НОВОСТИ
В Ставропольском крае упал российский Ту-22М3
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93825
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24856
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25333
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28010
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26255
sovsekretnoru
СМЕРТЬ РЕВОЛЮЦИОННОГО «АВТОРИТЕТА»

СМЕРТЬ РЕВОЛЮЦИОННОГО «АВТОРИТЕТА»

СМЕРТЬ РЕВОЛЮЦИОННОГО «АВТОРИТЕТА»
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
04.11.2015
 
На стене одного из домов по улице Бауманской в Москве висит мемориальная табличка, на которой выбито: «Здесь 31 (18) октября 1905 года был злодейски убит агентом царской охранки член Московской организации большевиков Николай Эрнестович Бауман». В этой надписи сразу несколько неточностей: и не злодейски, и не убит, а ранен, да и вовсе никаким не агентом.
 
В полицейских отчётах имя члена РСДРП Николая Баумана по кличке Грач упоминается ещё с 1893 года – как участника студенческих беспорядков в Казани, а с 1897 года он уже постоянный «клиент» полиции – аресты, ссылки, побеги, снова аресты. Вот и за  восемь дней до своей смерти он был выпущен из Таганской тюрьмы после отсидки там 16 месяцев предварительного заключения.
 
Сокамерники по Таганке позже с придыханием вспоминали, как Бауман «покорил сердца уголовников, став самым популярным и авторитетным человеком». Это не удивляет, «казённый дом» уже давно был для Баумана родным: ветеринар по специальности, он в свои 32 года успел потрудиться лишь год, всё остальное время было уделено занятиям исключительно нелегальным и даже криминальным, так что в его «трудовом» стаже значится до пяти лет отсидки.
 
«Революционную бациллу» Бауман подхватил, скорее всего, во время учёбы в ветеринарном институте: казанское студенчество начала 90-х годов XIX века отличалось своим вольномыслием. Перебравшись в 1896 году в Петербург, Бауман тут же примкнул к «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса». Правда, Союз уже был раскрыт полицией и фактически разгромлен, весной 1897 года арестован и сам Бауман.
 
Далее следует почти двухлетняя предварительная отсидка в Петропавловской крепости, суд и четыре года ссылки под гласный надзор полиции в город Орлов Вятской губернии. Но из ссылки Бауман бежал за границу. Дальше по накатанной: Цюрих, Женева, нелегальные ходки в Россию и обратно – свою партийную кличку он получил как раз за умение «летать» через пограничные кордоны.
 
Вообще, Бауман был очень энергичным революционером – контрабанда оружия и пропагандистской литературы, аресты, побеги, плюс участие в «эксах» – вооруженных налётах для добычи денег в партийную кассу.
 
Летом 1903 года Бауман принял участие в работе II съезда РСДРП, разумеется, поддержав ленинское крыло. Грач вернулся в Россию и летом 1904 года снова попался – на этот раз в Москве.
 
На волю Николай Бауман вышел в самый разгар интересных событий: Москва бурлила, сплошные манифестации, митинги – политических заключённых спешно выпускали на волю из камер предварительного заключения – под честное слово, взяв с них обязательство явиться на суд. Так обрёл свободу и сам Бауман, будучи выпущенным под залог и поручительство.
 
30 (17) октября 1905 года был объявлен царский манифест, даровавший целый ряд свобод, и многим тут же пригрезилось, что царь дал слабину, а его режим шатается так, что лишь подтолкни, как тут же упадёт. Тогда-то Бауман с соратниками решили взять свою «Бастилию» – Таганскую тюрьму, где на тот момент остались одни лишь уголовники.
 
Для начала воспламенили студентов, вяло митинговавших в стенах Технического училища, призвав их «освобождать братьев, томящихся в тяжкой неволе царских казематов». Возбудившихся студентов наскоро вооружили, добавили к ним проверенных партийных боевиков – и двинулись к «Бастилии».
 
Правда, толпа оказалась не столь внушительной, как хотелось бы, и никто не спешил присоединяться к студентам. Потому Бауман тут же заявил, что приведёт рабочих с соседней ткацкой фабрики, принадлежавшей московским купцам Щаповым.
 
Согласно канонической версии, Бауман, схватив флаг с лозунгом «Долой самодержавие!», вскочил в пролётку и с криками «Долой царя!» понёсся по Немецкой улице к фабрике Щапова. А уже там из группы зевак якобы выскочил некий человек, который, запрыгнув в пролётку, ударил Баумана в висок чем-то металлическим и тяжёлым.
Примечательно, что удар Бауману нанёс никакой не черносотенец или полицейский агент, а Николай Федотович Михалин, незадолго до того уволившийся в запас после службы в конногвардейском полку. Бывший солдат работал дворником у Щаповых. Напал же он на Баумана, когда пламенный революционер сорвал с фабрики государственный флаг и с криками «Долой царя!» стал его рвать.
 
Когда Михалин, вскочив в пролётку, попытался отнять флаг, Бауман выхватил револьвер и выстрелил в него. Вот именно после этого Михалин и стал наносить удары тросточкой, сделанной из куска тонкой газовой трубки. «Барин с флагом, ехавший в пролётке, крикнул: «Долой царя!» – бесхитростно давала показания в суде свидетельница Крутова, работница фабрики Щапова, – а рабочий человек, стоявший рядом со мной, воскликнул: «Как это долой царя! Я ему пять лет верой и правдой…» – и бросился к барину в пролётке. Схватился за флаг, а тот стрельнул в него с левольвера, а рабочий его по голове трубкой вдарил». И вдарил, словно шашкой – «как учили» в полку.
 
На этом поход к «Бастилии» и завершился. Как вспоминал один из участников событий, «наши дружинники побежали, начали беспорядочную стрельбу, среди демонстрантов началась паника – все бросились бежать в соседние дворы». Раненого Баумана унесли обратно в Техническое училище, так и не попытавшись оказать ему медицинской помощи, вскоре он скончался. А Михалин тут же явился в полицейский участок.
 
Хотя штурм «русской Бастилии» и не удался, главное произошло: товарищи сразу получили «революционного мученика», убитого «за правое дело». Похороны Баумана и вовсе стали демонстрацией, во время которой гроб с телом покойника целый день немыслимыми зигзагами таскали по всему центру Москвы, при этом вооружённые боевики попутно постреливали по попадавшимся им на пути полицейским участкам.
 
Заметим, что история смерти Баумана впоследствии превратилась в популярную технологию для разного рода бунтов, которые порой проходят по сценарию: волнение масс по социальному поводу – «сакральная жертва» – её похороны, переходящие в мятеж и попытку свержения существующей власти.
 

Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку