ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

Научитесь уважать Фемиду!

Опубликовано: 1 Июня 2004 08:00
0
1645
"Совершенно секретно", No.6/181

 
Мария СТРИЖЕВСКАЯ
 

Продюсеры фестиваля Ольга Романовская и Юрий Митюшин с заместителем председателя жюри Василием Лановым

Этой весной состоялся шестой международный фестиваль детективных фильмов и телепрограмм «Закон и общество». Его основная цель, по словам организаторов, – формирование и укрепление в обществе правового сознания, а также поддержка авторов, чьи фильмы и программы консолидируют общество на борьбу с преступностью и терроризмом. На фестивале работало авторитетное жюри – Аркадий Вайнер, Василий Лановой, начальник Центра общественных связей Министерства юстиции РФ Борис Калягин, продюсер и директор киношколы из Португалии Франсишку Мачадо, дивизионный комиссар полиции Франции, атташе полиции посольства Франции в России Жан-Густав Полмие. Отборочную комиссию возглавлял бывший начальник МУРа Юрий Федосеев.

На сегодня это единственный в мире фестиваль детективных фильмов и крупнейший в стране PR-проект в области охраны законности и правопорядка.

Нет необходимости подробно изучать статистику преступлений в России, чтобы осознать, что буква закона так и не вошла в русский алфавит. Коррумпированные прокуроры, продажные судьи, блюстители закона, для которых закон – звонок сверху, милиция, которую граждане боятся едва ли не больше, чем бандитов... Как результат – улицы во власти бандитов и города, где хозяйничают террористы. Началось это не вчера и закончится не завтра.

Кто-то склонен видеть причину в «исторической нерасположенности» русского народа к законопослушанию. Кто-то – в отсутствии государственной идеологии. Кто-то – в средствах массовой информации, которые «гонят чернуху». Почти тридцать лет назад нежелание вора перевоспитываться исчерпывающе объяснил Глеб Жеглов: «Это потому, что закона ты боишься меньше, чем дружков своих, бандитов».

Идея фестиваля родилась в 1998 году у подполковника Юрия Митюшина. Он тогда работал в Министерстве внутренних дел РФ и решил организовать медиа-проект, который объединит всех кинематографистов и тележурналистов, работающих в правоохранительной тематике. В апреле 1999 года состоялся первый фестиваль, который тогда назывался «Правопорядок и общество». Гран-при первого фестиваля был вручен еще никому не известному телесериалу «Улицы разбитых фонарей».

Митюшин – из тех, кто уверен, что источник бед кроется в отсутствии государственной идеологии. Поэтому одной из задач фестиваля, генеральным продюсером которого он выступил, стало именно формирование идеологии.

Законопроекты Госдумы, полеты в космос и генеральная линия президента – вещи важные, но не главные для большей части российской аудитории, в особенности провинциальной. Журналистам, работающим на телевидении, нужно удерживать людей у экранов. Помогает местная хроника: пьяные убийства, «разборки» братвы, лужи крови на асфальте. Авторы таких материалов считают себя творческими личностями и, возможно, действительно талантливы. Их приглашают на фестиваль, но с одним условием: заявленная программа должна нести в себе положительный заряд. То есть помимо трупов в ней должны присутствовать анализ криминогенной ситуации, «рецепт» ее улучшения, а также положительный герой, который охотится за преступниками и – в идеале – ловит их. «Если с вами случится беда, – говорит Митюшин, – вы все равно пойдете в милицию. И лучше, если вы сделаете это с сознанием того, что вам помогут, а не наоборот».

В первые годы работы фестиваля региональные студии присылали множество материалов, не выдерживающих конкуренции с работами НТВ или REN-TV. Это были пленки с рябью, на бытовых кассетах, их содержание вполне гармонировало с качеством записи. Но авторов этих работ тоже приглашали в Москву. Здесь они знакомились с мастерами, общались с профессионалами из многих стран мира. Число желающих приехать с каждым годом все увеличивалось. За прошедшие шесть лет региональные авторы профессионально выросли. Сегодня на «полке» фестиваля можно насчитать около 300 работ со всей страны.

Возможно, популярность «Бригады» и других фильмов с обаятельными убийцами объясняется не преступными наклонностями зрителей, а их тягой к силе, способной защитить их, пусть даже «по понятиям». Ну как с этими ребятами тягаться милиционерам? Вспомним, как герой фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок», отчаявшись получить помощь от закона, тоже отправляется к бандитам. Сегодня это самый простой путь решить проблему. Бандиты действуют нагло и «эффективно», потому что уверены в своей безнаказанности.

 

«Необходимо изменить положение, когда преступники совершенно не опасаются, что за преступлением может последовать наказание. Цель нашего фестиваля – стимулировать появление на экранах фильмов и программ, где добро побеждает зло, а за преступлением следует наказание. Именно неотвратимость наказания предостерегает людей от поступков, связанных с нарушением закона. Это и есть классическая идеология детективного жанра», – говорит Митюшин.

Призы VI фестиваля

 

Девиз фестиваля – «Борьба с преступностью и терроризмом – дело всего мирового сообщества!». Он проводится под эгидой ООН, Совета Европы и при поддержке российских органов правопорядка. Учредитель – продюсерская компания «Детектив». Продюсеры – Юрий Митюшин и Ольга Романовская.

На последнем фестивале в 17 номинациях жюри наградило более 30 лент, среди которых документальные фильмы «Блокада Ленинграда» (Санкт-Петербург), «Воры в законе» (REN-TV), «Черная зона» (ВГТРК), «Иномарки от мертвых душ» (телекомпания «Останкино»); игровые фильмы «Егерь» (Россия) и «Неслужебное задание» (Россия); ток-шоу Савика Шустера «Свобода слова» (НТВ) и другие. Гран-при VI фестиваля получил игровой фильм «Метро» (Южная Корея). Приз «Лучший герой» получил Сергей Безруков за телесериал «Участок» (на предыдущем фестивале он был удостоен приза «Антигерой» за роль в сериале «Бригада»).

Черная зона, или Насилие порождает насилие

 

«Для меня смерть – это избавление от позора», – говорит молодая чеченка, лежа под капельницей на больничной койке. Голос едва слышен, она очень слаба. Готовилась взорвать себя и других, а попала под обстрел федералов. Ее инструктор был убит, а она вместо обещанного рая оказалась в больнице. Девушка успела рассказать, что при подготовке к теракту ее сначала били, потом давали лекарства, чтобы она забывалась, а потом заставили «выполнять долг» – надели пояс со взрывчаткой. Ей было неоткуда ждать помощи, потому что у нее нет ни отца, ни братьев и заступиться некому. Последние ее слова были странными: она три раза повторила: «Проклинаю!» – но с интонацией, с какой просят пить, а не проклинают. Вскоре она умерла.

Это последний эпизод фильма Аркадия Мамонтова «Черная зона», получившего на прошедшем фестивале первый приз в главной номинации «Терроризм – угроза миру». Мамонтов и его команда решили участвовать в конкурсе, потому что считают, что этот фестиваль – единственный, куда приходят не тешить свое тщеславие, а «показывать, как общество борется с беззаконием».

Понятие «шахид» вошло в русский язык сравнительно недавно. Его нельзя считать корректным, поскольку в исламе оно имеет положительное значение и подразумевает борьбу за веру, но никак не самоубийство. Есть большая разница между исламом и его бытовыми толкованиями. Молодой француз арабского происхождения – герой фильма – яркий тому пример. Сидя в тюрьме за хулиганство, он, по его словам, «обрел новую веру, стал ваххабитом». Выйдя на свободу, решил стать боевиком, но работал курьером – возил деньги из Парижа в Чечню. Как он говорит, переосмыслил свою жизнь, когда увидел смерть друга, тоже наемника, который не хотел больше убивать. Видимо, поэтому и рассказал все перед камерой. Правда, с лицом, скрытым под платком. Да и рассказывал не задаром.

Девушка, умирающая в последнем эпизоде фильма, террористы, захватившие «Норд-Ост», несостоявшаяся смертница Зарема Мужихоева, получившая 20 лет тюрьмы, – по одну сторону. По другую – люди, пострадавшие от терактов, счет которым идет уже на сотни, погибший на Тверской взрывотехник Георгий Трофимов, отравленные газом зрители мюзикла.

Кто-то считает, что можно решить проблему, уничтожая террористов повсюду, включая места общего пользования. А кто-то, как, например, мама Георгия Трофимова, убежден, что насилие порождает лишь насилие и что 20 лет тюрьмы для Мужихоевой – слишком много…

 


поделиться: