ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс

Новости

«Подобных случаев было два»

Опубликовано: 13 Января 2017 17:34
На фото: Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов
На фото: Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов

Олег Смирнов, экс-замминистра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР - о катастрофе Ту-154 в Сочи.

Олег Смирнов, экс-замминистра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР — о катастрофе Ту-154 в Сочи.

 — Вообще-то преждевременно говорить о причинах катастрофы, пока профессиональная  комиссия по расследованию не поставила в нём точку. А путь к этому занимает недели, а то и месяцы. Однако многие СМИ, торопясь опередить коллег,  уже вовсю тиражируют мнения экспертов, порой далёкие от знания особенностей  авиации. Как командир корабля, налетавший тысячи часов на различных типах самолётов, всё же попробую высказать свои предположения. Но это, повторюсь, лишь мои предположения, основанные на практике, которые просил бы не считать истиной в последней инстанции.

Я буквально через пару часов после катастрофы рассчитал, что самолёт начал падать с той точки, где убираются закрылки. Подобных случаев было два. Первый в шестидесятых годах, когда упал Ил-18, нырнувший в той же точке. Второй уже в нашем веке с армянским "Боингом", который погиб, правда, при заходе на посадку, но при уходе на второй круг, когда тоже убирал закрылки. Поэтому, думаю, эта системность для комиссии должна стать поводом для углублённого анализа.

Из личной практики. Я много летал с этого аэродрома, он является сложным.  Застал времена, когда на Ил-18 мы заходили на посадку в Сочи с гор. Это была, по сути, профессиональная эквилибристика, чему специально тренировались. Но потом такие заходы на посадку запретили как не обеспечивающие безопасность полётов. И сегодня взлёт только на море и посадка с моря. Помню свой первый взлёт глубокой ночью. Видит же не глаз, а мозг. И вот я, набирая высоту, чувствую какой-то дискомфорт. Смотрю — вверху – звезды и внизу звезды тоже, отражённые в море. Мозг сразу в ступор – лечу вверх ногами, что ли? И тут главное не поддаться панике, ни в коем случае не переходить на визуальный полёт, не становиться пленником иллюзий, а поверить приборам. Не потерять пространственную ориентировку. Днём, кстати, та же картина: голубое небо и надо мной, и подо мной. И горизонта ты не видишь. Море и небо сливаются перед тобой. Если поверить глазам, беда будет обязательно. За многие годы по этой причине в мире произошли сотни катастроф.  В таких случаях командир корабля должен быть готов  к тому, что мозг его восстанет в какой-то момент, и он перестанет понимать, где  находится. Рецепт единственный: пилотируй по приборам!!! Не поддавайся провокации "звёзд внизу".

Что касается закрылков, то на Ту-154 Б краны уборки закрылков и шасси располагаются рядом, и вполне могла произойти ошибка при их включении. А это приговор, особенно на малой высоте. Существует и другой вариант – несинхронная уборка закрылков. В этом случае грубо нарушается аэродинамика, и самолёт переворачивается на спину. Но на том типе воздушного судна  есть система, устраняющая этот дисбаланс. Когда один закрылок отклоняется на 4 градуса, а второй – нет, то система стопорит перемещение закрылков. Действия в таких случаях требуют и знаний, и навыка, и опыта. И третье – неуборка закрылков. Это очень плохо, но не катастрофично. Самолёт с выпущенными закрылками заходит на посадку, но для этого экипажу надо держать соответствующие скорости. Не превышать, чтобы закрылок не оторвался. И не уменьшать, чтобы не свалиться в штопор. И последнее. Когда мне говорят, что у командира самолёта был налёт четыре тысячи часов, думаю, не только я, но и другие гражданские пилоты, у которых налёт под 30 тысяч часов,  пожимают плечами. О большом опыте здесь говорить не приходится, тем более, когда неизвестно, какой процент этого налёта в качестве командира корабля приходился именно на Ту-154. Так что подождём окончательного расследования. Будет ли заключение комиссии объективным? Ведь армия расследует саму себя, а потому… Но не будем опережать события…. 

Записал Анатолий Журин

Тэги: ту-154

поделиться: