НОВОСТИ
Генштаб отправил в запас призывников, достигших 27-летия до 2024 года
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91229
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21867
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22671
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25290
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23604
sovsekretnoru

Печатное издание номер 11/26

В этом номере:

Материалы номера

Человек познаёт себя, познавая современность и историю. Всего охватить невозможно, но есть вещи красноречивые, сами за себя говорящие, отражающие большой мир. Одна из таковых – сортир, предмет, которому посвящена книга Александра ЛИПКОВА. Отрывки из неё мы предлагаем вашему вниманию

Пишут, что в Англии (Великобритании. – Ред.) открывают музей туалета – Глэдстоун Поттери Мьюзеум… Срочно реставрируется здание в местечке Стоук, где в витринах постоянной экспозиции займут свои места уже собранные две тысячи экспонатов. Пишут, что экспонаты будут издавать не отличимые от натуральных запахи, только, так сказать, художественно облагороженные, без всяких натуралистических грубостей – достижения современной химической науки позволяют.

Ну, для чего этот музей жителям Стоука, понятно: туристы понаедут, к тому же местная фабрика слывёт одним из главных в мире производителей фаянсовых унитазов и прочего сортирного ассортимента – так что и товару реклама. Но кто за всё это платит? Платит государство, отвалившее грант в миллион фунтов стерлингов, платит Европейская ассоциация, добавившая ещё 350 тысяч фунтов. Им-то для чего тратиться? Как я понимаю, тратятся они на национальную историю. На культуру. Потому как что ж за культура без цивилизованного унитаза? Ну а то, что на один этот музей отписан чуть ли не годовой бюджет нашего Министерства культуры, – это момент отдельный. Что тут остаётся делать? Остаётся завидовать.

Анекдот (очень старый). Специально подчёркиваю, что анекдот, дабы читатель не принял его за реальный факт, хоть факты случаются и почище анекдота. Итак.

Британский музей решил собрать экспозицию национальных сортиров со всех стран мира. Из России прислали длинную узкую коробку, в ней – две палки, одна с заострённым концом. Ученые-англичане думали-думали, как же сортиром пользоваться, – ничего не поняли. Запросили инструкцию. Пришла инструкция: «Палку № 1 вбивать в землю – вешать ватник. Палкой № 2 – отгонять волков».

Конечно, деньги в виде звонкой монеты существовали и до Джона Ло. Но именно он придумал бумажные деньги и операции с ними, ставшие прообразом тех, которые привели сегодня мир к глобальному кризису. В этом смысле нынешний кризис – лишь очередной рецидив теории Джона Ло

В апреле 1790 года русский литератор Николай Карамзин гулял по французской столице в сопровождении некоего аббата Н*, который сетовал, что нет уж прежнего парижского общества: «Вы опоздали приехать в Париж… Жан Ла несчастной выдумкою банка погубил и богатство и любезность парижских жителей, превратив наших забавных маркизов в торгашей и ростовщиков; где прежде раздроблялись (то есть разбирались, анализировались. – В.А.) все тонкости общественного ума, где все сокровища, все оттенки французского языка истощались в приятных шутках, в острых словах, там заговорили… о цене банковых ассигнаций, и домы, в которых собиралось лучшее общество, сделались биржами. Обстоятельства переменились – Жан Ла бежал в Италию, – но истинная французская весёлость была уже с того времени редким явлением в парижских собраниях. Начались страшные игры; молодые дамы съезжались по вечерам для того, чтобы разорять друг друга, метали карты направо и налево и забывали искусство граций, искусство нравиться. Потом вошли в моду попугаи и экономисты, академические интриги и энциклопедисты, каланбуры и магнетизм, химия и драматургия, метафизика и политика. Красавицы сделались авторами и нашли способ… усыплять самых своих любовников».

1 апреля 1778

Оливер Поллок, бизнесмен из Нью-Орлеана, придумал изображение доллара – $. За образец он взял знак испанской песеты. Составной частью герба, изображаемого на песетах, были Геркулесовы столпы, обвитые лентой. Эти столпы Геракл поставил по противоположным берегам Гибралтарского пролива на краю света в ознаменование своего путешествия за быками Гериона на остров Эритея. Надпись на ленте гласила «nec plus ultra» – «дальше некуда».

Поллок был поставщиком армии американских патриотов во время войны против английских угнетателей, закупал оружие у испанцев, вел торговлю в песо и заносил суммы выручки в бухгалтерские книги, ставя рядом с цифрой значок, совмещавший P и S. Со временем этот знак стал выглядеть как S, перечеркнутое одной или двумя вертикальными линиями. Графический знак Поллока появился за восемь лет до того, как доллар был объявлен национальной валютой США: только 6 июля 1785 года конгресс утвердил слово «доллар» в качестве названия денежной единицы США.

Кто же всё-таки изобрёл телескоп?

Две тысячи девятый год был объявлен Международным годом астрономии. Всемирный форум астрономов постановил отметить таким образом четырёхсотлетие наблюдения небесных тел с помощью телескопа. В своём решении Генассамблея Международного астрономического союза упоминает лишь Галилео Галилея, который приступил к телескопическому изучению светил поздней осенью 1609 года. Однако у него был предшественник, увы, почти безвестный. Это англичанин Томас Хэрриот – талантливейший астроном, математик и физик, а ещё путешественник, картограф и этнограф. Именно он в 1601 году открыл закон преломления света, ставший основой конструирования всех оптических приборов. Поскольку Хэрриот не ознакомил современников с этой работой, закон носит имя голландца Виллеброрда Снелля. Снелль открыл этот закон через два десятка лет после Хэрриота, но тоже ничего не опубликовал, и открытие стало достоянием научного мира лишь после того, как в 1637 году о нём написал Рене Декарт.

До этого Хэрриот побывал в Северной Америке и привёз оттуда в Европу табак и картофель. Кроме того, он выполнил замечательные работы по теории алгебраических уравнений, намного опередившие своё время, предложил обозначать операцию умножения точкой и вообще сильно усовершенствовал алгебраическую символику.

Об одном из конструкторов знаменитых самолётов, Артёме Микояне, известно всем. О другом, его «правой руке», Михаиле Гуревиче, не знает почти никто.

Однажды, в 1992 году, придя на Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге, я обнаружил непритязательный памятник с надписью «Конструктор самолётов «МиГ» Михаил Иосифович Гуревич. 1892–1976».

Как? Один из создателей знаменитых истребителей жил в нашем городе? О первом из них, чьё имя открывает аббревиатуру МиГ, Артёме Ивановиче Микояне, известно широко: родной брат «того самого» Микояна, генеральный конструктор, академик, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Государственных премий, делегат нескольких партсъездов, и в то время бессменный депутат Верховного Совета. В серии «Жизнь замечательных людей» об Артёме Ивановиче вышла солидная книга. А вот о его «правой руке», Михаиле Иосифовиче Гуревиче, книги нет. И вообще (я тщательно проверил в библиотеке по каталогу) о беспартийном конструкторе Гуревиче персонально почти не писалось. Правда, в «Энциклопедическом словаре» есть крохотная заметка, где перечислены награды Михаила Иосифовича, да и то с ошибкой.