НОВОСТИ
Адвокатам террористов угрожают расправой, а в Совфеде заявляют о невозможности приговора к смертной казни
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91109
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21723
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22541
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25154
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23478
sovsekretnoru
«Летальное дело»

«Летальное дело»

Автор: Сергей СОКОЛОВ
Совместно с:
01.01.1998

 

 
Сергей СОКОЛОВ,
Сергей ПЛУЖНИКОВ

 

 

 

 

Кому трагедия, а кому хороший приработок на рождественские подарки детишкам. Почти один миллион триста тысяч долларов. На этих деньгах нет следов крови и гари иркутской катастрофы. Они лежат чистенькие на оффшорных» счетах кипрского банка.

В эту новогоднюю ночь было по меньшей мере два стола, за одним из которых люди молча, не чокаясь, говорили: «Помянем», а за другим звенели хрусталем со словами: «Кажется, пронесло!» Поминали друзья и родные погибших в Иркутске. Отходили от стресса крепкие, лощеные ребята из компании «Карготранс», организовавшие прибыльную операцию, закончившуюся всем этим кошмаром. Мы знаем этих ушлых ребят. Сергей Мищенко и Вадим Еремичев. Они соучастники громкого летнего скандала, закончившегося отставкой руководителя госкомпании «Росвооружение» Александра Котелкина. И теперь на их счету по меньшей мере два «летальных» дела: они фигуранты уголовного дела о многомиллионных хищениях и взятках № 580/96 от 17 июня 1996 года, стоившего отставки их шефу Котелкину, и они же вдохновители последнего взлета военно-транспортного самолета, рухнувшего на город. Впрочем, эти ребята тоже всего лишь винтики в хорошо отлаженном механизме торговли оружием в России. Ведь, как вы помните, «Руслан» (натовское наименование «Кондор») вез во Вьетнам два упакованных истребителя СУ-27 стоимостью под 30 миллионов долларов каждый.

 

 

Из досье «Совершенно секретно» (согласно показаниям одного из главных свидетелей уголовного дела № 580/96):
Мищенко Сергей Алексеевич офицер ГРУ, бывший сотрудник аппарата (по специальным поручениям) помощника президента России по военно-техническому сотрудничеству Б.Кузыка, председатель правления скандально известного банка «Интерфининвест», теперь руководитель загадочного закрытого акционерного общества «Системинформ», являющегося основным учредителем компании «Карготранс», организовавшей иркутский полет «Руслана». «Системинформ» имеет в «Карготрансе» (до недавнего времени эта фирма обладала монопольным правом транспортировки российского оружия) более 30 процентов акций.

Еремичев Вадим Георгиевич – бывший финансовый директор госкомпании «Росвооружение», теперь президент компании «Карготранс».

Котелкин Александр Иванович – работал в ГРУ, бывший сотрудник отдела «В» Службы безопасности президента РФ, генерал-майор, бывший шеф «Росвооружения», 13 октября 1995 года своим приказом № 191 создал компанию «Карготранс». Сейчас – первый заместитель министра внешнеэкономических связей и торговли РФ.

ЗА ЧТО СНЯЛИ КОТЕЛКИНА

 

В середине июля прошлого года мы опубликовали в «Новой газете» сенсационное расследование «Как торгуют оружием в России». Сенсационным оно стало в первую очередь для премьер-министра Черномырдина, у которого статья оказалась на столе на следующий же день после выхода газеты. Кресло под Александром Котелкиным активно зашаталось и рухнуло в середине августа, когда президент Ельцин, объясняя свое неожиданное решение об отставке шефа «Росвооружения», как-то неопределенно сказал: «Генерал Котелкин не сам ушел в отставку с поста руководителя государственной компании «Росвооружение»… С ним появились некоторые проблемы». Но вот что за проблемы возникли у блестящего генерал-майора, ни сам президент, ни пришедший на смену главному торговцу оружием замминистра экономики Яков Уринсон с командой не стали пояснять. Для них вопрос был решен: нет человека, нет проблемы. А проблема между тем не только никуда не исчезла, но и в конечном счете прямо или косвенно привела к иркутской авиакатастрофе. «Некоторые проблемы» Александра Котелкина и его команды заключались в уголовном деле № 580/96, возбужденном Генеральной прокуратурой еще 17 июня 1996 года. Именно материалы этого уголовного дела так глубоко поразили Виктора Черномырдина и так озадачили Бориса Ельцина.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?

 

Окончательно похоронить это уголовное дело не дают показания одного из главных свидетелей обвинения, бывшего первого заместителя правления банка «Интерфининвест» Игоря Ильичева. Ильичеву все это время приходилось (и приходится) несладко: у него взрывали машину, против него возбуждали уголовное дело, при странных обстоятельствах погиб председатель правления его банка Сергей Поликанов, теперь Игорь вынужден постоянно скрываться. Приведем только два эпизода из многостраничных обращений банкира к Генеральному прокурору Ю.Скуратову и президенту Б.Ельцину (обратите внимание на фамилии участников)

Из письма президенту РФ:

«…Доказывать есть что: с весны по осень 1995 года сотрудники аппарата помощника президента РФ по ВТС Кузыка Б.Н. (Чуряков Р.З., Мищенко С.А.), являясь «по совместительству» госслужащими, кадровыми офицерами Главного разведуправления МО РФ, а также учредителями и руководителями нескольких коммерческих структур, в том числе коммерческого банка «Интерфининвест», совместно с высшим руководством ГК «Росвооружение» подготовили схему по легализации в Российской Федерации 400 000 000 (четырехсот миллионов) долларов США, полученных от незаконной «черной» продажи российского оружия и военной техники, распорядителем которых является высшее руководство ГК «Росвооружение». Эти денежные средства к осени 1995 года были сосредоточены в одном из крупнейших банков Ливана и должны были под видом нескольких инвестиционных кредитов через ряд прибалтийских банков попасть в московский банк «Интерфининвест». После определенной «прокрутки» этих средств на рублевом российском и московском рынках межбанковских кредитов основную сумму вышеуказанных средств и проценты полученной прибыли банк «Интерфининвест» должен был проконвертировать в иностранную валюту и через прибалтийские банки и/или под видом импортных псевдоконтрактов отправить на заранее открытые счета в иностранных банках. Непосредственное руководство данной «операцией» осуществляли высшие руководители ГК «Росвооружение» (Котелкин А.И., Тимкин М.И. и Еремичев В.Г.) и два сотрудника аппарата помощника президента РФ по ВТС Кузыка Б.Н. – Чуряков Р.З. и Мищенко С.А. Как конкретный исполнитель этой операции, будучи первым заместителем председателя правления и членом совета пайщиков банка «Интерфининвест», я по замыслу организаторов и идеологов данной операции также должен был принять в ней участие».

С тех пор, как вы уже знаете, Сергей Мищенко и Вадим Еремичев успели переквалифицироваться из банкиров в грузоперевозчиков «Карготранса».

Из заявления И.Ильичева Генеральному прокурору РФ:

«…Под непосредственным руководством и контролем Чурякова Р.З. и Кузнецова К.В. (член совета пайщиков «Интерфининвеста») по их личной договоренности с Еремичевым В.Г. в период с 26 по 28 июня 1995 г. ГК «Росвооружение» размещает в КБ «Интерфининвест» под рекордно низкий процент (40 процентов годовых), с несколькими поэтапными пролонгациями, тремя «партиями» (по 5,5 и 20) тридцать миллиардов рублей. В реальности средства были «размещены» в КБ «Интерфининвест» под 80 процентов годовых, сроками на два-три месяца, причем «дельта» в эквиваленте свыше 400 000 долларов была лично Чуряковым Р.З. и Кузнецовым К.В. через Еремичева В.Г. (лично) передана в ГК «Росвооружение» и «далее» по «вертикали».

График передачи «дельты» с каждой «пролонгации» вексельных договоров между КБ «ИФИ» и ГК «Росвооружение» был следующим:

1. 22.06.95 г. Чуряков Р.З. передал в ЦФУ МО РФ 3700 долларов.

2. 29.06.95 г. Кузнецов К.В. передал лично Еремичеву В.Г. 82 600 долларов, из которых 22 600 долларов – доложил своих личных средств, обязав Совет КБ «ИФИ» в кратчайшие сроки возместить его расходы с процентами.

3. 13.07.95 г. Кузнецов К.В. передал Еремичеву В.Г. в его служебном кабинете на Овчинниковской наб., д.18/1, еще 18 100 долларов.

4. 17.07.95 г. Кузнецов К.В. и Чуряков Р.З. передали Еремичеву В.Г. за очередную пролонгацию вексельных договоров с КБ «ИФИ» 100 000 долларов, договорившись, что 24.07.95 г. и 31.07.95 г. передадут ему еще 80 000 и 60 000 соответственно.

 

 

5. 21.07.95 г. около 17 часов Чуряков Р.З. лично отвез на Овчинниковскую набережную и передал Еремичеву В.Г. первую половину из 140 000 долларов в размере 70 000.

 

6. 31.07.95. Чуряков Р.З. и Кузнецов К.В. вместе отвезли Еремичеву В.Г. оставшиеся 70 000 долларов, договорившись на пролонгацию всех вексельных договоров ГК «Росвооружение» с КБ «ИФИ» до 15–29.09.95 г.

7. После пролонгации до 03.01.96 г. невозвращенных КБ «ИФИ» госкомпании на 29.09.95 г. 16,7 миллиарда рублей Чуряков Р.З. и Мищенко С.А., списав с корр/счета КБ «ИФИ» 200 миллионов рублей на свою собственную компанию «Универсальные Системы» (являющуюся также и пайщиком КБ «ИФИ»), в очередной раз рассчитались с Еремичевым В.Г.

Следует отметить, что выше перечислены только те факты, которые нам доподлинно известны и которые мы в состоянии доказать, основываясь на бухгалтерской и финансовой отчетности КБ «Интерфининвест».

Кстати, в материалах похороненного в закоулках Генпрокуратуры и ФСБ уголовного дела № 580/96 отмечается, что «за период с декабря 1994 года по сентябрь 1995-го произошло свыше 200 (!) документально подтвержденных случаев передачи «отмытых» денег руководителям нескольких десятков крупнейших оборонных предприятий России».

ПОД КРЫЛОМ ФСБ?

 

И знаете, как расследуется это уголовное дело? Довольно оригинально. С одной стороны, крутые на расправу Ельцин и Черномырдин отправили в отставку за эти подвиги Александра Котелкина. А с другой – военная прокуратура и ФСБ, ознакомившись с нашей статьей «Как торгуют оружием в России», инициируют против главного свидетеля всех этих безобразий Игоря Ильичева… уголовное дело о разглашении государственной тайны. Его умудрились обвинить в том, что в своих заявлениях президенту и Генеральному прокурору Игорь раскрыл профессиональную принадлежность Б.Кузыка, А.Котелкина, С.Мищенко к Главному разведывательному управлению МО. И одновременно – нулевая реакция «по существу» заявлений о многомиллионных взятках в ВПК! С завидным упорством затаскивают на допрос «о военной тайне» в ФСБ и нас, журналистов…

А в это время офицер ГРУ Сергей Мищенко и бывший финдиректор «Росвооружения» Вадим Еремичев уже готовили новую «иркутскую» операцию по отмыванию через свою фирму «Карготранс» (как теперь выяснилось) около 1 миллиона 300 тысяч долларов…

«ПРАЧЕЧНАЯ» НА КРОВИ

 

Так получилось, что на девятый день после этой страшной авиакатастрофы мы встретились с одним бывшим работником компании «Карготранс». В отличие от банкира Ильичева он наотрез отказался представляться. («Только самоубийца будет давать свидетельские показания по сделкам «Карго». Я не хочу, чтобы меня нашли в подъезде».) Но вместе с тем наш собеседник сообщил одну чрезвычайно принципиальную вещь. Оказывается, на момент заключения иркутской сделки по переброске двух СУ-27 во Вьетнам из «Карготранса» уволились и снова вернулись в транспортный отдел «Росвооружения» 70 процентов специалистов. Таким образом, с начала октября в «Карготрансе» остались работать хозяйственная служба, бухгалтерия и человек пять малокомпетентных руководителей, подобранных по принципу личной преданности бывшему шефу Александру Котелкину. Среди них был, например, Николай Мочнов – старый приятель Котелкина по «аквариумной» работе в Нью-Йорке. Словом, попытка превратить «Карготранс» в еще одну «прачечную» для грязных денег по типу банка «Интерфининвест» обернулась страшной трагедией. Ведь по совести, да и по уму, оставшаяся после 1 октября без профессионалов фирма должна была отказаться от иркутского контракта или, по крайней мере, заключить новый договор с профессионалами военных перевозок, а не с липовыми «оффшорами». Но жажда больших и дурных денег преобладала, тем более что солидная часть прибыли от сделки доставалась экспертному информационному объединению «Системинформ», возглавляемому приятелем Котелкина Сергеем Мищенко. Напомним, что эта малоприметная фирма, расположенная на Пятницкой в здании другой организации, имеет в «Карго- трансе» более 30 процентов акций. Представьте себе, как это выражается в дивидендах при монопольных многомиллионных сделках.

ОФФШОР! ЕЩЕ ОФФШОР!

 

Одна из проблем с прерванным полетом «борта № 82005» заключалась в том, что на этот раз контрактная документация на перевозку была оформлена необычным образом. В отличие от многих других изданий, в основном пользующихся слухами и домыслами, в нашем распоряжении оказались некоторые документы, проливающие свет на эту беспрецедентную сделку, закончившуюся трагедией с десятками человеческих жертв.

18 сентября 1997 года «Иркутское авиационное производственное объединение» (ИАПО – производитель самолетов «СУ») и «Карготранс» подписали договор № КТ720477 «на организацию воздушных перевозок», а точнее, для переброски из Иркутска в Фанранг (Вьетнам) «6 изделий СУ-27» и техимущества тремя рейсами АН-124 (по 2 изделия СУ-27 и техимущества общим весом до 44 тонн на каждом рейсе). Четвертый рейс в том же направлении должен был совершить АН-22 с запчастями к истребителям.

Фирма «Карготранс» обязалась зафрахтовать авиатранспорт и оплатить все расходы, связанные с организацией и осуществлением перевозки. Обязанностей у иркутских авиастроителей набралось куда больше: доставка и загрузка «Сухих» в АН-124, обеспечение таможенного и пограничного контроля, подготовка своего заводского аэродрома к приему тяжелого «Руслана», обеспечение заправки топливом (на этот пункт стоит обратить особое внимание), аэронавигационное обслуживание, получение экспортной лицензии и т.д. И в итоге авиастроители еще должны были перечислить «Карготрансу», не имеющему, кстати, собственных средств авиадоставки, фактически за небольшие посреднические услуги 1 698 000 долларов на счет Limited № 070114003USD with UNITED EXPORT-IMPORT BANK (по-русски – ОНЭКСИМ-банк) through The Bank of New York

Почему иркутские авиастроители напрямую не могли зафрахтовать у ВВС «Руслан»? Во-первых, в нынешней российской ситуации кризиса неплатежей авиаизвозчики работают только на условиях предоплаты. Производственники вечно в долгах как в шелках, а у «Карготранса» со свободными средствами полный порядок. Во-вторых, есть приказ № 191 от 18 октября 1995 года тогдашнего гендиректора ГК «Росвооружение» А.Котелкина о подписании генерального соглашения с «Карготрансом» «о перевозке и транспортно-экспедиторском обслуживании экспортируемого (импортируемого) специмущества». Проще говоря, Котелкин, расформировав транспортное управление ГК «Росвооружение», назначил коммерческую структуру монополистом в этой сфере. И этот приказ для полностью зависимых от валютной выручки оборонных предприятий никто не отменял.

Но через месяц в иркутской сделке возникают две новые фирмы: кипрская CLC Cargo Lift Company Ltd. и российская «Грузовая Лизинговая Компания», как говорится, в авиационном мире не известные. И заключают новый контракт, в котором кипрская «оффшорка» поручает нашей фирме-однодневке все то же самое (зафрахтовать АН-124 и АН-22 у в/ч 25969 для отправки все тех же «СУ» вьетнамской стороне), только за несравнимо меньшую сумму – всего за 280 тысяч долларов. Куда должна была деться разница более чем в миллион долларов – когда-нибудь, может, и выяснит следствие. Если будет это выяснять, конечно. До сих пор все следственные действия по беспределу в торговле русским оружием заканчивались только… преследованием свидетелей этих беспрецедентных афер. Вспомните признание бывшего работника этой фирмы: «Только самоубийца будет давать свидетельские показания по сделкам «Карготранса»…»

В свою очередь, «Грузовая Лизинговая Компания» 24 ноября заключает договор № 21/97/ВТА с начальником штаба в/ч 25969 Устиновым В.Г. на фрахт военных авиатранспортов для тех же шести «Сухих», уже предварительно оплатив счет № 69, включая НДС в размере 325 тысяч долларов. Причем «техническое обслуживание авиатранспорта, заправку авиатопливом и спецжидкостями» «Грузовая Лизинговая Компания» обязалась оплатить, но кто конкретно это должен был делать – в договоре не оговаривалось.

Сейчас специалисты уже пришли к выводу, что главной причиной отказа трех двигателей АН-124, а следовательно, и самой крупной авиакатастрофы за всю историю российских ВВС стало отсутствие зимних присадок в керосине. Но кто за это ответит – представители ИАПО, «Грузовой Лизинговой Компании», в/ч 25969, «Карготранса», – большой вопрос. При выполнении перевозки «Карготранс» выступал в качестве экспедитора, а в соответствии с Гражданским кодексом (статья 805, часть 2): «Возложение исполнения обязательств на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора».

Ясно пока только одно – к трагедии привели жуткие халатность и непрофессионализм, а главное – алчность.

КАК ХОРОШО БЫТЬ ГЕНЕРАЛОМ

 

Нынешний замминистра внешнеэкономических связей Александр Котелкин поспешил откреститься от «Карготранса», разослав в газеты опровержения о том, что он, как физическое лицо, никакого отношения к этой потерпевшей фиаско компании не имеет. Естественно, это юридическое лицо Котелкина подписало приказ № 191 «О создании закрытого акционерного общества «Грузовая транспортная компания «Карготранс». Но зачем же тогда было отдавать «Карготрансу» сухогрузы стоимостью десятки миллионов долларов, принадлежавшие транспортному управлению ГК «Росвооружение»? Не говоря уже о 500-м «мерсе», формально числящемся за «Карготрансом», на котором привычно разъезжает по Москве нынешний заместитель, которого сейчас всерьез прочат на пост главы Министерства внешнеэкономических связей и торговли. Интересно, какую форму на этот раз придумает себе генерал-майор Котелкин, раз уж, будучи главой «Росвооружения», он потешал весь мир белым костюмом с лампасами, напрочь отсутствующим в перечне формы одежды российской армии?

P.S. Кстати, мы серьезно считаем, что если бы некие властные силы не тормозили уже более года (всеми средствами) следствие по банку «Интерфининвест», то следующей в списке «подследственных» обязательно должна была быть фирма «Карготранс». Мы убеждены: иркутской трагедии могло бы и не быть.

 


Автор:  Сергей СОКОЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку