НОВОСТИ
В Ставропольском крае упал российский Ту-22М3
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93949
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24991
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25457
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28143
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26385
sovsekretnoru
НЕМЕЦ, КОТОРЫЙ УШЕЛ ПО-АНГЛИЙСКИ

НЕМЕЦ, КОТОРЫЙ УШЕЛ ПО-АНГЛИЙСКИ

НЕМЕЦ, КОТОРЫЙ УШЕЛ ПО-АНГЛИЙСКИ
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
Совместно с:
30.04.2015
 
ТАЙНА СМЕРТИ РУДОЛЬФА ДИЗЕЛЯ
 
Наверняка всем знакомо слово «дизель». Очень многие знают, что это не просто разновидность двигателя внутреннего сгорания, но и фамилия его изобретателя, знаменитого немецкого инженера Рудольфа Дизеля. И, пожалуй, никто точно не скажет, что случилось с этим самым Рудольфом Дизелем в ночь с 29 на 30 сентября 1913 года. Он бесследно исчез с борта парохода «Дрезден», но вот почему и при каких обстоятельствах? Похоже, это так и останется одной из величайших загадок ХХ века.
 
Если в двух словах, то Рудольф Дизель, родившийся в 1858 году в Париже, по праву относится к числу людей, без изобретений которых научно-технический прогресс был бы невозможен, и сейчас даже сложно себе представить, каким бы был современный мир, если бы изобретатель в далеком 1892 году не подал заявку на получение патента на «новый рациональный тепловой двигатель». Патент этот он получил в Берлинском императорском патентном бюро 23 февраля 1893 года, и выдан он был на «Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу». «Аппарат» Дизеля имел небывалый по тем временам КПД, несравнимый ни с какими существовавшими паровыми машинами.
 
В том же 1893 году на Аугсбургском машиностроительном заводе начались разработки нового двигателя, а первый функционирующий прототип «мотора на тяжелом масле» (то есть на низкокачественном топливе) был создан Дизелем в 1897 году. Его мощность составляла 20 л.с. при 172 об/мин, а КПД был равен 26,2 % (у существовавших двигателей Николауса Отто КПД был 20 %, а у судовых паровых турбин – 12 %). Мотор, названный в честь изобретателя дизелем, оказался очень экономичным, надежным, и работал он на дешевом топливе.
 
В январе 1898 года Дизель открыл собственный завод по производству дизельных двигателей, а в 1908 году был создан первый дизель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив с дизельным двигателем.
 
В 1900 году за свое изобретение Рудольф Дизель получил Гран-при Всемирной выставки в Париже. Неудивительно, что промышленники многих стран проявили к нему большой интерес, однако в самой Германии, как ни странно, к новинке не отнеслись с должным одобрением, что толкнуло выпускника Мюнхенской высшей технической школы искать поддержки в других странах.
 
ТАИНСТВЕННОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ
 
Итак, на родине Дизель не получил должного признания, а посему решил покинуть Германию. Во всяком случае, в сентябре 1913 года он отправился в Лондон, куда его пригласили на торжественное открытие нового завода британской компании Consolidated Diesel Manufacturing Co, которая производила двигатели его конструкции. А еще имеется информация, что Дизель получил ангажемент от Королевского автомобильного клуба и должен был провести в Лондоне несколько лекций.
 
Приглашение знаменитого инженера-изобретателя в качестве почетного гостя было «идеальным предлогом» для поездки в Англию. Но, возможно, для Рудольфа Дизеля была предусмотрена и другая программа. Например, некоторые утверждают, что в Лондоне Дизель собирался предоставить британцам свои новейшие разработки.
 
Как бы то ни было, 29 сентября он прибыл в Антверпен и там взошел на палубу парохода «Дрезден», направлявшегося в английский порт Харвич. Точнее, среди прочих пассажиров на борт парохода взошли трое, при этом Жорж Карельс (George Carels) и Альфред Люкманн (Alfred Luckmann) тут же зарегистрировались в журнале пассажиров, а третий (сам Рудольф Дизель) почему-то не сделал этого. Возможно, просто забыл, ведь все гениальные изобретатели такие рассеянные?
 
Жорж Карельс – это бельгийский инженер и старый друг Дизеля, а Альфред Люкманн – это один из ближайших сотрудников Дизеля по работе на заводе в Аугсбурге. Но вот что удивительно: имя Рудольфа Дизеля вообще не фигурировало в официальном списке пассажиров парохода, хотя места на него явно должны были заказываться заранее. И для Карельса с Люкманном были зарезервированы каюты, а вот для Дизеля – нет. Кстати, логичного объяснения этому факту так никто привести и не смог.
 
Вечером все трое направились в ресторан, и там 55-летний Дизель, находившийся в прекрасном расположении духа, много смеялся, рассказывал о своей семье, делился планами на будущее. В частности, он говорил о предстоящей свадьбе своей дочери, которая должна была состояться через несколько недель (она должна была выйти за барона фон Шмидта), и шутил, что она совершенно разорит его.
 
По свидетельству Карельса и Люкманна, уходя спать примерно в десять вечера, Дизель попросил стюарда разбудить его ровно в 06:15 утра, а затем он закрылся в «своей» каюте. Что за «своя» каюта, если она не была зарезервирована? На этот вопрос тоже пока никто толком не ответил.
 
Ровно в назначенное время, как и положено, стюард постучал в дверь каюты, но пассажир не отозвался. Тогда обеспокоенный стюард открыл дверь каюты запасным ключом. И каково же было его удивление, когда он там никого не обнаружил.
 
Зато все увидели несмятую постель, на ней – вынутую из чемодана и аккуратно разложенную пижаму, а на стене рядом с койкой – карманные часы, причем они были расположены так, чтобы стрелки можно было видеть, лежа на койке. На раковине нашли зубную щетку, в бумажнике – немного денег. Вскоре вахтенный обнаружил на палубе шляпу и плащ Дизеля. Его самого нигде не было. Он словно испарился.
 
Естественно, на «Дрездене» объявили тревогу и провели тщательный обыск. Безрезультатно. Об исчезнувшем пассажире ничего выяснить не удалось – никто из вахтенных никого ночью на палубе не видел.
 
Конечно же, первыми были допрошены Жорж Карельс и Альфред Люкманн, и они очень подробно рассказали о своем вечернем разговоре с Дизелем. Оба этих господина пользовались репутацией весьма солидных людей, и ни у кого не возникло оснований сомневаться в их показаниях. Перепуганный стюард повторял одно и то же: пассажир попросил его разбудить в четверть седьмого, но утром в каюте никого не оказалось…
 
НАХОДКА В МОРЕ
 
А на следующий день бельгийские рыбаки, вышедшие на промысел в устье реки Шельды (по-французски – Эско), выловили в море тело хорошо одетого мужчины. Они хотели доставить утопленника во Флиссинген, но поднялась буря, и они сбросили тело обратно в воду. Но предварительно они сняли с него перстни. А потом по этим перстням один из сыновей Рудольфа Дизеля опознал отца. Точнее, он признал, что они очень похожи на те, что носил его отец. Однако на них не было никаких гравировок, по которым можно было точно определить владельца. А ювелир, у которого изобретатель покупал эти перстни, признал свою работу, однако подчеркнул, что похожие модели у него заказывали многие.
 
Согласно другой версии, тело обнаружил через десять дней экипаж нидерландского судна Coertsen, но оно было в таком состоянии разложения, что капитан отказался поднимать его на борт. Тем не менее моряки забрали себе перстни, а еще очки и карманный нож, и их потом (13 октяб­ря) идентифицировал сын Рудольфа Дизеля.
 
Есть и еще одна версия. Якобы тело утоп­ленника нашли все-таки бельгийские рыбаки, но при нем находились еще и часы. Если это был Рудольф Дизель, то у него часов с собой, стало быть, было несколько?
 
ТОТ САМЫЙ ПАРОХОД «ДРЕЗДЕН» – МЕСТО, ГДЕ РУДОЛЬФА ДИЗЕЛЯ ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ВИДЕЛИ ЖИВЫМ
Фото: harwichanddovercourt.co.uk
 
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
 
Как водится, загадочное исчезновение Рудольфа Дизеля породило множество слухов и версий.
 
В первую очередь, сказали, что он в последние месяцы якобы находился на грани нервного срыва и перенес несколько сердечных приступов. И якобы у него мог случиться очередной сердечный приступ, он вышел на палубу подышать свежим воздухом, облокотился о поручни и упал в воду. В пользу этой версии говорило то, что плащ и шляпу Дизеля утром нашли именно на палубе. Впрочем, эта версия была тут же отметена.
 
Во-первых, лечащий врач Дизеля заявил, что никакие сердечные недуги его пациента не донимали. Во-вторых, высота перил на пароходе «Дрезден» составляла не менее полутора метров, и любой несчастный случай по неосторожности исключался (через них нелегко было перебраться и при желании, а уж упасть случайно – вообще невозможно). Тогда, может быть, исчезнувший пассажир был пьян? Но все знавшие Дизеля в один голос заявили: он в рот не брал спиртного!
 
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: САМОУБИЙСТВО
 
Вслед за этим возникла версия о самоубийстве изобретателя. На ней, кстати, настаивала семья Дизеля – дескать, дела его находились в плачевном состоянии, одолевали кредиторы, чтобы выплатить многочисленные долги покойного, пришлось продать дом и так далее. Якобы Дизелю грозило банкротство, якобы его изыскания финансировали Генрих фон Буз и сам Фридрих Крупп, вложивший в предприятие в Аугсбурге немалые деньги, и теперь пришло время платить по счетам. Да на это на все наложился еще и начавшийся экономический кризис. Потом, кстати, выяснилось, что компания Круппа действительно получила монопольное право использовать изобретения Дизеля на территории Германии.
 
Но все поведение изобретателя накануне исчезновения никак не указывало на депрессию и желание покончить с собой. Он же весь вечер был разговорчив и много шутил. И зачем он приготовил ночную пижаму? А часы на стене каюты? И зачем было просить стюарда разбудить его в точно назначенное время? Разве так ведут себя люди, решившиеся на отчаянный шаг? Да и вряд ли всегда пунктуальный и щепетильный в любых формальностях Дизель ушел бы из жизни, не оставив ни завещания, ни даже прощальной записки тем, кого он так нежно любил.
 
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: УБИЙСТВО
 
Чуть позднее было высказано предположение, что талантливого изобретателя могли убить, например, по заданию конкурирующих фирм, выпускавших паровые машины и бензиновые карбюраторные двигатели. Логика тут заключалась в том, что изобретение Дизеля, работавшее на дешевых мазуте и солярке, отнимало у конкурентов значительный сегмент рынка. Это, кстати, факт. Те же владельцы заводов паровых машин, обогатившиеся на изобретении Джеймса Уатта, объединились против Дизеля, так как его двигатель наносил ущерб их денежным интересам.
 
Недоволен активностью изобретателя был и Эммануил Нобель, племянник Альфреда Нобеля и владелец нефтепромыслов в Баку, купивший в 1898 году лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Именно его завод в Петербурге развернул массовое производство этих двигателей, и именно он приспособил их к работе на сырой нефти. «Русскому дизелю» совсем не нужен был дизель британский, это очевидно, но чтобы за это убить…
 
Или еще вот такой вариант: это убийство, и к нему приложили руку немецкие спецслужбы, которым не хотелось, чтобы в канун вероятной войны британцы, их потенциальные противники, смогли модернизировать свой флот. Логично? Да. Но кто в таком случае был убийцей?
 
А, кстати, зачем, собственно говоря, Дизель вдруг отправился в Англию, и что он там собирался делать? А что если он собирался продать свой патент британцам? Эту гипотезу высказали английские, а потом и американские журналисты. В частности, газета The New York World в 1915 году написала: «Устранение творца принципиально нового двигателя выглядит как обвинение в измене фатерланду. С другой стороны, преследовалась цель сохранить тайну двигателя, необходимого для подводных лодок. Изобретателя сбросили за борт, чтобы патент не попал к англичанам».
 
Эта версия об убийстве долгое время представлялась наиболее правдоподобной и логичной. Более того, некоторые знакомые Дизеля позже вдруг вспомнили, что будто бы он говорил им, что приглашение ему прислал лично Уинстон Черчилль, который в то время был первым лордом Адмиралтейства и прилагал огромные усилия для модернизации британского флота. Якобы немецкий изобретатель нужен был ему в качестве технического консультанта. Так это или нет – однозначно сказать сложно, поскольку сам Черчилль никогда никому не говорил о своем желании встретиться с Дизелем.
 
А ведь командование Королевского флота (Royal Navy) действительно собиралось установить на своих кораблях новые двигатели, изобретенные Дизелем. И главным сторонником модернизации британского флота был адмирал Джон Арбетнот «Джеки» Фишер, который сразу понял, что изобретение немца может значительно расширить акваторию действий боевых кораблей и устранить проблему черного угольного дыма, который задолго предупреждал о том, что корабли должны появиться на линии горизонта. Сэр Фишер еще в 1901 году писал: «Жидкое топливо произведет настоящую революцию в военно-морской стратегии. Это дело чрезвычайной государственной важности». И ему удалось убедить в этом и своего преемника на посту первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. И британское правительство стало владельцем контрольного пакета акций Анг­ло-персидской нефтяной компании…
 
В любом случае, поездка изобретателя дизельного двигателя в Англию не могла остаться незамеченной в Германии, готовившейся к войне. В результате, агенту или агентам генерального штаба было поручено ликвидировать «предателя». И Дизеля сбросили в море, а шляпа и плащ, оставленные на палубе, должны были подкрепить версию о самоубийстве.
 
Кстати, в этом смысле, весьма подозрительной выглядит фигура Альфреда Люкманна. Утверждают, что во время следствия он все время молчал и в голове у него была лишь одна мысль: побыс­трее вернуться в Германию. Сотрудничать со следствием он точно не желал, и это было воспринято крайне негативно. А уже в конце Первой мировой войны один немецкий военнопленный заявил, что это он по заданию немецкой разведки сбросил Рудольфа Дизеля в море, чтобы помешать его переговорам с Британским адмиралтейством. Отлично!
 
Но при этом невольно возникает вопрос: а почему же правительство Германии, решившее убрать Дизеля, само не оценило изобретение, а потом вдруг стало недовольно тем, что его создатель сотрудничает с другими державами? Более того, а зачем вообще нужно было убивать изобретателя, чье детище уже давно производилось на многих заводах мира, в том числе и на британских? Ведь устройство двигателя было известно сотням инженеров, которые сами могли и собрать его, и, если нужно, усовершенствовать. И они делали это. Право же, убивать Рудольфа Дизеля имело смысл лишь до того, как его двигатель поступил в серийное производство.
 
ВЕРСИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: А БЫЛ ЛИ ЭТО РУДОЛЬФ ДИЗЕЛЬ?
 
А вот еще одна достаточно неожиданная версия. А кто вообще сказал, что именно Рудольф Дизель взошел в Антверпене по трапу парохода «Дрезден»? Как уже говорилось, имени изобретателя не оказалось в списках его пассажиров. Поэтому версия о том, что это все-таки был он, основывается лишь на свидетельских показаниях Жоржа Карельса и Альфреда Люкманна, а также корабельного стюарда. Но роль попутчиков Дизеля досконально так и не была выяснена. И можно ли быть уверенными, что никто из команды «Дрездена» действительно не заметил ночью ничего странного?
 
Впрочем, а кто вообще нес ответственность за расследование этого криминального происшествия, имевшего мес­то в открытом море и на немецком корабле? К тому же очень скоро, в июле 1914 года, началась Первая мировая война, и это вообще отодвинуло загадку исчезновения Рудольфа Дизеля на задний план.
 
Получается, если внимательно изучить некоторые детали этой истории, то выяснится, что исчезновение Дизеля, в первую очередь, было выгодно… самому Дизелю. Его финансовые дела на тот момент действительно находились в весьма плачевном состоянии, и все шло к судебному процессу и долговой тюрьме. Так, может быть, гениальный изобретатель просто решил скрыться от кредиторов таким вот замысловатым способом? 
 
То есть на самом деле он не поднимался ни на какой пароход «Дрезден» (поэтому-то его имени и не оказалось в списках пассажиров), не ужинал с друзьями и не просил стюарда разбудить его рано утром. Может быть, он заранее обговорил этот «сценарий» со своими друзьями? Может быть, стюарда просто подкупили?
 
А ведь и в самом деле: никто, кроме этих трех мужчин, не утверждал, что именно Рудольф Дизель присутствовал на пароходе (за ужином им прислуживал все тот же стюард). Плюс в пустой каюте не нашли ни одной вещи, про которую с уверенностью можно было бы сказать, что она принадлежала именно Рудольфу Дизелю. Не оказалось ни документов, ни записной книжки, ни каких-то чертежей. Обнаруженные же часы были без имени владельца, плащ и шляпа – тоже. Их можно было купить в любом магазине. О том, что это вещи Дизеля, известно лишь из показаний все тех же Карельса и Люкманна.
 
Что же касается находки рыбаков, то перстни вроде бы опознал сын Дизеля. Но он вполне мог быть посвящен в планы своего отца. И они вполне могли принадлежать, кому угодно. И, кстати, почему рыбаки не передали тело найденного утопленника властям? И почему они (а это люди явно не самые богатые) взяли себе перстни утопленника, но не тронули его дорогой костюм и кожаную обувь?
 
И еще один «странный» факт, который явно понравится любителям «шпионских страстей» и романов в мягких обложках: через некоторое время после таинственного исчезновения Рудольфа Дизеля его жена Марта вдруг нашла у себя дорожную сумку, в которой находилось 200 тыс. немецких марок, что по тогдашнему курсу было эквивалентно 50 тыс. долларов. Это и по нынешним временам немало, а в 1913 году покупательная способность того же доллара была в 10 раз выше сегодняшней. При этом все платежные документы мужа свидетельствовали о том, что его банковские счета пусты. А еще Марта Дизель заявила, что нашла в бумагах мужа то ли дневник, то ли календарь, и там на дате 29 сентября 1913 года стоял нарисованный якобы его рукой красный крест.
 

Автор:  Сергей НЕЧАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку