АРТИСТ-ОРКЕСТР

АРТИСТ-ОРКЕСТР
Автор: Александра ИВАНОВА
06.10.2014
 
ОЛЕГУ БАСИЛАШВИЛИ ИСПОЛНИЛОСЬ 80!
 
Олегу Басилашвили – 80! Честно говоря, даже как-то трудно сопоставить эту цифру с этим подтянутым, интеллигентным, бодрым и таким молодым человеком. И самое главное – настоящим Народным Артистом. Как сказал о нем когда-то Эльдар Рязанов: «Небеса не поскупились, отпустив Басилашвили и высокий рост, и красивое лицо, и обаяние, и осанку, и благородство манер, и главное – замечательный актерский талант».  
 
Абсолютно верно, точнее не скажешь. Недаром близкие друзья и коллеги обычно не зовут Олега Валериановича ни по имени, ни по имени отчеству, говорят просто – Басик. И опять же, как отметил Эльдар Рязанов, «чтобы называться Басиком, надо быть и замечательным артистом, и замечательным человеком, и замечательным гражданином. Надо быть Олегом Басилашвили». 
 
ДЕТСКАЯ МЕЧТА О МХАТЕ
 
Родился Олег Басилашвили в Москве в интеллигентной семье (мама – известный филолог, папа – директор Московского политехникума связи). Мальчик пошел скорее в маму, по гуманитарной части. С математикой в школе было плохо, зато с детства мечтал о театре. Причем не о каком-то там абстрактном театре, а о вполне определенном – Московском художественном. В реальности – сероватый быт советской действительности, а там, на сцене – «Синяя птица» зовет к чуду и счастью, «Три сестры» грезят о небывалом и стремятся «в Москву, в Москву!».
 
– И я готов был не быть актером, а мыть полы там, – вспоминает Басилашвили. – Я даже думал – вот какой я был странный человек! – думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное.
 
Поэтому, конечно, ничего нет удивительного в том, что после окончания школы Олег Басилашвили поступил именно в Школу-студию МХАТ. Помимо профессии обрел там заодно и свою первую жену – однокурсницу Татьяну Доронину. Творческий путь молодые супруги начинали вместе, в легендарном Ленинградском Большом драматическом театре. До этого, правда, еще была недолгая службе в театре Сталинграда, и в Ленинградском театре Ленинского комсомола. Но основное соприкосновение с театральной магией началось именно в БДТ под руководством великого Георгия Товстоногова.
 
ЭПОХА РЯЗАНОВА, ИЛИ «АРТИСТ-ОРКЕСТР»
 
В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году в фильме «Невеста». Киносудьба с самого начала стала складываться неплохо, да и преступлением бы было, если б такой фактурный талант остался на обочине кинематографической жизни. Фильмы с участием актера Басилашвили стали выходить практически ежегодно. Но истинно всенародную славу Олегу Валериановичу принесло благословенное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым.
 
Их первая встреча произошла за кулисами БДТ, а точнее в гримерке, которую Басилашвили делил вместе с другим замечательным актером Сергеем Юрским. Рязанов зашел туда после спектакля «Мольер», чтобы выразить восхищение, как своим знакомым Юрским (тот уже снимался у него в «Человеке ниоткуда»), так и пока незнакомым Басилашвили, который блистал в «Мольере» в образе Людовика XIV. «Не понимаю, почему я не снимаю вас в своих комедиях», – выразил удивление режиссер.
 
«Признаться, я тоже этого не понимаю», – ответил актер. Это стало началом большой творческой и человеческой дружбы.
 
Правда, путь к первому совместному фильму оказался не так-то прост. О том, что изначально роль Ипполита в «Иронии судьбы» должен был играть Олег Басилашвили, знают уже, пожалуй, все. Так же, как и о том, что трагические обстоятельства (смерть отца) помешали актеру принять участие в этой картине. Правда, он там все равно есть, в виде фотокарточки, которую взбешенный Женя Лукашин выбрасывает на мороз. Ведь Басилашвили был уже окончательно утвержден на эту роль, и костюмы пошиты, и эпизод с этой самой карточкой снят. Но судьба распорядилась иначе, и Ипполитом стал прекрасный Юрий Яковлев.
 
Но Рязанова не покидала мысль о работе с актером Басилашвили, и когда он задумал снимать «Служебный роман», ни о ком, кроме него, в роли симпатичного мерзавца Самохвалова он и не помышлял.
 
– Работать с Олегом Валериановичем – счастье для режиссера, – пишет в своей книге «Неподведенные итоги» Эльдар Рязанов. – Его артистическая натура – совершенный, лишенный какой бы то ни было фальши инструмент. […] Басилашвили – это артист-оркестр! Он может поведать о таких извивах человеческой психологии, залезть в такие недра людской души, демонстрируя одновременно смешное и чудовищное, благородное и гадкое, красивое и безобразное, что только диву даешься. У него необыкновенно мощный актерский диапазон, подкрепленный дьявольским профессионализмом.
 
Как настоящий профессионал Басилашвили всегда пытается оправдать и даже в какой-то степени полюбить своего героя.
 
– Не забывайте, что роман Оли и Самохвалова давно кончился, – объясняет актер. – Он женился на другой. Все забыл, а теперь они опять встретились. Рыжова его по-прежнему любит, но это же ее проблема. Для него былое чувство, видимо, простое увлечение, поэтому ему легче от него избавиться. Но все равно я пытался как-то оправдать Самохвалова. В эпизоде, когда он думает о Рыжовой, дал понять, что ему тоже грустно. Правда, он быстро берет себя в руки. Не думаю, что Оля совсем уж ему безразлична, просто он борется со своим чувством.
 
Роль Мерзляева в «О бедном гусаре замолвите слово» была написана уже специально для Олега Басилашвили. Правда, прочитав сценарий, актер с обидой воскликнул: «Почему ты все время предлагаешь мне роли мерзавцев? Неужели во мне заложено нечто отвратительное?»
 
Наверное, он все-таки чуть-чуть лукавил, для любого актера хорошо прописанная отрицательная роль – всегда подарок. Работать над ней все же интересней, чем над персонажем сугубо положительным, без оттенков. Да и справедливости ради стоит отметить, что и ролями хороших героев Рязанов Басилашвили все-таки не обделил. Стоит вспомнить и Федю из «Небес обетованных», и Горюнова из «Предсказания», и, конечно же, Платона из «Вокзала для двоих».
 
Со съемками в «Бедном гусаре» связана такая занимательная история. Герой Басилашвили Мерзляев по сюжету – военный чин из жандармерии.
 
– Для меня уже был сшит мундир с эполетами, я в нем выглядел весьма представительным, – рассказывает актер. – Но товарищи из КГБ, прочтя сценарий, поставили условие: «Мерзляев не должен быть сотрудником жандармерии». Кто же он тогда? «Пусть будет просто чиновник», – ответили кагэбисты. Даже через столько лет блюдут честь своего мундира. А мой мундир с меня сняли, одели в штатское. Но мне кажется, так даже интереснее, в конце концов, эти товарищи всегда действовали в штатском.
 
Кстати, именно на премьере фильма «О бедном гусаре замолвите слово» между Рязановым и Басилашвили был подписан поистине «исторический» документ – режиссер давал письменное обязательство снимать актера во всех своих фильмах. 
 
ОТ БУЗЫКИНА ДО ВОЛАНДА
 
Но активное сотрудничество с Рязановым чуть было не стоило Басилашвили еще одной звездной роли – Бузыкина в «Осеннем марафоне». А ведь сейчас представить на его месте там другого актера решительно невозможно. Тем не менее режиссер Георгий Данелия был категорически против его кандидатуры. По словам режиссера, он до этого видел Олега Басилашвили лишь в фильмах Эльдара Рязанова и считал, что на роль Бузыкина тот абсолютно не подходит. Но настойчивая ассистентка по актерам все же привела Басилашвили на пробы.
 
– Сидит напротив меня красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом сорокалетний мужчина, – вспоминал Георгий Данелия. – Конечно, он не годится на роль скромного, беспомощного и безвольного переводчика Бузыкина.
 
Пробы были назначены на вечер, а пока ассистентка по актерам попросила режиссера подвезти Басилашвили на своей машине.
 
– Он вышел на Маросейке у аптеки (там жила его мама), а мы проехали метров пятьдесят, и машина остановилась на красном светофоре, – пишет Георгий Данелия в своей книге «Тостуемый пьет до дна». – Я посмотрел в зеркало дальнего вида. Вижу, стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар. Вечером на пробы я ехал уже с другим настроем.
 
У Олега Басилашвили практически не было простоев в кино. И в 1990-х, и в 2000-х он регулярно появлялся на наших экранах в различных интересных образах. И наблюдать за его виртуозной игрой всегда одно удовольствие! Будь это отравитель Прохоров, или же папа римский в эксцентрической комедии Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений», или же генерал Епанчин в «Идиоте» Владимира Бортко, или же сам Воланд в «Мастере и Маргарите» у того же Бортко. Блестящее попадание, кстати! Кажется, что обаятельный булгаковский дьявол и должен быть именно таким, и в устах Воланда-Басилашвили особенно элегантно звучит знаменитая фраза о том, что «что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих».
 
НЕМНОГО О ЛИЧНОМ
 
Второй женой Олега Басилашвили стала тележурналистка Галина Мшанская. Дочери пошли по стопам матери – Ольга работает на телевидении, Ксения – на радио. Ксения подарила Олегу Валериановичу двух прекрасных внуков – Маринику и Тимофея. Маринике уже пять, а Тимофей отметил первую годовщину своей жизни аккурат за несколько дней до дедушкиного юбилея.
 
Вызывают большое уважение и человеческие, гражданские качества артиста Басилашвили. Он никогда не скрывал и не скрывает свою позицию, в интервью всегда честно и открыто высказывает свое мнение, в том числе и о политической ситуации. Как-то горько и грустно было читать на одном из сайтов комментарии некоторых читателей после интервью Олега Басилашвили, где он говорит о ситуации на Украине. В своем маразме некоторые доходят уже и до того, что поражаются, как вообще можно поздравлять с юбилеем этого человека!
 
Впрочем, все это пена и шелуха, которая схлынет, и не останется от нее следа, и имен этих людей мы никогда и не узнаем. А вот имя замечательного актера и человека Олега Басилашвили уже навсегда вписано в золотые страницы российской культуры.
 

Авторы:  Александра ИВАНОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку