ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

Новое Евангелие не потрясет основ христианства

Опубликовано: 1 Июня 2006 08:00
0
4089
"Совершенно секретно", No.6/205

Сенсация, открытие, откровение – как только не называли найденные в Египте 62 папирусных листка, содержащие несколько религиозных текстов. Как древняя рукопись может повлиять на взгляды людей XXI века? Об этом корреспондент «Совершенно секретно» спросил одного из крупнейших специалистов по раннему христианству, доктора исторических наук Ирину Сергеевну СВЕНЦИЦКУЮ.

– По моему мнению, это Евангелие – важная находка с точки зрения науки. Оно вписывается в целую серию гностических писаний, которые были открыты сразу после Второй мировой войны в Египте. Во второй половине второго века Ириней Лионский в труде «Против ересей» упоминает некое «Евангелие Иуды». Возможно, речь в книге идет именно об этом, египетском Евангелии. Говорить здесь о сенсации не нужно, но это прекрасное дополнение к нашим представлениям о гностиках и их учении о том, что спасение может быть лишь индивидуально и получено исключительно через мистическое познание. Открыв в себе это познание, человек спасается и соединяется со светом, с истинным абстрактным божеством. Гностики считали, что земной мир создан дурным божеством, а истинный Бог обычным людям неизвестен. Все эти идеи можно найти и в «Евангелии Иуды».

– Значит, по сути, это сочинение противоречит основным понятиям христианства?

– Можно сказать, что это Евангелие содержит положения, противоречащие целому ряду ортодоксальных догматов. Здесь явно компрометируются святые апостолы, которые якобы не понимают Христа. А Иисус смеется над ними. Он говорит, что апостолы служат своему, другому божеству. Иуда называется здесь главным учеником Христа.

– Учеником, не предавшим своего учителя…

– Да, согласно этому тексту, никакого предательства не было, так как Иисус сам попросил Иуду избавить его от телесной оболочки. Дело в том, что гностики отрицали идею бога-человека и человеческая природа Христа для них не существовала. Тело было всего лишь оболочкой, видимостью, одеждой, которую надо снять. Интересная деталь: в «Евангелии Иуды»нет ни страстей, ни распятия. Иисуса предают и арестовывают тайно, в каком-то помещении. В коптской рукописи сказано, что Иисус редко показывался в собственном облике. Чаще он принимал облик ребенка.

– Почему именно ребенка?

– Я думаю, что «дитя» здесь используется как символ невинности. Хотя сама идея разных обликов Христа проходит через многие апокрифические (то есть не признанные церковью) труды апостолов.

– Может ли публикация рукописи, в которой многое расходится с официальной традицией, изменить мировое представление о христианстве?

– Мне кажется, нет. Тем более что попытка оправдать Иуду, объяснить его действия не нова.

– Насколько уверенно можно сегодня судить о подлинности рукописи?

– Судя по всему, швейцарские ученые использовали все возможные методы определения подлинности свитков, в том числе текстовую экспертизу, исследование материала и анализ языка. Подделать язык очень трудно! К тому же у ученых есть достаточное количество коптских рукописей того времени для сравнения. Точно установлено, что эта рукопись появилась на рубеже III и IV веков. Судя по фразеологии, это, безусловно, коптский перевод Евангелия с греческого. И создано оно было в эпоху активной пропаганды гностицизма. Интересная деталь: в конце текста стоит подпись «Евангелие Иуды», именно в родительном падеже. Канонические Евангелия обычно называются «Евангелие по…» или «согласно» («Согласно Марку»), так как они записывались со слов апостолов. А вот «Евангелие Иуды» претендует на подлинность, на авторство самого Иуды.

– Как отнесется официальная русская православная церковь к публикации?

– Церковь может высказаться (и обязательно выскажется) лишь после научной публикации текста. Всегда существовало много не признанных церковью религиозных произведений. Но все они переводились и даже распространялись. А обыкновенному читателю текст будет интересен прежде всего потому, что ставит под сомнение тот факт, что Иуда был предателем.

– На кого из «обыкновенных» читателей эта рукопись может повлиять, как вы думаете?

– «Евангелие Иуды» будет интересно всем, кто увлекается историей раннего христианства.

Беседовала Людмила ДЕМЕНТЬЕВА


поделиться: