НОВОСТИ
Доброволец из США, пропавший в Донецке 8 апреля, погиб
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93961
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
25006
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25469
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28157
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26399
sovsekretnoru
В Пермском крае всё больше случаев жестокого обращения учителей с учениками

В Пермском крае всё больше случаев жестокого обращения учителей с учениками

в пермском крае всё больше случаев жестокого обращения учителей с учениками 14.06.2016

«Совершенно секретно»: В Пермском крае школьных учителей всё чаще можно встретить не в классах, а в суде. Учительница первого класса одной из гимназий Перми заклеила двум детям рот канцелярским скотчем и стала фигурантом уголовного дела. Всего за неделю перед этим суд приговорил к штрафу учительницу из села Усть-Кишерть, которая также решила добиться тишины, заклеив скотчем рот ученика. Официальной статистики, сколько подобных случаев жестокого обращения со школьниками происходит в других регионах России, нет. Корреспондент «Совершенно секретно» опросил экспертов из разных областей, где проходит грань между педагогикой и садизмом и в чем причина жестокого обращения школьных учителей с детьми.

Министерство образования и науки РФ к такому отношению педагогов к ученикам относится довольно либерально. Недавно экс-глава ведомства и помощник президента РФ Андрей Фурсенко заявил, что возбуждать уголовные дела против учителей «за подзатыльник» это ненормально. Так он прокомментировал ситуацию с учителем начальных классов златоустовской гимназии №10 Татьяны Порсевой, которая таскала детей за уши, раздавала им подзатыльники, а одну из девочек не отпускала в туалет, пока ее не стошнило прямо в классе. Ей инкриминируется статья 156 УК РФ – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Обвинение педагогу пока не предъявлено.

«Если бы в наших школах всерьёз решили подсчитать количество случаев жестокого обращения с детьми, то статистика получилась бы, мягко говоря, жутковатая, — уверяет корреспондента «Совершенно секретно» кандидат педагогических наук Дмитрий Веретенников. – Ведь жестоким обращением с ребёнком считается причинение вреда не только его физическому, но и психическому здоровью, а это у нас общераспространенная практика».

Запугивание, словесные оскорбления, насмешки, унижение человеческого достоинства, ложные обвинения, демонстрация неприязни, очевидная необъективность оценок, бесконечные замечания или полное игнорирование, даже предъявление требований, не соответствующих возрасту или физическим возможностям ребенка – всё это различные виды психологического насилия над школьниками.  

«К сожалению, в педагогических вузах практические не уделяется внимания профилактике именно психологического насилия, — говорит Дмитрий Веретенников. — Студентов не учат корректному поведению с их будущими учениками, и в результате они просто не понимают самых элементарных норм поведения педагога. А мы на выходе получаем учителей, для которых совершенно естественно грубо прервать учащегося или отпускать глупые шутки по поводу его внешнего вида или манеры разговаривать. Хотя даже самого типичного заявления «Учитель здесь пока ещё я» уже достаточно, чтобы сделать вывод: этот педагог жестоко обращается с детьми, поскольку подавляет их мнение, отстаивает свою правоту, когда очевидно не прав, не уважает своих учеников. А главное: если не сегодня, то завтра, от эмоционального насилия он может перейти к физическому, так как они всегда сопутствуют друг другу».

По мнению Дмитрия Веретенникова, решать эту проблему нужно в первую очередь в педагогических вузах, отсекая склонных к жестокому обращению абитуриентов и обучая всех остальных не травмирующему детей поведению. А в школах должны регулярно контролироваться и безжалостно пресекаться все попытки нарушать профессиональную этику. Если заслуженного учителя показательно уволят за то, что он назвал своих учеников дураками, и об этом случае напишут все СМИ, то это и станет первым признаком того, что в России всерьёз взялись за искоренение жестокого обращения со школьниками.

«К сожалению, сделать это будет непросто, поскольку исторические корни традиции жестокого обращения со школьниками уходят очень глубоко и они по-прежнему крепки, — говорит «Совершенно секретно» культуролог Вадим Завадский. – В дореволюционной школе учитель ставил учеников на горох, бил их линейкой по рукам, мог высечь розгами – и подобные методы считалось абсолютно нормальными. Всех интересовал только уровень знаний, а не то, какими методами его удавалось достичь. Традиции палочной педагогики были унаследованы, поддержаны и кодифицированы советской школой, стремившейся превратить всех учеников в винтик единого механизма, стереть их индивидуальность и сделать их максимально бесправными. Тоталитарность, диктат, воспитание стрессом – все это до сих пор характерно для учителей «старой закалки». И многие современные педагоги стремятся им подражать, поскольку идеализация советского прошлого сегодня распространяется и на советскую школу».

Справедливость выводов Вадима Завадского подтверждает и уже упомянутое ранее выступление Андрея Фурсенко. Комментируя поведение учительницы-садистки из Златоуста, он заявил буквально следующее: «Насколько я представляю себе, речь не идёт о любви и неуважении к детям. У нас есть своя система воспитания, которая не может поменяться немедленно. Так же не может общество поменяться немедленно, это надо учитывать».

Родители, выросшие в СССР, тоже не предпринимают никаких попыток изменить ситуацию. С ностальгией вспоминая, как учителя могли кинуть в них линейкой или поставить в угол, но зато заставляли на всю жизнь зазубрить материал, мамы и папы не обращают внимания на жалобы детей, рассказывающих о жестоком обращении педагогов. Путь оскорбляют, пусть подзатыльники раздают — лишь бы хорошо учили.

«Да и сами дети крайне редко сообщают своим родителям, другим учителям или руководству школы о случаях жестокого обращения с ними, — уточняет в беседе с корреспондентом «Совершенно секретно» психолог, кандидат психологических наук Роман Ольшевский. – Чтобы понять, что нарушается  граница, нужно иметь представление о том, где она проходит. А откуда его взять школьникам, которые понятия не имеют, что педагоги обязаны вести себя с ними совершенно иначе? Если ребенка с рождения держать взаперти в комнате без окон и ни разу в жизни не выпускать на улицу, он и не поймёт, что с ним обращаются как-то не так. Вот так и в школе. Дети просто не осознают, что систематически подвергаются жестокому обращению и являются жертвами насилия».

Противостоять жестокости самостоятельно или всем коллективом, объединившись, дети не способны. Жертвой жестокости педагогов обычно становятся школьники, которые не имеют в детском коллективе высокого статуса.

«Анализируя случаи жестокого обращения с учениками в школах, исследователи этой проблемы выяснили, кто становится мишенью учителей-садистов, — рассказывает «Совершенно секретно» школьный психолог Елена Демченко. – Чаще всего это дети: с низким уровнем интеллекта, у которых возникают сложности в освоении учебного материала; с неразвитыми навыками общения или излишне замкнутые; страдающие от каких-либо заболеваний, например от нервных тиков, заикания, энуреза, косноязычия, дислексии, дисграфии или дискакулии – нарушения способности к счету. Даже если ребёнок просто носит очки, набрал лишние килограммы или чересчур худой, он плохо слышит, у него оттопыренные уши или ярко рыжие волосы, это уже может превратить его в жертву педагога-садиста. А к развернутой им травле быстро подключатся и все одноклассники, поскольку школьникам с описанными выше признаками лишь в исключительных случаях удается добиться признания и поддержки одноклассников. Как правило, они становятся изгоями, и терроризировать их можно легко, не опасаясь столкнуться ни с сопротивлением самого школьника, и уж тем более – с протестом сплотившегося в его защиту детского коллектива».

Так возникает замкнутый круг. Склонные к жестокости учителя при молчаливой или даже активной поддержке коллег продолжают жестоко обращаться со своими учениками. Школьники молча терпят, поскольку не понимают, что это не нормально. Родители спокойно относятся к ситуации, потому что сами воспитаны в точно таких же традициях. И этот круг разрывается лишь в исключительных случаях, когда от постоянного психологического и мелкого физического насилия учителя переходят к чему-то, выходящему за пределы стандартной практики, – например, заклеивают ребенку рот скотчем. Внимание учителей, детей и их родителей привлекают только случаи, которые обязаны привлекать внимание правоохранительных органов.

«Пока отношение к школьной жестокости не изменится на всех трех уровнях, изменить ситуацию не удастся. А сделать это необходимо, и чем скорее, тем лучше. К сожалению, приходится признать, что количество случаев физического насилия над детьми в школах будет только расти, — убежден Дмитрий Веретенников. – Престиж профессии учителя, резко упавший в 90-е годы прошлого века, продолжает понижаться. В педагогические вузы, а потом и в школу, часто приходят те, кто не сумел найти себе применения в других областях, приносящих больший доход. А уровень агрессии у неудовлетворенного своим социальным статусом педагога, который не любит свою работу, крайне высок. Не имея возможности изменить ситуацию, повлиять на государственную политику, поставившую его в такое унизительное положение, школьный учитель неизбежно станет вымещать накопившиеся обиды на тех, кто традиционно имеет в российской школе более низкий, чем у педагогов, статус, – на детях. Причем делать это он станет безо всякого опасения потерять работу: учителя прекрасно понимают, что заменить их обычно просто некем, и поэтому руководство школы вынуждено наблюдать за происходящем с полузакрытыми глазами».

«В то же время привлекать учителей к уголовной ответственности за каждый случай физического насилия над детьми тоже не выход, — считает Елена Демченко. – Если за любой подзатыльник ребенку педагогов будут отправлять за решетку, то они почувствуют себя в роли жертвы, и уровень их агрессии по отношению к школьникам вырастет. Лишённые возможности применять физическое насилие, они развернут настоящий психологический террор против учеников. И сами же дети подогреют ситуацию: они поймут, что их и пальцем тронут нельзя, и тоже начнут терроризировать учителей».

Уже сегодня многие учителя ведут себя неадекватно, потому что просто не выдерживают огромной нагрузки, прежде всего психологической. Ведь труд педагогов относится к одному из наиболее тяжёлых в эмоциональном плане, от них постоянно требуется огромное самообладание. И как только они его теряют, школьники переходят в наступление и намеренно начинают провоцировать учителей, чтобы вывести из себя. Поэтому в большинстве конфликтов, приводящих к жестокости, педагог всегда не только «палач», но и «жертва». У него просто сдали нервы. А если между педагогами и учениками развернется полномасштабная война, ничем хорошим она не закончится ни для одной из сторон. 

Поэтому, по мнению экспертов, единственный выход – это начать наступление на школьную жестокость сразу по всем фронтам. Учителя должны понять, что они неизбежно понесут наказание за любое насилие над детьми. Учащиеся – что сообщать о таких случаях они могут и должны, но при этом и сами они обязаны соблюдать границы. А родители должны внимательно наблюдать за ситуацией, своевременно информируя руководство школы о нарушениях, но не переводить родительский контроль в сутяжничество. Задача же педагогических вузов и руководства школ – разрабатывать и внедрять методики, которые сделают невозможным педагогическое насилие над детьми, которая на данный момент заложено в самих технологиях школьного обучения.

Анна ГРУШНИЦКАЯ, специально для «Совершенно секретно»

 



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку