НОВОСТИ
В Ставропольском крае упал российский Ту-22М3
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93825
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24856
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25333
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28010
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26255
sovsekretnoru
ОТ РАЗНООБРАЗИЯ К ОДНООБРАЗИЮ

ОТ РАЗНООБРАЗИЯ К ОДНООБРАЗИЮ

ОТ РАЗНООБРАЗИЯ К ОДНООБРАЗИЮ
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
30.09.2015
 
СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕВРАЩАЮТ В «СФЕРУ УПРАВЛЕНИЯ УМАМИ»
 
В 1965 году с подачи Никиты Хрущева первое воскресенье октября было объявлено Днем учителя. Казалось бы, этот сугубо профессиональный праздник стал вскоре одним из самых любимых и почитаемых в стране – ведь это праздник людей, давших всем нам путевку в жизнь. Система школьного образования – сложный, разносторонний механизм, который стремительно меняется вместе с обществом. Неудивительно, что настоящее и будущее российской школы всегда были предметом острых дискуссий. О наиболее серьезных проблемах реформы школьного образования корреспондент «Совершенно секретно» беседует с заслуженным учителем РФ, бывшим директором московской школы № 52 (гимназии № 1514) Любовью Асмоловой (Плаховой).
 
– Любовь Мироновна, сегодня многие говорят о том, что современная российская система школьного образования значительно уступает по своему качеству советской. Вы работали в школе и в те времена. Испытываете профессиональную ностальгию?
 
– Несомненно, легче обернуться назад и увидеть, что в прошлом «и трава была зеленее, и небо голубее». Образование же представляет собой уникальное социальное явление, в котором мы связываем прошлое, настоящее и будущее.
 
Большинство из нас получили образование советского образца – хорошее, крепкое, позволившее стать специалистами в выбранной профессии. Однако те, кто работал в школе в те времена, наверняка вспомнят, что учили (и учились) по одним и тем же для всей страны предметам, программам и учебникам, смотрели обязательные для всех телеуроки и т. д. Мы жили в эпоху единообразного образования.
 
Но изменилась наша жизнь, и изменилась страна, и на смену «единому для всех» в образование наконец пришло разнообразие, которое мы называем вариативным образованием. И это другой, отличный от прежнего, иной мир образования.
 
Многие называют по-разному 1990-е годы, чаще всего с очень негативным оттенком. При всей сложности того периода в образовании тогда мы почувствовали не просто «глоток свободы». Мы, педагоги, ощутили себя творцами нового образования. Поэтому при всех огромных материальных, финансовых и кадровых сложностях того времени это был очень значимый для всех нас период.
 
Чего же мы, педагоги, дети и родители, ожидали от образования тогда? Отвечу словами Виктора Цоя: «Мы ждем перемен!». И эти перемены пришли, и программы стали разными и разнообразными, и сами образовательные учреждения выбирали свой путь развития. И появились программы для детей с ограниченными возможностями, и для детей одаренных и проявляющих способности и интерес к углубленному изучению предметов. И таких школ из прежде сверху позволенных единиц появилось множество. Перемены привнесли в жизнь образования «множество разностей».
 
На фото: СОБЕСЕДНИК «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» – ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ, БЫВШИЙ ДИРЕКТОР МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ №52 ЛЮБОВЬ АСМОЛОВА (ПЛАХОВА)
Фото из архива автора
 
– Но ведь такую точку зрения разделяют далеко не все, в том числе и во властных структурах…
 
– Можно сказать, что сегодня наступила развилка в ожиданиях. Тем, кто видит в образовании «территорию развития», нужны изменения, которые позволят каждому ребенку выбирать именно персональное образование (и это очень важный и отличительный тренд современности). Я бы сказала так: от достигнутых изменений в разнообразии самих образовательных учреждений мы должны продвигаться дальше – к настоящему образованию для каждого в наших школах. К образованию, для которого развивающаяся личность каждого ребенка является истинным приоритетом. Казалось бы, такой вектор должен быть понят и принят всеми. Но сейчас крепнет и набирает обороты другой взгляд на образование – как на «сферу управления умами». А для таких позиций необходим порядок и упорядоченность. Не поэтому ли сейчас «маятник изменений» от разнообразия вновь качнулся в сторону однообразия…
 
– Вы о призывах к введению единых учебников?
 
– Мы не только слышим эти призывы, но и видим их реальное воплощение! Единый учебник по истории, который вышел сейчас, первый, но, увы, не единственный сигнал. И Ирина Яровая (депутат от «Единой России», которая претендует на пост министра образования. – Прим. ред.), и ее соратники сейчас лоббируют упорядочение содержания образования. Уже резко сократилось количество учебников, разрешенных Минобразованием. Очень трудно управлять вариативной системой, поэтому сейчас идет борьба с вариативностью. Поэтому эти люди претендуют на возврат единообразия.
 
И я очень надеюсь, что откат в едино­образие – это только отголоски прошлого, а не голос большинства, живущего уже в новом тысячелетии, в сетевом, информационном веке.
 
И мне хочется верить, что призыв «назад в будущее» не сможет повернуть вспять вариативные преобразования в образовании нашей страны, чему мы, работающие в разных, разноликих и разнообразных школах, детских садах, центрах творчества детей, посвятили четверть века своей профессиональной жизни.
 
– Одним из результатов преобразований последних лет стало создание гимназий. Это просто новомодный бренд или все-таки есть существенные различия между гимназией и обыч­ной школой?
 
– Гимназическое образование универсальное. Многие считают, что гимназия только для элит, для одаренных, но это не так. Универсальность образования – это главная отличительная черта. Мы учим не предметам, а погружаем в мир деятельности с его универсальными способами мышления и действиями. И урок, например, литературы превращается не в «препарирование» художественного произведения, а в погружение в мир личности автора, глазами которого мы начинаем видеть и исторические реалии, в которых он жил и творил, и географические особенности места его жизни, особенность эпохи, социальные нравы и правила тех лет и пр. И дети вместе с педагогами учатся сравнивать, выделять главное, анализировать, проектировать, мыслить масштабно и, главное, самостоятельно.
 
Дети одаренные, проявляющие особые таланты и способности, – это дети особенные, к ним нужен отдельный подход, точно так же, как к любым особенным детям. Таких школ раньше было не так много (назову лишь несколько в Москве: знаменитая 2-я школа, 57-я школа, наша 52-я, наши соседи – 7-я школа и др.). Это были настоящие «школы культур», которые не учили предметам, а, вовлекая в деятельность, порождали личности, учили отстаивать свою индивидуальность. А индивидуальность всегда сродни непослушанию… С самого первого дня директорства для меня главной стала «формула» известного психолога А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
 
И «непослушные» дети, и «непослушные» педагоги, отстаивая свою индивидуальность, всегда ищут и находят что-то новое, и директору в таком «празднике непослушания» приходится нелегко, но всегда интересно. Интересно потому, что ты окружен личностями и постоянно решаешь задачу создания в школе «социального механизма» без винтиков и шпунтиков, а дома-содружества уникальных личностей. И мне кажется, мы с ней справились. Да, это сложно, но именно в этой сложности и заключается удивительная радость миротворчества. В несложности и однообразии же скрывается скука, апатия, бездействие…
 
– Почему некоторые ученики вспоминают школу с любовью, а некоторые как ад?
 
– На мой взгляд, именно в школе происходит закладка мировоззрения, образа жизни, восприятия мира. Это некий паттерн мировидения. Школу невозможно сделать «идеальным миром», нет идеальных педагогов, директоров, родителей и учеников. Все зависит от настроя, от ценностей, которые есть в школе. Но на то он и идеал, чтобы к нему устремляться.
 
Если в школе ценность – личность ребенка, это один мир, а если только предмет и учебная программа – это другой мир, другой подход, другое восприятие и отношение. Можно не любить предмет, но уважать учителя (недаром же дети ценят в педагогах прежде всего справедливость). Но и учитель-личность прежде всего ценит в своем ученике личность и индивидуальность.
 
Поэтому школу с любовью вспоминают те выпускники, кто ощущал во взаимодействии со взрослыми и сверстниками уважение к себе и ценность себя как личности вне зависимости от успехов по предметам. Там же, где его «измеряли» лишь по шкале предметной успеваемости-неуспешности, в воспоминаниях навсегда остается ощущение своей неполноценности. И с таким эффектом школьного образования человеку приходится жить, перенося свое отношение и на ту школу, в которую придут учиться его дети. «Мы в ответе за тех, кого приручили». А мы, педагоги, еще и в ответе за то, к каким человеческим ценностям приобщили…
 
– Скоро День учителя. Какой, на ваш взгляд, лучший подарок учителю?
 
– Самый приятный подарок учителю – детские записочки, поделки, сделанные своими руками, я их сохраняю до сих пор. И честно признаюсь, хотя мои любимые цветы розы, но учительские годы, а особенно директорские, меня от них отвратили своей «букетной формальностью». Цветы не виноваты, если они становятся обязательным атрибутом профессионального праздника…
 
СПРАВКА
 
По данным Федеральной службы государственной статистики, число учителей в 2014/2015 учебном году по всей России составило 1 052 000 человек, это без руководящих работников и совместителей. А число учеников – 15 млн. То есть в среднем на каждого учителя приходится по 15 детей. Средняя наполняемость московской городской школы – 550–950 человек, частной – от 100 до 200.
 
Общеобразовательных школ в России насчитывается около 44 000, частных образовательных школ 700. Это притом что за период с 1991 по 2015 год было закрыто 25 600 школ.
 
УЧЕБНИКИ И СКАНДАЛЫ
 
На прошлой неделе разразился громкий школьный скандал – в учебнике по обществознанию за восьмой класс под редакцией Анатолия Никитина и Татьяны Никитиной в одной из глав обнаружился абзац, в котором говорится, что «люди, страдающие психическими заболеваниями, не могут быть личностями и не являются гражданами. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности».
 
Учебник между тем прошел все необходимые экспертизы Российской академии наук (РАН) – научную и педагогическую, общественную экспертизу в некоммерческом партнерстве «Лига образования» – и, получив положительные заключения, был включен в федеральный перечень учебников Минобрнауки РФ и отправлен в продажу в марте 2014 года.
 
Сейчас продажи остановлены, издательство – «Дрофа» – в лице главного редактора Руслана Гагкуева дает невнятные комментарии на этот счет, будет проведена дополнительная экспертиза.
 
Правозащитники опубликовали петицию, в которой просят изъять из школ учебник, и написали письмо министру образования России с просьбой разобраться в ситуации. Помимо изъятия книги из школ авторы обращения требуют проверить, не нарушает ли учебник статью 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды).
 
Напомним, что Министерство образования и науки РФ подготовило приказ об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования на 2014/2015 учебный год. Согласно приказу, на данный момент в перечень вошло менее 1,5 тыс. учебников (ранее было свыше 3 тыс. изданий). Помимо этого, образовательные учреждения теперь смогут выбирать учебники только в рамках утвержденного списка – ранее такого ограничения не было.
 
СКОЛЬКО ПЛАТЯТ УЧИТЕЛЯМ
 
С 1 сентября 2013 года введена новая система начисления заработной платы учителей. До этого времени в расчеты были включены компенсационные и стимулирующие выплаты вместе с окладом, который рассчитывался по ставкам. Оклад при этом напрямую зависел от стажа и квалификации. Теперь понятие «ставка» аннулировано, зарплаты всех педагогов равны. Доплаты учителям теперь зависят от начисления премий из специального фонда.
 
По новой системе оплаты труда (НСОТ) учителям для повышения зарплаты необходимо набирать баллы, которые начисляются за участие в региональных, общешкольных, межрегиональных учебных и социальных проектах; общую успеваемость учащихся и их достижения; взаимодействие с родителями; работу с детьми из неблагополучных семей; оформление кабинета и методических пособий.
 
Также прямое влияние на заработную плату оказывает количество учеников, количество учебных часов, разряд и районный коэффициент. Где-то баллы себе проставляют сами учителя, а где-то – администрация школы или специальная группа.
 
НСОТ привязана к нормативно-подушевой системе финансирования, когда школам стало выгодно брать как можно больше детей – от их числа напрямую зависит количество выделенных денег.
 
Средняя зарплата учителя по стране чуть больше 20 000 рублей. При этом в соответствии с НСОТ заработная плата администрации образовательного учреждения является производной от средней зарплаты учителя в школе. Поэтому директор заинтересован, чтобы в коллективе работало как можно меньше людей с как можно большей средней зарплатой, так как при этом увеличивается и его оклад.
 
В результате из школ уволили всех совместителей (ими зачастую были высококлассные специалисты, вузовские педагоги).
 

Автор:  Анна АСТАХОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку