Томская клининговая компания умудрилась заработать на скандальном изображении Барака Обамы
«Совершенно секретно»: Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области признало ненадлежащей рекламу клининговой компании «Мастер клининг». Фирма распространила листовки с портретом американского президента Барака Обамы и слоганом «Отмоем любую грязь!».
Антимонопольщики посчитали подобное сочетание оскорбительным для представителей негроидной расы несмотря на то, что Обама, строго говоря, не негр, а мулат. Тем не менее в отношении компании готовятся возбудить административное дело.
«К нам поступило заявление, что в городе распространяется рекламная продукция, в которой в оскорбительном контексте использовано изображение Барака Обамы, – рассказал «Совершенно секретно» начальник отдела контроля рекламы УФАС по Томской области Алексей Рылов. – Мы обсуждали эту рекламу на экспертном совете и пришли к выводу, что она действительно является ненадлежащей. Дело не в Обаме, а в использовании образа темнокожего человека. По закону в рекламе запрещено дискриминировать людей по национальному или половому признаку. Поэтому компанию «Мастер клининг» мы будем привлекать к административной ответственности».
По словам Алексея Рылова, компания уже имела проблемы с ненадлежащей рекламой. В сентябре прошлого года фирма «Мастер клининг» распространила рекламные листовки с изображением женщины, чьи поза и выражение лица однозначно намекают на то, что её опыт в порноиндустрии явно больше, чем в уборке. Надпись на листовке гласила: «Я дала твоему соседу скидку 10%. Хочешь, дам и тебе». Текст про соседа был набран крупным шрифтом, а про скидку, естественно, мелким.
Ещё один образец скандальной рекламы
В компании «Мастер клининг» корреспонденту «Совершенно секретно» вежливо пояснили, что по поводу санкций УФАС абсолютно не переживают, а сумму выписанных в прошлый раз штрафов вспомнить затрудняются.
Фирма зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, поэтому для неё максимальный штраф не может превысить 20 тыс. рублей. С другой стороны, после того как антимонопольщики признавали рекламу ненадлежащей, все томские агентства новостей тут же рассказывали и о женщине, дающей скидки соседям, и о Бараке Обаме. То есть компанию «Мастер клининг» совершенно бесплатно упомянули в информационных сообщениях десятки раз – при том, что размещение рекламного материала на любом томском новостном сайте стоит как минимум 4–5 тыс. рублей. Фактически, клининговая фирма провела полноценную рекламную кампанию, потратившись лишь на штрафы и пачку бумаги.
«Подобные технологии относятся к так называемому партизанскому маркетингу, – рассказывает корреспонденту «Совершенно секретно» креативный директор рекламного агентства Олег Подгорных. – Плакаты, листовки или баннеры с провокационным содержанием специально делаются такими, чтобы вокруг них возникла шумиха и компанию-заказчика упомянули в местных новостях, желательно, конечно, по телевидению. УФАС в этой схеме используется, по сути, «втёмную». Их задача – обратить внимание СМИ на ненадлежащую рекламу и устроить скандал. Если всё получилось, заказчик получает десятки тысяч рекламных контактов по цене одного штрафа от антимонопольщиков, который просто закладывается в бюджет».
Эта версия косвенно подтверждается тем, что тиражи обеих листовок, напечатанных клининговой компанией, были совсем небольшими – 30–50 штук. «Это были пробные листовки, которые мы напечатали на принтере и расклеили на очень небольшой территории», – пояснила «Совершенно секретно» управляющая фирмы «Мастер клининг» Вероника Калинина.
Участники рекламного рынка и сотрудники надзорных органов признают, что никаких механизмов борьбы с подобными рекламными технологиями в России не существует. «В данном конкретном случае прокуратура могла бы усмотреть в листовках с Бараком Обамой разжигание межнациональной розни, – рассказывает корреспонденту «Совершенно секретно» юрист Елена Новикова. – А это уже не административное правонарушение, а уголовно наказуемое деяние. Штрафом и комиссией тут не отделаешься. А «административкой» кого сейчас можно напугать?»
Андрей ГОЛОВАНОВ, специально для «Совершенно секретно»
Комментарии