ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

На правах рекламы

«Мы знаем, как вернуть людей в мир книги»

Опубликовано: 1 Ноября 2017 18:14
0
2244
"Совершенно секретно", No.10/399, октябрь 2017
Генеральный директор Московского дома книги Надежда Михайлова
Генеральный директор Московского дома книги Надежда Михайлова

Легендарному Московскому дому книги исполнилось полвека

Наша страна всегда жила чтением. Мерилом для людей были нравственные эталоны, которые ставили великие писатели. Перечень прочитанных и любимых книг говорил совершенно незнакомому человеку, кто ты и стоит ли с тобой общаться. Только в России до конца двадцатого века сохранилась традиция печатать серьёзную литературу по частям в нескольких номерах специальных литературных журналов. Неудивительно, что многое из того, что связано с книгой, представляет для нас огромную ценность. И полувековой юбилей Московского дома книги, легендарного магазина на Новом Арбате, открывшегося 25 сентября 1967 года, – событие всероссийского масштаба.

О том, как живёт магазин, чем привлекает читателя и что нового происходит на современном книжном рынке, «Совершенно секретно» рассказала генеральный директор «Московского дома книги» Надежда Михайлова.

Литературное кафе в Московском доме книги

 – Надежда Ивановна, открытие Московского дома книги стало необычным культурным событием. Ведь с тех пор оно продолжается пять десятилетий, несмотря ни на какие экономические и политические катаклизмы. Как вам это удаётся, вы новаторы или консерваторы?

– Я бы не сказала, что мы находимся в какой-то одной-единственной модели. Ведь наша главная задача – не жить в каких-то рамках, а предлагать нашим читателям и покупателям книги. И даже с точки зрения чистой коммерции книга – это особый товар. Её стоимость во многом определяется не совокупностью сил и средств, которые потрачены на её производство, а тем внутренним содержанием, которое заложено в книгу. Поэтому, чтобы наши покупатели и читатели знакомились с книгой, мы ставим себе следующие задачи: первое – предложить им максимальный выбор того, что выходит у нас в стране, и второе – создать комфортные и удобные условия, где бы посетитель нашего магазина смог бы посмотреть, полистать, почитать книгу, послушать обсуждения, встретиться и пообщаться с её автором. Также для наших посетителей мы устраиваем встречи со специалистами разных областей деятельности, тематические издания по которым есть на наших прилавках. Книга предполагает общение, встречи с людьми разных профессий, разных направлений, разной культуры. Книга – мощнейший коммуникатор. И наш магазин – это пространство, посвящённое книге, при этом максимально удобное, привлекательное и комфортное для читателя, вне зависимости от того, какое издание его интересует.

Вообще, я не очень понимаю, что значит «консерватизм» и «новаторство» в отношении книги. Ведь сегодня книга тоже инновационна. Например, электронные книги. При том что это всё-таки высокие технологии, ушедшие в совсем иную плоскость, чем то, что печатается в типографиях, они могут быть предельно консервативны. В электронном виде можно читать Достоевского, Лескова, Чехова. Здесь всё зависит от личностного восприятия книги. Какая бы она ни была, традиционная или электронная, она должна восприниматься как нечто интересное, познавательное, важное, серьёзное, духовное и так далее. Поэтому, в какой форме эти мысли существуют, в печатной или в электронном формате, выбирать уже читателю в зависимости от того, что ему удобно, что ему подходит.

И потом, когда мы говорим о комфортном для читателя пространстве Московского дома книги, это означает, что мы создаём такую атмосферу, в которой человек, пришедший за какой-нибудь определённой книгой, остановится, задержит взгляд на другой, заинтересуется ею и, возможно, не только купит книгу, но и станет регулярно посещать наш магазин. Кроме того, у нас есть целых две площадки, на которых мы проводим встречи с интересными людьми. И в один день мы можем провести встречу, например, с Любовью Казарновской и говорить, естественно, о музыке, и в то же время в Доме книги может идти другая встреча, посвящённая совершенно другой теме. Например, медицине. И в одном месте, в одном пространстве встречаются те, кому интересна классическая музыка, а рядом те, кого волнуют проблемы здоровья. И чтение книги по любой тематике мы дополняем тем, что у людей есть возможность задать вопрос автору или герою книги, встретиться со специалистом в совершенно неформальной обстановке. Да даже просто присутствовать на встрече с интересным человеком и получить удовольствие от этого общения – тоже важный момент. Ведь, возможно, простой читатель нигде не встретит и не застанет любимого автора, а у нас легко можно осуществить эту мечту, причём бесплатно. И потому такие встречи сегодня в книжном магазине происходят постоянно. В день у нас бывает и по две, и по три встречи с разными людьми. Когда мы говорим, что книжный магазин – это культурное и образовательное пространство, мы подразумеваем, что здесь не только можно купить интересную книгу, но ещё и встретиться с человеком, который её написал.

 – Один близкий мне человек, родившийся и большую часть жизни проживший в Советском Союзе, шутит, что если бы советский человек попал бы в любой современный супермаркет, то от увиденного ассортимента товаров он сошёл бы с ума. Как вы думаете, что бы произошло с советским человеком, попади он в сегодняшний Московский дом книги?

– Безусловно, произошло бы что-то подобное. Я начала работать в этой отрасли как раз тогда, когда был абсолютный книжный дефицит, когда на ночь тебе давали толстый журнал и ты его прочитывал, потому что должен был передать следующему читателю, а он на следующее утро – другому и так далее. Поэтому, конечно, невозможно было свободно прийти в магазин и купить, например, Цветаеву, Ахматову, Северянина. Это как раз то, что отличает сегодняшний книжный магазин от того, что было раньше. Может быть, поэтому меня несколько насторожил вопрос про консерватизм в нашем магазине. Для меня консервативный магазин – это магазин с пустыми полками. Ведь саму книгу я бы никогда не назвала чем-то консервативным. Вот мы с вами берём классику. Фраза «умом Россию не понять» – она консервативна? Сто лет назад она была актуальна, и сегодня её цитируют, когда говорят о России, о насущных проблемах, которые существуют, но которые трудно логически выстроить в голове. Если мы с вами говорим: «К нам едет ревизор», то эта фраза всенепременно будет относиться к нашим сегодняшним реалиям, а не к XIX веку. Или: «А судьи кто?» Вся наша классика, которая писалась давно, актуальна и сегодня. На то она и классика, что к ней не применимы понятия «консервативно» и «новационно».

 – Книга, хорошая художественная книга, воспитывает в человеке воображение, фантазию. Вы и ваши сотрудники каждый день в окружении книг. Как это повлияло на творческое начало у вас и вашего коллектива?

– У нас с этим бывает по-разному. Наверное, как в любой отрасли, есть люди творческие и креативные, а есть не очень инициативные, которые к чему-то относятся формально. Мне хочется рассказать о людях, которые, несмотря на возраст, работают особенно творчески и интересно. У нас есть несколько человек, которые пятьдесят лет назад открывали этот магазин, но и сегодня, когда с ними разговариваешь, совсем не чувствуется их возраст. Не чувствуется именно потому, что они прекрасно знают книгу, они совершенно особенным образом говорят о книге, любят её, воспринимают как величайшую ценность. Это настолько впечатляет, что любой человек, который с ними вдруг соприкоснулся, уйдёт с этой встречи настолько обогащённый, духовно насыщенный, что трудно это передать словами. Низкий поклон тем, кто любит свою профессию и с любовью относится к каждому человеку, который пришёл в книжный магазин.

 – Тема противостояния печатной книги и интернета настолько заезжена, что об этом просто неинтересно говорить, но у вас в Московском доме книги есть огромные отделы, где продаются издания по домоводству, садоводству, другой прикладной тематике. У меня вызывает изумление, что в эпоху интернета эти книги кто-то ещё покупает…

– Вы даже представить себе не можете, насколько далеко ваше представление от реального положения дел! Представляете, книги из этого раздела занимают примерно 10–11% оборота магазина. Информация, полученная с электронных носителей, – она пришла и ушла, а когда человек воспринимает то же самое через печатный формат, то глубина понимания и закрепление в памяти прочитанного текста происходят на другом, более фундаментальном уровне. Это не мои наблюдения, это данные современных исследований. Совершенно точно установлено, что печатный формат для системного мышления гораздо предпочтительнее, нежели электронный.

 – Какие встречи в Московском доме книги вам особенно запомнились?

– Понятно, что в книжный магазин приходят люди незаурядные, а уж те, кто пишет книги, незаурядные вдвойне. Я вспоминаю совершенно необыкновенные встречи с Евгением Максимовичем Примаковым. Они, безусловно, запомнились мне на всю жизнь. Я очень переживала перед первой встречей с ним, волновалась. Думала, вот придёт такой глубоко интеллигентный, умный человек, что же мне говорить, что сделать, чтобы ему было интересно в нашем книжном пространстве? И вот приходит человек, и ты понимаешь, что он не ждёт от тебя ничего сверхъестественного, а совершенно спокойно общается. И буквально через две минуты ты ощущаешь, что этого человека ты знаешь сто лет. Эти ощущения – самое ценное, что мне дарит моя работа. И таких людей приходит достаточно много. Любая встреча с интересным автором, с человеком с большой буквы приносит в жизнь ощущение, что ты выбрал правильную профессию, что тот интерес, который ведёт тебя по жизни, поддерживается теми необыкновенными людьми, с которыми ты встречаешься и общаешься. И это даже не сотрудничество. После того как Евгений Максимович приходил к нам в гости, общался с читателями, он стал настолько близким человеком, что ему можно было позвонить и посоветоваться по поводу какой-либо ситуации. Вот что дорогого стоит! И таких встреч было немало. Евгений Александрович Евтушенко – у него были тёплые отношения с Московским домом книги ещё с советских времён, – когда он приходил и декламировал у нас свои стихи. Я прекрасно помню и его последние встречи, и мне было очень отрадно видеть, что на них приходит много молодёжи. Как тут не вспомнить Фазиля Искандера, Даниила Гранина… Эти встречи наполняют жизнь каким-то особым смыслом. И мне кажется, что возможность общения с такими людьми и есть самое главное, что ты получаешь от Московского дома книги.

Посмотрите, как интересно получается – писатель создаёт своё произведение в одиночестве. Читатель потом читает эту книгу тоже в одиночестве. И в то же время книга соединяет целые поколения. То, что писал Пушкин, то, что писали в прошлом веке, – и вдруг ты сегодня это читаешь и внезапно ощущаешь удивительную связь времён. Это не громкие слова, это действительно так происходит. Книга даёт поколениям преемственность, сохраняет русский язык, то есть образует действительно глубокую и высокоценную культурную  связь людей через века.

Талисман магазина – сова Ева

– Есть ли какой-нибудь проект, который вы очень хотели бы реализовать в Московском доме книги?

– Сейчас мне часто задают этот вопрос, чего бы я пожелала, о чём бы я мечтала. Мы, Московский дом книги, – это такая расширенная праздничная программа для тех, кто любит книгу. И эта праздничная программа продолжается изо дня в день и каждый день. В эти юбилейные дни мне бы очень хотелось, чтобы все, кто только может, приходили к нам в гости. Я хотела бы всех пригласить к нам на встречи с книгой, с авторами книг. Мы интересно и познавательно провели первые 50 лет жизни. И знаем, как это сделать и в следующие полвека. Дорогие читатели, приходите к нам почаще – мы будем общаться, читать, знакомиться с новыми книгами, делиться впечатлениями от них, обсуждать, спорить, и это даст всем нам огромный заряд жизненных сил!

 – Интересно получается, юбилей у Московского дома книги, а подарки дарят не ему, а он сам раздаривает подарки. Не обидно?

– Наоборот, это очень радостно. Знаете почему? Не знаю, как вы, а я намеренно не говорю с вами о цене книги. Наш разговор – о её сути, и у нас много мероприятий, совершенно бесплатных, цель которых – заинтересовать людей, вернуть их в мир книги. И эти праздничные дни – это дополнительный повод подарить людям то счастье и удовольствие, которое получает человек, читая книгу. У нас достаточно большая молодёжная аудитория, мы работаем в социальных сетях, рассказываем, как интересно бывать в книжном магазине, встречаться с книгой и обсуждать прочитанное. Когда мы получаем обратную связь, комментарии, отклики и в конечном счёте посещение наших мероприятий, это приносит нам удовлетворение от работы. И работа эта бывает очень креативной. Вот, например, у нас в социальных сетях объявлен конкурс «Косплей», когда участники фотографируют себя в костюмах любимых персонажей, а мы потом проводим конкурс, определяем победителей, конечно, с учётом читательского мнения, и награждаем лучших. И это не просто креатив, не просто творчество – это живая связь с теми, кто интересуется книгой. Поэтому наш праздник – это праздник общения с теми, кто любит книгу и считает её частью своей жизни. Хочется, чтобы больше людей вовлекалось в книжное пространство. Сегодня книжных магазинов ничтожно мало. Даже в Москве, не говоря уже обо всей России. И наша позиция, не только одного Московского дома книги, но и остальных книжных магазинов страны, должна быть ещё более активной. Мы должны привлекать и заинтересовывать тех, кто не читает, не ходит в книжные магазины.

Я искренне считаю, что книга и сегодня – лучший подарок. И цель нашей работы – сделать это утверждение общепринятым и бесспорным.

Беседу вёл Дмитрий Руднев
Фото из архива «Московского дома книги»


поделиться: