НОВОСТИ
Два фигуранта дела о теракте в «Крокусе» обжаловали свой арест
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91158
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21784
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22598
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25211
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23532
sovsekretnoru
«Донецк – один из самых красивых городов России…»

«Донецк – один из самых красивых городов России…»

«Донецк – один из самых красивых городов России…»
Автор: Сергей ФРОЛОВ
Совместно с:
23.03.2016

Андрей Бабицкий прошёл очень непростой путь в журналистике – после окончания филфака МГУ начинал свою карьеру в диссидентских изданиях, в 1989 году стал корреспондентом откровенно антисоветского Радио «Свобода».  Во время августовской смуты 1991-го вёл репортаж из Белого дома. Там же находился и во время ельцинского переворота в октябре 1993-го. После кровавого штурма здания Верховного Совета в знак протеста отослал Ельцину медаль «Защитник Белого дома», которую получил двумя годами ранее. Работал в «горячих точках» в Таджикистане, на Северном Кавказе, во время двух чеченских войн. Его репортажи всегда отличал критический настрой по отношению к действиям российской власти.  Однако весной 2014-го Бабицкий полностью поддержал позицию России по Крыму и с пристальным вниманием стал отслеживать ситуацию вокруг мятежного Донбасса. Эта позиция журналиста вызвала серьёзное раздражение у руководства Радио «Свобода», и в сентябре 2014-го, после публикации видеосъемки убитых мирных людей в посёлке Новосветловка, которых казнили каратели из батальона «Айдар», он был уволен со «Свободы».  Сейчас  Андрей постоянно живёт в Донецке, и мы попросили рассказать его о том, как живут люди в прифронтовом городе, что чувствуют и о  чём мечтают.

 

- Андрей, ты давно перебрался в Донецк на ПМЖ?

 — В мае 2014-го переехал сюда. Живу практически в центре, в Ворошиловском районе.

- Тихо там, снаряды не залетают?

 — Нет, туда не залетают, сейчас вообще потише стало – от обстрелов страдают только пригороды. Полномасштабные бои идут в районе Горловки, Зайцево, Ясиноватой, Песок… Я не знаю, связано ли это с предстоящим наступлением ВСУ, возможно все эти столкновения происходят из-за близости двух противоборствующих сил. На украинскую сторону регулярно прибывает необстрелянное пополнение, новая техника. Понятно, что у них постоянно возникает соблазн пострелять – невозможно сидеть просто так в окопах и ничего не делать. Если бы между ДНР и Украиной была бы какая-то разводящая военная сила, совсем другое было бы дело. Есть также версия, что украинцы постоянно пытаются прощупать слабые места в обороне ополчения. Так что бои идут, и каждый день приносит новые жертвы.

- А чем занимаешься?

 — Читаю книги, пишу в Фейсбуке, встречаюсь с людьми, общаюсь с людьми. В журналистике я решил взять паузу, чтобы заново переосмыслить происходящее вокруг.

- Местные СМИ не предлагают работу?

 — Нет, да мне это и не очень интересно. К сожалению, местные СМИ пока ещё не оформились во что-то серьёзное, но процесс идёт.

ДОНЕЦКИЙ ШИК — ТАНЦЫ ДО УТРА

- Как живёт Донецк в противоестественном режиме прифронтового города?

 — На самом деле город, который я считаю одним из самых красивых в России, абсолютно не похож на прифронтовой. Визуально он ничем не отличается от любого аналогичного русского города – работает общественный транспорт, люди ездят на работу, получают зарплаты, правда, не очень большие. Из-за войны ощущается только одно неудобство – постоянный фоновый шум разрывов где-то за городом, но к этому давно все привыкли. Если сравнивать цены в магазинах – на что-то чуть ниже, к примеру, местная водка очень приличного качества стоит от 80 до 130 рублей. Буханка хлеба – в районе 10 рублей. Хорошее мясо – от 260 до 300. Магазинные цены, кстати, не отличаются от рыночных. Сигареты – 30 рублей пачка, правда, очень странные, и никто не знает, чем их набивают. Овощи и фрукты чуть дороже, чем в России, зато крупы, сахар, мука – чуть дешевле. Бензин – 42-45 рубля за литр 95-го. Получается чуть дороже, чем в Крыму, но дешевле, чем на Украине. В Донецке неплохая сотовая связь и интернет, провайдер вроде бы украинский, но здесь никаких противоречий – так тут работает экономика. В ДНР, кстати, многие предприятия платят налоги и туда, и сюда, но эта ситуация не навечно. Как ни крути, экономически Россия сюда входит быстро и основательно, и гораздо мощнее, чем политически.

В ДНР окончательно перешли на рубли

Кстати, коммунальные платежи в ДНР остались на уровне довоенных, это принципиальное решение местных властей. За трёхкомнатную квартиру получается до 700 рублей в месяц. Я специально интересовался у своих знакомых в Днепропетровске – аналогичная квартира по украинским тарифам им обходится в 3200 гривен, то есть по курсу, больше 8000 рублей! А это, извините, практически десятикратная разница…

Одна из главных реалий прифронтового города – комендантский час, который действует с 11 вечера до 5 утра. Местная власть объясняет это тем, что слишком много в республике действуют диверсионных групп. Благодаря комендантскому часу, эти группы периодически отлавливают. В связи с таким режимом все рестораны и увеселительные заведения заканчивают свою работу в 22.00, чтобы гости успевали добраться до дома. Есть и исключения – к примеру, в роскошном отеле «Шахтёр Плаза» работает закрытый ночной клуб, где можно гулять всю ночь, но нельзя уйти раньше 5 утра. Вообще, это особый донецкий шик, когда молодые ребята 17-20 лет развлекаются в клубе в десятке километрах от настоящей линии фронта

Коммунальные службы Донецка не прекращали свою работу даже в дни самых массированных обстрелов

ПОРЯДКА СТАЛО БОЛЬШЕ

- А если человек все-таки не успел добраться до дома до 23.00, что ему грозит?

 — На самом деле, никто из патрулей особо не зверствуют: я слышал много историй, когда люди не успевали добраться, их останавливали, но если причина опоздания была достаточно убедительной, то конечно отпускали с миром. Кстати, в жизни ДНР в последнее время очень положительную роль играют органы внутренних дел. Если брать ситуацию в динамике, то по сравнению даже с прошлым летом порядка стало неизмеримо больше. Уличной преступности и вообще уголовщины стало микроскопически мало.

- Война принесла порядок?

 — Во-первых, с началом боевых действий из Донецка бежал практически весь криминал. Конечно, некоторые из них пытались пристроиться в ополчение, чтобы с оружием в руках решать свои проблемы, но сегодня всю эту публику уже вычистили. Будем откровенными, сегодня всё управление армией ДНР взяли на себя профессионалы, как правило, офицеры из России. Это принесло в работу армии много бюрократии, которая порой многих раздражает, но это принесло и порядок. Многие ополченцы первой волны привыкли к тому, что все тяготы войны решались за счёт героизма, а настоящая военная машина устроена по другому: все тяготы и лишения должны быть распределены поровну и согласно уставам. Это позволяет меньше рисковать людьми, да и к кадрам сейчас другое отношение. Поставлены серьёзные фильтры, ужесточены критерии отбора военнослужащих в армию ДНР – вплоть до того, что если у бойца обнаруживается судимость в прошлом, это уже основание для увольнения.

Ещё год назад город был заполнен вооружёнными людьми

С другой стороны, донецкому криминалитету просто нечего делать в ДНР. Он ведь и раньше был специфическим – связанным с олигархами, крупным бизнесом. Сегодня для его существования просто нет базы.

- Вспоминаются истории первого года ДНР, когда ходили слухи о «махновщине», «отжимах» бизнеса и прочих «прелестях» со стороны вооружённых людей… Что-то изменилось в этой сфере?

 — Поначалу, да, человек с оружием воспринимался многими как источник повышенной опасности. Были масса случаев грабежей, отъёма имущества, машин. Сегодня эта практика полностью прекращена. Насколько мне известно, многим счастливчикам сейчас даже возвращают «отжатое» имущество, автомобили и прочее. В этом смысле, в городе действует вполне нормальный порядок, когда люди выходят на улицу без опасения. По городу много встречается людей в камуфляже, но оружие носят крайне редко. Как правило, если видишь на улице человека с оружием, то это чья-то охрана.

Кстати, я когда-то занимался Абхазией и Южной Осетией и могу сказать, что Донецку, по сравнению с этими республиками, удалось пройти колоссальный путь за короткое время – от анархии до разоружения неподконтрольных боевиков и наведения элементарного порядка.

«ВОЗВРАЩЕНЦАМ» ЛУЧШЕ ПОМОЛЧАТЬ

- В ДНР действительно стали возвращаться те, кто уехал после начала войны?

 — По некоторым оценкам, вернулось до 80-85 процентов населения. Причём, возвращаются небедные люди – я таких дорогих машин, которые появились на улицах за последние два-три месяца, никогда здесь не видел. Этих людей на местном жаргоне называют «понауехи», и они серьёзно раздражают тех, кто все два года войны оставались дома. «Возвращенцы» ведь думают, что Донбасс остался прежним, а это не так. Люди прошли через серьёзные испытания, через большое горе – столько разрушений и смертей… Они выстрадали свою новую судьбу, и тут появляются «понауехи», которые легкомысленно относятся к жизни, они не прошли этих испытаний. И вот это несовпадение двух миров рождает серьёзное отчуждение. Заметим, что уезжали те, у кого было хорошо с деньгами, а оставались в основном представители пролетариата и политически активной интеллигенции. Так что этот тлеющий конфликт между «возвращенцами» и невыезжавшими – он ещё и классовый отчасти. К тому же, для «возвращенцев» идеалы ДНР ничего не значат, они не против вернуться под Украину, а это абсолютно невозможно для тех, кто пережил войну. Был период, когда возвращающиеся попытались заявить о своей позиции, и это доходило даже до скандалов на улице, в общественном транспорте. Но их очень быстро и жёстко поставили на место, и сейчас их голос как-то не очень слышен. Впрочем, я сам иногда сталкиваюсь с людьми, которые недовольны новым статусом Донбасса. Буквально на прошлой неделе с моим приятелем, добровольцем из России,  произошла такая история: он попал в какой-то незнакомый район и спросил у пожилой женщины, как ему пройти по какому-то адресу. Женщина спросила, а вы откуда? Он ответил: из России.  «Ну, тогда я могу вам указать дорогу в сторону России», — сказала она ему. Заметим, что человек был в военной форме, однако, женщина не испугалась и довольно агрессивно выразила неприязнь. О чём это говорит? Она прекрасно знает, что ей ничего не угрожает – ну нет здесь таких настроений, чтобы хватать несогласных и тащить в кутузку. Вот это и есть демократия

- В целом, какие в республике настроения по отношению к России?

 — Надо понимать, что здесь всё сильнее и мощнее внедряется Россия – экономически и ментально, и этот процесс уже необратим. По сути, за последние два года русский человек, живущий на Донбассе, освободился от тех оков украинства, которые ему навязывали 20 с лишним лет. Он всё громче начинает заявлять о своей русской идентичности, утверждать её, причём с убедительной силой. Свой выбор и свою судьбу он очень чётко осознал, поэтому морально люди, прожившие эти два года в ДНР, гораздо сильнее тех, кто уезжал.

- А что думает молодёжь?

 — Я недавно выступал перед студентами местного журфака, был в гостях в местной еврейской школе – мне было очень интересно узнать про настроение молодых людей, даже спрашивал, а есть ли в городе подпольные ячейки проукраински настроенной молодёжи? Мне было сказано, что у молодых наоборот чувство справедливости и борьбы за неё связано исключительно с вооруженной борьбой Донбасса за свои права. Так что здесь живут очень патриотически настроенные дети. Это вообще особый феномен: ещё четыре года назад, когда в Донецке проходил Чемпионат по футболу Евро-2012, здесь люди ходили с украинскими флагами, а сегодня здесь живёт совершенно другой народ, который два года назад встал с оружием в руках за свою русскость, за интернационализм, против фашизации. Они прошёл такие испытания, что не мог не измениться.

В ДНР подрастает очень патриотичная молодёжь 

ЗА ЧТО ЗАПАД ПОЛЮБИЛ НАЦИСТОВ

- Ты довольно долго работал на американцев, общался с ними, понимают ли твои бывшие коллеги, что здесь, в центре Восточной Европы мирных людей бомбят и убивают их подопечные, которые таким образом стремятся в ЕС?

 — Не осталось у меня никаких контактов с бывшими коллегами. Я ведь довольно долго работал на Радио "Свобода», но всегда держался особняком. Уже здесь я общался с иностранными коллегами и могу точно сказать: ничего они не понимают. Или не хотят понимать. Вот на днях я прочитал, что американцы снова потребовали вернуть Украине Крым и заявили о нарушениях прав человека в Крыму. Это же взаимоисключающие требования! Представьте на минутку, что Россия дала слабину, растоптала результаты референдума и решила вернуть Крым – какое количество жизней и судеб было бы сломано этим шагом, какое глобальное нарушение прав человека вызвал бы этот возврат! Вот это и всё, что надо знать о западном подходе к России. Они защищают права только тех людей, у кого, с их точки зрения, «правильные» взгляды. Права всех остальных можно безнаказанно нарушать. Почему я достаточно долго работал на американской радиостанции? Я раньше предполагал, что американцы плохо понимают происходящее. Ну да, они грубоваты со своими инструментами, они пытаются перекраивать реальность по своим, достаточно примитивным лекалам, тем не менее, делают это более-менее демократично. Сейчас я так не считаю: именно с демократией у них как раз всё очень плохо. Если вы требуете соблюдать права людей, то почему не всех? Подумайте о том, как будут нарушены права крымчан, если следовать американским требованиям…

По мнению американцев, у их украинских подопечных есть право стрелять по тем, кто с ними не согласен

По сути, своим марионеткам они точно также позволяют делить людей на «правильных» и «неправильных». Та же Украина почему-то считает жителей Донбасса, мягко говоря, некачественным человеческим материалом. И это нормально для американцев.  В то же время в России существует масса правозащитников, которые громко выступают, делают гневные заявления, но мы не слышим среди них голосов в защиту Донбасса, где уже погибли 10 тысяч человек, среди которых только 20 процентов – люди с оружием. Сегодня российские либералы негодуют из-за приговора наводчице Надежде Савченко, но почему их не беспокоит судьба сотен и тысяч жителей Украины, которые брошены в тюрьмы и подвергаются пыткам в застенках СБУ по безумным приговорам и обвинению в «сепаратизме». Где громкие заявления московских «правозащитников»

Наверное, я был достаточно наивен, когда думал, что если Запад обеспечил у себя высокий уровень демократии, то такое же он может внедрить и в остальных странах. Теперь же мне стало ясно, что это абсолютно не так. На самом деле, Запад считает, что определённые народы не добрались до их уровня понимания политических реалий – они могут быть и нацистами, и кем угодно – им разрешается находиться в звероподобном состоянии и тешиться своими зверскими развлечениями, которые на территории Европы давно запрещены. Ведь невозможно представить, чтобы в Европе позволили высунуться таким нацистам, какие процветают на Украине и в Прибалтике. Я бы назвал это «политическим расизмом».

- Вообще, удивительно, что именно эти народы, заражённые бациллой нацизма, оказались для Запада наиболее «социально близкими»…

 — Это давнишний процесс. Ещё до развала Советского Союза Запад настойчиво поддерживал националистов в союзных и автономных республиках, справедливо считая, что национализм – это та сила, которая рано или поздно разорвёт СССР. Что, собственно, и произошло. Достаточно вспомнить, как была устроена корпорация «Радио Свобода»-«Свободная Европа». Русская редакция должна была рекламировать ценности демократического мира, мирного сосуществования народов, интернационализм, гражданские и политические свободы. А национальные редакции опирались только на национальную идею. То есть, под крышей одной радиостанции легально существовали двойные стандарты. В результате, при развале СССР все националистические правительства автоматически получали политическую поддержку Запада. Возьмём пример Грузии. Это поразительная история – Саакашвили создал один из самых жёстких и авторитарных режимов на постсоветском пространстве, но под флагом интеграции в Европу. При этом сам режим – по степени жестокости и давления на населения вполне сопоставим со среднеазиатскими режимами, типа Туркменистана. В течение долгого времени в Грузии отнимали у людей имущество, бросали в тюрьмы, пытали изощрёнными методами, но, тем не менее, Саакашвили был обласкан и любим Америкой, да и большей частью политических сил в Европе. Я раньше думал, что это от непонимания. А теперь стало совершенно очевидно, что по их концепции, аборигенам из далёких диких земель белые люди просто позволяют жить наедине со своими мрачными «богами», которые постоянно требуют человеческих жертв, потому что это их естественное состояние. Внедрять в таких местах настоящую демократию – совершенно нелепое и бессмысленное занятие, им достаточно демократических вывесок.

Несмотря ни на какие «Минские соглашения», война в Донецке чувствуется везде

УКРАИНУ ЗДЕСЬ НЕНАВИДЯТ РАЗМАШИСТО И НА ВЕКА

- Точка зрения Запада понятна, объясни, почему российские либералы до хрипоты стоят горой за украинских и прочих нацистов?

 — Что-то объяснять этой публике уже бесполезно. Сейчас в обществе прошёл настолько глубокий водораздел, и страсти настолько накалены, что даже относительно вменяемые недавно люди сегодня вообще перестали что-либо понимать. Мы же видели ту свистопляску «оппозиционеров», происходившую недавно в Вильнюсе – это за пределами приличий. Мы недавно обсуждали эту тему с Захаром Прилепиным и отметили, что ещё совсем недавно люди из разных идеологических лагерей могли друг с другом говорить, спорить, что-то доказывать. Когда-то я считался сторонником либералов, и мог с ними обсуждать их же ошибки. Прилепин, сторонник противоположного лагери, но он мог с ними разговаривать, убеждать и даже добиваться успеха. Сегодня все эти люди, называющие себя либералами, стали совершенно невменяемыми. Вообще, странно, что их называют либералами, если к либерализму, то есть, стремлению к свободе, они не имеют никакого отношения. В отличие от Вольтера, который был готов умереть за право любого выразить своё мнение, даже если Вольтер не согласен с этим мнением, те, кто сегодня приватизировали слово «либерализм», скорее готовы убить любого несогласного с ними. Я даже не вижу смысла с ними бороться. На самом деле, для России это нормально, когда в ней есть широкая палитра взглядов и мнений.  В конце концов, оголтелых как бы «либералов» в России сегодня не много – в процентном отношении это что-то, стремящееся к отрицательной величине.

- Ну да, в любом здоровом организме всегда есть какие-то болезнетворные микробы, но он же как-то живёт с ними…

 — Бог с ними, пусть существуют, для меня это как памятник человеческой неадекватности. Они даже на роль юродивых не тянут – этих как раз всегда на Руси уважали, потому что они могли высказать правду. У тусовочных либералов вместо правды выходит какая-то экзотика. К счастью в обществе сегодня уходят страхи того, что либеральная идеология может вернуться и снова натворить всяких гнусных дел, как это было в ельцинские времена. Время либерализма безвозвратно ушло, и его адепты уверенно превращаются в клоунов. И это прекрасно: они имеют свою точку зрению, имеют право её высказывать, им ничего за это не будет, и это очень хороший признак того, что Россия сегодня намного свободнее, чем страны так называемой европейской демократии.

- В ДНР это понимают?

 — Конечно. От того и такая тяга к России, несмотря ни на что. Конечно, жителей Донбасса дико раздражает ситуация с «Минскими соглашениями». Если честно, «Минск» ужасно надоел военным, потому что они не могут отвечать на ежедневные провокации. Мирное население тоже немножко оцепенело, поскольку не очень понятны перспективы завтрашнего дня – люди ведь очень хотели вернуться в Россию. Но пока непонятно, на каком горизонте возникнет это возвращение. Уровень жизни конечно снизился, и это не вызывает большого восторга. Но в целом, к России относятся хорошо, потому что Россия – это своя страна. Есть, конечно, и некое разочарование, но это никак не мотивирует людей смотреть с надежной на украинскую сторону: Украину, вернее, её националистов и фашистов, здесь ненавидят размашисто, и этой ненависти, похоже, хватит на сотни лет…

 


Автор:  Сергей ФРОЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку