любимов, дай бог ему здоровья и творческих сил, у руля «истинной Таганки», но даже он, наверное, не станет отрицать, что это другой театр. Разойдясь с Любимовым, погасли многие звезды Таганки. А Смехов остался Смеховым. У него еще было много успехов, хотя Воланд остался непревзойденным, он стал прекрасным театральным писателем, стал ставить спектакли и преподавать в разных странах мира. Конечно, постарел, хотя и не настолько, чтобы дать ему семьдесят. Конечно, стал еще печальнее взгляд его красивых печальных еврейских глаз.
Но можно быть уверенным: это Воланд его сделал таким – самоценным, самостоятельным человеком и художником, который не зависит ни от чьей «режиссерской» воли. И ни у кого ничего не просит, как и советовал Мессир. Редкая для актера судьба.


 
   

Приходько – и никуда не уходь-ка

Обычно пребывающий в тени, многолетний помощник президента РФ по международным делам Сергей Приходько, которого российские гаранты, начиная с Ельцина и кончая Медведевым, похоже, передают друг другу, как талисман, неожиданно появился в публичном поле и произвел громкий скандал.
14 августа он выступил с заявлением о том, что Москва может обнародовать некие стенограммы, компрометирующие белорусского президента Александра Лукашенко. «Компромат», впрочем, тот еще: Лукашенко, оказывается, обещал признать Абхазию и Южную Осетию, однако до сих пор не признал. Такое «обвинение» даже не самый находчивый оппонент отпарирует: обещать – не значит жениться. А уж такой опытный политик, как Лукашенко, отбил его и вовсе, как теннисный мяч, с лета. Да еще и Кремль посадил в лужу, сказав, что за пресловутое признание тот обещал расплатиться звонкой монетой. Но в недостаточном количестве, поэтому он, Лукашенко, и передумал.
Тем не менее заявление обычно молчаливого, как рыба, Приходько вызвало бурную реакцию. Не столько, впрочем, своим содержанием, сколько немедленно распространенным вслед ему слухом о том, что президент Медведев крайне им недоволен, и оно есть личная инициатива и «самодеятельность» г-на президентского помощника. Знающие г-на Приходько и его способность проявлять «личную инициативу» могли, услышав это, лишь улыбнуться. Однако знающие обстановку в президентской администрации, глава которой, г-н Нарышкин, активно недолюбливает г-на Приходько, а на его место метят высокопоставленные чиновники, г-да Швыдкой и Винокуров, сразу поняли, откуда дует ветер. Прибавим к этому неприязнь, которую испытывают к г-ну Приходько г-н Лавров, глава МИД, где г-н Приходько начинал свою трудовую деятельность и откуда, ничем себя не зарекомендовав, ушел на крутое повышение, а также г-н Ушаков, тоже карьерный дипломат, ныне занимающий пост заместителя главы аппарата премьер-министра РФ.
В общем, казалось, Сергей Приходько поскользнулся, как говорят дипломаты, на апельсиновой корке, и его дни в Кремле сочтены. Однако 18 августа в его защиту выступил заместитель главы администрации президента РФ
г-н Громов, один из самых влиятельных в Кремле чиновников, близкий одновременно и к г-ну Путину, и к г-ну Медведеву. Он сообщил, что приходькинское заявление о возможности обнародования пресловутой стенограммы было сделано по прямому указанию Дмитрия Медведева. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений в монолитности российской внешней политики и команды проводящих ее в жизнь чиновников, г-н Громов уточнил, что слух о самодеятельности г-на Приходько был запущен… с белорусской стороны. 


 
   

Ким Киму рознь

Главный тренер футбольной сборной КНДР Ким Чен Хун отправился на каторгу после провала руководимой им команды на чемпионате мира в Южной Африке. Об этом сообщила 3 августа выходящая в Китае англоязычная газета Global Times. Сразу после возвращения сборной из ЮАР, во второй декаде июля, футболистам и тренерам была устроена настоящая «баня». В течение шести часов более четырех сотен человек, собравшихся в Народном дворце культуры Пхеньяна, «допрашивали» спортсменов и требовали от них покаяния. Говорят, Ким Чен Хун добровольно взял всю ответственность за поражение на себя. И  этим неуместным благородством, позволившим, вероятно, заподозрить его в каких-то наполеоновских амбициях, навлек на себя высочайший гнев.
Было бы, однако, преувеличением назвать постигшую тренера кару беспрецедентно жестокой. После чемпионата мира 1966 года, на котором сборная Северной Кореи выступила блестяще и дошла до четвертьфинала, в лагеря отправили всех футболистов за исключением одного. Многие из них умерли в заключении. 


 
   

Пчеловодство тоже он развалил?

Виктор Ющенко оказался виноват в закате украинского пчеловодства. С таким обвинением выступил 23 августа губернатор Житомирской области Сергей Рыжук. Ющенко инкриминируется сокращение кормовой базы для пчел, а главное, что «в стране сложилась ситуация, когда при слове «пчела» у некоторых политиков на лице появляется ироническая улыбка».
Из множества «собак», повешенных на Виктора Ющенко, эта, пожалуй, самая неожиданная. Ведь он – увлеченный пчеловод, в политических кругах за глаза его называют «Витя-пасечник». Но вот оказывается, что, как герой «Кавказской пленницы», пчеловодство тоже он развалил.


Леонид Велехов

 


поделиться: