НОВОСТИ
Главный судмедэксперт Оренбургской области задержан за незаконный бизнес
sovsekretnoru

Без «Союзов» обойдутся

Автор: Владимир АБАРИНОВ
01.04.2003

 
Владимир АБАРИНОВ
Специально для «Совершенно секретно»

АР

«Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает».

Книга пророка Исаии, глава 40, стих 26

Этими словами из Книги Исаии президент Буш обратился к нации по случаю гибели экипажа космического челнока Columbia. Он пообещал народу: программа космических полетов закрыта не будет. Семьи погибших астронавтов тоже считают, что пилотируемые полеты в космос должны продолжаться. Эвелин Хазбенд, вдова командира шаттла Columbia Рика Хазбенда, огласила заявление: «Хотя мы глубоко скорбим, как скорбили до нас семьи экипажей Apollo-1 и Challenger, отважное исследование космоса должно продолжаться. Как только причина трагедии будет установлена и устранена, наследие Columbia должно получить развитие на благо наших и ваших детей». Полковник Эйлин Колинз, командир шаттла, который должен был отправиться к Международной космической станции 1 марта, заявила, что ее экипаж к полету готов. Как показывают опросы, 80 процентов американцев считают: пилотируемая астронавтика имеет право на будущее.

Вопрос, однако, в том, нужна ли она Америке. Идея дальних космических экспедиций, воплощенная в сотнях научно-фантастических романов и фильмов, в полной мере отвечает первооткрывательскому духу американцев как нации. Но этот же национальный характер отличается не только романтизмом, но и рационализмом.

По стаканчику спуманте

 

Реализация проекта МКС связана с именем Дэниэла Голдина, менеджера крупной калифорнийской аэрокосмической компании, которого поставил во главе NASA президент Джордж Буш-старший, решивший, что космическому агентству необходим руководитель с корпоративным мышлением. После победы демократов в 1992 году вице-президент Эл Гор, отвечавший в администрации за научно-техническое сотрудничество с Россией, убедил президента Клинтона, что Голдин должен остаться на посту. Его девизом были три слова, напоминающие олимпийский лозунг: «Быстрее, лучше, дешевле».

В последующие несколько месяцев Голдин и лучшие специалисты NASA, засучив рукава, работали над модернизацией проекта МКС и пытались убедить конгресс в необходимости ее достойного финансирования. На положительное решение повлиял чисто политический аргумент. Советник вице-президента по международным делам Леон Фурт сказал законодателям, что работа над созданием МКС предотвратит утечку российских ракетчиков в Иран, Ирак и Северную Корею. Правительственные экономисты утверждали, что совместный многонациональный проект сэкономит федеральному бюджету 2 миллиарда долларов ежегодно. В конце того же года Голдин и глава Росавиакосмоса Юрий Коптев подписали соглашение. Чокались они демонстративно дешевым испанским спуманте, разлитым в пластиковые стаканы.

Соглашение с Россией потребовало корректив технических характеристик проекта. Чтобы российские «Союзы» и «Прогрессы» могли достигнуть станции с байконурского космодрома, разработчики изменили ее орбиту. В результате путь шаттлов к МКС увеличился, они должны были брать с собой больше топлива. Все это существенно увеличило расходы и косвенным образом повлияло на безопасность челноков. В период с 1993 по 1997 год Голдин сократил бюджет программы шаттлов на 25 процентов, до 1 миллиарда в год. Одновременно он настаивал, что проект МКС требует ежегодно от шести до восьми запусков. Ошибкой считают сегодня в NASA и то, что американские платежи поступали к Росавиакосмосу не напрямую, а через правительство России и зачастую до конечного получателя попросту не доходили, растворяясь в «черных дырах» российского бюджета.

Весной 1997 года делегация законодателей во главе с сенатором Сенсенбреннером посетила Москву и пришла к выводу, что партнерство с Россией должно быть разорвано. Они предложили вице-президенту Гору «выдернуть вилку из розетки», чтобы конгресс мог выделить дополнительное финансирование на МКС и таким образом компенсировать прекращение сотрудничества с Россией. Однако вице-президент в силу высоких политических соображений не пожелал раздражать Кремль. Латание дыр в бюджете совместного проекта продолжалось. В 1997 году работы по сооружению МКС отставали от графика на год, его стоимость росла. Российская сторона постоянно задерживала платежи. В итоге NASA изъяло из резервного фонда программы шаттлов 200 миллионов долларов и направило их на финансирование МКС. В последующие годы американцы вынуждены были компенсировать нехватку средств таким же образом. Сейчас сооружение станции отстает от графика уже на несколько лет. Его стоимость по сравнению с первоначальными расчетами возросла как минимум на 17 миллиардов долларов

Если не шаттл, то кто же?

 

Администрация Буша-младшего оставила программу пилотируемых полетов в неизменном виде. Буш, однако, наложил вето на разработку спасательного модуля на семь человек стоимостью более миллиарда долларов (нынешний аварийный модуль способен эвакуировать со станции троих). Это решение ограничило численность экипажа МКС тремя астронавтами, 80 процентов рабочего времени которых уходит на поддержание жизнедеятельности станции. Тем не менее утверждения о том, что проект МКС помешал разработке шаттлов нового поколения, не вполне корректны.

Несмотря на очередную катастрофу и гибель семи астронавтов (на фото вверху: одна из участниц экспедиции Калпана Чаула), руководство США и простые американцы считают, что программа пилотируемых полетов должна быть продолжена
АР

Не считая различных усовершенствований нынешних челноков, наиболее реальной и перспективной разработкой считался проект «космолета» (spaceplane – если угодно, «космоплан»), известного под обозначением Х-33, а также названием Venture Star. «Космолет» пал жертвой технических проблем, чрезмерно высоких затрат и, главное, коллапса рынка коммерческих космических услуг. В 2001 году было уже только шесть коммерческих запусков, рынок съежился до 3,3 миллиарда долларов. При таких условиях проект «космолета» стал абсолютно нерентабельным и 1 марта 2001 года был закрыт.

Существует также экстравагантный проект «космического лифта». На Западе считается, что идея впервые была описана в романе Артура Кларка «Фонтаны Рая» (1979); российские специалисты, разумеется, утверждают, что первооткрывателем был Циолковский. Так или иначе, речь идет о спутнике, расположенном на геостационарной орбите, на который можно будет поднимать грузы при помощи сверхпрочного троса. Однако за этот проект пока никто не взялся.

Альтернативы шаттлам, таким образом, пока не предвидится. Российские «Союзы» и «Прогрессы» обладают малой грузоподъемностью. Они не в состоянии доставить на орбиту крупные монтажные блоки – их можно перевозить только в грузовых отсеках американских шаттлов. Закрыть программу, в которую уже вложены такие средства, ни правительство США, ни конгресс не хотят.

Нынешний руководитель NASA Шон О’Киф не считает консервацию Международной космической станции неизбежной. Он выразил готовность вернуть шаттлы на орбиту, как только будут установлены причины катастрофы. По словам О’Кифа, возраст корабля Columbia – а это самый старый челнок – ни в коей мере не мог сам по себе стать причиной его разрушения. Columbia, подчеркнул глава NASA, вдвое моложе самолетов, которые успешно участвуют в афганской военной операции. Она всего год назад вернулась из капитального ремонта и свой предыдущий полет – первую после ремонта миссию по обслуживанию орбитального телескопа Hubble в марте прошлого года – провела «блестяще» и «без малейших происшествий». По мнению руководства NASA, трех шаттлов, оставшихся после катастрофы, вполне достаточно для обеспечения работы МКС. Одной из важнейших задач таких полетов остается периодический вывод станции на расчетную, более высокую орбиту, однако в текущем году этого не потребуется. До начала июня нынешний экипаж МКС располагает всем необходимым для своей нормальной жизнедеятельности.

Слишком дорогие друзья России

 

В настоящее время вопрос стоит лишь о ближайших планах международного консорциума. По словам заместителя руководителя NASA Майкла Костелника, в ближайшие дни партнеры по сооружению и эксплуатации МКС должны решить, посылать ли на станцию новый экипаж или законсервировать ее. Ресурсов жизнеобеспечения экипажа на станции хватит до июня. После этой даты начнутся проблемы с водой. Американских астронавтов Кена Бауэрсокса и Дона Петтита и российского космонавта Николая Бударина надо будет либо снабдить новым запасом еды, воды и топлива, либо заменить другим экипажем, который займется консервацией станции. NASA считает, что новый экипаж может состоять из двух человек – русского и американца. Подготовка к такому сценарию уже началась: члены экипажа продемонстрировали центру управления в Хьюстоне, что скафандр для выхода в открытый космос можно надеть с помощью одного, а не двух, как предусматривает инструкция, человек.

Не считая грузоподъемности, главное препятствие к использованию «Союзов» – нехватка финансирования. Американская сторона помочь тут ничем не может: закон о предотвращении утечек ракетных технологий в Иран, принятый конгрессом в марте 2000 года, ввел экономические санкции против стран, замеченных в поставках в Иран ракет и ракетных технологий. Особой поправкой конгресс разрешил тогда NASA купить у России компоненты, остро необходимые для строительства временного модуля МКС. Однако никакое дополнительное финансирование программы «Союзов» невозможно, пока Москва не докажет свою непричастность к разработке иранских ракет. «Хотя русские взяли на себя обязательство обеспечить смену экипажа, совершенно очевидно, что они испытывают трудности с финансированием и что мы, в соответствии с положениями INA, не в состоянии предоставить им прямую финансовую поддержку», – сказал Майкл Костелник.

Г-н Коптев еще в первых числах марта заявлял, что вопрос финансирования строительства новых «Союзов» необходимо решить незамедлительно, если потребуется – «на уровне президентов». Но в США президент не распоряжается федеральным бюджетом – это исключительная прерогатива конгресса. Несмотря на заверения Майкла Костелника, что иракский кризис никоим образом не влияет на переговоры NASA с Москвой, вполне очевидно, что американские законодатели придерживаются иного мнения. Занятая Россией проиракская позиция может поставить крест на российско-американском сотрудничестве в космосе.

NASA планировало завершить сборку американского «ядра» к 19 февраля будущего года, осуществив еще семь полетов к МКС.


Авторы:  Владимир АБАРИНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку