Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История PRO&CONTRA Фото
Рамблер Новости

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2

МЕЛОДИЯ РЕЙДЕРСКОГО ЗАХВАТА

Опубликовано: 20 Октября 2015 09:22
0
12579
"Совершенно секретно", No.39/368
 
У ГЛАВНОГО ХРАНИТЕЛЯ АВТОРСКИХ ПРАВ В РФ АНДРЕЯ КРИЧЕВСКОГО МАНЕРЫ ДЕЛЬЦА ИЗ ДЕВЯНОСТЫХ?
 
Знаменитая фирма «Мелодия». Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Российское авторское общество (РАО). Все эти серьезные, уважаемые и числящие в своем активе солидную историю и немалые интеллектуальные активы организации по умолчанию должны возглавляться людьми с именем, с заслугами. С совестью, разумеется. Однако не все так однозначно.
 
У руля каждой из перечисленных организаций стоит один и тот же человек. Это генеральный директор ФГУП «Фирма «Мелодия», руководитель ВОИС, первый заместитель главы РАО, а также первый заместитель гендиректора Российского союза правообладателей Андрей Кричевский.
 
Казалось бы, что тут сказать? Молодец! Но вот в сентябре текущего года отдельными нюансами деятельности управленца, виртуозно восседающего сразу в нескольких креслах, заинтересовался Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Парламентариев обеспокоил характер хозяйственных отношений между ВОИС и «Мелодией». Дело в том, что ВОИС управляет правами на, без преувеличения, колоссальную фонотеку «Мелодии», и последняя получает от организации интеллектуальной собственности солидное вознаграждение, однако в бюджет собственника «Мелодии», государства, поступают копейки.
 
Впрочем, элементарный экскурс в прошлое Андрея Борисовича показал: «управление» активами названных уважаемых организаций – невинные шалости на фоне тех финансовых операций, которые проворачивал Андрей Кричевский в недавнем прошлом. А, возможно, продолжает это делать и сейчас. Но обо всем по порядку.
 
На фото: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФИРМЫ «МЕЛОДИЯ» АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ
Фото: Константин Куцилло/Photoxpress
 
АККОРД ПЕРВЫЙ. ОТЗВУКИ «КРАСНОГО МАЯКА»
 
Официальная биография высокопрофессионального специалиста в сфере авторских прав Андрея Кричевского смотрится вполне респектабельно: выпускник юридического факультета Высшей школы экономики, работа в юриспруденции с упором на защиту интеллектуальной собственности, работа успешная, иначе не видать бы Андрею Борисовичу профессиональных вершин в виде руководящих постов в ВОИС, РАО и знаменитой фирме «Мелодия». Словом, хороший послужной список: родился, вырос, женился (о последнем пункте, кстати, поподробнее чуть ниже), зарекомендовал себя, оправдал оказанное высокое доверие и так далее.
 
Однако, в противовес профессиональным вершинам, есть в биографии г-на Кричевского и белые пятна. В СМИ прозвучала версия, что респектабельный юрист-интеллектуал в смутную пору 1990-х мог быть связан с орехово-зуевской ОПГ. И не исключено, что именно в этот период жизни он мог набраться идей, связей и навыков, пригодившихся ему в дальнейшем.
 
Известно, что Андрей Борисович удачно женился на Евгении Голенковой. Она также женщина с головой и интересными инициативами: именно Евгения Михайловна возглавляла Агентство антикризисных технологий и инвестиций (АНТИ), которое сыграло столь печальную и неоднозначную роль в нижеследующих событиях. Речь о смене собственников ярославского завода «Красный маяк», которую в прессе назвали «рейдерским захватом».
 
Это предприятие с более чем двухвековой историей в 1990-е оказалось, как и множество других заводов, на грани распада и исчезновения. Однако вовремя к управлению заводом пришли два выпускника Института химической физики АН Константин Сонин и Сергей Басовец. Сонин выкупил пакет акций ЯЗКМ (Ярославского завода «Красный маяк») в 1993-м, а в 1998-м совместно с коллегой Басовцом учредил ЗАО «Вибропромтех», главным активом которого и стал ярославский завод по выпуску электровибраторов для строительной индустрии. Третьим соучредителем стала некто Любовь Хабарина, однако ее роль во всей этой истории минимальна. Особенно если учесть, что и Басовец, и Хабарина вскоре разочаровались в идее с акциями «Красного маяка» и дистанцировались.
 
А вот Константин Сонин в проект поверил и в 2000 году, после увольнения предыдущего руководителя «Красного маяка» за растраты и прочие махинации, непосредственно возглавил завод. И дело пошло: производственные мощности были модернизированы, финансовые проблемы предприятия решены, продукция начала пользоваться существенным спросом, а, казалось бы, «мертвый» промышленный актив стал приносить прибыль.
 
И вот тут «завибрировал» второй соучредитель ЗАО «Вибропромтех» Басовец, дистанцировавшийся от положения дел в Ярославле весьма существенно, аж до Канады, где он и проживал все последние годы. Он понял, что безнадежное на старте дело заработало, да еще как, и решил предъявить свои права на контрольный пакет. Отныне жизнь Константина Сонина существенно осложнилась и стала напоминать сериал с круто закрученным сюжетом.
 
Басовцу удалось завладеть учредительными документами и, пользуясь лазейками в законодательстве об акционерных обществах, переоформить ЗАО на себя и даже развернуть против Сонина настоящую судебную войну. Одновременно с этим в СМИ просочилась информация о том, что на даче Сонина был найден пакетик с тремя граммами героина. А в декабре 2005-го был убит его водитель Илья Румянцев. Последний, внешне похожий на Сонина, провожал в школу дочь шефа.
 
Из информации о ходе следственных действий:
 
«При расследовании дела были выдвинуты следующие версии: <…> 2. Совершение неизвестным лицом покушения на Сонина К. В. с ошибкой в объекте посягательства; ошибочное убийство Румянцева И.Е в связи с коммерческой деятельностью Сонина К. В. носит заказной характер. 3. Убийство Румянцева И. Е. совершено с целью устрашения Сонина К. В. в связи с коммерческой деятельностью последнего…»
 
Впрочем, ни провокации, ни убийство водителя, ни заявление г-на Басовца в главное управление МВД РФ по ЦФО, ни возбужденное против Сонина уголовное дело по статьям о мошенничестве и легализации преступных доходов не повлияли на его позицию. Испытав сильнейший прессинг следователей, судебных и надзорных органов после «маски-шоу» с участием столичных следователей и бойцов СОБРа на «Красном маяке» и в его квартире, Константин Викторович оказался в реанимации. Но его тогда достали и тут: из вены Сонина выдернули катетер, сорвали датчики монитора, надели наручники и… повезли в Москву. Состоялся ангажированный суд, вынесший несправедливое решение…
 
Чудом выкарабкавшийся директор ЯЗКМ понимал, что инициировать такие действия самостоятельно его «пострадавший партнер» не способен. Да и журналисты РИА «Новый день», поведавшие читателям все подробности этой борьбы за ЯЗКМ, высказывали предположения, что за спиной Басовца стоят «серьезные люди». И вот тут происходит уникальное: в прессу просочилась информация, что, оказывается, «был разработан детальный план захвата «Красного маяка».
 
В документе подробно и логично, с разбивкой на этапы и составляющие (корпоративную, судебную и уголовную линии) описан проект захвата ЯЗКМ. Для этого использовались прошлые и действующие заказные уголовные дела в отношении Сонина, а также содержались указания на конкретные суды и правоохранительные органы, которые могут довести дело до нужного результата.
 
«Необходимо использовать следующий операторский ресурс в уголовной линии:
 
1. Мосгорсуд (президиум, председатель суда);
 
2. Орган, который может возбудить уголовное дело (органы МВД, следственный комитет);
 
3. Поддержка действий в Генеральной прокуратуре», – указывается в документе. В плане детально прописана методика действий с реестром акционеров, которую предлагалось реализовать для захвата контроля и необходимого им дополнительного пакета акций ЯЗКМ. Судя по документам, подозревают, что заказчиком по проекту мог выступать сам Кричевский, а исполнителем – Агентство антикризисных технологий и инвестиций (АНТИ) под руководством его супруги, заинтересованным лицом – Басовец. Гонорар по проекту для исполнителей был предусмотрен на уровне 20 тысяч долларов в месяц».
 
Однако в конечном итоге ресурсы, стоящие за Басовцом, а точнее, как подозревают, за Кричевским и Голенковой, сыграли: в судебном порядке был признан факт корпоративного конфликта, в котором Басовец оказался в роли «жертвы беззакония», а Сонин был признан виновным в мошенническом хищении акций предприятия и осужден на пять лет условно. Гендиректором же ЯЗКМ в итоге стал (и поныне им является) Сергей Басовец.
 
АККОРД ВТОРОЙ, ОЛИМПИЙСКИЙ. БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, НАПОРИСТЕЙ
 
Можно сказать: да мало ли у кого что было в прошлом? Агентство антикризисных технологий и инвестиций, о котором ходили слухи, что оно специализируется на рейдерском захвате активов, стало респектабельной консалтинговой фирмой. Дескать, время было такое, а сейчас сменилась эпоха, люди остепенились, заняли серьезные посты, думают исключительно о России. Вот и Андрей Борисович Кричевский, что бы у него ни было в прошлом, пришел в 2009-м на в высшей степени интеллигентные должности, занимается авторскими правами, твердо стоит на защите интеллектуальной собственности…
 
Так, да не совсем.
 
Сочинская предолимпийская застройка с ее колоссальными инвестиционными проектами, как известно, стала великолепной питательной средой для разного рода финансовых схем, осуществляемых дельцами с целью заработать «легкие деньги». В их числе оказалась Евгения Голенкова, супруга Андрея Кричевского. В настоящий момент она является учредителем и топ-менеджером целого ряда компаний, зарегистрированных в Москве: это ООО «ГСД», ООО «Титул», ООО «Бизнес-развитие» и ЗАО «ДР Груп».
 
Интересно, что последняя организация зарегистрирована по тому же адресу, что и возглавляемая Андреем Кричевским ВОИС: Москва, Шелепихинская набережная, 8а. Само по себе это, конечно, ничего не значит, но некоторые журналисты предположили, что деятельность «Драйв реалти груп», декларирующей свою деятельность в плоскости «подготовки к продаже, покупки и продажи собственного недвижимого имущества», вполне может оказаться операционной компанией по поглощению крупных активов в сфере недвижимости.
 
Так, в марте 2012-го «Российская газета» писала, что «развернутое в Сочи бурное строительство омрачено скандалами с возбуждением уголовных дел и с заседаниями судов». Боевые действия развернулись вокруг двух только, что построенных 21-этажных высоток в центре Сочи, и в них принимали участие самый настоящий генерал Владимир Стратий и Евгения Голенкова.
 
Ситуация начала накаляться с сентября 2011 года, когда некто попытался внести в единый госреестр юридических лиц недостоверную информацию об участниках двух фирм – ООО «Скиф» и ООО «ЭКСПО Сервис», являющихся операторами названных выше строительных объектов. Следствие установило, что направленные в ЕГРЮЛ сведения предполагали отчуждение 100 % активов названных выше организаций в пользу некоего ЗАО «ЭкоПроект». Руководитель «Скифа» и «ЭКСПО Сервиса» Николай Волга немедля обратился в полицию.
 
И тут выяснились интересные вещи: попытка выведения участников «Скифа» и «ЭКСПО Сервиса» в пользу «ЭкоПроекта» была предпринята ровно через неделю после того, как на г-на Волгу напали и отобрали портфель со служебными документами, печатями и паспортом. Г-н Волга уверен: его проблемы связаны с тем, что его «Скиф» выступил 100-процентным акционером ЗАО «МегаТраст», которое совместно с еще одной строительной компанией, ООО «Алые паруса», стало инвестором строительства тех самых «золотых» 21-этажных высоток в самом центре олимпийского Сочи.
 
После попытки внести коррективы в реестр юрлиц «Скифа», конфликт перешел в судебную плоскость. Владелец «ЭкоПроекта», отставной генерал Владимир Стратий, подал к «Скифу» арбитражный иск в суд, и последний назначил аудиторскую проверку компании Николая Волги. В роли аудитора и выступила Евгения Голенкова с «ДР ГРУП». В итоге это привело к тому, что «Алые паруса», еще недавно процветающая строительная компания, быстро оказались на грани банкротства.
 
Между тем в сети Интернет начали курсировать слухи, что благодаря «ДР ГРУП» удалось провести не одно поглощение крупных предприятий, которые сложно назвать дружескими. А относительно направлений деятельности других структур, принадлежащих г-же Голенковой, можно предположить, что играют в подобных схемах другие роли: «Титул» оказывает консалтинговые услуги, ООО «ГСД» является компанией-застройщиком, которая инвестирует, судя по всему, заработанные «непосильным трудом» капиталы в строительство.
 
Чтобы представить масштаб этих ассигнований, приведем лишь один пример. Евгения Голенкова является мажоритарным партнером концерна «КРОСТ» по такому строительному объекту, как московский жилкомплекс коммерческой недвижимости «Новая звезда». Оценочная стоимость этого комплекса составляет три с половиной миллиарда рублей, при доле Голенковой в 75 %. Деньги, действительно, колоссальные.
 
Лично мне очень трудно представить, что Андрей Кричевский, возглавляемая им ВОИС, зарегистрированная в одном здании с фирмой супруги, не имеют никакого представления о той впечатляющей деятельности, которую развивают учрежденные Евгений Михайловной структуры.
 
АККОРД ТРЕТИЙ, АВТОРСКИЙ. ТВОРЧЕСТВО С «ОЦИФРОВКОЙ»
 
Впрочем, Андрей Борисович старается не отставать от своей второй половины. Так, газета «Известия» со ссылкой на собственные источники пишет, что Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД проверяет деятельности четырех «дочек» Российского авторского общества, первым замом руководителя которого является г-н Кричевский. Это ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК), ЗАО «Управляющая компания «Медиа-М», ЗАО «Медиа менеджмент» и ЗАО «Управляющая компания «Музыкальный Олимп». По данным правоохранителей, в 2012–2014 годах РАО перевело на баланс этих структур 557 млн рублей, после чего три из четырех компаний благополучно закрылись.
 
Немного цифр из данных МВД: в 2013 году РАО собрало 4,4 млрд рублей авторских отчислений, из которых было выплачено авторам 3,2 млрд. Российский союз правообладателей (РСП), пост первого заместителя главы коего также занимает Андрей Кричевский, собрало в 2013-м 3,4 млрд рублей, выплачено авторам 2,2 млрд. Аналогичные данные для ВОИС – 0,9 и 0,58 млрд рублей, соответственно.
 
Наличествуют и другие «творческие финты» организаций, в руководстве которых числится г-н Кричевский: в октябре 2012-го РАО учредило ЗАО «СЭК», которое призвано «управлять объектами недвижимости и осуществлять коммерческой деятельности. Это решение РАО привлекло внимание полиции: была проведена соответствующая проверка, допрошен ряд членов Авторского совета РАО. В конце концов СЭК прекратило свое существование: четыре объекта недвижимости, переданных этой структуре, были реализованы, а полученные средства вложены в «активы, которые позволят более эффективно обеспечить деятельность РАО», сообщает газета «Ведомости». Что это за таинственные активы, не уточняется.
 
Сходная ситуация с ЗАО «Медиа менеджмент», в уставной капитал которой было внесено имущество стоимостью 118 млн рублей. В 2014 году эти активы были проданы частному лицу, а сама компания ликвидирована. Таких эпизодов много, и информация о них имеется в открытом доступе. Само РАО распространило следующее заявление: «Считаем, что публикация материалов проверки в СМИ является средством давления на РАО и его руководящие органы со стороны коррумпированных сотрудников правоохранительных органов».
 
К деятельности ВОИС, РАО и РСП есть претензии и у самих правообладателей, в частности, авторов и исполнителей. Правообладатели полагают, что их вознаграждение попросту несоразмерно популярности произведений, за которые, собственно, идут авторские отчисления.
 
Эксперты полагают, что Андрей Кричевский попытался провернуть схему, сильно смахивающую на рейдерство, применительно к самому Российскому авторскому обществу, руководителем которого является Сергей Федотов. Так, 17 июля 2015 года была проведена незапланированная конференция РАО, на которой было объявлено, что РСП, ВОИС и РАО объединятся в единую структуру.
 
Примечательно, что на «объединительной конференции» отсутствовали многие ключевые персоны в названных организациях. Интересно, что примерно в то же время была развернута мощная кампания в СМИ, направленная на дискредитацию действующего главы РАО Сергея Федотова. В многочисленных материалах его обвиняли в расхищении собственности возглавляемой им организации, в мошенничестве и даже покупке замков в Шотландии. Впрочем, в Российском авторском обществе работают далеко не глупые люди, которые быстро вычислили, кому выгоден весь этот черный пиар.
 
В августе 2015 на Андрея Кричевского было совершено нападение, и он попал в Боткинскую больницу. Не все поверили в случайность произошедшего, и даже заподозрили «пострадавшего» в инсценировке. Тем более что Андрей Борисович охотно подтверждал, что это связано с его профессиональной деятельностью. Так или иначе, доказать, что он белый и пушистый, г-ну Кричевскому еще только предстоит, ведь выяснение всех подробностей проведения операций с имуществом, принадлежащим общественным организациям, еще не закончено.
 
ВМЕСТО P.S. АККОРД ЧЕТВЕРТЫЙ, ЛОНДОНСКИЙ
 
Утверждать что-то конкретное в отношении мифического «шотландского замка» главы РАО Федотова едва ли возможно, а вот предположение, что у таких любителей недвижимости, как чета Андрея Кричевского и Евгении Голенковой, есть зарубежная недвижимость, вполне обоснованно.
 
Не так давно Владимир Путин поручил правительству РФ внести в законодательную базу коррективы, которые позволят сделать работу общественных организаций, подобных тем, что возглавляет Кричевский, более прозрачной. В этой ситуации, согласитесь, уютная зарубежная недвижимость стоимостью, скажем, 550 тысяч фунтов стерлингов, расположенная скажем, на одной самых дорогих улиц Лондона, к примеру, на Kings Gardens, оказалась бы как нельзя кстати.
 
Если моя версия верна, остается открытым только один вопрос: сумеет ли воспользоваться своей зарубежной недвижимостью чета Кричевского – Голенковой или Российское государство предложит им на долговременный период другую крышу над головой? Лишь одно могу сказать определенно: нахождение людей с неоднозначной репутацией, подобных Андрею Кричевскому, у руля столь уважаемых организаций, как «Мелодия», РАО и ВОИС, бросает вызов всей системе отечественного авторского права.
 
Источник информации: 
информационное агентство «Московский монитор»
 

поделиться:
comments powered by HyperComments