НОВОСТИ
Начали «хамить пациентам». Визит антиваксеров в больницу превратился в балаган (ВИДЕО)
sovsekretnoru

И веревочку давай!

Автор: Сергей МАКЕЕВ
01.05.2006

 
Марго ВЕЛЕХОВА
Специально для «Совершенно секретно»

РЕПРОДУКЦИЯ РИА «НОВОСТИ»

Книга, пусть и стоимостью полсотни тысяч долларов, конечно, уже и не взятка для высшего сословия современной Руси. Еще в ельцинские времена один из главных руководителей той эпохи прямо говорил просителям: «Моя подпись стоит три миллиона». С тех пор, по всем исследованиям (и просто обывательским наблюдениям), индекс коррумпированности власти резко взлетел вверх, а аппетиты чиновников стали куда свирепее. Ничего не поделаешь: как говаривал еще Салтыков-Щедрин, «при таких законах жизнь в России без взяток была бы невозможна». По данным международной организации Transparency International, Россия на протяжении последнего десятилетия практически не покидает пятерку самых коррумпированных стран мира, борясь за первенство с такими же высокоразвитыми, как она, Нигерией и Боливией.

Так что какие уж тут книги, пусть и закованные в золото, как рыцарь в латы, и обсыпанные бриллиантами, как калорийная булка изюмом. На том уровне, на котором циркулируют все эти «Охотничьи рассказы» или как там называются эти пудовые фолианты, взятки уже даются даже не заполненными долларами коробками из-под ксерокса, а предприятиями, нефтяными скважинами, недвижимостью, сотнями гектаров земли, наконец, должностями в «Газпроме».

Тогда что же такое эти книги?

Почести да поминки

 

Книга, как нас учили, – лучший подарок. И это очень по-русски. Ведь вот что интересно. Как пишут исследователи истории взяточничества на Руси, само это понятие (на языке той эпохи взятка именовалась «посулом») впервые упоминается в правовых документах конца XIV века. А традиция подарков и подношений представителям власти куда длиннее. И никто эти подношения взятками не считал. Потому что первоначально они вообще были единственным источником содержания «госаппарата». Мы хорошо помним из истории такое слово, как «кормление». Так как представители центральной власти на местах никакого жалованья не получали, то жили на содержании местного населения – кормлении.

И хотя размеры содержания были регламентированы – отчасти законами, отчасти местными обычаями, – все же чиновник (в ту пору приказной дьяк) не лошадь, одним овсом его кормление не ограничишь. И несли ему подношения самые разные и по самым разным поводам, но с одной целью – чтобы посодействовал в решении того или иного дела.

Вот как описывает это историк. На предварительное подношение смотрели как на свидетельство почтения – это подношение и называли «почестью». «Почесть» предлагалась заранее, ради общего благосклонного отношения к делу. Когда дело уже было начато, подносили «гостинец», или «поминку», как напоминание о том, что продвижение дела надо бы ускорить. Подносили часто иконы, церковные книги (вот ведь из какого далека идет «книжная» традиция!). Историк продолжает: «Книгу, икону, а также калачи и рыбу приказной человек принимал, не беря на себя никаких обязательств. Но до вручения «почести» трудно было даже заводить разговор о своем деле. Когда стряпчий пишет: «Дьяк икону взял, а соль вернул» (соль была очень важным товаром, вторыми деньгами), это значит, что дьяк решил сохранить в данном деле полную независимость».

И далее: «Но вот дело принимали к рассмотрению, и если случалась масленица или Николин день, то обычай требовал поднести «гостинец» в виде возка или бочки рыбы. Рыба к празднику считалась «законной» и ускоряла дело совсем немного, но попробуй не вручи ее, дьяки начинали «смотреть криво». «Законными» были также «праздничные деньги» (на Рождество, Благовещение, Пасху, Успение, Введение и на Усекновение главы Иоанна Предтечи) и ежегодная раздача соли, причем ее ждали не только подьячие, но и сторожа, которые могли ведь и не допустить до начальства.

«Почесть» причиталась всем до самого последнего служивого человека, причастного к делу. Те, кто думал, что можно поднести «почесть» одному боярину, «а дьяки-де и без почести станут делать поневоле, как боярин прикажет», сильно ошибались. Дьяки знали много способов загубить дело. И не потому, что так уж дорожили материальной стороной, а потому, что, с их точки зрения, нарушался древний и почтенный обычай...»

По мере приобщения России к цивилизации «госаппарат» начинает получать жалованье из казны. Это происходит в XVI веке: появляется сословие бюрократов, или, как по-русски привычнее, чиновников. Однако новая российская бюрократия от такой замечательной традиции, как кормление, отказываться не собирается. Она теперь и жалованье получает, и «кормится» с собственной должности. Петр первым стал бороться с этими замечательными традициями и запретил любые подношения чиновникам. Однако он только стер и без того тонкую грань между «гостинцами» и взятками, превратив и то и другое в подсудное дело. И мздоимство во всем его многообразии, от «подарков» до откровенных взяток, расцвело как никогда: вспомним его любимого «Алексашку» Меншикова.

И так на протяжении всей своей истории русское чиновничество живет с подношений и подарков (о прямых взятках уже не говорим). Оно и на государеву службу идет в расчете на эти подарки, которые есть одна из многочисленных и самых лакомых привилегий госчиновника. А привилегии всегда были самой привлекательной стороной госслужбы, где оклады традиционно не бог весть какие, зато возможности открываются поистине безграничные. Даже если не нарушать впрямую закон и взяток не брать. Вспомним гоголевского Хлестакова: он ведь не взятки берет – ему подарки подносят (или, в худшем случае, взаймы дают), ничего, заметим, взамен не требуя. Разве что, чтобы рассказал в Петербурге, что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский». И он тоже ничего не обещает – только уезжает, груженный доверху этими самыми подарками, не побрезговав даже кульком и веревочкой (в дороге пригодится).

Тот же Хлестаков говорит бессмертные слова о том, что в России законы существуют для того, чтобы их преступать. И ни в чем русское чиновничество так не преуспело, как в этом самом преступании законов и в их приспособлении под себя, вплоть до выворачивания наизнанку. Нельзя взятки брать и давать? Так узаконим их, назвав подарками.

За подарочек – отдарочек

 

А вот откуда традиция такой безвкусной роскоши, такой «навороченности» этих самых подарков, чтобы по пуду золота и «брюликов» на каждой бедной книжке (как ее читать-то, как страницы перелистывать?), а на настольную лампу для какого-нибудь никчемного министра чуть ли не сама Хозяйка Медной горы должна план по самоцветам перевыполнять? Да из той же нашей, такой далекой и близкой одновременно азиатчины.

Вспомним из истории все эти русские посольства в далекие восточные и западные земли, которые везли с собой фуры, груженные тысячами соболиных шкурок, драгоценной утварью, дорогими тканями, ловчими птицами и экзотическими зверями. Конечно, все это дарилось в расчете на «отдарочек», который должен был быть никак не меньше. (Впрочем, и не больше: баланс соблюдался строго.) Порой, правда, по прибытии посольства в какой-нибудь Китай дары забирали, а посольских на веки-вечные заколачивали в колодки, и никаких тебе отдарочков. Но такое случалось все же нечасто. Когда же к Кремлю прибывал «ответ», по въезде в Спасские ворота обозы разгружали, стрельцы брали дары – каждый строго по одному, чтобы сразу, еще до всякой описи, можно было оценить адекватность отдарочка, – и несли в царские покои…

С тех пор прошло много лет, во всем цивилизованном мире отменена и забыта традиция роскошных и помпезных даров, за которой была не столько искренняя щедрость, сколько безудержное хвастовство и дикарское тщеславие. Во всем мире, кроме России, ну и еще, возможно, некоторых государств Востока. Нынешняя российская администрация, конечно, до предела рафинировала старую азиатскую традицию, написав специальные законы о том, на какую сумму чиновник того или иного ранга может дарить и получать подарки. Только суммы эти на многие порядки отличаются от тех смехотворных 20 долларов, которыми ограничена цена подарка должностному лицу в богатейших Соединенных Штатах.

Редакция благодарит библиотеку мемориального центра «Дом Гоголя» за помощь при подборе иллюстраций


Авторы:  Сергей МАКЕЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку