НОВОСТИ
Начали «хамить пациентам». Визит антиваксеров в больницу превратился в балаган (ВИДЕО)
sovsekretnoru

Бал у сатаны

Автор: Леонид ВЕЛЕХОВ
03.10.2012

В романе дом, где временно поселились Воланд и К°, значится под номером 302-бис, а квартира – под номером 50. В реальной жизни пятидесятая квартира в доме №10 по Большой Садовой находилась в шестом подъезде на пятом этаже, вход со двора. В небольшой комнате этой квартиры («гнусной комнате гнусной квартиры») в сентябре 1921 года поселился пока ещё малоизвестный писатель Михаил Булгаков.
Если идти по пути наименьшего сопротивления и принять во внимание, что Булгаков – автор необыкновенно точный, что за каждым его персонажем стоит реальный человек, каждый эпизод – отголосок реально происходивших событий, каждый дом – реальная Москва, то естественно предположить, что он разместил Воланда в своей собственной квартире – «которая пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией». Многие исследователи так и сделали.
Но как объяснить, почему писатель номер дома зашифровал (И.Ф. Белза, кстати, предложил достаточно остроумную формулу превращения №302-бис в №10: (3 + 0 + 2) х 2 = 10, а «бис» связан с гоголевским «бісом»!), a номера квартиры нет?
Кто жил в ней раньше? В 7-й главе романа ответ: «Ещё два года назад владелицей её была вдова ювелира де Фужере, Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама...»
Но, увы, не подходит квартира №50 вдове богатого ювелира. Непрестижна она для состоятельного человека, который дорожит своей репутацией и имеет солидную клиентуру. Не стал бы он селиться на последнем этаже, да ещё с входом со двора. Не случайно и у наших современников, посещавших «нехорошую» квартиру, она вызывала разочарование: «Где же здесь был Бал полнолуния?!»
Есть и такая версия. «Нехорошая» квартира, разумеется, находилась на Большой Садовой. Но вот все её детали – с Пречистенки, из дома №13. Там на верхнем этаже занимал две квартиры родственник знаменитого ювелира Фаберже. После революции он покинул Россию. Булгаков бывал в этом доме, видел квартиру исчезнувшего жильца и, конечно же, слышал о тайниках Фаберже...
Я предлагаю иной вариант, иную версию, так как уверен, что Михаил Афанасьевич зашифровал в романе и номер дома на Садовой, и номер квартиры. А причиной тому – текущий политический момент. «Нехорошей» квартира была с точки зрения большевистских властей.
Итак. Я считаю, что нули и в номере дома, и в номере квартиры ничего не значат, они – нули. И номер квартиры ставится в один ряд с номером дома: 3 + 2 + 5 = 10. Сумма всех цифр – номер дома. Поделив его на 2, получим номер квартиры – 5.
Квартира №5 в доме по Б. Садовой расположена очень удачно – 1-й подъезд, второй этаж или бельэтаж, что просто и удобно объясняет добавку «бис», без гоголевской мистики. Вот эта квартира для вдовы ювелира подходила.
Но я не мог отделаться от мысли, что адрес этот мне почему-то кажется знакомым. Разобрал старые записи по делам террористическим. И нашёл нужное в тетради с выписками по делу о покушении на жизнь председателя Совнаркома Владимира Ульянова-Ленина.
Из допроса обвиняемой Фанни Ефимовны Каплан (Ройдман):
Вопрос: Где остановились в Москве?
Ответ: В Москве с апреля 1918 года. Остановилась у политкаторжанки Пигит на Большой Садовой, 10, кв. 5.
В протоколах допроса личность политкаторжанки Пигит не уточняется.
Анна (иногда её называли Дина) Савельевна (Садуковна) Пигит была племянницей Ильи Давыдовича Пигита, миллионера, владельца табачной фабрики «Дукат» и владельца дома №10 по Большой Садовой. До революции Илья Давыдович жил в квартире №5 и, будучи человеком прогрессивным и мудрым, поддерживал революционные партии, надеясь, что в будущем это ему зачтётся. Однако после Октября его заслуги были забыты, а сам он выселен из собственного дома. Квартира №5 опустела.
Но ненадолго. Вскоре вернулась с каторги племянница Анна (наказание отбывала в Акатуе вместе с известной террористкой Марией Спиридоновой). Она и заняла квартиру дяди.
Путь Анны Пигит в революцию начался в 1905 году. Вместе с братом Давидом Садуковичем она принимает активное участие в революционных событиях в Москве. Они – связующее звено между эсеровскими организациями и кружками студенческой молодёжи. Из воспоминаний Андрея Белого («Между двух революций», М., 1990, с. 36): «...вижу товарища Пигита, входящим в наши квартиры; он, нас взяв за рукав, длинноносый и большеглазый, дудел о браунингах, транспортируемых из Финляндии, и предлагал: «У меня есть для вас...»
Итак. Племянники снабжают молодёжь оружием, а дядюшка Пигит в это время в своём особняке проводит теоретические диспуты о законности и необходимости революции. На одном из диспутов побывал и А. Белый, который потом всё удивлялся: «Сам на себя он, что ли, восстал?!»
Получалось, что так. Время требовало потрясать и ниспровергать – трясли и ниспровергали. А потом... А потом эти вечные революционеры, ещё полные сил и энергии, оказались не у дел. Вернулись с каторги – а места все заняты, и выхода для энергии почти нет. Так что им досталось Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
Естественно, появляется чувство незаслуженной обиды, неудовлетворённости. И бывшая революционная интеллигенция обращается к религиозно-философскому мистицизму.
Двери квартиры №5 открылись перед представителями религиозно-философского общества, организованного ещё до революции Маргаритой Морозовой. По свойствам характера так схожа эта женщина с героиней Булгакова...
Душой и мозгом общества был известный философ-богоискатель Николай Бердяев, внешне напоминавший... Воланда. Нервный тик, так часто искажавший лицо философа, – и воспаление лицевого нерва у Воланда...
Булгаков не придумал Воланда–Бердяева, он видел его воочию на заседаниях кружка в квартире №5. И продолжалось это вплоть до высылки Бердяева в 1922 году в вынужденную эмиграцию.
Для чего Булгаков описывает принадлежавший Воланду массивный золотой портсигар с масонским треугольником на крышке? Знак для читающего – теоретическое богоискательство Бердяева вошло в контакт с практикой мистического франкмасонства.
Факты свидетельствуют, что уже в начале XX века в среде интеллигенции проявилась тяга к мистическим ритуалам. «В каком-то салоне, – вспоминал А. Белый, – кололи булавкой кого-то и кровь выжимали в вино, называя идиотизм «сопричастием». Белый осторожен. Он не называет, в каком салоне, а нам это интересно знать. Однако ниточку даёт – ритуальное действо назвал «сопричастием» Вячеслав Иванов.
С 1 на 2 мая 1905 года в Петербурге на квартире поэта и драматурга Н.М. Мин-
ского (настоящая фамилия Виленкин) по инициативе Вячеслава Иванова собрался кружок мистически настроенной интеллигенции. Все члены его, взявшись за руки, производя ритмические телодвижения, пытались ввести себя в некое религиозное состояние, именуемое одержимостью. При этом совершались жертвоприношения с питьём человеческой крови.
Следует напомнить, что 1 мая 1905 года христиане праздновали Пасху, а сатанисты – шабаш. В 1920 году при реконструкции одного из арбатских домов обнаружили на стене изображение дьявола. Предположили, что там был алтарь, на который сатанисты возлагали обнажённую женщину.
В романе Булгакова такой обнажённой женщиной, Королевой Бала, или Майской Королевой, была Маргарита Николаевна. Она причащается не вином, как принято у христиан, а тёплой человеческой кровью. Она совершает ритуал из чёрной мессы.
Черновики писателя свидетельствуют, что в романе описывается чёрная месса. Запись от 1 сентября 1933 года: «Встреча поэта с Воландом. Маргарита и Фауст. Чёрная месса. – Ты не поднимешься до высот. Не будешь слушать мессы».
Высылка за границу Н. Бердяева не остудила мистического пыла Анны Пигит. Мессы продолжались. Но за квартирой пристально следили. Свидетельство тому – визит в «нехорошую» квартиру бывшего барона Майгеля, агента НКВД Бориса Сергеевича Штайгера.
Когда это было? Давайте считать.
«Командировка» Воланда в Москву длилась четыре дня, если считать день приезда (среду) и день отъезда (воскресенье) – одним днём. Как справедливо отмечал Е. Черняк («Невидимые империи», М., 1987, с. 151), главные события разворачивались во вторую половину Страстной недели, кульминация романа – пасхальное воскресенье, точнее, в ночь с субботы на воскресенье.
Директор варьете в алкогольном бреду подсказывает ещё одну отправную точку для датировки: «...немедленно вслед за воспоминанием о статье прилетело воспоминание о каком-то сомнительном разговоре, происходившем, как помнится, 24 апреля вечером тут же, в столовой, когда Стёпа ужинал с Михаилом Александровичем...»
Ужинать вместе дома они могли, скорее всего, в воскресенье. Через два дня на третий в Москве появился Воланд, а Михаил Александрович Берлиоз погиб под колёсами трамвая в среду на Страстной неделе. Значит, между 24 апреля и балом всего семь дней. В том году, когда Воланд появился в Москве, Пасха выпадала на 1 мая.
Ещё один указатель – шабаш ведьм. В средние века полагали, что раз в году, в Вальпургиеву ночь – в ночь на 1 мая, – нечистая сила собирается на Лысой горе (в Европе – на горе Броккенберг) и устраивает шабаш. В романе балу у Воланда предшествует шабаш ведьм.
Достаточно посмотреть пасхальный календарь, чтобы убедиться, что Пасха на 1 мая выпадает на 1932 год.
События романа Булгакова происходят в 1932 году. Теперь легко установить год исчезновения хозяйки квартиры Анны Францевны де Фужере, или Анны Садуковны Пигит. Булгаков пишет: «Ещё два года назад...» Анна Францевна владела квартирой. Значит, исчезла Пигит в 1930-м. В данном случае исчезновение тождественно аресту. Появление вежливого милиционера и просьба зайти на минуточку в отделение – прямое указание на представленный факт.
Действительно, начиная с 1931 года имена сестры и брата Пигитов больше нигде не упоминаются. Скорее всего, после процесса Промпартии и Шахтинского дела. Не помогли ни прошлые заслуги, ни связи. А связи были сильные, тянулись к старой ленинской гвардии. В 1905 году в доме Пигитов жила Анна Семёновна Тинкер. В её квартире был вход в катакомбы, где проходили собрания большевиков. Потом, выйдя замуж за Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича, Анна Семёновна превратилась в «кремлёвскую даму». Но в 1930 году она уже помочь не могла...        


Авторы:  Леонид ВЕЛЕХОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку