НОВОСТИ
Ингушские чиновники распилили 1 млрд, выделенный из бюджета для многодетных семей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95298
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26505
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26822
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29567
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27771
sovsekretnoru
«Канадская дерзость»

«Канадская дерзость»

«Канадская дерзость»

ФОТО: TRAINWEB.ORG

Автор: Владимир МАКСИМОВ
22.02.2021

Утверждение о том, что Канада, являясь членом НАТО, может стать одним из локомотивов развития российского Северного морского пути (СМП), может на первый взгляд показаться абсурдом. Однако, в контексте намечающегося арктического противостояния, в котором каждый из приарктических игроков преследует исключительно собственные экономические интересы, это утверждение может превратиться в данность.

Как ни странно, доказательством данной гипотезы могут служить не только конфузы, которые произошли между американцами и канадцами в связи с несанкционированными появлениями в Северо-Западном проходе (морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.– Прим. ред.), который Канада считает своими внутренними водами, судов США. Хотя и о них стоит напомнить, ибо с этого все начиналось…

КАНАДА ДАВНО ТЕРПЕЛА ВЫХОДКИ ЯНКИ

Когда в 1968 году на севере Аляски обнаружили огромное нефтяное месторождение, американские бизнесмены тут же начали его освоение. Транспортировка добытой нефти на Восточное побережье США могла осуществляться двумя вариантами: либо морем через Северо-Западный проход, либо по трубопроводу.

Трубопровод – дело затратное, к тому же его можно было проложить лишь на юго-западный берег Аляски. Недолго думая, янки выбрали первый вариант. Они решили перестроить под новые задачи танкер «Манхэттен» 1962 года постройки, на тот момент самое большое торговое судно, сделанное в Америке, длиной 290 метров.

Для работы во льдах корпус танкера усилили, а внутренние помещения и палубные надстройки утеплили. Механизмам так же добавили морозоустойчивости. Нос судна укрепили, что отразилось на длине. После кардинальной модернизации танкера, превратившегося в ледокол, она составила 306 метров, ширина так же увеличилась на 5 метров.

Уже в 1969 году «Манхэттен» совершил скандальный рейс через чужие воды в сопровождении полноценного ледокола John A. Mcdonald, для подстраховки. При этом в главном американцы не подстраховались — юридические тонкости не учли. Причем, столь же безапелляционно янки действовали и спустя 15 лет, когда предприняли новую попытку использования чужих вод в своих целях.

Случаи с проходом по канадским водам без предварительного уведомления официальной Оттавы танкера «Манхэттен» в сопровождении ледокола John A. Mcdonald в 1969 году и ледокола США Polar Sea в 1985 году наделали много шума, но не вывели Канаду из орбиты внешнеполитического курса доминирующего и сильного соседа.

Обида Канады тогда, безусловно, проявилась в официальных заявлениях, однако дальше тихого протеста дело не пошло. Канада после этого по-прежнему участвовала практически во всех «миротворческих миссиях» НАТО. Она посылала своих военных, как в Афганистан, так и теперь, когда отправляет на Украину своих военных инструкторов.

Поэтому когда мы говорим об изменении позиции Канады до степени согласованной линии с Россией, здесь должна идти речь о чем-то экстраординарном. И сугубо прагматичном.

Возможно ли это в принципе? Смею заверить однозначно – да! Надо признать, что с приходом к власти в США Дональда Трампа и общемировым кризисом, связанным с пандемией COVID-19, коммерческая мотивация в международных политических отношениях стала превалировать.

ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СБЛИЖЕНИЯ — КОММЕРЧЕСКИЙ

Близость подходов Канады и России к своим морским трассам, наметившаяся после того, как глобальное потепление сделало свое дело, и льды стали стремительно таять, высвобождая для торговых судов новые фарватеры, безопасные в навигационном отношении, предполагают взаимодействие двух заинтересованных стран в вопросах суверенитета своих внутренних вод.

Россия, оценивая границы своего Северного морского пути, исходит из того, что к СМП относятся все пригодные для плавания по этому маршруту акватории арктических морей и частично Северный Ледовитый океан, в пределах исключительной экономической зоны России, которая в случае ее расширения до внешних границ континентального шельфа может простираться и до Северного полюса. При этом наша страна настаивает не только на своем суверенитете над СМП, но и на полном контроле над национальной транспортной артерией. Канада придерживается той же позиции в отношении своих прав на Северо-Западный проход вдоль своего арктического побережья.

Что показательно, в США с одинаковой аргументацией оспаривается позиция, как России, так и Канады. В этом Соединенные Штаты поддерживает ряд неарктических стран, выступающих за интернационализацию прав на использование и Северного морского пути, и Северо-Западного прохода, придание им статуса нейтральных вод, что обеспечит свободу мореплавания по этому маршруту.

Россия уже поставила законодательную точку в этом вопросе, четко зафиксировав исключительные права на использование Северного морского пути, отвергая трансграничный подход и заявления властей США о том, что проливы на маршруте СМП должны быть признаны международными с правом свободного транзита.

Канада, казалось бы, сделала то же самое, по аналогии с Россией. Но оглядка на могущественного соседа все же до сих пор ощущается. Значит ли это, что проамериканское лобби способно смягчить трепетную позицию Канады в отношении своих внутренних вод и открыть шлюзы для «наглых янки»? Вряд ли. Тогда как будут действовать канадцы? Намного тоньше. И вот здесь в нашей статье начинается самое интересное повествование, которое на фактах докажет, что прецедент «канадской дерзости» в отношении США есть, и эта самостоятельность отчетливее всего проявилась... на Кубе.

КУБИНСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАНАДСКОГО НЕПОСЛУШАНИЯ

Можно ли сказать, что инцидент 1969 года в Северо-Западном проходе Канады перевернул последнюю страницу главы истории этой северной страны, когда она беспрекословно выполняла все прихоти США? Не совсем. Все началось годом ранее.

«Строптивая Оттава» задумалась о пути отрыва от всестороннего следования американскому внешнеполитическому курсу за год до «территориального спора» с имперским соседом. В 1968 году к власти в Канаде пришел «отец новой Канады» Пьер Эллиот Трюдо. Став премьер-министром, он в течение 16 лет утверждал канадскую государственность, круто изменив ее внешнюю политику. Ярким проявлением обособленности от довлеющего курса Вашингтона стало канадское проникновение в Латинскую Америку, где Канада сыграла заметную роль в освобождении латиноамериканских правительств от чрезмерного влияния США.

Это экономическое движение на юг, в зону жизненно важных интересов США в то время, когда США осуществляют «интервенцию» на север, в зону исключительного суверенитета Канады, не что иное, как завуалированная война. Очевидно, что активизация канадского бизнеса в Латинской Америке отвечает интересам Оттавы. Она началась 50 лет назад и продолжается сейчас, независимо от нахождения у власти тех или иных политических партий.

Самым наглядным примером канадского непослушания США является, конечно же, ее отношения с Кубой. К слову, автор этого материала, неоднократно бывавший на Кубе, всегда удивлялся огромному количеству канадских флагов с кленовым листом, развевающимися в различных регионах Кубы от Пинар-дель-Рио до Сантяго-де-Куба.

После 1968 года такой отличной от США политики, как с Кубой, которую проводила Оттава, не демонстрировала ни одна страна НАТО. Канада, не смотря на бойкот США, объявленный Острову Свободы после революции, прорвала блокаду, не взирая ни на что. Тесные отношения с США не помешали канадскому руководству проявить независимость. И это происходило на фоне, когда казалось, что всю внешнюю политику Канады курирует вашингтонская администрация, что любые внешнеэкономические усилия Канады могут быть нивелированы, и она сама может быть подвергнута санкциям со стороны более могущественной державы.

В 90-е годы прошлого столетия, после развала СССР, когда Куба лишилась практически всех рынков сбыта для своей сельскохозяйственной продукции и США только усилили параметры своего эмбарго в отношении этой маленькой страны, Канада осталась одной из немногих стран, которые не отвернулись от кубинских партнеров. Можно сказать, что международный вакуум, устроенный США Кубе, не состоялся во многом благодаря Канаде, не испугавшейся своего могущественного соседа, предпочитающего диктовать своим союзникам свою волю и, обрекая их на место в тени своих собственных интересов.

«Объедки» со стола янки канадцев не устраивают. И Куба, и Канада, таким образом, с учетом их географической зависимости от Соединенных Штатов, вопреки всему пошли на сближение. Они открыли двери друг для друга. Куба пустила к себе канадский бизнес и открыла отели в Варадеро для канадских туристов, что вызвало гнев в США.

И это сотрудничество не под диктовку оказалось долгосрочным и взаимовыгодным. Потребовались неординарные комбинации, где-то даже обман, где-то – юридическая казуистика. Но факт остается фактом – канадский бизнес не просто присутствует на Кубе. Он влияет на то, что Куба не поменяла курс и не сдалась попыткам США вернуть ее в лоно своего кураторства. Мало того, действия Канады на Кубе позволили взглянуть другим «игрокам» Латинской Америки на метрополию иными глазами, без страха остаться в изоляции. Яркий пример – Венесуэла.

Западное полушарие во многом благодаря канадскому неповиновению американскому эмбарго сняло «розовые очки», чтобы понять, что фламинго, обитающий здесь и так розовый, и что американские очки для того, чтобы его разглядеть, вовсе не требуются. Жить в карибском раю можно безбедно, привлекая инвестиции, к примеру, из Европы, а не из США. Ведь янки, давая деньги, обязательно кладут ноги на стол, а в Латинской Америке этого не любят.

Некоторые эксперты, оценивая заложенные Пьером Эллиотом Трюдо постулаты канадской государственности, говорят, что принципы, проповеданные им, работают до сих пор. Именно они способны поднять Канаду из средних держав на более высокий уровень. Но это развитие может получить толчок только в том случае, если Канада поймет – для противодействия американской экспансии ей все равно потребуются более мощные союзники, нежели слабые в экономическом и военном отношении страны Латинской Америки.

Такими гарантами канадского суверенитета могли бы стать Евросоюз, Россия или Китай. Но все дело в том, что Китай сам заинтересован в финансовой экспансии в регионе, а Евросоюз до сих пор плетется в арьергарде американского доминирования, проявив разобщенность даже в вопросах ликвидации последствий пандемии. Остается Россия.

КРУГЛОГОДИЧНАЯ НАВИГАЦИЯ СБЛИЗИТ РОССИЮ И КАНАДУ

Так называемый Арктический мост, сезонный морской путь, который связывает две наши страны, проходя из российского Мурманска к канадскому порту Черчилл – еще один весомый повод задуматься о возможном канадско-российском тандеме в обход США. Глобальное потепление, похоже, играет в этом смысле на руку обоим государствам, форсируя данные процессы.

 Фото_11_15.jpg

ФОТО: REGNUM.RU

Порт Мурманск на берегу Кольского залива занимает четвертое место в России по объему перерабатываемых грузов и второе после Санкт-Петербургского морского порта по величине на северо-западе Российской Федерации. При этом с развитием логистики и железнодорожного сообщения перспективы увеличения объемов могут вырасти на порядок. Канадский порт Черчилл в Гудзоновом заливе – основной морской порт на северном побережье Канады. Он имеет железнодорожную и авиационную связь с остальной частью страны и является северной конечной остановкой Железной дороги Гудзонова залива. Это важнейший логистический хаб в экспорте зерна из Канады на европейские рынки.

Налицо заинтересованность Канады доставлять свое зерно до Мурманска, связанного Октябрьской железной дорогой не только с Санкт-Петербургом, но и с остальной частью Европы. Существуют и автомобильные маршруты, которые годятся для доставки канадских грузов через Россию, как перевалочный пункт, в Европу.

Пристальный интерес к развитию Арктического моста связан не только с тем, что улучшение навигации неминуемо вследствие потепления. Дело и в вопросах безопасности. Северный флот обладает всеми силами и средствами, чтобы обеспечить конвой судам с любыми грузами, а патрульные ледоколы России могут справиться с льдами в случае, если они все же встретятся на пути. Следовательно, этот маршрут мог бы служить главным торговым маршрутом между Европой и Америкой, вовсе не преуменьшая роль Северного морского пути. Мало того, разгрузившись в Мурманске, канадские грузы могли бы идти не только в Европу, но и по Северному морскому пути – в юго-восточную Азию, составив альтернативу проходу канадских судов через территориальные воды США.

Открытие торгового маршрута, обозначенного как Арктический мост, по заявлению Оттавы, было обусловлено отступлением арктического льда. Однако, даже это заявление не оставляет сомнения, что Канада ищет собственный путь, в обход Соединенных Штатов.

И тут начинается самое странное. В 1997 году порт Черчилл был почему-то продан крупному оператору железных дорог из Денвера (США). Неужели у правительства Канады все же не хватило дальновидности не привлекать к этому перспективному и независимому направлению своего ненасытного соседа? Но дело было сделано. Ничего особенного – ведь считается, что бизнес далек от политики.

Казалось, что вступившая в права над портом Черчилл в 2004 году американская компания OmniTRAX действовала в интересах канадских предпринимателей, вступив в переговоры с Мурманской транспортной компанией с целью продвижения концепции Арктического моста. Однако, дело застопорилось на ровном месте.

В то время как Канадская зерновая компания была готова экспортировать 400 тыс. т пшеницы в год, владеющая портом Черчилл компания OmniTRAX заявила, что испытывает затруднения. А первая партия грузов из Мурманска достигла порта Черчилл только в 2007 году. То есть, спустя три года после того, как в морском порту сменились владельцы. Скажем откровенно, дела так не делаются. Медлительность в вопросах принятия решений показательная и очень настораживающая.

Никто при этом не обвинил американских владельцев в саботаже и действиях в интересах американского бизнеса. Ведь известно, что иногда в крупном бизнесе бездействие в порту или на предприятии, или выкуп порта или завода конкурента являются самыми действенными способами его уничтожить…


Автор:  Владимир МАКСИМОВ

Комментарии


  •   , 06 сентября 2024 в 06:47:17 #121500


  •  Фэд пятница, 26 ноября 2024 в 06:47:17 #121966

    Хоть в этом сблизися с Канадой,назло США


  •   пятница, 26 ноября 2024 в 06:47:17 #121968



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку