НОВОСТИ
В Ставропольском крае упал российский Ту-22М3
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93914
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24951
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25421
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28105
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26346
sovsekretnoru
ЕГИПЕТ – ДРУГ ИЛИ ТАК?

ЕГИПЕТ – ДРУГ ИЛИ ТАК?

ЕГИПЕТ – ДРУГ ИЛИ ТАК?

ФОТО: MEI.EDU

Автор: Сергей БАЛМАСОВ
16.12.2022

Евросоюз снижает зависимость от российского газа с помощью Египта. Достигается это двумя путями – увеличением поставок Европе голубого топлива, а в будущем и направлением ей египетских излишков энергии.

Так, Египет заметно расширил газовый экспорт в Европу, который в 2022 г. может достичь 10,5 миллиарда кубометров, то есть она получит на 3,5 млрд кубометров голубого топлива больше, чем в 2021 г.

ЕГИПЕТСКИЙ ГАЗ ПРОТИВ РОССИЙСКОГО

Напомним, что до 2018 года Каир закупал газ, но теперь, благодаря обнаруженным на его шельфе запасам на 2,2 триллиона кубометров, он его экспортирует. Причем, вскоре эти поставки дополнительно увеличатся за счет израильского газа (с шельфового месторождения «Левиафан», объем более полутриллиона кубометров. – Прим. ред.). Из Египта израильский газ в виде СПГ идет европейским потребителям.

Соответствующее соглашение на поставки газа Европе Израиль, Египет и ЕС подписали в июне 2022 г. И в Брюсселе надеются, что уже в 2023 году объем экспорта европейским странам отсюда достигнет рекордных 15 млрд кубометров. Важную роль в реализации этих проектов играет американская компания Chevron, добывающая здесь газ.

В этой связи задача Каира – усилить безопасность газопроводов, идущих через Синайский полуостров, где орудуют джихадисты «Исламского государства на Синае» (организация запрещена в России).

Впрочем, как заявил «Совершенно Секретно» российско-египетский эксперт, корреспондент газеты «АльАраби Аль-Джадид», преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Рами Эль-Кальюби, «эта опасность преувеличена, поскольку до сих пор они не имели технической возможности бить по морской инфраструктуре добычи. Также в последнее время джихадисты из-за ударов египетских силовиков сильно утратили свою боеспособность».

ЕВРОСОЮЗ НАЦЕЛЕН НА ЕГИПЕТСКУЮ ЭНЕРГИЮ

Еще один способ «освобождения» от российского газа видится в получении Европой энергии из Египта через соединение их электросетей подводными кабелями. Это может стать первым в истории подобным событием для Европы и Африки в Восточном Средиземноморье.

Такие планы не новы, но конфликт на Украине способствовал их развитию. О серьезности намерений сторон свидетельствует обещание Евросоюза выделить солидные деньги под этот проект.

ГРЕЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ЕГИПЕТ И ДЕНЬГИ ЕС

За получение финансирования Брюсселя (точный размер его пока неизвестен) бьются две греческие компании. Первая, Elica – дочерняя компания греческого же конгломерата Copelouzos Group. Ее проект подразумевает прокладку более 900 км кабелей мощностью 3000 мегаватт от Аттики (в районе Афин) и далее к западу от Крита до побережья Египта у ливийской границы.

Проект группы Eunice менее затратный, но и меньшей мощности – он предусматривает прокладку 400– 500 км кабеля – 2000 мегаватт от египетского Марса-Матрух до восточного Крита.

Победителя в следующем году объявит ENTSO-E (Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии) и агентство ЕС, контролирующее соединение европейских электросетей друг с другом и со странами, не входящими в Евросоюз.

ТУРЕЦКАЯ «ПОДНОЖКА» ПЛАНАМ ЕС

Заметим, что без финансирования Евросоюза этот проект был нежизнеспособен, поскольку частные инвесторы не были уверены в возможности его прибыльности и реализации из-за высоких рисков. Это не только высокая стоимость при сложных работах на глубине до 2500 метров, но и геополитические проблемы. Так, после обнаружения в регионе крупных запасов газа здесь обострились пограничные споры.

В результате прокладывать электрокабели придется через исключительную экономическую зону, объявленную Турцией и Ливией в 2019 г., на которую претендуют Греция и Египет. Причем у компании Elica в связи с этим возникла еще одна проблема – работать придется вблизи находящегося неподалеку от Крита острова Гавдос, на который также претендует Анкара.

Однако этот проект имеет особенно сильную политическую поддержку властей Греции. В частности, именно ему правительство премьер-министра Кириакоса Мицотакиса обещало финансирование через REPowerEU – план, спешно разработанный Европейской комиссией в мае, чтобы к 2030 году избавиться от российской газовой зависимости.

Такая поддержка со стороны ЕС дает основания полагать, что этот проект запустят уже в 2023–2024 гг. Во всяком случае, европейское энергетическое агентство ENTSO-E демонстрирует свои рабочие возможности. Так, в марте 2022 года оно всего за один месяц подключило украинскую электросеть к европейской энергосети в ответ на жалобы Киева на его отключение от российской энергосистемы. Его затраты были с лихвой и быстро компенсированы за счет экспорта в ЕС вырабатываемой в «Незалежной» атомной энергии.

О реалистичности подобных замыслов говорит и то, что Африка и Европа уже соединены двумя подводными кабелями через Испанию и Марокко. Однако перебросить египетскую энергию по данному маршруту пока невозможно из-за ливийской нестабильности и нежелания Алжира взаимодействовать с Марокко. Маршрут же через Египет дает возможность поставлять ЕС большие объемы энергии.

ОТКУДА У ЕГИПТА ЛИШНЯЯ ЭНЕРГИЯ?

В связи с этим возникает резонный вопрос: а откуда Египет возьмет излишки энергии при том высоком уровне ее потребления из-за растущей численности египетского населения и обилия инфраструктурных объектов?

За разъяснениями «Совершенно Секретно» обратилось к упомянутому выше эксперту Рами Эль-Кальюби: «Еще недавно Египет испытывал серьезную нехватку энергии, но в последние годы эту проблему решили благодаря строительству электростанций немецкой компанией «Сименс». В том числе благодаря этому он стал экспортировать газ за рубеж.

Что касается египетского потенциала к увеличению экспорта газа, то он достаточно велик – это и потенциал месторождения «Зохр», и израильское сырье, и дальнейшее высвобождение его дополнительных объемов для экспорта за счет запуска новых негазовых электростанций. Они не только работают на газе, но и на «комбинированном» сырье, на мазуте и других ископаемых видах топлива».

БУДУЩЕЕ ОТНОШЕНИЙ ЕГИПТА С РОССИЕЙ

Вопрос – как это отразится на российско-египетских отношениях, поскольку, по сути, Каир «тихо торпедирует» российские усилия по оказанию давления на Европу, и пусть и понемногу, но «прибирает» к рукам прежние объемы поставок российского сырья. Пока стороны предпочитают не замечать данные «шероховатости» в отношениях. Что же касается отношения к России со стороны Египта, то оно традиционно по-восточному лицемерно-приторное. Что, впрочем, «зеркально» наблюдается и в отношении недоброжелателей Москвы.

Ведь сейчас Египет занимает другая проблема – как выжить. После начала украинского конфликта из-за нарушения морских перевозок пшеницы стоимость продовольствия здесь сильно выросла. Соответственно, некоторую досаду за это Каир испытывает и в отношении Москвы, поскольку его стомиллионное население критично зависит от поставок иностранного зерна, которые еще недавно шли из России и Украины. Но даже сейчас, после восстановления «зерновой сделки», Египет до сих пор не получает необходимые ему объемы пшеницы.

ЕГИПЕТСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА В ЦЕПКИХ ОБЪЯТИЯХ ЕВРОПЫ

Отчасти Египет спасли своими зерновыми поставками Италия (семейная группа Casillo) и особенно Франция. Одновременно Париж дает деньги для строительства в Египте современных амбаров, рассчитанных на хранение 500 000 тонн пшеницы.

Однако это спасение оказалось для него слишком дорогим по стоимости, да и поставляемого Европой зерна всем египтянам не хватит. О серьезности кризиса свидетельствует массовое разорение здесь частных мукомольных заводов из-за нехватки пшеницы. Проведенные властями страны ее закупки лишь временно снизили остроту кризиса. С учетом отсутствия у них валютных резервов вся надежда Каира – на долгосрочный кредит МВФ. Который, с учетом западных планов на египетскую энергию, вероятно, будет получен. Однако за это приходится заплатить. И не только деньгами.

Наличие данной проблемы позволило Франции в 2022 г. дополнительно «залезть» в египетскую инфраструктуру. Так, сейчас французские же компании Alstom, Colas Rail и Schneider Electric конкурируют друг с другом за контракты на прокладку и оборудование линий Каирского метрополитена общей стоимостью 5,5 миллиарда долларов и проведение железнодорожной модернизации Египта, включая строительство центров электрического управления. А в будущем они могут попытаться и отнять у Москвы поставки ему вагонов.

Фото_23_12_Еги.jpg 

Иными словами, европейцы, преимущественно французы и немцы, теперь фактически контролируют местную энергетику и транспорт, чему способствовал сначала ковидный кризис, а затем и украинский конфликт, фактически, оставившие Каир без денег.

Это вынуждает руководство страны «резать» свои расходы. В результате был «заморожен» и амбициозный проект президента Абделя Фаттаха ас-Сиси по строительству новой столицы Египта в 50 километрах к востоку от Каира.

Кроме того, египетское правительство сокращает траты даже на себя, включая МИД и спецслужбы, несмотря на их многозначительные угрозы в адрес президента страны Абделя Фаттаха ас-Сиси не поддержать его кандидатуру на президентских выборах 2024 г.

Также Египту пришлось отложить крайне важное для него строительство опреснительных установок и обеспечения новыми источниками пресной воды. А они ему остро нужны из-за ожидаемого снижения стока Нила, вызванного заполнением Эфиопией своего огромного водохранилища выше по течению.

В этих условиях президент Абдель Фаттах ас-Сиси ищет деньги там, где только возможно и хватается как утопающий за соломинку за любые проекты, в том числе и с Европой. Иного выхода у Каира пока нет – государственный долг стремительно растет на фоне событий на Украине, а прежние спонсоры в лице Катара и Саудовской Аравии по разным причинам «отвалились».

БУДУЩИЕ ПЛАНЫ ЕС НА ЕГИПЕТСКУЮ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ЭНЕРГИЮ

Иными словами, если в отношении поставок египетско-израильского газа Европе имеется некоторая ясность, то по поводу электроэнергии ее нет. Однако ее объемы могут быть весьма велики, чтобы повлиять на российские энергетические позиции там.

Тем более что Каир активно развивает «зеленую энергетику», мечтая стать ведущим поставщиком «чистой энергии» на европейский рынок с учетом заявленной ЕС целью добиться «углеродной нейтральности» к 2050 г. (избавление от потребления ископаемых источников энергии, включая нефть и газ. – Прим. ред.).

Для этого Египет обладает необходимыми условиями, особенно на его северном побережье, где много «пустой» земли для размещения «фотоэлектрических» (солнечных) электростанций. Этому же способствуют и условия местного климата – лишь считаные дни здесь пасмурные.

Также Каир развивает ветроэнергетические мощности на берегу Суэцкого залива. Благо у него уже имеется соответствующий удачный опыт запуска в 2019 году в Рас-Гарибе крупнейшей в стране ветроэлектростанции компанией Ras Ghareb Wind Energy (фирма, принадлежащая французской энергетической структуре ENGIE, японской Toyota Tsusho Corp., и ее дочерней компании Eurus Energy Holdings Corp., а также египетской Orascom Construction. – Прим. ред.).

Фото_23_13_Еги.jpg 

Заметим, что еще в феврале 2022 года до эскалации украинского конфликта немецкие компании H2- Industries и Siemens пообещали вывести Египет на первое место в Африке по производству «чистой энергии». Они оценили, что у этой страны гораздо больше совокупных преимуществ для развития соответствующих проектов по сравнению с ее конкурентами – Мавританией, Марокко, ДРК, и ЮАР (безопасность, стоимость выработки энергии, ее переброски, наличие свободных площадей для этого и пр.).

СМОЖЕТ ЛИ ЕГИПЕТ ЗАБРАТЬ РОССИЙСКУЮ ДОЛЮ ГАЗА В ЕВРОПЕ?

О том, насколько опасна реализация этого замысла для России, «Совершенно Секретно» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков: «Вероятно, увеличить существенно объем своего газового экспорта Египет в ближайшем будущем вряд ли сможет, ведь новых крупных проектов по сжижению газа и строительству новых газопроводов здесь нет, хотя сырье для этого там и в Израиле имеется. Тем не менее, теоретические возможности увеличить объемы энергии на экспорт в Европу все же существуют. Делается это во многом путем перехода Египта на мазутные и угольные электростанции, на «грязную» энергию. Европейцы хотят в долгосрочной перспективе минимизировать здесь потребление газа, чтобы отправлять его и дополнительные объемы электроэнергии в Европу. Замечу, что европейцы агитируют против выбросов парниковых газов у себя, но косвенно способствуют этому в Египте, рассчитывая получить больше газа.

Причем и мы сами отчасти способствуем реализации их замыслов, содействуя выдавливанию российских объемов газа с европейского рынка. Так, Каир собирается уже к 2030 году строить АЭС нашими руками, и ее запуск позволит им экспортировать в Европу дополнительные крупные излишки электроэнергии».

Однако пока опасность «египетской энергии» для Москвы видится незначительной, хотя ее влияние на примере увеличения газовых поставок в текущем году Европе уже ощутимо. Во-первых, пусть и понемногу, но ее конкуренты начинают замещать российский газ.

А во-вторых, это придает Западу уверенности и далее противостоять Москве, работая в заданном направлении по ее вытеснению со своего рынка конкурентами, и в том числе запуска в Египте новых «грязных электростанций».

Кроме того, сейчас в Европе происходит снижение газового и вообще энергетического потребления. Ведь в условиях нынешнего кризиса часть ее предприятий закрылась, переехала в третьи страны.

Также следует помнить, что параллельно Запад готовит к запуску другие газовые и вообще энергетические проекты.

Большинство других африканских задумок по данной теме в силу разных причин, но особенно из-за ситуации с безопасностью пока можно считать «полумифическими» (Мозамбик, газопроводы из Нигерии в Алжир и Марокко. – Прим. ред.). Однако появление к 2026 г. на европейском рынке новых крупных объемов газа из Катара, о чем мы уже писали, можно считать делом решенным, если этому не помешает крупная война или стихийное бедствие. В результате Европа сможет заменить до 40 процентов прежних российских газовых поставок. Если к этому добавить и увеличение производства голубого топлива в США, то вместе с поставками энергии и газа из Египта и Израиля позиции «Газпрома» в ЕС к этому времени могут ухудшиться.

Впрочем, пока Египет все же не следует считать европейским «спасителем», как и ожидать того, что «потоки египетской энергии вот-вот хлынут в Европу и выдавят российский газ». Во-первых, потребности Египта в этой самой энергии, ввиду дальнейшего быстрого увеличения его населения, также растут. Во-вторых, неизвестно, пропустит ли «энергопроводы» Турция.

Но даже если Евросоюзу удастся с ней договориться, он рискует попасть из «российской» зависимости в «турецкую». Причем с учетом враждебного отношения Анкары к его члену Греции, она может быть даже более болезненной, чем в случае с Москвой.


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку