НОВОСТИ
Генштаб отправил в запас призывников, достигших 27-летия до 2024 года
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91206
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21840
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22645
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25261
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23580
sovsekretnoru
Цветочные знамёна генералиссимуса Сталина

Цветочные знамёна генералиссимуса Сталина

Цветочные знамёна генералиссимуса Сталина
Автор: Николай БЕЛЯЕВ
Совместно с:
16.08.2016

Выдающийся советский художник-флорист Анатолий Беляев работал так искусно, что на его гигантских портретах из живых цветов «вожди мирового пролетариата всегда выглядели бодро и свежо»

Я хочу рассказать о цветах, вернее не о них, а о том, что можно из них сделать. Речь идёт о картинах из живых цветов, которые в 1940–1960-е годы ежегодно создавались и позиционировались на разных площадках парков Москвы. Как правило это было ВДНХ и Измайловский парк. Главным художником этих живых картин был Беляев Анатолий Николаевич, родной брат моего деда. На сегодняшний момент – это не повторено никем, ни в одной стране (даже приблизительно), несмотря на развитие технологий и совсем другие возможности в этом направлении.

Флористика – это вид изобразительного искусства, в котором художник вместо красок использует растительные ресурсы: цветы, листья, траву… Ещё 5 тысяч лет назад до н. э. египтяне украшали дворцы, принадлежащие членам правящих семей фараонов, композициями из цветущих растений. Уже в то время искусство по составлению гирлянд и венков из растительных материалов ценилось очень высоко, а люди, овладевшие этим искусством в совершенстве, считались художниками.

Широкое распространение флористики как вида искусства относят ко временам Древней Греции. Эллины преподносили живые цветы только в дар богам. Яркими и красочными композициями из цветов украшали алтари храмов этих жителей Олимпа. Времена правления Римской Империи являются расцветом искусства флористики. На пирах римских цезарей использовались самые причудливые цветочные аранжировки, букеты были массивными и сложными. В золотом дворце императора Нерона фиалки сыпались прямо с потолка в таком количестве, что гости задыхались от их веса.

Много веков в Японии существует ошибана – искусство создания картин из сухих (пресованых) цветов. Кстати, чисто мужское искусство. Самураи постигали путь воина, и ошибана была частью их обучения наравне с написанием иероглифов и владением мечом. Из картин мастеров ошибаны откачивали воздух, в вакууме они могли сохранять свои краски вечно. В эпоху средневекового европейского Ренессанса в моду входят ковры из живых цветов. И наконец – цветочные картины.

О советской флористике известно немного. В 40–60-х годах XX века картины из живых цветов ежегодно создавались и демонстрировались в парках Москвы – в основном на ВДНХ и в Измайловском парке. Это были цветочные портреты, которые в мельчайших деталях повторяли черты «самых дорогих советскому народу людей», точнее только двух человек – Ленина и Сталина. Единожды публике был представлен писатель Максим Горький. Время, когда создавались эти цветочные шедевры, не позволяло разнообразить персонажей.

Повторюсь, создавал эти гигантские цветочные портреты родной брат моего деда Беляев Анатолий Николаевич. В семье сохранились фотоплёнки, на которых запечатлены, к сожалению, недолговечные его творения, и журналы того времени с их фото.

Вот, к примеру, фотография из сохранившегося журнала «Огонёк» за ноябрь 1951г. Шедевр уникален тем, что всё это – портрет Сталина (18 х15 метров), и совершенно вертикальные знамёна – живые цветы. Поначалу знамёна делались с уклоном примерно в 45 градусов, поскольку цветы растут строго вертикально, и их надо было как-то поливать. Но с инспекцией приехал лично Иосиф Виссарионович и сказал как отрезал: «Великая страна не может преклонять своё знамя никогда и не перед кем». И цветы подчинились генералиссимусу. Всё пришлось срочно переделать. Хотя казалось, что это вегетативно для растений невозможно.  Знамёна простояли строго вертикально потом целый месяц. Как это удалось брату моего деда – до сих пор остаётся загадкой для специалистов.

Изобретателем отечественной технологии изготовления портретов из цветов является П. И. Волынский (по данным книги «Цветоводство» Геннадия Киселева). А первая цветочная картина в Москве была создана Вано Бежани в 1911 году, на ней был изображён Лев Толстой. Первый цветочный портрет Сталина работы Бежани появился в 1934 году. Мой двоюродный дед Анатолий Беляев не был первооткрывателем технологии цветочных картин, но ему они удавались лучше, чем кому-либо другому, –  ювелирно и правдиво. Всего им было создано 20 великолепных живых полотен с 5-этажный дом каждое. И ни одного нарекания от «Вождя всех времён и народов» больше не поступало. 

Мастер Анатолий Беляев и его цветочный Ленин – масштаб полотна впечатляет

О масштабах живых творений Анатолия Беляева можно судить по гигантскому портрету Ленина, рядом с которым стоит художник. Кстати, над картиной вместе с ним трудились всего пять помощниц. Проблема заключалась в том, что человек, находясь вблизи картины, мог видеть только отдельные соцветия, но не портрет целиком. Контролировать процесс создания полотна приходилось только на приличном отдалении с помощью голосовых команд, усиленных жестяным рупором

Но создать портрет – всего лишь полдела. Любые растения не могут жить без воды – и это было ещё одной сложностью. Систем капельного орошения тогда ещё не придумали, и полив производился стандартным путём – очень ранним утром, до прихода посетителей. Кроме этого, каждую ночь происходила замена умерших растений. А материалом для этого служили клумбы, которые специально разбивались в непосредственной близости от картин. Естественно, были и теплицы, и штат работников, их обслуживающих. Таким образом вожди мирового пролетариата всегда выглядели бодро и свежо. Самый страшный враг – сильный дождь (полиэтиленовой плёнки ещё не изобрели).

Процесс создания монументального цветочного портрета – команды подаются издалека через рупор

На изготовление портретов шли следующие растения: для лица – седум, мезембриантемум, или альтернантеры; для волос – альтернантера верзиколор и металлика, смесь обоих альтернантер; для седых волос – сантолина, гнафалиум; для глаз – альтернантера верзиколор, для белков – седум, для зрачков – альтернантера розеа; для одежды – альтернантера верзиколор или розеа, сантолина или оксалис, швы – из фестуки. Фон портретов делается из сантолины, мяты, седума и других растений. Вегетативно все развиваются по-разному, поэтому необходимо было знать, когда какие сеять семена, получать рассаду (по типу помидор) и достигать одновременного цветения разных растений. В строго обозначенное время высадить в прототипы сегодняшних торфяных горшочков и разместить в определённом порядке в деревянные клетки. Погибающие и неправильно развивающиеся растения менялись ночью.

Анатолий Беляев и его помощницы

Когда эпоха Сталина миновала, под руководством Анатолия Беляева на ВДНХ были созданы цветочные календарь и часы, которыми любовались миллионы посетителей долгие годы. Как же удавалось поддерживать непрерывный ход стрелок цветочных часов? Секрет был прост: специально обученная женщина каждые 5 минут переставляла горшки с цветами, обозначавшими минутную стрелку, и каждые 15 минут – часовое обозначение времени.

Цветочные часы и календарь на ВДНХ

Участвовал Беляев и в создании необычно огромных цветочных стел и ваз, которые на самом деле представляли собой вертикальные цветники и газоны. Удивительно, но это абсолютно вертикальные творения. Кто хоть раз пытался самостоятельно возделывать газон из простой травы на своём дачном участке, наверное, сможет оценить хитроумность творчества автора. Ведь газонокосилок с вертикальным взлётом не придумали и до сих пор. Неужели мастеру Беляеву удалось разгадать секрет одного из семи чудес света – висячих садов Семирамиды?

Выдающийся художник-флорист Анатолий Николаевич Беляев неоднократно представлялся к награждению Сталинской и Ленинской премиями, но ввиду того, что его творения не подпадали под категории живописи или скульптуры, государственное признание обошло его стороной… Немаловажный факт, что Анатолий Николаевич, создавая свои творения, был инвалидом. У него не было одной ноги.

Фото из семейного архива Беляевых


Автор:  Николай БЕЛЯЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку