Чудо с тысячелетней историей

Чудо  с тысячелетней историей
Автор: Алексей БОГОМОЛОВ
28.04.2014

Одним из самых известных и древних ремесел Азербайджана является ковроткачество

 

Сразу замечу, что очень часто при разговоре о персидских коврах на самом деле имеются в виду те ковры, которые в разное время были созданы на территории Азербайджана. Ковры, изготовленные здешними умельцами, занимают достойное место и в самых известных музеях мира, и в частных коллекциях, и в правительственных резиденциях, и в домах и квартирах.
Наряду с повседневной жизнью, ковры и ковровые изделия широко использовались при исполнении торжественно-праздничных обычаев и религиозных обрядов. Ковры использовались в свадебных церемониях, при праздновании весеннего праздника Новруз (или Навруз, Наурыз. – Ред.), совершении ежедневной молитвы-намаза.

На фото: Ткачихи за работой

Роль ковра в быту азербайджанского народа была столь большой, что искусные ковроделы пользовались всеобщим уважением в обществе. Труд ковроткача совмещал умение красильщика, мастерство ткача, вдохновение художника. Весь процесс создания ковра сопровождался обычаями поздравлений, праздничных угощений. Особенно торжественно отмечалось срезание готового ковра со станка. Этот день считается счастливым, удачным, и в этот день принято загадывать желания.
Тысячелетиями, с эпохи бронзы, развивавшаяся и обогащавшаяся опытом лучших мастеров азербайджанская ковровая школа подразделяется на семь зон: Губа, Ширван, Баку, Гянджа, Газах, Карабах, Тебриз.
Благоприятные природные условия Азербайджана с древних времен способствовали развитию здесь ковроделия.  Археологические находки и письменные исторические памятники свидетельствуют о том, что еще во II тысячелетии до н.э. на территории Азербайджана изготавливались изящные красивые вещи из мягких ковровых тканей. Исследования показывают, что Азербайджан был центром ковровой школы на Кавказе.
Азербайджанский ковер возник и процветал как форма самовыражения местной автохтонной культуры. С другой стороны, Кавказский регион с его уникальными природно-климатическими условиями всегда привлекал многочисленные племена и народы, которые нередко оседали здесь компактными поселениями. Все они со временем сливались с коренным населением, восприняв и местные традиции, внося свои элементы в его искусство и культуру в целом, в том числе и в ковроткачество. Многие из этих мотивов, переработанные в соответствии с местной художественной традицией, обогащали и развивали художественные особенности азербайджанского ковра. Поэтому в азербайджанском ковре можно встретить элементы, возникшие в результате взаимодействия с культурными традициями Передней и Средней Азии, а также народов Ирана, Индии, Китая и других стран. Это было естественное взаимовлияние культур разных народов, находившихся в длительном историко-культурном контакте и обогащавших друг друга.
В течение веков азербайджанские ковры распространялись по всему миру: купцы везли ковры по Великому шелковому пути в различные регионы мира, ковры преподносились в дар правителям и послам, ими пользовались как обменной валютой.

 

На фото: Главный художник «Азер-Илмэ»

Об известности азербайджанских ковров за пределами страны свидетельствуют восточные миниатюры и произведения европейских художников эпохи Возрождения (XIV–XV вв.). В работах итальянских, голландских, фламандских художников XIV–XVIII веков – Ганса Гольбейна (младшего), Ганса Мемлинга, Карло Кривелли, Томаса де Кайзера воплощены изображения азербайджанских ковров.

Сегодня образцы азербайджанских и восточных ковров хранятся в знаменитых музеях мира в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Вашингтоне, Стамбуле и т.д., а также в многочисленных частных коллекциях. Самая крупная коллекция азербайджанских ковров находится в Баку, в Музее азербайджанского ковра.
Настоящие ковры, естественно, делаются вручную, точно так же, как и сотни лет назад, а секреты их изготовления передаются из поколения в поколение.
Самым известным производителем ковров в современном Азербайджане является общество с ограниченной ответственностью «Азер-Илмэ». Именно ему принадлежит знаменитая бакинская фабрика ковров, на которой сегодня работают около пятисот человек. Это художники, искусствоведы, ткачихи, красильщики. Кстати, у фабрики есть цеха не только в столице, но и в регионах.
Важнейшие элементы производства – это не только традиционная технология изготовления ковров, но и использование качественных материалов. Например, краски на фабрике только растительного происхождения. Они изготавливаются из скорлупы грецкого ореха, индиго, кожуры граната, корней марены, морской соли, листьев тутового дерева. Со временем краски на готовых изделиях не выцветают, сохраняя первозданную яркость и сочность.
Сами ковры могут быть шерстяными или шелковыми. Овечья шерсть для ковров поступает из бакинского, губинского и ширванского регионов, шелковое волокно изготавливают в Шеки.
Два одинаковых азербайджанских ковра можно встретить очень редко, ведь только на фабрике «Азер-Илмэ» есть около тысячи готовых эскизов. И их количество растет, сюжеты и орнаменты становятся все более разнообразными.
Сама фабрика внешне больше похожа на дворец. Это не музей, хотя разнообразие выставленных ковров поражает воображение. Кроме рабочего цеха, есть и магазин, где выбранный ковер можно купить (хочу предупредить, что ручная работа высочайшего качества стоит совсем недешево). А в самом цехе работает одновременно около полусотни ткачих.


Сам процесс производства ковра – дело весьма трудоемкое. Эскизный проект, даже если он уже был использован прежде, дорабатывается, уточняются детали, меняются орнаменты, часто оттенки становятся другими. Затем профессиональные художники переносят эскиз на бумагу, он утверждается и отправляется в цех. Ткацкие станки, установленные там, напоминают металлическую раму по размеру ковра, на которой натянуты нити основы. Рама может устанавливаться под необходимым углом, существуют возможности растягивания ковров и других технологических действий, но сама работа производится исключительно вручную.
Работа очень кропотливая, и в ней используются всего три основных инструмента: нож, колотушка и ножницы. На каждую из тысяч вертикальных нитей навязывается узелок, лишние нитки обрезаются ножом, а потом с помощью колотушки, напоминающей расческу, узелки как бы спрессовываются. Выступившие нитки снова обрезаются, на этот раз ножницами. Казалось бы, работа особого профессионализма не требует, но на самом деле это огромный труд: каждый узелок должен быть именно того цвета, который должен находиться на этом миллиметре основы. Недаром в названии фабрики есть слово «илмэ», что по-азербайджански значит «узелок». Сколько узелков в ковре, скажем, два на три метра, посчитать практически невозможно.
Отметим только, что такой ковер четыре-пять мастериц делают, в зависимости от сложности, восемь – десять месяцев. А на ковер три на четыре метра может уйти и год… И это при работе по сорок часов в неделю!
Красота, изящество, долговечность, экологическая безопасность и соответствие самым современным потребительским нормам – вот основные черты азербайджанских ковров ручной работы. И у тех, кому удастся побывать в Баку, будет уникальная возможность не только посмотреть музейные и выставочные ковры, но и прикоснуться к чуду их рождения, самим увидеть работу азербайджанских мастеров и мастериц…
 

Фото Сергей Тетерин


Авторы:  Алексей БОГОМОЛОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку