НОВОСТИ
Ингушские чиновники распилили 1 млрд, выделенный из бюджета для многодетных семей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95253
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26454
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26776
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29517
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27726
sovsekretnoru
Ускользающие Балканы

Ускользающие Балканы

Ускользающие Балканы
Автор: Алексей ТОПОРОВ
Совместно с:
03.12.2018

Активно вмешиваясь во внутренние дела суверенной балканской страны, не считаясь с мнением ее народа, Вашингтон парадоксальным образом обвиняет в этом Россию. Проигнорированный почти 65% населения страны референдум о переименовании Македонии в Северную Македонию, что сняло бы все имеющиеся сегодня препятствия для вступления этой страны в ЕС и НАТО, провалился. Теперь Запад пытается протащить непопулярное у македонского народа решение через парламент, контролируемый блоком западников-либералов и партиями албанских сепаратистов.

В референдуме о переименовании республики, широко разрекламированном македонским правительством и его западными кураторами как судьбоносная веха в истории страны, приняли участие 37% ее граждан. В основном это были этнические албанцы и «евроинтеграторы». Подавляющее же большинство населения вняло призыву президента Георге Иванова, одновременно лидера уже оппозиционной консервативной партии ВМРО-ДПМНЕ (Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство), бойкотировать сие сомнительное действо.
Народ прислушался, а президент попал под следствие.
 
 ДЕЛИЛИ ЗЕМЛЮ, ПРИДУМЫВАЛИ НАЦИЮ 
 
Проживающие на этой территории люди уже сто с лишним лет пытаются выстроить свою идентичность, будучи вольно или невольно пешками в партиях геополитических и региональных игроков. 
Вышеупомянутая ВМРО-ДПМНЕ, точнее, ее предтеча – ВМОРО (Внутренняя македонско-одринская революционная организация), изначально была создана для участия в общеболгарской борьбе против Османской империи. Да, предки нынешних македонцев были болгарами, и если среди них шла речь о «македонстве», то исключительно как о территориальной принадлежности. Местные греки, вполне обоснованно считавшие себя потомками древних македонян, не позволили включить всю историческую Македонию в состав Болгарского царства по итогам Русско-турецкой войны (1877–1878), подняв в 1878 году Пиерийское восстание. Но, согласно переписи 1895 года, греки составляли в Македонии лишь 10% населения, а болгары – аж 52%. 
Только в начале XX века некоторые представители болгарской интеллигенции заговорили о существовании некоей отдельной македонской нации, основываясь на незначительных отличиях македонского диалекта от болгарского языка. Их поддержала соседняя Сербия, претендовавшая на эти территории, но, что примечательно, не нашла сочувствия у народа. По крайней мере, на тот момент.
Надо заметить, что у всех молодых балканских государств, едва они обрели независимость от Стамбула, появились свои виды на македонскую территорию. Греки начали утверждать, что в Македонии живут ославянившиеся греки, сербы – что оболгарившиеся сербы. В борьбу за местную паству вступили Болгарский экзархат и Константинопольский патриархат, находившиеся на тот момент в состоянии холодной войны. Ну а досталась она Сербской православной церкви после того, как вчерашние союзники по антитурецкой коалиции в Первой Балканской войне (1912–1913) договорились между собой: Греция получила Эгейскую Македонию (которую разделила на Западную, Центральную и Восточную), за Болгарией остался небольшой кусочек – Пиринская Македония, Сербия же получила Вардарскую Македонию, населенную преимущественно славянами.
После Второй мировой войны на Балканах под руководством Иосипа Броз Тито начались эксперименты по созданию новых наций. Например, «мусульман» в Боснии. Или македонцев. Последние нужны были вождю для реализации масштабного проекта по созданию единой Балканской федерации, во главе которой он, естественно, видел себя. В рамках этого проекта все части исторической Македонии должны были воссоединиться. Однако объединиться с Болгарией Тито не дал Сталин, опасавшийся усиления «коллеги», а с Грецией – британцы, по сговору с тем же Сталиным в последний момент перетащившие ее в западный лагерь. 
Но насаждение «македонства» не прекратилось: на него работали исследовательские институты, издавались книги, в нужном контексте трактовалась история. Дело дошло до того, что коммунисты подарили наспех создаваемой нации собственную Македонскую православную церковь, поддержав местных раскольников. Правда, эту автокефалию в православном мире так никто и не признал. 
Для чего югославским коммунистам нужно было македонство? Для того же, для чего советским коммунистам нужно было украинство. То есть, для ослабления сербской доминанты, «великодержавного шовинизма», в котором виделась опасность реставрации традиционной монархии. 
Но коммунистический режим пал, а вместе с ним пала и Югославия. Македонии удалось уйти в свободное плавание абсолютно бесконфликтно: ксенофобской истерии в республике не было, сербскому меньшинству ничто не угрожало. Единственной болевой точкой осталось православное единство: самостийное правительство всячески поддерживало раскольников и в 2004 году даже приняло декларацию, согласно которой в стране официально признается только одна православная община – неканоническая. Тем не менее, в Македонии продолжает действовать каноническая Православная Охридская архиепископия СПЦ, главу которой неоднократно арестовывали, а храмы отбирали раскольники. 
Попытка же Болгарской православной церкви зайти на эту территорию встретила грозную отповедь греческих Элладской и Константинопольской православных церквей – у тех на эти земли тоже свои виды…
оппозиционеры в центре города скопье в день референдума по межправительственному договору с грецией о переименовании  бывшей югославской республики македония в республику северная македония / Алексей Витвицкий/«РИА НОВОСТИ»
 
 АЛБАНСКИЙ ХЛЫСТ ДЛЯ  СТРОПТИВЫХ МАКЕДОНЦЕВ 
 
Дабы обосновать свое право на независимость, суверенные власти Македонии начали эксплуатировать античное наследие края: поместили на флаг Вергинскую звезду  – символ македонских царей, а впоследствии установили в столице – Скопье, памятники Филиппу и Александру Македонским.
Греки отреагировали: в исторической столице Эгейской Македонии – Салониках, прошли массовые демонстрации протеста. Кроме того, из-за позиции Греции на высшем уровне Македонию приняли в ООН под вычурным названием «Бывшая югославская Республика Македония», а Вергинскую звезду на флаге пришлось заменить на стилизованное изображение солнца. Греки и по сей день называют «бывшую республику» не иначе как «Республика Скопье», а македонские историки доказывают, что древние македонцы были не греками, а илирами. Тем временем Болгария выдает македонцам свои паспорта. Желающих их получить немало, поскольку уровень жизни в Македонии отстает даже от уровня жизни небогатой Болгарии. 
А еще называть македонцев македонцами не желают албанцы, именуя их исключительно славомакедонцами. Если по данным переписи 1895 года албанцы составляли всего 5,5% населения края, то сегодня их уже 25%. Албанцы выводят свое происхождение от автохтонных балканских илиров и дарданцев (хотя непредвзятые историки предполагают, что албанцы – кавказский народ) и мечтают создать на территории Македонии собственную Республику Илирида, а на территории Западных Балкан – Великую Албанию, куда, по их замыслу, должны войти Косово, а также части Сербии, Черногории, Греции и, конечно, Македонии. Обуреваемые подобными идеями, а также вдохновленные примером соседнего Косова, в 2001 году албанские сепаратисты попытались устроить в Македонии маленькую победоносную войну, но ввода войск НАТО и бомбежек Скопье, как некогда в Югославии, не случилось, потому боевики ожидаемо капитулировали. Но западные партнеры сделали все, чтобы после этих событий албанцы получили дополнительные права и привилегии, в частности, моноэтнические албанские партии прочно прописались в парламенте страны. И даже переметнувшийся к боевикам офицер-албанец Талат Джафери, вместо того чтобы сесть в тюрьму, стал министром обороны. 
Почему же в случае с Македонией западные партнеры все-таки посадили пса албанского сепаратизма на цепь, а не стали показательно наказывать Скопье, как в свое время наказали Белград? А потому, что Македония в отличие от Сербии никогда не претендовала на роль самостоятельного регионального игрока и никогда не стояла на пути планов включения Балкан в орбиту ЕС и НАТО. Но поступаться едва сформировавшейся идентичностью в угоду натовцам-грекам македонцы также не хотели, и те заблокировали вступление «Республики Скопье» в вышеупомянутые институты. А тут еще «эта страна» вознамерилась принять участие в проекте «Турецкий поток» и установить экономические связи с Россией. Как не проучить ее за это?!
Бичом для порки были выбраны те же албанцы, а также местные либералы в лице членов Социал-демократического союза Македонии и его лидера Зорана Заева. Находившиеся у власти консерваторы ВМРО-ДПМНЕ, как и многие аналогичные постсоциалистические режимы, правили «как умели», в результате чего страну захлестнули бедность, безработица и коррупция. Их оппоненты – социал-демократы, обещали людям чудеса европейского рая. Но при этом выступили с непопулярными у славянского большинства обещаниями придать албанскому языку статус государственного, поменять государственные символы с национальных на интернациональные, добиться дробления государства на этнические кантоны и изменить ее название. Для пущей убедительности Заев и его команда в 2015 году вывели своих сторонников на улицы. Аккурат к этим событиям активизировались и албанские сепаратисты: группа боевиков напала на полицейских в Куманово. Оппозиционные акции, не стесняясь, посещали посол США и чиновники Евросоюза. В итоге на выборах в парламент социал-демократы хоть и проиграли ВМРО-ДПМНЕ, но незначительно, после чего, скооперировавшись с албанскими партиями, заявили о намерении сформировать правительство. 
В ответ президент Македонии Георге Иванов заявил, что не позволит антинациональным силам руководить страной. Представители ЕС и НАТО один за другим выступили с заявлениями о недопустимости вмешательства президента в «демократический процесс». Иванов дрогнул, а Заев получил правительство, в котором 9 из 17 портфелей отдал этническим албанцам, в том числе одному из полевых командиров сепаратистов Хазби Лику. А дезертира Талата Джафери поставил главой парламента в нарушение конституционных норм – депутаты-традиционалисты не голосовали по этой кандидатуре, кворума не было, но кандидатуру все равно утвердили. 
Триумф прозападного Заева и его албанских друзей происходил на фоне очередного всплеска уличной активности, но на сей раз хозяевами улиц стали рядовые македонцы, объединившиеся в «Гражданскую инициативу за единую Македонию». Джафери протаранил толпу на своем авто, а разъяренные протестующие ворвались в парламент и надавали депутатам, утвердившим Джафери спикером, тумаков. 
Однако ни Заева, ни Джафери произошедшее не смутило. Последний, посетовав на то, что толпу спровоцировали некие сербские и российские агенты, провел через парламент закон о языке, согласно которому албанский теперь должен признаваться государственным наряду с македонским в тех городах и на тех территориях, где албанское меньшинство составляет более 20%. И даже переименовал установленную в Скопье конную статую Александра Македонского в памятник «Воин на коне». 
 
 НАЗЛО «РОССИЙСКОЙ УГРОЗЕ» 
 
Но самым судьбоносным достижением Заева стала его встреча на озере Преспа с греческим коллегой Алексисом Ципрасом. По ее итогам главы МИД обеих стран подписали соглашение, согласно которому Республика Македония переименовывалась в Республику Северная Македония. Что логично: если в Греции есть Западная, Центральная и Восточная Македонии, отчего бы не быть Северной, управляемой славянами при деятельном участии албанцев? 
Вот только народам обоих государств это соглашение пришлось явно не по сердцу: в Греции не утихают массовые протесты, а Ципраса открыто называют предателем. В Македонии президент Иванов заблокировал как утвержденный правительством проект внесения поправок в Конституцию по изменению названия страны, так и закон о языках. Плюс к тому сразу несколько партий и движений объединились для противостояния переименованию.
Но локомотив уже не остановить. По информации министра обороны Греции Паноса Каменоса, скандальный миллиардер Джордж Сорос выделил 45 миллионов евро на подкуп греческих и македонских дипломатов, ратифицировавших Преспанское соглашение. А проголосовать на референдуме за изменение названия страны призвали македонцев Джордж Буш-старший, как Президент США, в свое время признавший независимость республики, прибывший в Скопье представитель американского Госдепа Мэтью Палмер, генсек НАТО Йенс Столтенберг и премьер-министр Албании Эди Рама, заочно объявивший всех македонских албанцев, высказавшихся против переименования страны (а разве были такие?), «предателями». И конечно же, высокие гости сочли своим долгом предупредить македонский народ о «российской угрозе».
Так, Мэтью Палмер заявил об «очевидном вмешательстве России во внутриполитический процесс в Македонии». 
«Есть большая вероятность, в особенности в отношении Македонии, что российская сторона попытается вмешаться, – предусмотрительно заметил помощник Госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл. – Мы знаем российские методы».
Однако фактов российского вмешательства уважаемые партнеры почему-то не представили.
«На мой взгляд, говорить о вмешательстве нет никаких оснований, поскольку этот вопрос не является принципиальным с точки зрения российских интересов, – прокомментировал ситуацию корреспонденту «Совершенно секретно» старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук Пётр Искендеров. – Нет необходимости пытаться влиять на македонских избирателей: провал референдума достаточно четко показал, какой их процент поддерживает эти соглашения. Понятно, что никакие внешние факторы тут не действуют. Речь идет о государственной и национальной идентичности самих македонцев. Это вопрос очень болезненный, и он имеет гораздо большую значимость, чем выбор ориентации на Запад или на Россию. Силы, которые разыгрывают антироссийскую карту, по сути, не могут ничего предъявить нашей стране». 
Под заявления о «русской угрозе» новоявленный спикер Талат Джафери анонсировал, что поправки в Конституцию страны парламент обсудит 1 декабря. А чтобы недовольные не мешали процессу, прокуратура начала следствие в отношении упрямого президента Иванова на предмет злоупотребления полномочиями. 
В свою очередь министр юстиции Рената Дескоска заверила премьера Зорана Заева, что амнистии тем, кто избил депутатов, избравших экстремиста Джафери, не будет, а глава МВД Оливер Спасовски заверил, что все принимающие судьбоносные решения депутаты взяты ведомством под охрану. 
Так что у Запада пока все получается. И только Россия, которую все обвиняют во вмешательстве в процессы демократизации, не участвует в этой партии. Хотя стоило бы. Сдавать геополитическому противнику регион, за свободу которого еще в XIX веке проливали кровь наши предки, неправильно. 

Автор:  Алексей ТОПОРОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку