АБОНЕНТ НЕ АБОНЕНТ

АБОНЕНТ НЕ АБОНЕНТ
Автор: Артем ИУТЕНКОВ
04.07.2014
Почему крупнейшие операторы сотовой связи ежегодно собирают миллиардные прибыли, а абоненты все чаще остаются «вне зоны доступа»?
 
В столице нашей родины, в Москве, все больше становится мест, где мобильная связь либо работает через раз, либо своего собеседника слышишь через слово. Разговор может неожиданно прерваться в дороге, телефон не будет видеть сеть в крупных бизнес-центрах и офисах, в пробках или рядом с ними практически невозможно войти в Интернет и проверить свою электронную почту или посмотреть одним глазком последние новости. И это при том, что лично у меня уходит на все эти «удовольствия» современной жизни в среднем 1500 рублей в месяц. Знаю людей, которые тратят ежемесячно на мобильную связь и 3000, и 5000 тысяч рублей. И если бы речь шла только об одном мобильном операторе. Качеством услуг сегодня не может похвастаться ни один из представителей «большой тройки». Так в чем же дело? Захотелось разобраться, куда уходят деньги миллионов абонентов? Как развиваются сегодня крупнейшие российские сотовые операторы? И почему, развивая и рекламируя все новые технологии передачи данных, «большая тройка» – «МегаФон», МТС и «Билайн» – забросила обычные голосовые вызовы и притянула к себе мошенников всех сортов?
 
Начнем со свежей отчетности за I квартал 2014 года трех лидеров российского мобильного бизнеса. В первые месяцы года «большая тройка» работала засучив рукава. Здесь и рост количества абонентов, и увеличение их среднего счета за месяц, и почти 13 млрд рублей чистой прибыли. Правда, данные о прибыли только по «МегаФону». Остальные, видимо, еще подсчитывают свои доходы. Но и без них в принципе порядок цифр понятен.   
Непонятно только, как при таких положительных финансовых достижениях качество связи из года в год становится хуже. Проблема достигла, видимо, таких масштабов, что столичное правительство даже заказало специальное исследование голосовых вызовов и каналов передачи данных в Москве. Привлекли специалистов из Ростехнадзора и Научно-исследовательского института радио. А в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, прежде чем выбрать оператора мобильной связи для государственных нужд, прибегают к услугам независимых частных компаний.
 
КАЧЕСТВО ГОЛОСОВОЙ СВЯЗИ ИЗМЕРИТЬ НЕВОЗМОЖНО
 
В маленьком, но современном офисе в центре Москвы генеральный директор компании 4GSpeed Алексей Ризванов с искрой в глазах рассказывает мне о проблемах передачи данных. «Ко мне пришел мой знакомый питерский журналист Борис Горлин, – говорит Алексей. – Мы тогда работали в сфере Digital и никогда не сталкивались с мобильной связью, кроме как со стороны потребителей. Но в процессе обсуждений поняли, что тема стоящая».
 
Было известно, что все мобильные операторы меряют свои скорости специальным оборудованием. Называется оно TEMPS. Это достаточно громоздкая техника весом несколько десятков килограммов, она используется операторами для своих внутренних целей. Да и стоит она порядка 100 тысяч долларов. Но проблема даже не в этом. В TEMPS установлена профессиональная антенна, а значит, и данные, полученные с этой машины, будут существенно отличаться от реальности. Нужно учитывать, что большинство абонентов пользуются обычными телефонами или модемами с обычной антенной.
 
Ребята из 4GSpeed пошли другим путем. «Мы взяли самые распространенные смартфоны, USB-модемы и обыкновенные SIM-карты всех трех российских операторов, – продолжает Алексей Ризванов. – Наши IT-специалисты разработали под наши задачи специальную программу, которая полностью моделирует действия пользователя. И проехали со всем этим добром, подключив все устройства к ноутбуку, на обычной машине по всей Москве. Сделав при этом порядка 100 тысяч измерений».
 
Результат превзошел самые пессимистические ожидания. В Москве, в самом сердце России, разрекламированная всеми операторами связь нового поколения 4G с реальной скоростью до 40 мегабит в секунду на современных устройствах не выдавала и 15 мегабит. А есть районы, где скорость модной сегодня сети LTE не дотягивает и до 8 мегабит в секунду ни у одного из операторов.
 
Основные проблемы с передачей данных наблюдаются в промышленных районах и лесопарковых зонах. И это касается всех трех операторов «большой тройки». Минимальная скорость загрузки в сетях нового поколения 4G отмечена и в большинстве спальных районов у МКАД – Люблино, Марьино, Алтуфьево и Тушино. И только в пределах Третьего транспортного кольца скорости у МТС, «Билайна» и «МегаФона» повышаются, но все равно не дотягивают до заявленных. А если увеличить масштаб карты, то можно увидеть маршрут специально оборудованной машины по каждой улице, где проводились замеры.
 
Алексей Ризванов признается, что их разработка не нашла отклика у обычного абонента. Человеку может понадобиться замерить скорость всего-то два раза – дома и за городом, на даче. Но платить за такую услугу он точно не готов. Другое дело госзаказы. Интерес к замерам скорости мобильного Интернета проявили госструктуры в Сочи, Ленинградской области и Санкт-Петербурге. 
Но если скорость передачи данных, как мы выяснили, можно замерить, то качество голосовой связи, утверждает Алексей, проверить невозможно. «На сегодняшний день, – говорит директор компании 4GSpeed, – в России не существует технологии замера качества голосовых вызовов. И когда такая технология появится, неизвестно».
 
МОБИЛЬНАЯ ПАУТИНА
 
Сегодня столичный регион – это сосредоточение миллионов различных устройств передачи данных. И это не только мобильные телефоны, планшеты, компьютеры или модемы. Все ли знают, что современные светофоры также оснащены SIM-картами и могут управляться дистанционно из специального технического центра? На многих остановках появились электронные табло для отображения расписания автобусов, троллейбусов и трамваев. Пока они находятся в тестовом режиме и выдают единственную надпись «Обновление информации…», но в них так же вставлены SIM-карты мобильного оператора. Эта технология называется M2M – Machine-to-Machine, которая позволяет машинам обмениваться информацией друг с другом или же передавать ее в одностороннем порядке.
 
Так вот, все эти новшества, вкупе с безумным ростом в последние годы абонентской базы сотовых операторов, привели к тому, что многочисленные приемные устройства на вышках связи, расположенных по всему городу, по мнению экспертов, в часы пик перестают справляться с нагрузкой по обработке и передаче данных.
 
Операторы в крупных городах столкнулись, как это ни странно звучит, с парадоксальной проблемой – нехваткой инфраструктуры. Кто-то скажет – этого не может быть, представители «большой тройки» все время заявляют о развитии своих сетей, большой поток инвестиций идет на сотовую сеть нового поколения 4G-LTE. На подходе мобильная связь – 5G. Все это так. Но, по данным исследований, в последние годы обычную голосовую связь и CМС-сообщения вытесняет передача данных. Люди стали меньше звонить и писать короткие сообщения. Вместо этого используются социальные сети, различные бесплатные текстовые приложения типа WhatsApp, звонки совершаются по Skype или Viber. Интернет выбился в лидеры по использованию трафика мобильной связи. Именно поэтому активное развитие получила сеть 4G-LTE. А модернизация голосовых 3G и 2G приостановлена. Эксперты уверены, что основной вопрос сегодня перед мобильными сетями состоит именно в этом – как сбалансировать огромные затраты, чтобы поддерживать все три сети (2G, 3G и 4G) одновременно.
 
СТАРАЯ NOKIA РАБОТАЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ САМЫЕ ПРОДВИНУТЫЕ СМАРТФОНЫ
 
С появлением на рынке смартфонов у абонента, казалось бы, появились безграничные возможности. Можно не только звонить и писать СМС, но и заходить в Интернет, проверять электронную почту, сидеть в социальных сетях, скачивать игры или книги, чтобы не было скучно доехать до работы и обратно домой на метро. Смотреть фильмы в хорошем качестве. В столичной подземке, правда пока только на кольцевой линии, даже установили в поездах бесплатный доступ к Wi-Fi и создали специальный сайт с сервисом на любой вкус.
 
И если первые смартфоны были слишком дороги и доступны не каждому, то сегодня мобильные операторы предлагают универсальное устройство за смешные деньги – 1000 рублей за штуку.
 
Но расслабляться не стоит – смартфон, как мини-компьютер, напичканный различными приложениями, программами и файлами, может вас подвести при обычном звонке.
 
Дело в том, что смартфоны работают в сетях 3G и LTE. А они, как мы уже знаем, как минимум в Москве, в часы пик, максимально загружены. К тому же различные приложения могут конфликтовать между собой, заметно снижая производительность современного гаджета и ухудшая его работоспособность. И если вы захотите сделать звонок – не факт, что это получится с первого раза или разговор не прервется на середине.
 
А вот обычный мобильный телефон пока еще поддерживает сеть 2G, которая осталась свободной для голосовых соединений после ухода потребителей на более «продвинутые» технологии.
 
Простая Nokia гарантированно вас свяжет с нужным абонентом, в отличие от Samsung или iPhone пятого поколения.
 
РОССИЯ – ТЕРРИТОРИЯ «ЧЕРНЫХ ДЫР» ИЛИ «ЗОЛОТОГО» РОУМИНГА
 
Мы уже говорили, что основные деньги мобильные операторы делают в крупных городах нашей страны. Но люди живут не только в них. От Владивостока до Сочи огромные территории до сих пор не покрыты сотовой связью и, скорее всего, уже никогда не будут покрыты. Сотовым компаниям просто невыгодно вкладывать сотни миллионов рублей в обустройство вышки рядом с деревней, например на севере Приморского края, в которой живут всего 500 человек. Как-то работа занесла меня в такую деревушку, и бабушки жаловались – мол, родственники купили им мобильные трубки, а они не могут понять, зачем. Сети здесь и в помине не было.
 
Другая история уже из Воронежской области. В когда-то процветающем селе на живописном берегу Дона у оставшихся здесь полутора тысяч местных жителей – SIM-карты разных операторов. Но чтобы ответить на звонок или позвонить самому, нужно забраться на единственную возвышенность в этой местности, и, если повезет и сигнал не исчезнет, разговор состоится.
 
Но операторы не забудут о своем клиенте и его счете, если абонент вдруг окажется вдалеке от своей домашней сети. Тарифы в роуминге возрастают в разы. И нужно быть наследником Рокфеллера, если ты вдруг со своим ростовским номером оказался в Хабаровске и появилась необходимость сделать ряд звонков.
 
Юрист Олег Фролов из Общества защиты прав потребителей говорит, что «основная волна обращений владельцев мобильных телефонов связана именно с огромными счетами, которые люди получают, вернувшись с отдыха из-за границы». Но судебных перспектив претензии к мобильным операторам в нашей стране не имеют. Доказать, что выход в Интернет, например в Испании, совершил не российский турист, а его смартфон без ведома владельца, практически невозможно. «Есть и другие претензии к мобильным операторам, – рассказывает Фролов, – в том числе и по качеству связи, и по дополнительным списаниям со счета абонента, и по СМС-спаму. Но россияне предпочитают не тратить нервы и деньги, доказывая свою правоту, из-за несправедливо списанных 500 или 1000 рублей».
 
Можно, конечно, надеяться, что термин «роуминг», как и «мобильное рабство», в ближайшее время уйдет из нашего лексикона. Но найдется еще тысяча и один способ выманить из кошельков абонентов дополнительные деньги, не дав при этом ничего взамен. Например, качества и постоянства связи.
 
МОШЕННИКИ НА СВЯЗИ
 
В годовых отчетах операторов сотовой связи вы вряд ли найдете данные о том, какая доля выручки от контентного бизнеса оседает в карманах их владельцев. За известной всем абонентам фразой «Отправьте СМС на короткий номер…» скрывается многоуровневая партнерская сеть, распутать которую не под силу даже опытному специалисту IT-индустрии, не говоря уже про обычных сыщиков. Система, выстроенная операторами для развития мобильной коммерции, – это скорее приглашение нечистым на руку дельцам. Где мобильные операторы выступают фактически администраторами платежей со счетов своих абонентов в адрес продавцов контента и сервисов. Удерживая при этом солидные комиссионные – от 30% и выше.
 
С самым простым способом заработать на абоненте дополнительные деньги сталкивались многие. Приобретая новую SIM-карту, человек, естественно, не задумываясь, вставляет ее в телефон и начинает пользоваться. И даже не подозревает, что у него вместо обычного гудка играет какой-нибудь музыкальный хит. Известную мелодию может слышать только тот, кто позвонит по этому номеру. И вряд ли ваш собеседник обратит на этот факт особое внимание.
 
Между тем предустановленная мелодия вместо гудка бесплатна обычно две недели. А дальше, если вы ее не отключите, с вашего счета будет списываться ежемесячно около 30 рублей. Вспомним, сколько у каждого оператора «большой тройки» абонентов, умножим их число на 30 и получим серьезную сумму – которая делится между самим оператором и контент-провайдером.
 
Но мошенники совершенствуются. Простые «разводки» абонентов вроде «генераторов номеров карт оплаты», «сканеров тела», «программ для чтения мыслей» все еще в ходу, но есть и более коварные методы. Можно получить на смартфон мобильный вирус, который в скрытом режиме сам начнет рассылать СМС на нужные номера. По информации «Лаборатории Касперского», только за второй квартал 2012 года было обнаружено почти 15 тыс. новых вирусов, созданных для смартфонов (в основном для OS Android). Около 40% из них составили СМС-троянцы, которые воруют деньги со счетов абонентов сотовой связи. Они опережают даже программы-шпионы, которые похищают персональную информацию пользователя. Заражение происходит вполне просто. Пользователь получает СМС, в котором его под тем или иным благовидным предлогом просят пройти по ссылке, чтобы посмотреть картинку. «Загрузив ММС», абонент и впрямь увидит какую-нибудь картинку, которую злоумышленники разместили для отвода глаз, – из серии «С праздником!», с подписью его домашнего оператора связи.
 
Антивирус у абонента, скорее всего, не установлен: это еще не так модно, как в случае с компьютерами. В итоге троянец начинает делать свое черное дело – опустошать счет абонента, отправляя платные СМС на короткие премиум-номера. Старается особенно не увлекаться – пару в день или десяток в неделю. И это может продолжаться очень долго.
Было бы неправильно говорить о том, что мобильные операторы совсем не борются со злодеями. В каждой компании существуют целые отделы по безопасности, которые отслеживают мошенников. Правда, только тех, на кого поступают жалобы от абонентов. А это в общей массе небольшой процент от всей суммы теневого бизнеса. Большинство из нас просто ленится жаловаться операторам на странные небольшие списания или вообще не замечает их. Удивляясь лишь про себя: отчего это я стал больше платить за мобильный телефон?
 
Специалисты разделяют СМС-потоки на два вида – белые и черные. Белые – это те, на которых операторы либо зарабатывают свою фиксированную ставку, либо ничего. Например, остаток на банковском счете, сервис-сообщения самого оператора, уведомление об оплате из интернет-магазина.
 
Черные потоки – это как раз те, где оператор делает вид, что не имеет к этому никакого отношения, при этом зарабатывая миллионы долларов: реклама товаров и услуг, различные лотереи, которые предлагают вам поиграть в викторину и попытаться получить главный приз – автомобиль или миллион рублей. Весь этот СМС-спам не может проходить под носом у оператора совершенно незамеченным.  

Авторы:  Артем ИУТЕНКОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку