Несмотря на санкции, калининградские товары тихой сапой покоряют рынки Европы
«Совершенно секретно»: Власти Калининградской области в разгар санкционной политики ЕС заявили об амбициозных планах – максимально увеличить экспорт местной продукции на европейский рынок. Уже сейчас калининградские производители поставляют в Германию, Польшу и страны Скандинавии разнообразный ассортимент – от башенных кранов до женских пеньюаров и от капусты до кирпича. Корреспондент «Совершенно секретно» узнал о потенциале и подводных камнях экспортного бизнеса.
Экспортная тема была поднята на прошедшем накануне II Балтийском конгрессе предпринимателей в Калининграде. В ходе выступлений и выставки достижений выяснилось, что почти каждый второй участник форума, представляющий мелкий и средний бизнес, поставляет свою продукцию в страны ЕС и на другие зарубежные рынки.
«Калининград в этом плане — удивительное место, — признался журналистам вице-премьер Калининградской области Антон Алиханов, работающий в Калининграде менее года. – Совсем маленькие предприятия, средние и крупные в принципе не имеют проблем с выходом на экспортный рынок. Другое дело, им нужно, конечно, помогать».
Региональные власти планируют делать ставку на малый и средний экспортно-ориентированный бизнес, как это делают в той же Германии и Чехии. «Они не только продвигают наши товары на Западе, но и обеспечивают высокий процент занятости», — отметил Антон Алиханов.
«До конца лета мы внесём изменения в госпрограмму, чтобы создать конкретные механизмы поддержки МСП (малые и средние предприятия. – Прим. ред.) с экспортной составляющей», — подытожил региональный вице-премьер. Власти намерены сконцентрироваться, помимо, как выразился Алиханов – «стандартных друзей – поляков, литовцев и немцев» – на странах Северной Европы.
Вот лишь некоторые примеры экспорта. Пожалуй, самый необычный экспорт у швейного предприятия «Балтерма-Калининград», которое поставляет для немецких фрау и польских пани пеньюары и пижамы. Их изюминка – янтарные камушки, которыми украшены шелковые ночнушки.
За такими пеньюарами, сделанными в Калининграде, немки и польки стоят в очереди
«Заказов до Нового года столько, что на сегодня наших мощностей не хватает отшить всё это. Мы ещё маленькие», — сообщил генеральный директор ООО «Балтерма-Калининград» Сергей Ревебцев (сейчас предприятие планирует удваивать объём, а в ближайшее время едет в Германию на очередную выставку женского белья – Прим. ред.).
«Я горд за своих дизайнеров! Девчонки – молодцы, придумали такую коллекцию, что её Европа покупает», — продолжил Ревебцев.
Он с сожалением добавляет, что в то время как продукция российского легпрома – «дешевле и лучшего качества» – идёт в Европу, из Китая и Турции в Калининград в тюках поступает схожий ассортимент. «Только наши конкуренты уж точно не китайцы», — подчеркивает директор.
Предприятие работает по упрощенной системе налогообложения. В рамках Особой экономической зоны (ОЭЗ) оно завозит из ЕС ткани, кружева, нитки, далее шьёт одежду по своим моделям и затем продает в Европу. Сергей Ревебцев рассчитывает на поддержку регионального правительства, прежде всего, в части льготного кредитования и, возможно, софинансирования при покупке дополнительного оборудования.
Столпом калининградского экспорта является краностроительное предприятие «Балткран». В 2016 году в эксплуатацию планируется ввести контейнерный кран для интермодального терминала на литовско-польской границе. Кран на рельсовом ходу рассчитан на интенсивную перегрузку контейнеров с широкой железнодорожной колеи на более узкую европейскую. А минувшим летом «Балткран» и датская компания Kroll Cranes подписали соглашение о сотрудничестве.
Прошлой осенью фермер Алексей Мартемьянов экспортировал в Польшу 20 т белокочанной капусты. По признанию фермера, капусту он отправлял «на пробу» и то – излишки. В этом же году планируется развернуться, поскольку даже с учётом доставки российские кочаны дешевле вдвое, чем польская продукция.
В экспортной линейке других предприятий есть композитные материалы, кирпич, полуприцепы, робототехника, фармпродукция и даже социальные услуги (уход за детьми). Конечно, в процентном отношении к общему товарообороту Калининградской области экспортная составляющая едва превышает четверть, однако, как говорится, лиха беда начало.
Польский бизнесмен Славомир Нецецки, возглавляющий совместное российско-польское торговое предприятие, в беседе с корреспондентом «Совершенно секретно» высказал мнение, что российской стороне не хватает элементарного информационного продвижения своей продукции в ЕС.
«Это не правда, что качество русских продуктов хуже европейских, — сказал Нецецки. — Могу сказать со всей ответственностью, что много продуктов из России имеет высокое качество. Помню, как в 90-е годы в Ольштын привозили из Калининграда хлеб «Галицкий». Много раз из школьного окна я видел «ЗиЛ» с надписью русскими буквами «ХЛЕБ». Сейчас же самарский шоколад, печенье, напитки марки «Черноголовка» — это первый сорт! «Тархун», например, в Польше не увидишь и не купишь».
По мнению бизнесмена, полякам нужно провести ликбез по поводу российских продуктов. «Почему бы российским ритейлерам из Калининграда не распространять на польском приграничье листовки на продукты с указанием цен. Поляки сравнивали бы со своими и в случае выгоды ездили бы в Россию», — предлагает Славомир Нецецки.
Менее оптимистичен директор Корпорации развития Калининградской области Павел Фёдоров. В беседе с корреспондентом «Совершенно секретно» он предупредил, что как только российские товары мелкого и среднего бизнеса начнут серьёзно конкурировать на европейском рынке, то ЕС «сразу закроет калитку».
«Выйти на рынки ЕС очень сложно, но еще сложнее там удержаться, — пояснил Фёдоров. – Взять преграды для китайской продукции. Пусть у них вся продукция сертифицирована и цена ниже, но на законодательном уровне установлены специальные экспортные пошлины, которые сводят на нет усилия по низкой себестоимости продукции из Китая или Индии. То же самое, возможно, ждёт и нас. Как только наш товар – хорошего качества и недорогой – начнет занимать существенную долю на европейском рынке, сразу закроют калитку».
Как уточнила «Совершенно секретно» соучредитель компании «Эксперта» Елена Скачкова, ключевая проблема для вывоза продукции, произведённой в России, кроется в сертификации товара.
«Для продажи продукции в Евросоюзе необходимо оформлять европейский сертификат соответствия СЕ (Conformité Européenne — европейское соответствие. – Прим. ред.),- продолжила Скачкова. — Главной проблемой при его оформлении является то, что национальный продукт, произведенный по российским стандартам, необходимо идентифицировать по директивам ЕС. Но сложность в том, что не все производства в России соответствуют нормам национальным. Не то что, европейским стандартам».
Поэтому, по словам главы Корпорации развития Калининградской области Павла Фёдорова, в вопросе сертификации важна поддержка государства. «В идеале сертификацией на ЕС должен заниматься фонд поддержки Минпрома или Минэкономразвития, а не каждый бизнесмен в отдельности»,- сказал эксперт.
На вопрос же о том, что правила ВТО запрещают государствам прямо поддерживать своих производителей, Фёдоров парировал: «Знаете, по правилам Всемирной торговой организации, введение санкций между членами ВТО не предусмотрено».
«Если нас бьют по морде, нам что – сопли утереть и сказать: «Господа, всё нормально?» — развил свою мысль Фёдоров. – В боксе есть правила, а в уличном бою – нет. Так и здесь».
Андрей ВЫПОЛЗОВ, специально для «Совершенно секретно»
Комментарии