НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95047
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26223
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26571
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29303
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27518
sovsekretnoru
Лучшие солдаты империи Наполеона

Лучшие солдаты империи Наполеона

Лучшие солдаты империи Наполеона

ФРАНЦУЗСКАЯ МАРКИТАНКА. 1853 Г. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Автор: Сергей НЕЧАЕВ
12.04.2020

О героических подвигах мужчин в период наполеоновских войн написано множество книг и статей. Но вот подвиги женщин мало кому известны. Конечно, была «кавалерист-девица» Надежда Дурова, ее еще у нас знают. Но вот остальные…

Очевидно, что вокруг армии во все времена женщин было великое множество: это и жены, сопровождавшие под разными предлогами своих мужей, и маркитантки, и кантиньерки, и прачки, и проститутки. В походах они приносили пользу днем своими кулинарными и хозяйственными способностями, а ночью – своим талантом любить.

МАРКИТАНТКИ, КАНТИНЬЕРКИ, ПРАЧКИ….

Ида де Сент-Эльм, сопровождавшая маршала Нея в походе в Россию, писала в своих «Мемуарах»: «За армией следовало много женщин». И этому заявлению невозможно не верить. Множество женщин делили с мужчинами все тяготы солдатской повседневной жизни.

Маркитантки (les vivandières), бывшие, как правило, женами солдат и нижних чинов, отвечали за продукты питания и напитки, а также за предметы первой необходимости, например, за бумагу для писем. Их отбирали административные советы полков, и они должны были иметь специальные патенты, обговаривающие необходимый набор товаров, который должен был иметься в наличии, и разумный уровень цен на них. Каждая батальонная или эскадронная маркитантка имела свой регистрационный номер. Специальным декретом от 1810 года маркитантки получили право во время боевых действий бесплатно пользоваться услугами военных госпиталей.

Нигде существование маркитанток не было так хорошо организовано, как в наполеоновской армии. Маркитантки являлись чем-то вроде подвижного обоза.

Кроме маркитанток, армию сопровождали и так называемые кантиньерки (les cantinières), которые торговали только продуктами питания и которых часто путают с маркитантками, имевшими более широкий профиль. Кантиньерки (от фр. слова cantine – столовая) обыкновенно продавали водку, вино и табак, но только в тылу, до начала сражения или после него, а маркитантки следовали за полком в самую битву и там раздавали свои запасы. Часто они спасали раненных, перевязывая их и поднося им чарку, спасающую от болевого шока. Бывали случаи, когда эти отважные женщины брали оружие, выпавшее из рук убитого или раненого, и сражались вместо него.

В холодное время года кантиньеркам предписывалось разводить костер и готовить горячую пищу.

Каждый солдат считал своим долгом оградить маркитанток и кантиньерок от всякого рода опасностей и оскорблений. Еще в Королевской армии браки солдат с маркитантками и кантиньерками были освящены церковью. Иногда эти отважные женщины выходили замуж по несколько раз, после того как их мужья гибли в сражениях. Можно сказать, что полк был для них большой семьей.

Что касается прачек, то их роль ограничивалась только стиркой рубашек, кальсонов, носовых платков и гетр солдат. Их было по две в каждом батальоне и по одной в каждом эскадроне. Как и маркитантки с кантиньерками, прачки также должны были иметь специальный патент.

Все эти храбрые женщины следовали за «подведомственными» им войсками повсюду и часто принимали непосредственное участие в боевых действиях. Известно множество фактов, когда маркитантки во время сражений поддерживали боевой дух солдат и приносили им водку прямо на поле боя, хотя это не входило в их прямые обязанности и за это не платили жалованья. Многие из маркитанток были потом упомянуты в рапортах, а некоторые даже получили ордена Почетного легиона.

Известно, что маркитантки в 1812 году спасли жизни двух наполеоновских генералов Орнано и Ледрю дез Эссара. К сожалению, их имена не сохранились в истории.

Настоящим символом эпохи является маркитантка 1-го полка пеших гренадеров Консульской, а затем Императорской гвардии Мари Деревянная Голова. Она родилась в 1763 году в Доме инвалидов, выросла в сугубо мужской среде и в полной мере овладела всеми наиболее типичными мужскими привычками. Она курила трубку, пила, ела чеснок и отборно ругалась. Но при этом она обладала железной волей и совершенно неженской физической силой. В армии ее уважительно называли «месье Мария».

Всего она участвовала в семнадцати кампаниях. В Италии в 1800 году у нее родился мальчик, в десять лет ставший барабанщиком в полку воспитанников Императорской гвардии и погибший в 1814 году при обороне Парижа. Отец мальчика – муж Мари – также был убит в сражении при Монмирале.

Разыскивая труп своего сына, Мари была ранена. Выздоровев, она снова вернулась в армию, но вскоре была убита в сражении при Ватерлоо. Пуля попала ей прямо в лицо. Обливаясь кровью, Мари упала, а лежавший рядом искалеченный гренадер уныло пошутил:

– Мари, так вы выглядите не очень красиво. На что умирающая успела ответить:

– Возможно, но зато я могу похвастаться тем, что была дочерью, женой, матерью и вдовой хороших солдат.

На ее могиле солдаты сделали надпись: «Здесь покоится Мари, маркитантка 1-го полка пеших гренадер Старой Гвардии, убитая на поле брани 18 июня 1815 года, в два часа пополудни. Прохожий, кто бы ты ни был, поклонись Мари». Но могила эта просуществовала не долго, через несколько часов ее разворотило разрывами артиллерийских снарядов.

Маркитантка Жозефина Тренкар, находившаяся при 63-м линейном полку, увидев, что ранен командир батальона, бросилась с тремя солдатами к нему на помощь. Все трое были убиты, и она одна смогла добраться до раненого офицера. Положить его на плечи и тащить она не смогла. Тогда она убила одного врага выстрелом из пистолета, другого – штыком, положила раненого поперек седла и доставила в госпиталь. За этот подвиг Жозефина получила орден Почетного легиона. В 1812 году ей было примерно 20 лет, а умерла она в марте 1872 года в Монтрёйе.

Еще одна французская маркитантка Катрин Баллан из 95-го линейного полка представлена на известной картине Луи-Франсуа Лежёна, изображающей сражение с англичанами при Чиклане 5 мая 1811 года. Лежён был талантливым художником и одновременно адъютантом маршала Бертье (в 1812 году он получил чин бригадного генерала), и Катрин Баллан изображена почти в центре полотна, в коричневом платье и элегантной шляпке, раздающей порции водки ведущим бой карабинерам. Неподалеку английские солдаты захватывают в плен тяжелораненого генерала Рюффена. Известно, что в 1813 году Катрин Баллан также была награждена орденом Почетного легиона.

Мадам Казажюс, кантиньерка 57-го линейного полка, отличившаяся храбростью в сражении при Фридланде, была награждена золотой цепочкой прямо из рук Наполеона. Она всегда находилась в самой гуще боя, раздавая солдатам водку, а когда один из них, опасаясь за ее жизнь, предложил заменить ее, женщина отказалась и спокойно заявила:

– Ничего страшного. Жизнь женщины не столь полезна для родины, как жизнь храброго воина.

Мари Доранн, прачка 5-й полубригады, во время форсирования реки Пиаве в марте 1797 года спасла жизнь начавшего тонуть солдата. Генерал Бонапарт тут же подарил ей за этот подвиг золотое колье. В рапорте будущему Первому консулу генерал Бертье назвал ее «неустрашимой».

Известно еще немало женщин, последовавших за своими мужьями в наполеоновскую армию. Эти женщины были обыкновенными (вернее, необыкновенными!) солдатами. Никто точно не знает, сколько их было, ведь они не имели возможности представляться своими настоящими именами и одевались, как мужчины. Поэтому они часто так и оставались безвестными. То, что они на самом деле женщины, открывалось только в необычных обстоятельствах: в основном это происходило при тяжелых ранениях.

Одной из них была Мари-Анжелика-Жозефина Дюшмен, родившаяся в 1772 году в Динане и вышедшая замуж за солдата 42-го линейного полка. Сопровождая мужа, за хороший почерк она была произведена в полковые писари, участвовала в семи кампаниях, была три раза ранена. После завершения всех своих походов она была принята в Дом инвалидов и в 1851 году получила орден Почетного легиона. Она умерла в 1859 году в возрасте 87 лет.

СЕРЖАНТ МАРИ ШЕЛЛИНК

Также вслед за мужем тайно пошла в армию и Мари Шеллинк из бельгийского Гента. Ее отец умер молодым, а мать совсем не занималась дочерью, отправляя ее на улицу заниматься проституцией. Вскоре Мари была арестована и посажена в тюрьму Сен-Пьер. После освобождения она вышла замуж за Франсуа Десежера, и когда тот в 1790 году ушел в армию, она последовала за ним, переодевшись в мужчину. Она вступила во 2-й бельгийский батальон, стала капралом, а затем сержантом. После сражения при Жемаппе в 1792 году, где она показала удивительную отвагу и получила ранение в ногу, она была произведена в су-лейтенанты. Став вдовой, и полностью оправившись от ранения, она вернулась в строй и отличилась в сражении при Арколе в 1796 году. В этом же году она перешла в 8-й полк легкой пехоты, где встретила Луи Декарнэна, за которого вышла замуж.

Мари Шеллинк-Декарнэн отважно сражалась в Бельгии, Голландии, Италии, Германии, Пруссии и Польше. В сражении при Аустерлице она получила ранение в правое бедро.

В 1808 году Мари получила из рук Наполеона орден Почетного легиона, и он сказал ей:

– Мадам, я дарую вам семьсот франков пенсии и орден Почетного легиона. Получите из моих рук эту звезду храбрецов, которую вы так благородно заслужили.

Затем, повернувшись к офицерам, Наполеон добавил:

– Господа, почтительно поклонитесь этой храброй женщине. Это один из лучших солдат Империи.

Мари Шеллинк-Декарнэн умерла в 1840 году в Менэне в возрасте 83 лет.

ВИРЖИНИ ГЕКЬЕР ИЗ 27-ГО ЛИНЕЙНОГО

Настоящий подвиг совершила Виржини Гекьер, родившаяся в деревушке Долемон, что около Лилля. В 1806 году она поступила на службу в 27-й линейный полк, выдав себя за своего младшего брата, попавшего в списки призывников, но по состоянию здоровья не способного перенести трудности армейской службы.

Долгое время Виржини скрывала свой пол и даже была произведена в сержанты. Особенно она отличилась в 1808 году во время похода в Португалию. Командир 27-го линейного полка был ранен в бою. Худенький сержант (это была Виржини) закричал:

– А как же наш полковник, нужно найти его! Покажем врагам, где раки зимуют!

Несколько солдат бросились вслед за сержантом, но были тут же убиты. До раненого командира Виржини добралась одна. Она попыталась взвалить здоровенного полковника на плечи, но не смогла сделать и шага. Неожиданно появились два английских драгуна. Одного она убила выстрелом из карабина, а другого ранила штыком, затем поместила полковника на отбитую у англичан лошадь и доставила его в госпиталь. Полковник был спасен, а сама девушка-сержант оказалась раненой в грудь. Когда товарищи стащили с нее окровавленный мундир, они с удивлением обнаружили, что их сержант – женщина. За этот подвиг Виржини получила орден Почетного легиона.

Потом она воевала в Австрии, в частности, принимала участие в сражении при Ваграме. Всего она прослужила в своем полку до 1812 года. После этого она из-за многочисленных ранений была отправлена домой. Умерла Виржини Гекьер в декабре 1867 года в возрасте почти 100 лет.

БОЕВОЙ ГУСАР МАДАМ ПОНСЭ

Мадам Понсэ (в девичестве Дюку-Лаборд), родившаяся в 1773 году в Ангулеме, воевала в 6-м гусарском полку. Она отличилась в сражении при Прейсиш-Эйлау, была ранена под Фридландом. За мужество она была награждена крестом Почетного легиона. В сражении при Ватерлоо она вновь была ранена, и ей ампутировали ногу. Попав в плен к англичанам, она была отправлена в Дублин. Во Францию ей удалось вернуться лишь в 1830 году.

ДРАГУН САН-ЖЕН

И все же самой знаменитой женщиной, служившей в армии Наполеона, была Тереза Фигёр. Она известна еще и под другим именем – мадмуазель Сан-Жен. Это о ней генерал Каффарелли говорил полковнику Куломмье: «Никогда я не встречал более храброго солдата!» Это ее маршал Ожеро упомянул в рапорте: «Драгун Сан-Жен участвовала под моим начальством в кампании в Восточных Пиренеях и во многих обстоятельствах показывала храбрость, не свойственную своему полу».

Тереза родилась в Талмэ около Дижона (Бургундия) 17 января 1774 года в семье мельника Пьера Фигёра. Ее мать Клодин Виар умерла при родах, а через 9 лет скончался и отец. Маленькая Тереза стала сиротой. После этого она жила в Авиньоне у своего дядюшки Жозефа Виара, бывшего пехотного су-лейтенанта. 9 июля 1793 года, то есть в 19 лет, она вступила в добровольческий легион под вымышленным именем Сан-Жен, что означает в переводе «бесцеремонная» или «не знающая стеснения», и осенью 1793 года участвовала в осаде Тулона. Там на нее обратили внимание многие ставшие известными люди: генерал Дюгомье отечески опекал ее, сержант Жюно (тоже бургундец, будущий генерал-полковник гусар и герцог д’Абрантес) делился с ней последним куском хлеба. Сам Бонапарт отметил ее, когда она, рискуя жизнью, доставила под огнем противника патроны на редут Дё-Мулен.

Под Тулоном Тереза была в первый раз ранена в левую грудь. К счастью, пуля попала в кожаный ремень ее патронной сумки, и пройди она сантиметром выше, история девушки-драгуна была бы закончена, толком не начавшись.

В 1794 году мадмуазель Сан-Жен начала служить в 15-м драгунском полку в Восточно-Пиренейской армии, воевавшей против испанцев. Ее так полюбили в полку, что, когда Комитет общественного спасения принял решение убрать всех женщин из французской армии, офицеры написали петицию с просьбой сделать исключение для их Терезы, и героиня удивительным образом смогла остаться в армии.

После этого девушка-драгун отличилась тем, что одной из первых ворвалась в крепость Фигюйер, ходила в разведку, привела двух пленных к генералу Ожеро, от которого в награду получила пистолет, спасла от верной смерти тяжело раненного в голову генерала Ноге, затем спасла тонущих в реке солдат-новобранцев. Под ней было убито две лошади: одна у Перпиньяна, другая – при осаде крепости Росас.

Началась вторая Итальянская кампания. Вместе с полком Терезу перевели в район Милана. Она геройски сражалась под Лоди, получила четыре сабельных удара у Савильяно и оказалась в австрийском плену. Находясь в плену, она случайно попала на глаза эрцгерцогу Карлу. Один из слуг эрцгерцога, тоже уроженец Бургундии, узнал ее и доложил, что она женщина. Австрийский командующий собрал офицеров своего штаба и воскликнул:

– Видели ли вы что-нибудь подобное? Женщина! На это способны только эти дьяволы-французы!

В результате, в плену Тереза пробыла всего три недели, восхищенный эрцгерцог лично добился ее обмена.

После возвращения во Францию Тереза получила отпуск для лечения ран и обосновалась сначала в Монтелимаре, а затем в Шалон-сюр-Сон. Подлечившись, она вступила в 9-й драгунский полк, где полковником был Орас-Франсуа Себастьяни (впоследствии маршал Франции). Он взял 28-летнюю женщину под свою опеку, стал платить за ее жилье.

В Париже женщина-драгун затмила всех, приезжая на коне в замок Сен-Клу. Сама Жозефина завидовала ей, говоря: «Вы счастливая, вы не боитесь ни лошадей, ни пушек!» Поведение Терезы привлекло к себе внимание Первого консула, он вспомнил ее отвагу при осаде Тулона и пригласил ее на роль помощницы Жозефины. Но, несмотря на преимущества, которые давала эта должность, Тереза быстро оставила это скучное занятие, достойное, как она говорила, только белоручек. Через десять дней она уже снова была в своем 9-м драгунском полку.

Вскоре вновь начались боевые действия, и драгун Сан-Жен, покрытая порохом, приняла участие в Ульмской операции, затем в Аустерлицком сражении, затем в сражении при Йене. Получив тяжелую травму в Германии при падении лошади, Тереза Фигёр снова прибыла в Париж и разместилась в госпитале Шаритэ. Травма оказалась серьезной, и вне службы она провела почти 18 месяцев.

В 1809 году Тереза отправилась в Испанию, где ее приписали к полку Молодой гвардии. Там она сражалась в районе Севильи и Бургоса, и там, самым неожиданным образом, завершилась ее военная карьера. Произошло это при следующих обстоятельствах: в конце июля 1812 года, находясь около Бургоса без сопровождения, Тереза была захвачена в плен отрядом знаменитого и кровожадного командира гверильясов Херонимо Мерино. Удивленный отвагой женщины-драгуна, он пожалел ее и приказал не трогать. Терезу не изнасиловали и не подвергли пыткам, а отправили в Лиссабон. Оттуда ее вместе с другими пленными вывезли в Англию. Через 39 дней плавания Тереза благополучно прибыла в Лимингтон. В Англии она жила в деревушке Болдервуд, как военнопленной ей платили небольшое пособие, которого едва хватало на оплату жилья и на еду.

Будучи освобожденной в 1814 году после первого отречения императора, Тереза, несмотря на все усилия, не смогла принять участия в сражении при Ватерлоо. Началась скучная мирная жизнь: в 1815 году она стала владелицей маленького ресторанчика в Париже, а в 1818 году вышла замуж за Клемана Сюттера, тоже бывшего драгуна, чудом уцелевшего после похода в Россию. С ним она была знакома с детства. Через 11 лет она осталась вдовой. В 1842 году в Париже были опубликованы «Мемуары о кампаниях мадемуазель Терезы Фигёр, а ныне вдовы Сюттер, бывшего драгуна 15-го и 9-го полков…», написанные по рассказам Терезы неким Сен-Жермен Ледюком, но это не принесло Терезе никакого дохода. Тереза Фигёр кончила жизнь в жалком приюте Пти-Менаж, где она умерла 4 января 1861 года в возрасте 85 лет, одинокая, никому не нужная и так и не получившая никакой награды за многолетнюю и героическую службу императору.

«АДЪЮТАНТ» МАРШАЛА МАССЕНЫ МАДАМ ЛЕБРЕТОН

Если маркитантки, кантиньерки, прачки и поварихи, не говоря уж об офицерах и солдатах (всего в республиканской и императорской армии воевало около 70 женщин), находились в армии в значительной степени законно, то разного рода жены, любовницы и просто авантюристки делали это на свой страх и риск.

Наиболее известной женщиной этой категории является мадам Лебретон, любовница маршала Массены и сестра одного из его адъютантов. Она сблизилась с маршалом в 1806 году и с тех пор следовала за ним во всех его походах. В частности, во время Португальского похода Массены мадам Лебретон находилась в свите маршала в зеленом мундире драгунского капитана и орденом Почетного легиона на груди. Конечно же, никаким капитаном и никаким орденоносцем она не была, и это здорово веселило солдат и офицеров, называвших пассию главнокомандующего, постоянно падавшую с лошади, «курицей Массены». Случалось, что 53-летний маршал, отец четверых детей, задерживал войска на марше только потому, что его юной героине необходимо было остановиться по естественной надобности.


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии


  •  Richard вторник, 11 мая 2024 в 19:04:38 #120779

    Не в качестве рекламы, а как предложение иллюстрационного материала, рекомендую сайт, где можно найти Портреты Правителей (монархи, государственные и военные деятели) стран Европы (от 1350 до 1855), в жанре Живописи и Отличного качества:
    http://portraitsofkings.com/gallery/



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку