НОВОСТИ
Доброволец из США, пропавший в Донецке 8 апреля, погиб
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93953
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24997
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25461
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28146
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26390
sovsekretnoru
Развели тут «бодягу»…

Развели тут «бодягу»…

Развели тут «бодягу»…
Автор: Сергей ФРОЛОВ
Совместно с:
02.03.2018

Фальшивый бензин стал настоящим бичом для автомобилистов в России

Ещё прошлой осенью Госдума приняла законопроект об ужесточении административной ответственности за реализацию некачественного топлива. Законопроект этот появился не на пустом месте. Как выяснили специалисты Росстандарта, в прошлом году суррогатное топливо обнаружили на 18% проверенных заправок. Что сейчас происходит в этой неспокойной сфере – в расследовании «Совершенно секретно».

На самом деле масштабы «разбодяживания» топлива гораздо выше, и вряд ли с этой проблемой можно справиться одними только штрафами. Хотя, безусловно, меры, предлагаемые Госдумой, достаточно суровы. Новый закон предусматривает штраф для АЗС, которая торгует суррогатным бензином, в размере 1% от выручки, но не менее 500 тысяч рублей. Плюс конфискация «палёного» топлива. За повторное нарушение штраф может быть увеличен до 2 миллионов рублей либо вынесено постановление об административном приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 суток с конфискацией «предметов правонарушения». Пока новый закон не вступил в силу, штрафы за нарушение техрегламентов на моторное топливо остаются на прежнем уровне: для должностных лиц – 10 – 20 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – 20 – 30 тысяч, для юрлиц – 100 – 300 тысяч. Понятно, что эти цифры мало впечатляют любителей разбавить бензин какой-нибудь дрянью, поэтому любой из российских автолюбителей находится в постоянной зоне риска. Как считают некоторые эксперты, оборот контрафактного топлива может достигать в России 10 миллионов тонн в год.

СЛУЧАЙ НА ДОРОГЕ

Самое печальное, что заправка «левым» бензином может привести не только к поломке автомобиля, но и к более серьёзным последствиям. Лично мне пришлось столкнуться с кошмарной ситуацией, когда я вёз на машине свою больную маму из Брянска в Москву и где-то под Калугой заправился на АЗС с неизвестным мне логотипом. Буквально через 20 км движок машины начал «чихать», а затем и вообще прекратил работу. Мои камлания вокруг открытого капота машины ни к чему не привели – автомобиль стоял без признаков жизни, а маме в это время становилось всё хуже. Выручили друзья из Подмосковья, которых я вызвал по телефону – они примчали через пару часов, доставили маму в Москву, а мне пришлось дожидаться техпомощи. Прибывшие мастера слили «палёный» бензин, промыли двигатель, и только после заливки нового топлива машина вновь ожила.

После этой истории у меня не было ни сил, ни желания судиться с заправкой, да и доказать, что это был именно их бензин, после того как он был слит на землю, было сложно. Впрочем, на днях я прочитал историю о том, как попавший в аналогичную ситуацию автолюбитель всё-таки проявил упорство и наказал нерадивых заправщиков. В городе Иркутске местный житель отсудил у АЗС 800 тысяч рублей за некачественный бензин. Дело было так: этот человек заправил свой автомобиль AudiQ7 дизельным топливом на одной из городских АЗС, доехал до торгового центра, а когда вышел оттуда с покупками через 30 минут, не смог завести автомобиль.

Возмущённый автолюбитель заказал экспертизу, которая установила, что у Audi разрушен топливный насос двигателя. Причина – использование некачественного дизтоплива. Представитель АЗС всячески отрицал свою вину и убеждал суд, что всё реализуемое компанией топливо качественное и проходит многоуровневый контроль. Но суд оказался неумолим: он постановил взыскать с АЗС стоимость заправленного бензина, убытки, связанные с оплатой экспертиз, ремонт автомобиля, а также штраф за отказ от добровольного исполнения требований потребителя.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Это только в любимой народной кинокомедии «Джентльмены удачи» один из героев разбавлял бензин ослиной мочой. На самом деле сегодня существует масса современных способов поднять октановое число в низкокачественном горючем, чтобы продать его как вполне приемлемый АИ-95. Таинственные превращения с бензином начинаются уже по дороге от НПЗ до АЗС. Чего только не добавляют в топливо махинаторы с маленьких заправок: стабильный бензин, продукты для переработки нефти, конденсат газа с добавлением компонентов коксохимического производства. Чтобы полученная смесь выглядела прилично, в неё вносят самые различные химикаты, которые заметно ухудшают качество горючего. Вот хит-парад этих добавок.

Тетраэтилсвинец (ТЭС). Увеличивает октановое число на 5 – 10 единиц. Ловким движением руки добавка ТЭСа превращает низкооктановый АИ-93 в элитный АИ-98. Токсичность бензина резко увеличивается, температура сгорания – тоже. Результат применения ТЭСа – закоксовывание поршневых колец, клапанов и образование отложений на стенках цилиндров.

Нафталин. Обычно средство от моли повышает октановое число на 5 единиц, но частое применение чревато появлением нагара в топливной системе. Кристаллы нафталина забивают шланги, форсунки инжектора и бензонасос

Присадки с железом. Прибавляют 3 – 6 единиц к октановому числу. Результат использования – ржавый нагар в цилиндрах двигателя, короткая жизнь свечей зажигания.

Соединения бензола. К ним относятся толуол, бензол и прочие ароматические углеводороды. Позволяют поднять октановое число на нереальную высоту, при этом очень дешёвы в продаже. Обладают сильными качествами растворителя. Результат – уничтожение эластичных деталей двигателя, активная коррозия его элементов.

Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Небольшая добавка (на уровне 7 – 11%) МТБЭ чудесным образом превращает АИ-92 в АИ-95. Содержащийся в МТБЭ кислород ускоряет процесс сгорания, а следовательно, повышает экономичность двигателя. Правда, в этой добавке есть проблема: без дорогостоящих присадок-удержателей МТБЭ испаряется за несколько часов. Октановое число топлива возвращается на исходный уровень, зато в двигателе возникает детонация.

Этиловый спирт. Добавка спирта в бензин (на уровне 5 – 20%) повышает октановое число на 3 – 8 единиц. В принципе эта добавка улучшает процесс сгорания топлива и увеличивает КПД и мощность двигателя. Но по стоимости добавка недешёвая, да и последствия от её применения не самые весёлые: смесь быстро распадается, октановое число падает, начинается детонация, которая приводит к стуку клапанов.

Ацетон. Эта экзотичная добавка тоже увеличивает октановое число до необходимого уровня, но при этом разъедает прокладки и сальники, способствует образованию коррозии металлических деталей.

Для дизельных двигателей существуют свои «технологии разбодяживания». Самый популярный способ фальсификации – продать под видом качественного зимнего дизтоплива некую смесь, которая предназначена для летней эксплуатации тракторов. Этот дизель мёрзнет при низких температурах, но таковые случаются не во всех регионах. Чтобы придать такой смеси «незамерзающее» качество, в ДТ добавляют керосин или бензин. В результате уничтожается масляная плёнка с блока цилиндров, и двигатель потихоньку погибает.

Фото: ВИТАЛИЙ АНЬКОВ/«РИА НОВОСТИ»

СПЕЦОПЕРАЦИЯ РОСКАЧЕСТВА-2018

И всё-таки борьба с «королями бензоколонок», разбавляющими бензин, потихоньку разворачивается по всем фронтам. Ещё в 2015 году появилось поручение Владимира Путина о проверке качества бензина на российских АЗС в регионах. Тогда эти проверки дали жуткие цифры: свыше 40% «фальшака» было обнаружено на местных АЗС. Тогда же вышел запрет на использование топлива класса 3 (Евро-3). Производители и торговцы начали переходить на топливо класса 4 (Евро-4). Но при этом на складах оставались огромные объёмы бензина класса 3 – не сливать же его в канаву? Чтобы реализовать это бензиновое море низкого качества, начались массовое «разбодяживание» и подгонка низкооктанового бензина к новым стандартам. В конце концов эти объёмы бензина класса 3 были реализованы, и потихоньку качество топлива на заправках стало подрастать. По крайней мере в 2016 году проверки Росстандарта выявили всего 18% суррогатного бензина и дизельного топлива в общем объёме.

Напомним, что 10 лет назад с бензином у нас была полная катастрофа. В 2008 году, по оценке американского Международного центра качества топлива (IFQC, Хьюстон, США), РФ была признана худшей страной в Европе по качеству топлива. При этом мы занимали 44-е место в мире по качеству дизеля и 84-е место – по качеству бензина. Конечно, сегодняшняя ситуация – это безусловный прогресс, но до идеала пока очень далеко. Проблема в том, что помимо монстров рынка – корпораций, входящих в пул ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний), – на нём присутствует масса небольших нефтеперерабатывающих заводов (их в стране 280), которые в силу своей технологической отсталости просто не могут производить качественное топливо нового поколения. Выгнать их с рынка невозможно, но и средств на техническое перевооружение у них нет. Куда проще государству работать с ВИНК – ещё в 2011 году с владельцами всех крупных НПЗ были заключены договоры о проведении технического перевооружения предприятий. Эта работа уже началась, но по понятным причинам быстро завершить её не получится. Полная реконструкция НПЗ закончится только к 2020 году. Озабоченность по этому поводу ещё в 2016 году высказал глава Ростехнадзора Алексей Алёшин: «Проблемы существуют на заводах компании «Роснефть» и на независимых нефтеперерабатывающих заводах – ТАИФ-НК, Марийском НПЗ, Новошахтинском НПЗ и Афипском НПЗ. Первой компанией в России, полностью модернизировавшей свои нефтеперерабатывающие заводы и которая из 5% прибыли от производства топлива порядка 2% тратит на экологические проекты, является «Лукойл»

Вторая проблема – так называемые независимые заправки. Известно, что из 15 тысяч АЗС, работающих в России, только около 40% принадлежат ВИНК. На долю независимых заправок приходится 60%. Хотя если сравнивать по объёмам торговли, то крупные нефтяные компании продают бензина больше – около 60%. По сложившейся практике вертикально интегрированные нефтяные компании получают горючее в первую очередь и по отпускным ценам НПЗ, которые ниже средних, сложившихся на рынке. А независимым АЗС остаётся только то, что не выбрали ВИНК, причём по более высоким ценам. Выживать им как-то надо, значит, включается механизм «разбодяживания».

Надо отметить, что проверки на маленьких АЗС в последнее время проходят всё чаще, поэтому их владельцы стараются не «нарываться». Тем не менее статистика пока что не очень весёлая, особенно в регионах. К примеру, только в одной Нижегородской области больше половины – 53% – проверенных проб топлива в прошлом году не соответствовали техническим регламентам. В других регионах ситуация не лучше. Недавно стало известно, что в этом году пройдут масштабные проверки качества автомобильного топлива по всей стране. Роскачество заключило соглашение с Росстандартом об исследовании бензина во всех регионах РФ. Подготовка к этой масштабной «спецоперации» началась ещё в конце 2017 года. После этой проверки на каждой АЗС появятся соответствующие сертификаты, которые подтвердят происхождение продаваемого топлива. Кроме того, будет создано специальное мобильное приложение – своего рода навигатор для автомобилистов, в котором любой желающий сможет получить необходимую информацию по исследованию качества бензина по всем регионам и заправкам. Насколько это поможет разрешить сложившуюся ситуацию – посмотрим в конце этого года, ну а пока остаётся только надеяться, что хотя бы эти новости как-то повлияют на тех владельцев АЗС, которые по-прежнему «включают креатив» и продают нам дрянь под видом нормального топлива.

Кстати, в последнее время появилась новая тема в технологиях жульничества на заправках: недавно СМИ сообщили о том, что в южных регионах России действует организованная преступная группа, которая обманывает водителей при помощи высоких технологий. На АЗС внедряется специальное программное обеспечение, позволяющее не доливать в бак от 3 до 7% топлива. ФСБ даже удалось задержать одного из хакеров, который создал подобное ПО – по словам оперативников, некий Дмитрий Заев создал «уникальный продукт», с каким чекистам до сих пор не приходилось сталкиваться. Впрочем, это уже совсем другая история…

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Сергей Канаев, руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России»:

– Как показывают исследования, за последнее время количество АЗС, где продают некачественное топливо, сокращается. С другой стороны, ухудшается качество тех добавок, которые применяют на недобросовестных заправках. Если раньше добавляли монометиланиллин, то сейчас он заменяется на литиевые добавки. То есть легальные присадки, которые можно добавлять в небольших количествах, заменяются дешёвыми китайскими присадками.

И очень много проблем доставляет нам таможня. Дело в том, что в Казахстане до сих пор разрешена продажа 4-го класса топлива, а у нас уже нет (с 2016 года в России перешли на 5-й класс. – Ред.). В прошлом году все приграничные территории торговали таким бензином. Для казахов в этом не было никакого нарушения, а для нас такой бензин не просто контрафакт, а несоответствие техническому регламенту качества топлива. По-прежнему наименьшие претензии к крупным топливным корпорациям, входящим в пул вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК): «Роснефть», «Лукойл», «Татнефть», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» и т. д. У них в основном топливо достаточно качественное. И вся система заточена под то, чтобы брать у сторонних организаций было невыгодно. Вот почему не может быть качественного бензина у маленьких компаний – невозможно покупать на торгах бензин по 36 рублей за литр, а продавать его за 35,90. Но такое сплошь и рядом: люди покупают паспорта качества на бензин. Мы начинаем проверять: купили по 36,70, а цена на заправке – 35,90. Мы же понимаем, что так не бывает – следовательно, что-то в этот бензин залито для удешевления. Такое невозможно у ВИНК. Если у крупных компаний и случаются нарушения, то это связано не с тем, что пришло плохое топливо, а какие-то проблемы с ёмкостями на АЗС.

У каждой из больших компаний свои особенности. Мы знаем, что у них хорошая система контроля качества бензина, при этом некоторые делают качественное «моющее» топливо, но оно очень лёгкой фракции, поэтому быстро расходуется, а у «Лукойла», например, отличное топливо – со всеми необходимыми импортными ингредиентами, но оно чуть дороже

Кстати, у нас был случай – человек в Вологде заправился на АЗС «Лукойл» при 20-градусном морозе. С утра начал заводить машину, и в двигателе заклинило клапаны. Он пожаловался на плохое качество топлива – провели исследование и выяснили, что как раз на «Лукойле» он залил очень хороший очищающий бензин, но именно этот бензин промыл всю его систему, в которую до этого был залито подозрительное топливо на какой-то областной заправке.

В результате в камерах сгорания откисла вся гарь и остатки прежней «бодяги», а когда ударил мороз, эта жижа превратилась в лёд и клапаны «залипли». Если бы он постоянно заправлялся в нормальных местах, такого бы не произошло. Так что мой совет всем автолюбителям: хотите продлить жизнь автомобиля – заправляйтесь только на АЗС крупных топливных сетей.

Игорь Моржаретто, автомобильный эксперт, руководитель автомобильного радио «Страна»:

– Безусловно, эта проблема пока что существует в стране. К счастью, связана она с региональными маленькими сетями или отдельными индивидуальными АЗС, которые в сложных экономических условиях, чтобы выжить, считают для себя возможным допускать пересортицу и даже банально «бодяжить», допускают недолив и прочие «фокусы». Крупные сети, входящие в ВИНК, как правило, такими вещами не занимаются – слишком велики издержки. Разве что конкретный сотрудник какой-то АЗС пытается сам заработать, но это большая редкость: там очень хороший контроль. Лично для себя я всегда выбираю только крупные сети. Для меня это особенно важно, поскольку у меня автомобиль на дизельном топливе. Много лет я работал в крупном автомобильном журнале, и мы проводили неоднократные исследования – у вертикально интегрированных компаний действительно всегда было самое высокое качество горючего.


Автор:  Сергей ФРОЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку