НОВОСТИ
Замначальника УМВД Самары много лет работал на бандитов
sovsekretnoru

Гонка на выживание

Гонка на выживание
Автор: Мария СТРИЖЕВСКАЯ
12.07.2013

Российский экипаж на «Дакаре» – путь к победе в 2006 году

Намертво засевшие в песках машины, мотоциклисты, взлетающие над барханами, сердечные приступы, погибшие гонщики. Десятитонный грузовик, взрывая песчаные барханы, врезается в попавшийся на пути джип и, сметая его с трассы, продолжает ход… Эти картины привычны для многомиллионной аудитории гонок «Дакар». Даже далекий от автоспорта зритель догадывается, что 10 тысяч километров по пустыне, саванне или горам, 16 этапов протяженностью от 400 до 1000 километров каждый – это гонка на выживание. Опытнейшие спортсмены в классе грузовиков, джипов и мотоциклов стартуют в Европе, но далеко не все добираются до финиша. Цену победы знают только победившие.
Российская заводская команда

«КамАЗ-Мастер» из Набережных Челнов побеждала на «Дакаре» уже семь раз, в том числе последние пять лет – бесперебойно. Болельщики привыкли к успеху, участники тоже. Основатель, руководитель команды и бессменный штурман лидирующего экипажа Семен Семенович Якубов в шутку даже задавал вопрос, не пора ли разок проиграть. Чтобы не расслаблять болельщиков и не расслабляться самим. Впрочем, и на ралли «Лиссабон–Дакар 2006» экипаж Чагин – Якубов – Савостин оказался на высшей ступени пьедестала. Третье место тоже за россиянами – его занял победитель «Дакара 2005» экипаж Фирдауса Кабирова.

В отрыв. И как можно быстрее

Гонка традиционно стартовала 31 декабря 2005 года, на этот раз в Лиссабоне. На первый взгляд, все напоминало предыдущие: почти та же протяженность, те же этапы песочно-каменисто-горной трассы, похожие маршруты и то же живописное место финиша на берегу сенегальского Розового озера. И в «легенде», которую экипажи получают накануне этапов в качестве карты-маршрута, все выглядело не столь уж замысловато. Для таких опытных экипажей, как «КамАЗ-Мастер», разобраться в ориентирах, разбросанных друг от друга на десятки километров, – не проблема.

Единственное, что было необычным: накануне старта с соревнований сняли голландцев на «ДАФах», среди которых молодой Де Рой, унаследовавший от своего именитого отца желание оставить наконец «КамАЗ» «на обочине». Желание настолько страстное, что на трассе он порой позволял себе безрассудные поступки, опасные не только для его собственной жизни. В результате камазовцы лишились грозного и агрессивного конкурента, машина которого имела к тому же ряд технических излишеств, не предусмотренных регламентом (за что, собственно, Де Рой и был наказан организаторами). Но, с другой стороны, когда лидер лишается сильного соперника, удержать лидерство бывает труднее.

Тактика заездов отработана Якубовым с почти математической точностью. Стартуют три экипажа – два потенциальных лидера и третий в роли технички, помогающей запчастями и ремонтом. На последних этапах, когда лидеры уже определились, их машины максимально облегчают, чтобы сделать быстроходнее: берется минимум горючего, убирают запчасти и лишний груз – все перекочевывает на техничку. Несколько лет назад с одного «КамАЗа» даже счищали лишнюю краску, поскольку ее вес мог сыграть решающую роль в исходе гонки: претендентов на победу разделяли тогда считаные секунды.

Первые этапы гонки складывались более или менее удачно для россиян. Уйти в отрыв от соперников – «татр», «МАНов», «мерседесов» и «рено» – легче на первых этапах, когда техника еще не потрепана пустыней и невелика вероятность неожиданных поломок и прочих неприятностей, съедающих драгоценное время. Чагин гонит на предельной скорости, ювелирно проходя самые замысловатые виражи и показывая конкурентам бело-голубой зад своего грузовика. Пока, правда, большого отрыва не получается – от ближайших преследователей его отделяет лишь десяток-другой минут. Экипажи Кабирова и Решетникова где-то во второй десятке. Победитель «Телефоника–Дакар 2005» Фирдаус Кабиров, похоже, поломался где-то на этапе.

[gallery]

Чагин пришел в команду, когда ему еще не было и восемнадцати. Якубов уже тогда увидел, что это пилот от бога, но выдерживал его, как хороший коньяк. Молодой человек страдал, что его не пускают на «Дакар» в пилоты, хотя он ездил механиком в составе более опытных экипажей. Сегодня Чагин надежно держит в руках руль «КамАЗа»: ни одного лишнего движения и всегда желаемый результат.

Не щадя позвоночника своего

Европа позади. Впереди – трасса по Африке. Только бы не «сесть», как в прошлом году! Якубов до сих пор с ужасом вспоминает тот злополучный этап. Тогда Чагин, как и сейчас, долго лидировал, показывал отличное время, и вдруг грузовик плотно «сел» посреди пустыни: вышла из строя прокладка газового стыка на блоке цилиндров. Ничего страшного, если бы за ними шла верная техничка. Но накануне ее экипаж попал в аварию, и ребята серьезно повредили себе позвоночники. Чиниться своими силами – уйдет несколько часов. Хорошо еще, что Кабиров, шедший без поломок, подхватил лидерство, мчался на бивуак, не ведая, что произошло с Чагиным и что лидер теперь он. А тут еще песчаная буря – когда невозможно даже дышать, не то что ремонтироваться. Починились все же, хоть и потеряли пять часов. Железное кольцо вырезали из крышки топливного бака специальными ножницами, случайно оставленными в кабине, – вот и прокладка готова. Как бы то ни было, отыгрывать потерянное время было безнадежно даже для Чагина. Но Фирдаус сумел сохранить тогда лидерство.
К началу африканской трассы сошли «Татра» Томичека, попавшего в серьезную аварию, и «Мерседес» испанского экипажа, не выдержавший заданной скорости. Марокканская трасса – 386 километров горных перевалов, пересохших рек, ям и песков. Это скоростной участок, а на высоких скоростях с «КамАЗами» спорить трудно. Правда, из-за жесткой подвески за высокую скорость этих машин экипажи расплачиваются в первую очередь позвоночниками. От чудовищной тряски не спасают даже жесткие плечевые ремни – человеческий скелет плохо амортизирует в кресле. Но наши экипажи это не останавливает: все три «КамАЗа» приходят в первой десятке, а лидеру Чагину наконец удается создать вожделенный отрыв от ближайшего соперника – голландского экипажа Стейси – более чем на час. Еще часть конкурентов сошла с дистанции

По минному полю

Марокканская трасса всегда будет памятна российской команде, особенно Якубову и Чагину. В 1994 году с дистанции сошли все наши машины. Тогда на «КамАЗы» еще ставили «родные» двигатели, пытаясь на заводе довести их до необходимой мощности в 500 и более «лошадей». Двигатели подвели в самый неподходящий момент, и грузовики встали. На ходу оставался только один экипаж с тогда еще 24-летним механиком Владимиром Чагиным. Один из участков, Западная Сахара, – заминированная зона вялотекущих военных действий между Мавританией и Марокко. На время соревнований организаторы договорились с воюющими сторонами разминировать участок для проезда гонщиков – метров десять шириной – и обозначить его камнями. Именно на этом участке двигатель грузовика и заглох. Машина намертво села в песок посреди минного поля, а песчаная буря за несколько часов засыпала все опознавательные знаки. Воды оставалось чуть больше литра на троих, из еды – пачка изюма и недоглоданная свиная нога. Якубов тогда руководил действиями своих подопечных, перемещаясь с группой технической поддержки. Экипаж успел переправить ему с проезжающими мимо гонщиками несколько записок с указанием своих координат. Мало кто мог себе представить, что Якубов, набив техничку пятью добровольцами из команды, поедет на ночь глядя обратно на минное поле вытаскивать свой экипаж.

К тому же у них не было повторных виз на въезд в Марокко. Более суток потеряли на переговоры с пограничниками. С мавританскими стражами границы дело уладили с помощью сувениров. А вот с марокканцами пришлось проделать дополнительно несколько сотен километров – до городка, где им выдали разрешение на въезд. Далее предстояло ехать по заминированному участку. Проводник-марокканец, навязанный на границе, как только осознал, куда они направляются, забился в угол кабины и молил отпустить его с богом. Но двести граммов водки и апельсин на закуску заставили его махнуть на все рукой, и он уснул.
Далее следовало понять, как двигаться по минам. Якубов пошутил: «Давайте представим, что сами расставляем мины, и если увидим удобное для этого место – туда не поедем». Якубов старался не думать о возможных последствиях: выбора не было, ребят надо было вытаскивать. (Через четыре года здесь же, съехав с разминированной трассы, подорвался на мине французский экипаж. Пилота спасти не удалось.) Запасы воды быстро иссякли, экипаж уже третьи сутки «сидел» в опасном месте. Оставалось одно – бросить машину и наудачу выбираться по минному полю. Покончив с остатками еды (у Чагина как раз был день рождения), легли спать, чтобы на рассвете двинуться в путь. В пять утра услышали сирену приближающейся технички. Забыв про мины, повыскакивали навстречу спасителям. Наверное, это был лучший подарок, который Чагин когда-либо получал ко дню рождения. Слезы радости разделил проснувшийся проводник, который просил добавки и умолял его не бросать, если вдруг опять уснет…

С тех пор они пресекают все попытки угостить их свиной ногой – плохая примета.

Как их «пропесочило»

В 2006 году 5 января Чагин на свой день рождения подарил себе очередную победу на этапе. Причем сделал это легко: его и Кабирова экипажи прошли 444 километра скоростной трассы без единой помарки. А вот экипаж Решетникова с дорожного трамплина попал в яму. Злой рок наших техничек: у пилота травма позвоночника, вести машину он больше не мог. До бивуака «КамАЗ» вел самый молодой член команды, 21-летний механик Эдуард Николаев. На бивуаке Решетников попал в руки врача команды Сергея Бубновского. Процедура болезненная, зато на следующее утро Решетников снова был за рулем своего «КамАЗа». Правда, теперь мечтать о высоких скоростях уже не приходилось. Его задача была страховать идущие впереди экипажи, к которым со всех колес пытались приблизиться и Стейси на «МАНе», и чех Лопраиз на «Татре», и еще много желающих

7-й этап Чагин начал первым, временной задел придал ему уверенности. Пески, конечно, не самая комфортная стихия, но и не из таких выбирались. Хотя как-то уж слишком вязко, бархан за барханом. «КамАЗ» вскарабкивается на очередную вершину, за которой неожиданно оказывается глубокая воронка. На вязкой наклонной плоскости десятитонная махина обычно сползает вниз. Это в лучшем случае, а в худшем – переворачивается. Грузовик Чагина ложится почти на бок у края ямы и вязнет.

Нужно выкапывать машину и не закопаться самим. Сказать легко, сложнее это сделать при 40-градусной жаре, тающем времени и крови, от напряжения подступающей к горлу.

Чтобы выровнять машину, все трое начинают рыть траншею высотой в собственный рост. Их постепенно засыпает песком, домкрат тоже тонет в песке, а он нужен, чтобы выровнять переднее колесо, резина которого вывернута и еле держится на ободе. Странно, что машина до сих пор не опрокинулась. Чагину приходит идея упереть домкрат в верхнюю часть диска. Потихоньку, но удается поставить машину на все четыре колеса. Затем они роют траншею по ходу, подкладывая в нее трапы и по сантиметру выползая на более твердую почву. На все уходит около двух часов. Зато они снова на ходу, и теперь главное – гнать «на все деньги». Чагин гонит так, что за несколько километров до финиша не выдерживает резина заднего колеса. Они продолжают мчаться на ободе. Вскоре пробивает камнем шланг, но залитый топливом грузовик все же врывается на финишную отметку.

На следующем отрезке пустыня заставила экипаж еще полтора часа откапывать грузовик. В результате Чагин приходит третьим, сохраняя общее лидерство. Первое время показал Кабиров, второе – неутомимый Стейси.

Любить «Дакар» больше жизни

Впереди день отдыха, а потом – самый длинный, мавританский этап. 874 километра песков. В прошлом году на этом этапе погиб блистательный итальянский мотогонщик Фабрицио Меони. Как сказал он незадолго до смерти, чтобы выиграть «Дакар», надо любить его больше жизни. Еще один мотогонщик любил «Дакар» больше жизни – 41-летний австралиец Энди Колдекотт. Он в этом году на том же отрезке разбился насмерть. Мотоциклистам труднее всего, они уязвимее джипов и грузовиков и почти всю гонку проводят «стоя».

Для нашей команды этот этап начинается драматично: накануне ночью провалился под настил городской мойки «КамАЗ» Фирдауса Кабирова. Его в течение двух часов вытаскивали с помощью портового крана и еще одного грузовика, а потом столько же времени приводили в порядок покореженный правый бок. Уже на трассе, через 340 километров после старта, у Фирдауса ломается рулевая тяга. У экипажей на борту множество запчастей, именно тех, которые чаще всего нужны. Но рулевая тяга на «КамАЗах» никогда прежде не ломалась, поэтому Кабиров дожидается Решетникова, теряя драгоценное время. Чагин финиширует первым в одиночку. Кабиров снимает с грузовика Решетникова целую тягу и изо всех сил старается наверстать потерянное время. Решетников ремонтирует сломанную тягу, благо на борту есть сварочный аппарат, и потихоньку едет к финишу. На этом этапе, как правило, уже можно говорить о вероятных лидерах. Если отрыв от ближайших преследователей более трех часов, на оставшихся этапах отыграться им будет непросто. Даже выиграв их все.

Вот и доехали. Чагин первым, Кабиров – третьим, Решетников – шестнадцатым. Впереди год. Можно перевести дух. Есть время восстановить позвоночники, поколдовать с техникой, предаться воспоминаниям. Например, о том, как в 1988 году 27-летний Фирдаус Кабиров после очередной гонки на «Жигулях», которые они практиковали с Якубовым, сказал: «Махнуть бы на «Дакар»!» О том, как в первые годы с трассы сходили все наши машины и как неубедительно «КамАЗы» выглядели на фоне столпов мировых автогонок – «ДАФов», «татр», «МАНов», «мерседесов». Или о том, как в 1993 году сгорел завод двигателей на «КамАЗе», как рабочим месяцами не выплачивали зарплату, как зимой нечем было отапливать цеха, как люди грелись у костров, разведенных на заводских территориях. О травмированных костях, о часах, проведенных у Бубновского. Много еще о чем, что было в команде за семнадцать с лишним лет ее существования. О том, что постороннему понять трудно: зачем в ущерб собственному здоровью, рискуя жизнью, с маниакальным упорством каждый год рваться в этот кошмар?


Авторы:  Мария СТРИЖЕВСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку